Код документа: SU1190980A3
1 .
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а более конкретно - к системам рулевого управления транспортных средств.
Известно гидростатическое рулево управление транспортного средства, содержащее ручной шестеренчатьш насос , имеющий установленное неподвижно относительно корпуса зубчатое кольцо с внутренними зубьями и шестерню с внешними зубьями, расположенную внутри зубчатого кольца, количество зубьев шестерни на один меньшеJ чем количество зубьев зубчатого кольца, карданный вал соединяющий приводной вал с шестерней и установленный с возможностью поворота и осевого перемещения относительно корпуса, и пружинные элементы, причем поворотный распределительньй золотник гидравлически соединен с гидронасосом, гидробаком и через ручной шестеренчатый насос - с гидроцилиндром lj .
Однако известное рулевое управление имеет недостаток, заключающийся в том, что из-за несоосности между ведущим валом и поворотным распределительным золотником, например, вследствие повьш1енного трения, происходит заклинивание поворотного распределительного золотника в корпусе .
Целью изобретения является повышение надежности работы.
Указанная цель достигается тем, что гидростатическое рулевое управление снабжено установленной внутри распределительного золотника соединительной карданной компенсирующей муфтой,шарнир которой выполнен с крестовым шлицем, связанной с приводным валом, карданным валом, а также посредством, вьшолненного направляющего ребра и винтовой нарезки - с распределительным золотником причем пружинные элементы соединены с одной стороны с соединительной мусЬтой, а с другой - с карданным валом и зафиксированы от их взаимного поворота.
Винтовая нарезка выполнена трехзаходной , кроме того, устройство снабжено пальцем, а на соединительной муфте выполнены два противоположно f acположенных шлица, ограниченных- соответствующими сторонами, .причем соединительная муфта установ909802
лена с возможностью взаимодействия с пальцем, который закреплен в карданном валу без зазора.
На фиг.1 изображено гидростатическое рулевое управление{ на фиг.2поперечный разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - поперечный разрез Б-Б на фиг.1} на фиг.4 - поперечньй разрез В-В на фиг.1.,
10 Зубчатое кольцо 1 с внутренними зубьями установлено (фиг.1-3) между крышкой 2 и направляющим промежуточным кольцом корпуса 3 и соединено с ней и с другой изолирующей крьш1кой
5 4 посредством винтов 5. Шестерня 6 с внешними зубьями, имеющая на один зуб меньше, чем зубчатое кольцо 1, образует с зубчатым кольцом 1 между зубьями обеих частей и примыкающими
0 к шестерне 6 торцовыми поверхностями крьш1ки 2 и корпуса 3 вытеснительные ячейки 7.
Шестерня 6 через карданный вал 8 и поводок 9 соединена с боков.ым зазором с соединительной муфтой 10, которая,- в свою очередь , через шарнир 11 с крестовым шлицем соединена без возможности вращения с ведущим валом 12..- Во внутреннем отверстии 13 корпуса 3 установлен поворотный распределительный золотник 14 соосно с соединительной муфтой 10, установка которой происходит с помощью направлякице5 го ребра 15. В соединительной муфте 10, как и в поворотном золотнике, предусмотрена трехзаходная резьба 16 и 17. Соединительная муфта 10 через эту установлена в поворотном золотнике 14.
Поворотный золотник 14 через трехзаходную резьбу 16 и 17 имеет возможность осевого смещения относительно .соединительной муфты 10 и ограниченного поворота до упоров 18. Между соединительной муфтой 10 и карданным валом 8 установлена пара плоских пружин 19 и 20. Два поводка 9 и 21 служат для всестороннего шарнирного
0 соединения без возможности поворота между шестерней 6„ карданным валом 8 и поворотным золотником 14.
Таким образом, относительный поворот между соединительной муфтой 10 и
5 карданным валом 8 возможен до упоров 18, которые -ограничивают два расположенных друг против друга шлица 22 в ёоединительной муфте 10. В эти радиальиые шлицы 22 заходит поводок 9 (фиг.З), соединенный без возможности поворота с кардайным валом 8. При этом поводок 9 установлен радиально без зазора во внутреннем отверстии соединительной муфты 10. Чтобы установить соединительную муфту 10 без возможности аксиального смещения, она, с одной стороны, . опирается на упорную поверхность 23 ведущего вала 12, а, с другой стороны , на упорную поверхность 24 упорно го диска 25, причем упорный диск 25 в свою очередь, опирается на карданный вал 8. Для регулирования давления и распределения рабочей жидкости корпус 3 и поворотньш золотник 14 выполнены следунмцим образом: центральная подводящая канавка 26 подсоединена к гидронасосу 27 и соединена с внутрен ней.частью поворотного золотника 14 через подводящий канал 28. Две со-, седнье с подводящей канавкой 26 от- водя1дке канавки 29 и 30 сообщены с гидробаком 31. Каждая из расположенных возле отводящих канавок 29 и 30 цилиндрич.еских канавок 32 или 33 соединена содной из обеих камер 34 или 35 гидроцилиндра 36. На внешней боковой поверхности поворотного золотника 14 известным образом установлены кольцевые канавки, которые в нейтральном положении поворотного золотника 14 дают возможность цирку ляции рабочей жидкости почти без потерн давления от гидронасоса 27 к гидробаку 31 рабочей жидкости, а в аксиально смещенном положении поворотного золотника 14 перекрывают свободное протекание и соединяют од ну из обеих цилиндрических канавок 32 или 33 с одной из обеих отводящих канавок 29 и 30. На концах поворотного золотника установлены две системы 37 и 38 равномерно распределенных по периметру распределительных канавок 39 или 40. Распределительные продольны канавки 39 и 40 обеих систем 37 и 3 расположен со смещением одна относи . тельно другой на половину деления зубьев зубчатого колеса. Кроме того, предусмотрены необхо димые сквозные продольные канавки 41 и 42 и сквозной внутренний профи с канавками 43 для подачи рабочей жидкости от подводящего канала 28 к одной из систем 38 распределительных продольных канавок 40. Распределительные продольныеканавки 39 и 40 перекрыты в нейтральном положении поворотного золотника14 . В положениях поворота поворотного золотника 14 распределительные продольные канавки 39 одной из систем 37, в зависимости отнапраарения поворота, соединены с подводящим каналом 28 или цилиндрической канавкой 32, а распределительные продольные канавки 40 другой системы 38 - с цилиндрической канавкой 33 или с подводящим каналом 28. i Соединение вытеснительных ячеек 7 с распределительными продольными канавками 39 и 40 происходит через направляющие каналы 44, осевые каналы 45 и две системы распределительных отверстий 46 и 47. Выполнение направляющих каналов 44 и осевых каналов 45 известно. Число осевых каналов 45 соответствует числу впадин между зубьями шестерни 1. . Распределительные отверстия 46 и 47 выполнены как сверленные отверстия , которые начинаются от осевых каналов 45 икончаются во внутреннем отверстии 13 корпуса 3. При этом в каждом случае от осевого отверстия 45 начинаются два распределительных отверстия 46 и 47, например, от осевого канала 48 - отверстия 49 и 50. Одно отверстие 49 ведет к одной из систем 3-7 и распределительньм продольным канавкам 39, другое отверстие 50 ведет к другой системе 38 распределительных продольных канавок 40. При повороте рулевого колеса соответственно поворачивается ведущий вал 12 и через шарнир 11 с крестовым шлицем соединительная муфта 10 против усилия обеих плоских пружин 19 и 20. Обе плоские пружины установлены с выпуклостью в осевом продольном направлении и своей выпуклостью опираются в центре друг на друге. выгнутыми с обеих сторон концами 51 и 52 они опираются на соосные между собой опорные поверхности 53 и 54 соединительной муфты и пружинящей опоры 55, которая соединена без воз можности вращеиия с карданным вало 8. На фиг.2 показан поперечный разрез гидростатического рулевого управления с усилителем в нейтральном по-
ложении с соосными опорными поверхностяю 53 и 54, вследствие чего. прзгжинящие элементы воздействуют только в окружном направлении.
Поворот приводного вала 15 вызывает смещение золотника 14 в его рабочее положение. Если воздействующее на ведущий вал 12 усилие направлено против действия пружин, то последние снимаются, и потенциальная энергия, которая накоплена в плоских пружинах 19 и 20, является достаточно большой
чтобы сместить поворотный золотник 14 через трехзаходнуюрезьбу 16 и 17 снова в его нейтральное положение.
5 Вследствие того, что соединительная муфта Ю отделана от ведущего вала 12 и установлена в поворотном золотнике только посредством направляющего ребра 15 и трехзаходной резьбы, 10 радиальные составляющие сил, которые могли бы привести к заклиниванию золотника 14 во внутреннем отверстии, .таким образом, исключены..
1. ГИДРОСТАТИЧЕСКОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСТОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее ручной шестеренчатый насос , имеющий установленное неподвиж- но относительно корпуса зубчатое кольцо с внутренними зубьями и шестерню с внешними зубьями, расположенную внутри зубчатого кольца, количество зубьев шестерни на один меньше , чем количество зубьев зубчатого кольца, карданный вал, соединякнций приводной вал с шестерней и установленный с возможностью смещения в боковом .направлении его конца, соединенного с шестерней, распределительный золотник, :устаноБленный с возможностью поворота и осевого перемещения относительно корпуса,, и пружинные элементы, причем . распределительный золотник гидравлически соединен с гидронасосом, гидробаком и через ручной шестеренчатый насос - с гидроцилиндром, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы,оно снабжено установленной внутри распределительного золотника соединительной карданной компенсирующей муфтой, шар7 нир которой выполнен с крестовым шлицем,.связанной с приводным валом, карданным валом, а также посредством выполненного направляющего ребра и винтовой нарезки - с распределительным золотником, причем пружинные элементы соединены с одной стороны с . I соединительной муфтой, а с другой СО С карданным валом и зафиксированы от их Взаимного поворота. 2. Управление транспортного средства по п.1, отличающеес я тем, что указанная винтовая нарезка выполнена трехзаходной. : 3. Управление транспортного средства по П.1, о тл ич а юще е с я тем, что оно снабжено пальцем, а на соединительной муфте выполнены два противоположно расположённых шлица, СХ) ограниченных соответствуюпщми сторонами , причем соединительная муфта установлена с возможностью взаимодействия с пальцем, который закреплен в карданном валу без зазора.