Код документа: SU873870A3
(54) СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
1
Изобретение относится к автомобильной промьшшенности, а именно к системам рулевого управления автомобилей .
Известна система рулевого управ- j .ления аитомобиля, содержащая управляющий распределитель, кинематически связанный с рулевым колесом и гидравлически - с исполнительным гидроцилиндром и с дополнительным распре- IQ делителем, гидронасос, приводимый от двигателя автомобиля, гидравлически связанный с первым баком и аварийный гидронасос, приводимый от колес автомобиля и гидравлически связанный со и вторым баком, причем оба упомянутых гидронасоса связаш, с дополнительным распределителем II Недостатком данной системы пвля- 20 ется невысокая се надежность из-.л невозможности подключения аварийногг гидронасоса при остаточном данлении в приводимом от двигателя гидронасосе .25
Цель изобретения - повышение надежности системы.
Указанная цель достигается тем, что дополнительный распределитель выполнен в виде корпуса с осевым отверстием , в котором расположен опорный поршень, установленный в корпусе при помощи упорного кольца, основной и дополнительный золотники, причем между основным золотником и опорным поршнем расположена первая пружина , между опорным поршнем и дополнительным золотником установлена вторая пружина, а в корпусе с возможностью взаимодейст.ия с обоими упомянутыми золотниками со сторон противоположных действию пружин установлены два упорных пальца, при этом торцовая полость, образованная корпусом и дополнительным золотником соединена с гидронасосом, принодимым от колес автомобиля, а торцовая полость , образованная корпусом и эснопчым золотником соединен. г гидронасосом , Г1риводим1 1м от двигателя ашО3 мобиля, а полость, образованная основным золотником и опорным поршнем через дроссель соединена с исполнительным гидроцилиндром, при этом дополнительный золотник выполнен с тор цовым выступом с возможностью вза . имодейетвия с опорным поршнем, а упо мянутые упорные пальцы выполнены в виде электрических контактных штифтов . На фиг. 1 изображен продольный разрез распределителя и гидравлическая схема системы рулевого управления при неработающих гидронасосах; на фиг. 2 - частичный разрез распределителя; на фиг. 3 - распределитель в нормальном положении во время движения автомобиля-, на фиг. 4 - рас пределитель после прекращения работы гидронасоса, приводимого в действие от двигателя автомобиля; на фиг. 5 принципиальная схема рулевого управл ния. В отверстии, корпуса I дополнитель ного распределителя соосно расположе ны оДин за другим основной золотник 2, опорный поршень 3 и дополнительный золотник А. Торцовая сторона 5 о новного золотника 2 направлена в сто рону торцовой полости 6, которая гид ролинией 7 соединена с первым контуром , состоящим из гидронасоса 8, про водимого от двигателя, соединенного гидролинией 9 с йервым баком 10 и из клапана - ограничителя 11 давления. Торцовая сторона 12 дополнительного золотника 4 образует торцовую полость 13, которая посредством гидролинии 14 соединена со вторым контуро состоящим из аварийного гидронасоса 15, второго бака 16 и клапана - огра ничителя 1 давления. Благодаря клапанам-ограничителям 11 и 17 давления обоих контуров обеспечивается ограничение максимально допустимого давления . Между основным золотником 2 и опорным поршнем 3 помещена первая пружина 18, которая в нерабочем поло жении гидронасосов 8 и 15 поддер; сивает эти элементы в исходном положении (фиг. 1). Гидролинией 19 гидронасос 15 соединен со вторым баком 16 Основной золотник 2 контактирует с упорным пальцем 20 (фиГ. 2), а опорный поршень - с упорным кольцом 2I. Дополнительный золотник 4 также находится в исходном положении, он при жат второй пружиной 22 к упорному пальцу 23. Упорные пальцы 20 и 23 выполнены в виде электрических контактных пальцев. Благодаря примыканию золотников 2 и 4 к упорным пальцам 20 и 23 замыкаютс:я обе электрические цепи , в результате чего (при включенном зажигании) вспыхивают контрольные лампочки .24 и 25, расположенные на пульте управления. Это значит, что ни один из гидронасосов 8 и 15 не подает рабочую жидкость. Система рулевого управления имеет, как известно, управляющий распределитель 26, направляющий масло к исполнительному гидроцилиндру 27. Так как автомобиль не движется и, следовдтельно не управляется, то управляющий распределитель 26 находится в нейтральном положении. На фиг. 3 распределитель 26 показан в нормальном положении при движении автомобиля, причем гидронасос 8, работающий от двигателя автомобиля , при переходе управляющего распределителя 26 в положение управления, подает рабочую жидкость к гидроцилиндру 27. Приводимый в действие задними колесами аварийный гидронасос 15 подает масло в бак 16. По сравнению с фир. 1 теперь основной золотник 2 находится под воздействием давления, от гидронасоса 8, на торцовую сторону 5 и сдвинут из своего исходного положения влево, в направлении противодействующей первой пружины 18. В результате этого основной золотник 2 отходит от упорного пальца 20, и контрольная лампочка 24, показывающая готовность к работе, гаснет. Опорный поршень 3, на который также действует первая пружина 18, вступает в контакт с упорным кольцом 21. Гидронасос 8, приводимый в действие двигателем автомобиля , теперь соединен продольным каналом 28, поперечными каналами 29 и 30, открытой кольцевой выемкой поршня 31, пазом 32 корпуса I с гидролинией 33, которая через управляющий распределитель 26, соединена,например , с правой полостью гидроцилиндра 27. Поршень 34 передвигается влево . Вытесняемая из другой полости гидроцилиндра рабочая жидкость направляется по гидролинии 35 через открытую выемку поршня 36, паз корпуса 37 и гидролинию 38 в бак 10. Отверстие 39 соединяет расположенную напротив полости 6 камеру для ;пружины 40 через отверстие 41 и дрос сель 42 с-ГИД .inacocoM 8. Аварийный гидронасос 15 нагнетает рабочую жидкость через гидролинию 43 в полость 13, и- создает давле ние на торцовую сторону 12 дополнительного золотника 4. Прилегающий в исходном положении к упорному пальцу 23 дополнительный золотник 4 сдвигается вследствие этого в сторону пр тиводействующей пружины 22 вправо, в результате чего гаснет также соот ветствующая контрольная лампочка 25. Регулируемый дополнительным золотником 4 паз корпуса 44 открывается, и рабочая жидкость поступает по гидролинии 45, открытой выемке поршня 46, пазе в корпусе 47 и гидролинии 48 в бак 16 аварийного гидронасоса 15. На фиг. 4 показан распределитель в аварийном положении после остановки гидронасоса 8, приводимого в действие двигателем автомобиля.. Вследст вие отсутствия потока рабочей жидкос ти от гидронасоса 8 пружина 18 сдвигает основной золотник 2 вправо, в результате чего он приходит в соприкосновение с упорным пальцем 20. Вследствие этого замыкается электрическая цепь контрольной лампочки 24, которая показывает выход из строя од ного контура. Теперь канавка поршня 31 через щель 49 соединена с пазом корпуса 50, который через гидролинию 51 и паз в корпусе 37 соединен с баком 10. Поэтому с гидролинии 7 гид ронасоса В нагрузка снимается. При перемещении управляющего распределителя 26, происходит поворот управляемых колес, в результате которого по ток рабочей жидкости от аварийного гидронасоса 15 сдвигает дополнительный золотник 4 в правое крайнее поло жение до упорного кольца 21. При этом сдвигается также опорный поршень 3, который, в свою очередь, держит основной золотник 2 в уже описанном пр вом крайнем положении. Через широко открытый паз в корпусе 44, гидролинию 45, выемку поршня 46, паз 32 в Kopnycfe 1 и, гидролинию 33 снабжение рабочей жидкостью гидроцилиндра 27 мЬжет осуществляться с помощью авари ного гидронасоса 15. В камеру для пружины 52 дополнительного золотника 4 ведет соединительное отверстие 53, в результате чего создаваемое аварийным r йдpoнacoco t 15 и действую щее на торцовую сторону 2 давление оказывает действие также на обратную сторону опорного поршня 3. При описанном переключении основного золотника 2 в аварийное положение пружина 18 получает дополнительное усиление . Например, если гидронасос, приводимый в действие двигателем автомобиля , еще подает некоторое количество гидравлической жидкости, то оно, как уже указывалось ранее, через вспомогательную гидролинию 51, гидролинию 38 поступает в бак 10. Гидролиния 35, принимающая рабочую жидкость от гидроцилиндра 27, соединена через выемку поршня 36 и паз корпуса 47 с баком 16 и аварийным гидронасосом 15. Таким образом, усилитель рулевого управления сохраняет полностью свою работоспособность. Благодаря тому, что подаваемая гидронасосом 8, работающим от двигателя автомобиля, в гидроцилиндр рабочая жидкость проходит через дроссель 42, то уже при уменьшении количества поступающей жидкости основной золотник 2 сдвигается вправо в аварийное положение и включает аварийный гидронасос 15. В аварийном положении в результате полного или частичного выхода из строя гидронасоса 8, приводимого в действие двигателем автомобиля и вызванного этим уменьшения поступаемой жидкости, давление рабочей жидкости на обе торцовые стороны выравнивается , благодаря чему золотник прижимается к упорному пальцу 20. В результате этого, гидронасос 8 подключается к баку 10. Остаточное давление в гидролинии 7, вызванное частичным выходом из строя гидронасоса 8, в результате этого устраняется. Подача рабочей жидкости в гидроцилиндр осуществляется теперь аварийным гидронасосом 15. Формула изобретения 1. Система рулевого управления автомобиля, содержащая управляющий распределитель, кинематически связаный с рулевым колесом и гидравлически - с исполнительным гидроцилиндром и с дополнительным распределителем, гидронасос, приводимый от двигателя автомобиля, гидравлически связанный с первым баком и апариСгный гидронасое , приводимый от колес автомобиля и ГиД ав-лически связанный со вторым «TaiCoM, причемоба упомянутых гидронасоса связаны с дополнительньи распределителем , отличаю щаяс я тем, что, с целью повышения надежности дополнительный распределитель выполнен в виде корпуса с осевым отверстием, в котором расположены опорный поршень, установленный в корпусе при помощи упорного кольца , основной и дополнительный золотники , причем между основным золотником и опорным поршнем расположена первая пружина, мелсду опорным поршнем и дополнительным золотником установлена вторая пружина, а в корпусе с возможностью взаимодействия с обойми упомянутыми золотниками со сторон противоположных действию пруин установлены два упорных пальца, ри этом торцовая полость образоанная корпусом и дополнительным зо738708
лотником соединена с гидронасосом приводимым от колес автомобиля, торцовая полость, образованная корпусом и основным золотником,соединена 5 с гидронасосом, приводимым от двигателя автомобиля, а полость, образованная основным золотником и опорным поршнем,через дроссель соединена с исполнительным гидроцилиндром
2. Система по п. 1, о т л и ч а ю щ.а я с я тем, что дополнительный золотник выполнен с торцовым выступом с возможностью взаимодействия с опорнымпоршнем.
3.Система по п.1,.о тли ч а юЩ а я с я тем, что упомянутые, упорные пальцы выполнены в виде электрических контактных штифтов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.. Патент ФРГ № 1157945, кл. В 62 D 5/06, 1975 (прототип). 12 Ч 52 f/ /
j7 л ., .т g щщ f 3 Л/ „ 4( 7/1 V 46 гз
38IJ
1В
15
8
фигМ
10
.
I