Код документа: RU2715153C1
Изобретение относится к снегоходным транспортным средствам, предназначенным для езды на упряжках животных, в частности, собак.
Известна нарта (SU 1199687 А; МПК: В62В 13/08; 23.12.1985), содержащая полозья, выполненные из упругого материала, шарнирно связанные с одними концами стоек, которые другими концами шарнирно смонтированы на платформе, дугу, концы которой шарнирно закреплены на платформе, а средняя часть связана с полозьями, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, средняя часть дуги связана с полозьями с возможностью жесткой фиксации в нескольких положениях, а по крайней мере одна из стоек связана с полозом упругим элементом.
Известна собачья упряжка (US 5433458 А; МПК: В62В 13/12, В62С 1/04; 18.07.1995), которая содержит: а) первую и вторую разнесенные боковые рамы, имеющие нижний конец, передний конец и верхний конец; б) множество жестких поперечных связей, которые соединяют боковые рамы гибкими соединениями, для удержания упомянутых боковых рам в разнесенном параллельном соединении и обеспечения возможности боковых наклонов указанных боковых рам вокруг продольной оси, а также продольного смещения одной боковой рамки относительно другой; с) бампер, соединяющий передние концы упомянутых боковых рам таким образом, который позволяет указанным боковым рамкам свободно наклоняться в поперечном направлении и смещаться в продольном направлении относительно друг друга; д) первый и второй полозья, каждый из которых имеет передний конец, центральную часть и заднюю часть и продольную ось, нижний конец одной боковой рамы прикреплен к центральной части первого полоза, а передняя часть упомянутой боковой рамы соединена с передним концом указанного первого полоза и другой упомянутый полоз, который аналогично закреплен и соединен с другой боковой рамой, посредством чего наклон указанных боковых рам вызовет наклон указанных полозьев вокруг их продольных осей; е) ручку, проходящую в поперечном направлении от верхнего конца упомянутой первой боковой рамы к верхнему концу упомянутой второй боковой рамы, причем указанная ручка имеет противоположные концы, которые соответственно шарнирно соединены с верхними концами упомянутых первой и второй боковых рам, для вращения вокруг осей в вертикальной плоскости указанных боковых рам, причем указанные оси ориентированы под углом, который по существу наклонен к вертикали и горизонтали; ж) пружину, соединяющую упомянутые боковые рамы для упругого приведения упомянутых боковых рам в нормальное положение, в котором упомянутые боковые рамы находятся в вертикальном положении и в боковом выравнивании бок о бок; при этом, боковое перемещение указанной ручки в одну или другую сторону будет наклонять указанные боковые рамы и вызывать наклон направляющих вокруг их продольных осей, и при этом, в указанных шарнирных соединениях между ручкой и боковыми рамами возникают силы, побуждающие указанные боковые рамы продольно смещаться относительно друг друга.
Известна нарта (RU 2238209 С2; МПК: В62В 13/16, В62В 17/02; 20.06.2004), содержащая полозья, выполненные из упругого материала, шарнирно связанные с одними концами стойки, дугу, связанную с полозьями, концы которой закреплены на платформе, отличающаяся тем, что полозья выполнены из П-образного профиля с фланцем, снабженным профильным пластиком, нарта снабжена передними и задними тросовыми растяжками и элементами их крепления, причем задние тросовые растяжки расположены по диагоналям, создающим эффект пружинного растяжения стойки, а установка стойки в рабочее положение обеспечивается элементами крепления тросовых растяжек.
Как следует из известного уровня техники, собачьи упряжки (нарты) обычно имеют конструкцию, которая включает в себя пару параллельных полозьев с загнутыми передними частями, бампер, который соединяет передние концы полозьев, боковые рамы, соединенные поперечными элементами, и поперечную ручку, которая соединяет вершины пары в целом вертикальных боковых рам.
Выбранная в качестве прототипа собачья упряжка (нарта) (LU 87096 А1; МПК: В62В 13/00, В62С 1/00; 05.04.1998), содержит корзину, прикрепленную к полозьям с помощью перемычек и боковых стоек, снабжена ручкой и тормозом, снабжена передней дугой (бампером) и ходовым линем («чалкой»), характеризуется, в первую очередь, фиксацией стоек к перемычкам с помощью шарниров и, во-вторых, изготовлением жесткого узла между двумя задними перемычками. В другом варианте реализации этого изобретения собачья упряжка отличается тем, что полозья прикреплены к боковым стойкам с помощью съемных крепежных элементов.
Данная конструкция позволяет существенно улучшить возможности управления нартой во время движения, однако жесткость и этой, и других известных из уровня техники конструкций нарт, сказывается отрицательно на способности безопасного маневрирования ими, особенно при наездах на скрытые под снегом препятствия.
Технический результат заявленного изобретения заключается в расширении возможностей безопасного управления нартой при ее эксплуатации.
Технический результат достигается тем, что нарта содержит каркас, выполненный с боковыми рамами и расположенными между ними перемычками, соединенными с боковыми рамами с помощью шарниров, и установленный на полозьях с помощью съемных опор, снабжена бампером, тормозной системой и ручкой, которая соединяет вершины пары в целом вертикальных боковых рам. Нарта отличается тем, что:
- бампер выполнен в виде установленного на пару передних загнутых вверх от поверхности скольжения нарты частей полозьев кронштейна, с закрепленной к нему горизонтальной полкой, при чем кронштейн с полкой выполнены из морозостойкого полимерного материала, при этом выступающее вперед по ходу движения нарты ребро кронштейна выполнено с отверстиями, через которые проходит шнуровая оплетка, с помощью которой на этом ребре закреплена выполненная из губчатого морозостойкого полимерного материала прокладка в оболочке из мягкого материала;
- ручка выполнена перевернутой U-образной формы набором нескольких изготовленных из морозостойкого полимерного материала узких пластин, покрытого оболочкой из мягкого материала;
- тормозная система нарты выполнена в виде двух укрепленных с помощью шарниров на боковых рамах каркаса между ними независимых друг от друга тормозных приспособлений, первое из которых - фиксирующее - выполнено в виде скобы с закрепленными на ее боковых сторонах клыками, а второе - подтормаживающее -выполнено в виде скобы с подтормаживающей платформой в ее средней части, при этом подтормаживающая платформа выполнена с изогнутым в сторону поверхности скольжения нарты выступом на дальнем от оси вращения подтормаживающего приспособления ребре платформы, при этом возврат тормозных приспособлений в нерабочее положение (отсутствие контакта с поверхностью скольжения нарты) осуществляется с помощью эластичных шнуров, связанных на одном конце со скобами тормозных приспособлений, а на другом конце с боковыми рамами каркаса, при этом подтормаживающее приспособление снабжено дополнительным эластичным шнуром, связанным одним своим концом с одной из боковых сторон скобы подтормаживающего приспособления, перекинутым через установленный на ручке нарты блок, а другим своим концом связанным с боковой рамой, которая расположена ближе к другой боковой стороне указанной скобы.
Краткое описание рисунков.
На фиг. 1 представлен общий вид нарты со съемной сумкой, где: каркас нарты выполнен с боковыми рамами 1 и расположенными между ними перемычками 2, соединенными с боковыми рамами с помощью шарниров 3, и установлен на полозья 4. Нарта снабжена бампером 5 и ручкой 6, которая соединяет вершины боковых рам. При эксплуатации на нарту можно установить съемную сумку, например, для транспортировки травмированных собак, как показано на рисунке.
На фиг. 2 представлен общий вид нарты, где: 1 - боковые рамы каркаса нарты с расположенными между ними перемычками 2, соединенными с боковыми рамами с помощью шарниров 3; 4 - полозья нарты; 5 - бампер, выполненный в виде кронштейна, установленного на пару передних загнутых вверх от поверхности скольжения нарты частей 7 полозьев 4, с закрепленной к нему горизонтальной полкой 8; выступающее вперед по ходу движения нарт ребро кронштейна выполнено с отверстиями 9; ручка 6 нарты выполнена перевернутой U-образной формы и соединяет вершины боковых рам 1; на полозья нарты установлены опоры 10, с помощью которых к ним крепится каркас нарт; фиксирующее приспособление тормозной системы нарты выполнено со скобой 11 с закрепленными на ее боковых сторонах клыками 12; подтормаживающее приспособление тормозной системы выполнено в виде скобы 13 с платформой 14, при этом платформа выполнена с изогнутым в сторону поверхности скольжения нарты выступом 15 на дальнем от оси вращения подтормаживающего приспособления ребре платформы; скобы обоих тормозных приспособлений укреплены с помощью шарниров 16 на боковых рамах каркаса нарты; на ручке 6 закреплен блок 17, через который перекидывается дополнительный эластичный шнур (на данном рисунке не показан), предназначенный для возврата подтормаживающего приспособления в нерабочее положение.
На фиг. 3 представлен вид сбоку нарты, где: где: 1 - боковые рамы каркаса нарты с расположенными между ними перемычками 2, соединенными с боковыми рамами с помощью шарниров 3; 4 - полозья нарты; 5 - бампер, выполненный в виде кронштейна, установленного на пару передних загнутых вверх от поверхности скольжения нарты частей 7 полозьев 4, с закрепленной к нему горизонтальной полкой 8; ручка 6 нарты выполнена перевернутой U-образной формы и соединяет вершины боковых рам 1; фиксирующее приспособление тормозной системы нарты выполнено со скобой 11 с закрепленными на ее боковых сторонах клыками 12; подтормаживающее приспособление тормозной системы выполнено в виде скобы 13 с платформой 14.
На фиг. 4 представлен каркас нарты, где: 1 - боковые рамы с расположенными между ними перемычками 2, соединенными с боковыми рамами с помощью шарниров 3.
На фиг. 5 представлен полоз 4 нарты, на котором установлены опоры 10 для крепления каркаса нарты.
Фиг. 6 поясняет устройство тормозной системы нарты, где на виде в плане нижней части нарты представлены: полозья 4; фиксирующее приспособление тормозной системы со скобой 11 с закрепленными на ее боковых сторонах клыками 12; выполненное в виде скобы 13 подтормаживающее приспособление с платформой 14, при этом платформа выполнена с изогнутым в сторону поверхности скольжения нарты выступом 15 на дальнем от оси вращения подтормаживающего приспособления ребре платформы; шарниры 16, с помощью которых скобы обоих тормозных приспособлений укреплены на боковых рамах 2 каркаса нарты.
Фиг. 7 поясняет устройство тормозной системы нарты, где на виде сзади нижней части каркаса нарты представлены: фиксирующее приспособление тормозной системы со скобой 11 с закрепленными на ее боковых сторонах клыками 12, при этом эластичные шнуры 18 связаны каждый на одном своем конце со скобой 11 фиксирующего приспособления, а на другом конце с ближней боковой рамой 1 каркаса; выполненное в виде скобы 13 подтормаживающее приспособление с платформой 14, при этом эластичные шнуры 19 связанны каждый на одном своем конце со скобой 13 подтормаживающего приспособления, а на другом конце с ближней боковой рамой 1 каркаса.
Фиг. 8 поясняет устройство тормозной системы нарты, где на виде сзади нарты показан дополнительный эластичный шнур 20, которым снабжено подтормаживающее приспособление тормозной системы. Шнур 20 связан одним своим концом с одной из боковых сторон скобы 13, перекинут через установленный на ручке 6 блок 17 и другим своим концом связан с боковой рамой, которая расположена ближе к другой боковой стороне скобы 13.
На фиг. 9 представлена ручка нарты, где: 6 - ручка, выполненная в перевернутой U-образной форме, с крепежными элементами 21, с помощью которых ручка крепится к вершинам боковых рам каркаса нарты.
На фиг. 10 представлен продольный разрез ручки нарты, где: 21 - крепежные элементы, с помощью которых ручка крепится к вершинам боковых рам каркаса нарты, 22 -пластины, из которых формируется многослойный набор ручки, 23 - оболочка из мягкого материала.
На фиг. 11 представлена пластина 22, которая используется для формирования многослойного набора ручки.
Фиг. 12 поясняет конструкцию бампера нарты, где: шнуровая оплетка 24, с помощью которой на выступающем вперед по ходу движения нарты ребре кронштейна закреплена выполненная из губчатого морозостойкого полимерного материала (на этом рисунке не показан) прокладка в оболочке 25 из мягкого материала.
На фиг. 13 представлен поперечный разрез прокладки из губчатого материала 26 в оболочке 25 из мягкого материала, которая закреплена на кронштейне бампера.
Как показано на фиг. 1 - фиг. 13 нарта содержит представленный на фиг 1. каркас, выполненный с боковыми рамами 1 и расположенными между ними перемычками 2, соединенными с боковыми рамами с помощью шарниров 3. Каркас установлен на полозьях 4 с помощью съемных опор 10, снабжена ручкой 6, которая соединяет вершины пары в целом вертикальных боковых рам 1, а также бампером и тормозной системой.
Как показано на фиг. 2 - фиг. 3 бампер выполнен в виде установленного на пару передних загнутых вверх от поверхности скольжения нарты частей 7 полозьев 4 кронштейна 5, с закрепленной к нему горизонтальной полкой 8. Кронштейн 5 и полка 8 выполнены из морозостойкого полимерного материала. Выступающее вперед по ходу движения нарты ребро кронштейна выполнено с отверстиями 9, через которые проходит показанная на фиг. 12 шнуровая оплетка 24, с помощью которой на этом ребре закреплена выполненная, как показано на фиг. 13, из губчатого морозостойкого полимерного материала 26 прокладка в оболочке 25 из мягкого материала.
Ручка 6 нарты выполнена, как показано на фиг. 9 - фиг. 11, перевернутой U-образной формы набором нескольких изготовленных из морозостойкого полимерного материала узких пластин 22, покрытого оболочкой 23 из мягкого материала. С помощью крепежных элементов 21 ручка крепится, как показано на фиг. 3, к вершинам боковых рам 1.
Тормозная система нарты выполнена в виде двух, укрепленных, как хорошо показано на фиг. 2 и фиг. 6, с помощью шарниров 16 на боковых рамах каркаса (между ними) и независимых друг от друга тормозных приспособлений, первое из которых - фиксирующее -выполнено в виде скобы 11 с закрепленными на ее боковых сторонах клыками 12, а второе - подтормаживающее - выполнено в виде скобы 13 с подтормаживающей платформой 14 в ее средней части. Подтормаживающая платформа выполнена с изогнутым в сторону поверхности скольжения нарты выступом 15 на дальнем от оси вращения подтормаживающего приспособления ребре платформы. Возврат фиксирующего и притормаживающего приспособлений в нерабочее положение (отсутствие контакта с поверхностью скольжения нарты) осуществляется с помощью показанных на фиг. 7 и фиг. 8, соответственно, эластичных шнуров 18 и 19, связанных на одном конце со скобами тормозных приспособлений, а на другом конце с боковыми рамами 1 каркаса. Подтормаживающее приспособление снабжено дополнительным эластичным шнуром 20, связанным, как показано на фиг.8, одним своим концом с одной из боковых сторон скобы 13 подтормаживающего приспособления, перекинутым через установленный на ручке 6 блок 17, а другим своим концом связанным с боковой рамой 1, которая расположена ближе к другой боковой стороне указанной скобы 13. Дополнительный шнур 20 обеспечивает, при необходимости, перевод подтормаживающего приспособления в крайнее верхнее положение.
Конструктивные особенности реализации носовой части нарты, включая исполнение бампера в виде кронштейна с установленной на нем полкой, изготовленных из морозостойкого полимерного материала, как должно быть понятно специалисту в данной области техники, значительно повышают упругость конструкции и существенным образом улучшают амортизационные свойства нарты. Это позволяет пользователю сохранять контроль за движением нарты даже при наездах на скрытые под снегом препятствия. Дополнительно к этому, изготовление ручки нарты в перевернутой U-образной форме и в виде многослойного набора из нескольких изготовленных из морозостойкого полимерного материала узких пластин, покрытого оболочкой из мягкого материала, позволяет, с одной стороны, обеспечить надежное сцепление рук пользователя с поверхностью ручки, и, с другой стороны, как должно быть понятно специалисту в данной области техники, существенным образом улучшить амортизационные свойства нарты.
Конструктивные особенности реализации тормозной системы нарты в виде двух работающих независимо друг от друга подтормаживающего и фиксирующего приспособлений обеспечивают, с одной стороны, возможность легко и плавно регулировать скорость движения нарты в зависимости от особенностей рельефа местности и физического состояния собак упряжки, а, с другой стороны, позволяют пользователю осуществлять жесткую фиксацию нарты в критических ситуациях. Что, в свою очередь, позволяет предотвращать возникновение опасности для жизни и здоровья, как самого пользователя, так и для животных упряжки. Дополнительно к этому, наличие прокладки из мягкого материала на ребре кронштейна бампера нарт позволяет предотвращать нанесение ран животным упряжки при их внезапной остановке даже в тех случаях, когда пользователь не успевает, по каким-либо причине, вовремя остановить нарту.
Таким образом, существенные признаки данного изобретения обеспечивают достижение заявленного технического результата - расширение возможностей безопасного управления нартой при ее эксплуатации.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к нартам. Нарта содержит каркас, бампер, тормозную систему и ручку. Каркас выполнен с боковыми рамами и расположенными между ними перемычками. Ручка соединяет вершины пары в целом вертикальных боковых рам. Бампер выполнен в виде установленного на пару передних загнутых вверх от поверхности скольжения нарты частей полозьев кронштейна с закрепленной к нему горизонтальной полкой. Кронштейн с полкой выполнены из морозостойкого полимерного материала. Выступающее вперед по ходу движения нарты ребро кронштейна выполнено с отверстиями, через которые проходит шнуровая оплетка. Подтормаживающая платформа выполнена с изогнутым в сторону поверхности скольжения нарты выступом на дальнем от оси вращения подтормаживающего приспособления ребре платформы. Возврат тормозных приспособлений в нерабочее положение осуществляется с помощью эластичных шнуров. Подтормаживающее приспособление снабжено дополнительным эластичным шнуром. Достигается расширение возможностей безопасного управления нартой при ее эксплуатации. 13 ил.