Код документа: RU2638332C1
Изобретение относится к транспортным средствам на полозьях для перевозки тяжеловесных грузов, в том числе грузовых контейнеров, которые могут использоваться, к примеру, в ходе «северного завоза».
Известны транспортные сани, содержащие полозья, вертикальные стойки, продольные и поперечные элементы, связывающие вертикальные стойки между собой в их верхней части, и транспортную базу. Вертикальные стойки закреплены на полозьях через равные промежутки. Транспортная база выполнена в виде полозьев, имеющих доборные консольные элементы, закрепляемые в продольном направлении через фланцы. Закрепление стандартного грузового контейнера на санях обеспечивается съемными фиксаторами. Габариты саней в разобранном виде соответствуют внутренним размерам стандартного грузового контейнера, перевозимого на них (см. RU №2496672, B62B 13/16, 2012).
Недостатком известного решения является то, что неразборная часть транспортной базы имеет габариты, превышающие внутренним размерам грузового контейнера, занимая всю длину и ширину. Такое решение не позволяет удешевить значительные затраты на перевозку, размещая внутри контейнера дополнительное технологическое оборудование или груз.
Известны также разборные транспортные сани, содержащие полозья с одинаковым профилем спереди и сзади, скрепленные между собой съемными поперечными элементами в их верхней части, выполненные с возможностью размещения стандартного грузового контейнера, снабженные фиксаторами контейнера (см. RU №2576855, B62B 13/16, 2016).
Недостатком известного решения является то, что габариты саней в разобранном виде несколько меньше внутренних размеров стандартного грузового контейнера, т.е. ширина саней меньше ширины контейнера, высота которого больше ширины, причем ширина самих полозьев мала. Таким образом, поперечная устойчивость саней на пересеченной местности и поворотах недостаточна, также велика удельная нагрузка на опорную поверхность, что снижает проходимость саней по зимникам и снегу и требует использовать более мощные тягачи. Кроме того, массо-габаритные характеристики саней велики, т.к. они рассчитаны на полное восприятие веса контейнера.
Задачей, для решения которой предлагается изобретение, является повышение поперечной устойчивости саней и их проходимости, а также снижение массы саней за счет обеспечения совместной работы саней и корпуса металлического грузового контейнера (являющегося самостоятельной несущей конструкцией, обладающей достаточной прочностью).
Технический результат проявляется как повышение поперечной устойчивости саней и их проходимости, поскольку возрастают и ширина саней, которые становятся существенно шире, чем контейнер, и ширина полозьев, что снижает удельное давление от груженых саней, кроме того, снижается масса съемных поперечных элементов, поскольку поперечная прочность саней обеспечивается «работой» корпуса контейнера.
Для решения поставленной задачи разборные транспортные сани, содержащие полозья с одинаковым профилем спереди и сзади, скрепленные между собой съемными поперечными элементами в их верхней части, выполненные с возможностью размещения стандартного грузового контейнера, снабженные фиксаторами контейнера, отличаются тем, что полозья выполнены в виде закрытых корпусов, полости которых размещены вертикальные, поперечные, несущие перегородки, скрепленные с горизонтальными, верхней и нижней и вертикальными боковыми стенками, при этом на верхней кромке каждой поперечной несущей перегородки симметрично ей закреплена горизонтальная пластина, включающая круглый участок, переходящий в прямоугольный, торец которого жестко и герметично, сопряжен с нижней кромкой прямоугольного выреза внутренней вертикальной боковой стенки полоза, с образованием фиксирующего паза, для чего периметр названной детали, кроме ее торца, жестко и герметично скреплен с вертикальной стенкой, верхняя кромка которой жестко и герметично скреплена с кромкой аналогичного по форме выреза, выполненного в верхней стенке полоза, а вертикальные торцы которой скреплены с вертикальными кромками прямоугольного выреза внутренней вертикальной боковой стенки полоза, при этом съемные поперечные элементы выполнены в виде балок, концы которых снабжены головками в виде цилиндров, диаметры которых больше ширины балок, при этом головки балок размещены в пазах, причем верхние стенки балок размещены заподлицо с верхней поверхностью полозьев, кроме того, фиксаторы контейнера выполнены в виде боковых упорных выступов, скрепленных с полозом и снабженных фиксирующими петлями, выполненными с возможностью пропускания через них строп-лент, концы которых заведены на форкопфы, кроме того, полозья снабжены одинаковыми буксирными петлями, жестко скрепленными стержнями с обращенными к ним поперечными несущими перегородками, причем буксирные петли выполнены с возможностью, шарнирного и разъемного скрепления с буксирными дугами. Кроме того, между дном и стенками пазов и обращенными к ним поверхностями головок балок и соответствующими участками балок размещены прокладки из морозостойкого эластичного материала. Кроме того, периметр контейнера охвачен горизонтально размещенной строп-лентой, концы которой заведены на форкопф. Кроме того, ширина полоза составляет не менее трети ширины контейнера. Кроме того, вертикальные, поперечные, несущие перегородки жестко скреплены друг с другом, продольными распорками. Кроме того, полости полозьев заполнены вспененным синтетическим материалом, например, полиуретаном
Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию "новизна".
При этом признаки отличительной части формулы изобретения обеспечивают решение комплекса функциональных задач.
Признак «полозья выполнены в виде закрытых корпусов, полости которых размещены вертикальные, поперечные, несущие перегородки скрепленные с горизонтальными, верхней и нижней и вертикальными боковыми стенками» обеспечивает надежное восприятие вертикальных нагрузок, за счет превращения полоза в сотовую конструкцию.
Признаки, указывающие, что «на верхней кромке каждой поперечной несущей перегородки, симметрично ей, закреплена горизонтальная пластина, включающая круглый участок, переходящий в прямоугольный, торец которого жестко и герметично, сопряжен с нижней кромкой прямоугольного выреза внутренней вертикальной боковой стенки полоза, с образованием фиксирующего паза, для чего периметр названной детали, кроме ее торца, жестко и герметично скреплен с вертикальной стенкой, верхняя кромка которой жестко и герметично скреплена с кромкой аналогичного по форме выреза, выполненного в верхней стенке полоза, а вертикальные торцы которой скреплены с вертикальными кромками прямоугольного выреза внутренней вертикальной боковой стенки полоза», обеспечивают формирование пазов, в которых будут размещены головки съемных поперечных элементов.
Признаки, указывающие, что «съемные поперечные элементы выполнены в виде балок, концы которых снабжены головками в виде цилиндров, диаметры которых больше ширины балок», обеспечивают возможность оперативного скрепления полозьев поперечными связями, необходимого до закрепления контейнера на санях.
Признаки, указывающие, что «головки балок, размещены в пазах», выполненных на верхней поверхности полозьев, обеспечивают удержание полозьев на заданном расстоянии друг от друга.
Признаки, указывающие, что «верхние стенки балок размещены заподлицо с верхней поверхностью полозьев», обеспечивают восприятие нагрузки от веса контейнера непосредственно самими полозьями.
Признаки, указывающие, что «фиксаторы контейнера выполнены в виде боковых упорных выступов, скрепленных с полозом и снабженных фиксирующими петлями, выполненными с возможностью пропускания через них строп-лент», исключают поперечное смещение контейнера на санях и обеспечивают возможность фиксации контейнера строп-лентами, исключающей его вертикальное смещение и обеспечивающей совместную «работу» саней контейнера, как единого целого.
Признаки, указывающие, что концы строп-лент заведены на форкопфы, обеспечивают плотную обтяжку стенок и крыши контейнера строп-лентами.
Признаки, указывающие, что «полозья снабжены одинаковыми буксирными петлями, жестко скрепленными с обращенными к ним поперечными несущими перегородками», обеспечивают восприятие буксировочного усилия без разрушения полозьев и возможность шарнирного скрепления саней с буксирными дугами и, либо формирование санных поездов, либо возможность обратного перемещения саней без их разворота.
Признаки, указывающие, что буксирные петли выполнены «с возможностью, шарнирного и разъемного скрепления с буксирными дугами», исключают появление изгибающих усилий в буксирных петлях в процессе буксировки саней.
Признаки, указывающие, что «между дном и стенками пазов и обращенными к ним поверхностями головок балок и соответствующими участками балок размещены прокладки из морозостойкого эластичного», материала обеспечивают некоторую подвижность в соединениях головок съемных по перечных элементов и пазов, в которые они вставлены.
Признаки, указывающие, что «периметр контейнера охвачен горизонтально размещенной строп-лентой, концы которой заведены на форкопф», исключают произвольное раскрытие дверей контейнера.
Признаки, указывающие, что «ширина полоза составляет не менее трети ширины контейнера», минимизируют удельное давление саней на снег, до уровня, обеспечивающего их перемещение по поверхности плотного наста при загруженном контейнере.
Признаки, указывающие, что «вертикальные, поперечные, несущие пере городки жестко скреплены друг с другом, продольными распорками», повышают устойчивость перегородок и, тем самым, прочность полозьев.
Признаки, указывающие, что «полости полозьев заполнены вспененным синтетическим материалом, например, полиуретаном», повышают герметичность устойчивость полозьев и их прочность.
Предлагаемое техническое решение поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан продольный вертикальный разрез полоза; на фиг. 2 показан вид сбоку саней, загруженных контейнером; на фиг. 3 показан общий вид саней (фиксаторы одного борта условно не показаны); на фиг. 4 показан вид поперечной, несущей перегородки.
На чертежах показаны полозья 1, съемные поперечные элементы 2, грузовой контейнер 3, фиксаторы 4 каркас, включающий поперечные, несущие перегородки 5, продольные распорки 6, вспененный синтетический материал 7, полость 8 полозьев 1, их верхняя поверхность 9, головки 10, фиксирующие пазы 11, прорези 12 в вертикальных стенках 13 полозьев 1, фиксирующие петли 14, строп-ленты 15, форкопфы 16, буксирные петли 17, буксирные дуги 18, прокладки 19, горизонтальная строп-лента 20, нижняя поверхность 21 полоза 1, опорные основания 22, пробки 23.
Разборные транспортные сани, содержат полозья 1 с одинаковым профилем спереди и сзади, они выполнены в виде закрытых корпусов с оболочкой из стали, углепласта, титанового сплава и т.п., включающего верхнюю 9 и нижнюю 21 горизонтальные и параллельные поверхности и вертикальные, параллельные стенки 13. Ширина полоза составляет не менее трети ширины контейнера, т.е. 0,85-1,0 м. Высота полоза обеспечивает саням клиренс порядка 0,4-0,5 м. Каркас полоза включает в себя поперечные, несущие перегородки 5, связанные друг с другом продольными распорками 6 и заполнение полости 8 полоза 1, выполненное из вспененного синтетического материала 7. В процессе сборки полоза его собирают из нижней поверхности 21 и вертикальных стенок 13, после чего в эту сборку вводят поперечные, несущие перегородки 5 (каждая включает вертикальную пластину с опорным основанием 22 на нижней кромке и фиксирующими пазами 11, сформированными на верхней кромке). При этом несущие перегородки 5 соединяют друг с другом продольными распорками 6. Целесообразно, чтобы по площади несущей перегородки 5 были выполнены сквозные отверстия, обеспечивающие облегчение самих перегородок и сообщение друг с другом пространства, образованных ими отсеков. Кроме того, у крайних несущих перегородок 5 опорные основания 22 составляют с вертикальными пластинами не прямой угол, в связи с наклоном оконечностей полозьев.
Фиксаторы 4 выполнены как вертикальные выступы из вертикальной пластины, концы которых выступают над уровнем верхней поверхности 9 на величину, достаточную, для упирания в нижнюю часть контейнера. При этом фиксирующие петли 14 шарнирно соединены с фиксатором 4.
Кроме того, в передней и задней оконечностях полозьев выполняют сквозные отверстия (в точках соответствующих местоположению буксирных петель 17) и соединяют эти петли стержнями соответствующей длины, с обращенными к ним крайними поперечными несущими перегородками 5.
Скрепление упомянутых узлов друг с другом осуществляют сваркой.
Верхняя горизонтальная стенка 9 содержит фиксирующие пазы 11 для «прохода» съемных поперечных элементов 2 и сквозные отверстия с пробками 23 на пространстве каждого отсека, для их заполнения вспененным синтетическим материалом 7.
После монтажа деталей полоза и их скрепления (сварки друг с другом) полости его отсеков, заполняют вспененным синтетическим материалом 7, после чего их перекрывают пробками 23.
Строп-лента 15 и 20 может быть изготовлена из капрона, лавсана, полиамида, полиэфира или полипропилена и т.п. материалов, обеспечивающих ее гибкость и нерастяжимость.
При сборке саней в единую конструкцию полозья 1 располагают параллельно, так, чтобы они были обращены друг к другу прорезями 12, выравнивают их по длине, размещают в пазах 11, эластичные прокладки 19, выполненные из морозостойкого эластичного материала, (разработки якутских ученых). Далее в пазы 11 вводят головки 10 съемных поперечных элементов 2.
Затем, на сани сверху опускают грузовой контейнер 3 так, чтобы он оказался между боковыми фиксаторами 4. Целесообразно, в зазор между контейнером 3 и боковыми фиксаторами 4 ввести деревянный брусок (на чертежах не показан), обеспечивающий их плотный контакт. Далее, через фиксирующие петли 14 боковых упорных выступов (фиксаторов контейнера 4) пропускают строп-ленты 15, концы которых заводят на петли форкопфов 16, располагая его на одной стороне контейнера, после чего, известным образом обеспечивают плотную обтяжку боков и верха контейнера строп-лентой. Далее эту операцию повторяют с остальными строп-лентами 15. Таким образом контейнер оказывается плотно поджат к саням. После этого, аналогичным образом, периметр контейнера охватывают горизонтально размещенной строп-лентой 20, концы которой заводят на форкопф, аналогичный форкопфам 16 и осуществляют обтяжку строп-ленты 20, исключая самопроизвольное раскрытие контейнера.
Далее на сани, на их буксирные петли 17 навешивают буксирные дуги 18, обеспечивая тем самым возможность их поворота в буксирных петлях 17 вокруг горизонтальных осей (что обеспечивает разворот в вертикальной плоскости саней относительно буксировщика), при этом, желательно, чтобы петля буксирной дуги 18 была ориентирована горизонтально (что обеспечивает разворот в горизонтальной плоскости саней относительно буксировщика). Если формируют санный поезд, то буксирные дуги 18 навешивают и спереди, и сзади саней, обеспечивая формирование сцепки из нескольких саней.
В процессе буксировки тяговое усилие буксировщика передается на сани через буксирную дугу 18, что приводит их в движение.
Конструкция полозьев 1 обеспечивает их прочность под весом контейнера. Большая ширина полоза минимизируют удельное давление саней на снег, до уровня, обеспечивающего их перемещение по поверхности плотного наста при загруженном контейнере или неглубокое погружение в рыхлый снег, исключая их «зарывание» в снег, приводящее к повышению тягового усилия на крюке буксировщика для их буксировки. Низкое удельное давление на опорную поверхность позволяет груженым саням идти по льду зимника, проложенного по реке, без риска разрушения ими льда. Расширение опорной транспортной базы за пределы ширины контейнера повышает устойчивость саней на пересеченной местности и на поворотах дороги.
Сани предназначены для транспортировки грузов от точки выгрузки контейнеров с морского или железнодорожного транспорта до населенных пунктов или производственных баз (в зимнее время и в межсезонье), а также до них же от точки выгрузки контейнеров с речного транспорта или специализированных морских судов по болотистой местности, при обратном транспортировании продукции от них к точкам погрузки.
Изобретение относится к области грузового транспорта, в частности к разборным саням. Разборные транспортные сани содержат полозья с одинаковым профилем спереди и сзади, скрепленные между собой съемными поперечными элементами. Сани выполнены с возможностью размещения грузового контейнера и снабжены фиксаторами контейнера. Полозья выполнены в виде закрытых корпусов, полости которых размещают вертикальные, поперечные несущие перегородки. На верхней кромке каждой поперечной несущей перегородки закреплена горизонтальная пластина. Съемные поперечные элементы выполнены в виде балок, концы которых снабжены головками в виде цилиндров. Головки балок размещены в пазах. Верхние стенки балок размещены заподлицо с верхней поверхностью полозьев. Фиксаторы контейнера выполнены в виде боковых упорных выступов. Полозья снабжены одинаковыми буксирными петлями, выполненными с возможностью шарнирного и разъемного скрепления с буксирными дугами. Достигается повышение поперечной устойчивости саней. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.