..
Изобретение относится к объемному
гидроприводу и может быть использовано , например, в гидростатических устройствах управления автомобилей
. .
Известны поворотные золотниковые гидрораспределители для роторно-поршневой
машины, насоса или гидродвигателя , в частности для гидростатических устройств управления автомобилей
, содержащие зубчатое колесо с жестким корпусом и внутренними зубьями и установленное в нем имеющее на
один, зуб меньше зубчатое колесо с наружными зубьями, которое через имеющую
ограниченную свободу поворота шарнирную муфту соединено с валом машины и через- поводковое соединение
- с установленным во внутреннем отверстии корпуса с возможностью перемещения
в осевом направлении поворотным золотником, причем образованные между профилями зубьев зуЬчатого
кольйа и зубчатого колеса вытеснительные ячейки через осевые каналы , выполненные в корпусе в количестве
, равном числу впадин между зубьям зубчатого кольца, и через входящие в
внутреннее отверстие корпуса управляющие отверстия соединены с поворотным
золотником, который на своей наружной поверхности имеет две системы ограниченных в осевом направлении
распределительных продольных канавок расположенных с возможностью взаимодействия
с напорным каналом и с двум цилиндрическими канавками, которые постоянно связаны с исполнительными
гидролиниями и вьтолнень с возможностью сообщения со сливными канавками Ю и 2.
В известных гидрораспределителях золотник является толстостенным, таккак канавки для привода золотника
от зубчатого колеса, выполненные во внутреннем отверстии золотника находятся в области распределительных
продольных канавок, что обуславливает значительные габариты гидрораспрёделителй
, сложность его конструкции и недостаточно высокую технологичность .
Цель изобретения - уменьшение габа1 йтов , упрощение конструкции и повышение
т ехнологичности гидрораспределителя .
Поставленная цель достигается
тем, что в. поворотном ЗОЛОТРШКОВОМ гдцрораспределителе для роторнопоршневой
машины, насоса или гвдродвигателя , в частности для гидростатических устройств управления автомобилей
, содержащем зубчатое кольцо с жестким корпусом и внутренними зубьями и установленное в нем имеющее
на один зуб меньйе зубчатое колесо с наружными зубьями, которое через имеющую ограниченную свободу
поворота шарнирную муфту соединено с валом машины и через поводковое
соединение - с установленным во внутреннем .отверстии корпуса с возможностью
перемещения в осевом направлении поворотным золотником, причем образованные между профилями зубьев
зубчатого кольца и зубчатого колеса вытеснительные ячейки через осевые
каналы, выполненные в корпусе в количестве , равном числу впадин между
зубьями зубчатого кольца, и через входящие до внутреннее отверстие
корпуса управляющие отверстия соединены с поворотным золотником, который
на-своей наружной поверхности имеет две системы ограниченньгх в осевом направлении распределительных
продольных канавок, расположенных с возможностью взаимодействия с напорным
каналом -и с двумя цилиндриескими канавками, которые постоянно связаны с исполнительными гидроиниями
и выполнены с возможностью сообщения со сЛивными канавками, расределительные канавки обеих систем
выполнены соосными в осевом направлении , а выходящие из осевых каналов
управляющие отверстия одной системы распределительных продольных канавок на входе во внутреннее отверстие
корпуса смещены в угловом направлении по отношению к входам управляющих
отверстий другой системы распределительных продольных канавок, выхо дящих из соответствующих осевых каналов
. Обе системы распределительных продольных канавок расположены на
концах поворотного золотника. Поворотный золотник имеет сквозной осевой внутренний профиль с продольными
канавками для сообщения напорного канала с распределительными продольными канавками.
Управляющие отверстия выполнены в виде сверлений, оси которых смещены
относительно плоскостей, проходящих через ось поворотного золотника и оси соответствующих осевых каналов
. Оси-выполненных в виде сверлений управляющих отверстий отклонены относительно
плоскости, перпендикулярнсш оси поворотного золотника. На фиг. 1 представлена конструктивная
схема гидрораспределителя; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.
Поворотный золотниковый гидрораспределитель для роторно-поршневой машины, насоса илигидродвигателя,
в частности для гидростатических устройств управления автомобилей, со держит зубчатое кольцо 1 с жестким
корпусом 2 и внутренними зубьями 3 и установленное в нем имеющее на один зуб меньше зубчатое колесо 4с
наружными зубьями 5, которое через имеющую ограниченную свободу поворота
шарнирную муфту 6 соединено с ва лом 7 машины и через поводковое сое динение 8 - с установленным во внут
реннем отверстии 9 корпуса 10 с воз можностью перемещения в осевом направлении поворотным золотником 11,
причем образованные между профилями зубьев 3, 5 зубчатого кольца 1 и зу
чатого колеса 4 вытеснительные ячей ки 12 через осевые каналы 13, выпол
ненные в корпусе 10 в количестве, равном числу впадин между зубьями 3
зубчатого кольца 1, и через входящи во внутреннее отверстие 9 корпуса 1 управляющие отверстия 14 и 15, сосдинены с поворотным золотником 1t, который
на своей наружной поверхности 16 имеет две системы 17 и 18 ограниченньпс в осевом направлении продольных
канавок 19 и 20, расположенных с возможностью взаимодействия с напорньм
каналом 21 и с двумя цилиндрическими канавками 22 , которые постоянно связаны с исполнительными
гидролиниями 24, 25, и выполнены с возможностью сообщения со сливными
канавками 26 и 27. Распределительные продольные-канавки 19 и 20 обеих систем
17 и 18 выполнены соосными в осевом направлении, а выходящие из осевых
каналов 13 управляющие отверстия 14 одной системы 17 распределительных продольных канавок 19 на входе
во внутреннее отверстие 9 корпуса 10 смещены в угловом направлении по отношению
к входам управляющих отверстий 15 другой системы 18 распределительных продольных канавок 20,
выходящих из соответствующих осевых каналов 13. Обе системы 17 и 18 распределительных
продольных канавок 19 и 20 расположены на концах 28 и 29 поворотного золотника 11.
Поворотный золотник 11 имеет сквозной осевой внутренний профиль 30 с
продольными канавками 31-33 для сооб-щения напорного канала 21 с распределительными
продольными канавками 19 и 20. Управляющие отверстия 14 и 15 выполнены
в виде сверлений, оси которых смещены относительно плоскостей 34,
проходящих через ось поворотного золотника 11 и оси соответствующих осевых каналов 13.
Оси выполненных в виде сверлений управляющих отверстий 14 и 15 отклонены
относительно плоскости, перпендикулярной оси поворотного золотника 1 1 .
Напорный канал 21 связан с насосом 35 и с канавкой 26 корпуса О, а
сливные канавки 26 и 27 - с баком 36. Вытеснительные ячейки 12 связаны с
осевыми каналами 13 через отводные каналы 37. Корпус 10, промежуточное
кольцо 38, зубчатое кольцо 1 и крьшки 39 и 40 стянуты болтами 41. Поводковое соединение 8 содержит
торсион42, два поводковых пальца 43 и 44, первьй из которых входит в зацеплеиие с зубчатым колесом 4, а второй - с золотником 11. Через палец 44, паз 45 и винтовой
профиль 46 золотник 11 связан с валом 7 машины. . Исполнительные гвдролинии 24 и 25
связаны с рабочими полостями 47 и 48 сервомотора 49. Поворотный золотниковый гидрораспределитель
работает следующим образом . При вращении вала 7 выбирается
зазор между поводковь пальцем 44 и Пдзом 45, в результате чего золотни1к 11 смещается по оси через винтовой
профиль 46 и также начинает вращаться . Вместе с валом 7 через поводково
соединение. 8 вращается также зубчатое колесо 4, обкатываясь по зубчатому
кольцу 1. При этом увеличиваются или уменьшаются в объеме вытесни .тельные ячейки 12. Рабочая жидкость
из уменьшающихся ячеек 12 вытесняется через осевые каналы 13 в управляющие отверстия 15. В зависимости
от направления осевого смещения золотника 11 (например, вверх по
.чертежу) канавки 20 связывают управляющие отверстия 15 через канавку 23 гидролинию 25 с .рабочей полостью 48 сервомотора 49, рабочая полость 47
которого сообщается с баком 36 через гидролинию 24 и канавки 22 и 26.
Продольные канавки 19, выходя за торец корпуса 10 сообщаются с напорным
каналом 21, однако, будучи смещенными в угловом Направлении относительно
упр авляющих отверстий 14, не участвуют в процессе управления движением
сервомотора 49, а лишь предотвращают утечку из каналов 13. Соосное расположение продольных
канавок 19 и 20 обеих систем 17 и 18 обеспечивает возможность их одновременного
изготовления двумя фрезами за один ход, зкономя половину делительных
операций по сравнению с процессом изготовления известных гидрораспределителей ,
Кроме ТОГО, несмотря на тонкостенность золотника 11, соосное расположение
канавок 19 и 20 позволяет расположить между зтими канавками сквозные продольные канавки 31-33 для
взаимодействия с поводковым пальцем 44 и для прохода рабочей жидкости из напорного канала 21.