Код документа: RU2680540C1
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для управления перевозочным процессом.
Известно техническое решение, предназначенное для управления движением поездов с использованием вариантных графиков, заключающееся в информационном взаимодействии между дорожным сервером, персональным компьютером автоматизированного рабочего места диспетчера и бортовой аппаратурой локомотивов поездов, при котором в случае нарушения нормативного графика движения поездом, по первому каналу связи с автоматизированного рабочего места диспетчера передают запрос на бортовую аппаратуру локомотива поезда, следующего с задержкой, далее с бортовой аппаратуры локомотива передают на автоматизированное рабочее место диспетчера информацию о причинах задержки, полученную на запрос информацию вводят в вычислительный блок автоматизированного рабочего места диспетчера, в котором производят расчёт различных вариантных графиков движения, результаты расчёта передают по второму каналу связи в дорожный сервер для формирования массива данных о пропуске поездов, выбирают оптимальный график для всех поездов, находящихся на железнодорожном участке, на котором произошла задержка, выбранный оптимальный график формируют в пакет данных, который передают через дорожный сервер по третьему каналу связи на бортовую аппаратуру локомотивов поездов, находящихся на железнодорожном участке, после приёма информации об оптимальном вариантном графике с бортовой аппаратуры каждого локомотива поезда через дорожный сервер на автоматизированное рабочее место диспетчера отправляют подтверждение о приёме пакета информации, содержащего вариантный график, после чего поезда продолжают движение согласно переданному им графику, при этом границы железнодорожного участка фиксируют на электронной карте реперными точками, которые соответствуют координатам выходных светофоров, проследование поездами реперных точек фиксируют блоком мониторинга движения поездов, который записывает и отображает записанную информацию на мониторе автоматизированного рабочего места диспетчера для визуального контроля в режиме реального времени выполнения графика движения на железнодорожном участке диспетчерского управления (RU2524505, B61L27/04, 27.07.2014).
Данное техническое решение позволяет в оперативном режиме разрабатывать вариантные графики движения поездов с последующей передачей их на борт локомотива, однако не учитывает влияние разработанных вариантных графиков движения поездов, на работу технических станций входящих в железнодорожный участок диспетчерского управления.
Наиболее близкой по технической сущности является выбранная в качестве прототипа система для планирования пропуска поездов при ремонте участка пути, содержащая процессор, соединённый с блоком ввода информации, монитором и блоком памяти, в котором содержится информационная база нормативного графика движения поездов, сервер, который через канал связи соединён с процессором, в систему введены блок моделирования, блок формирования выходных форм, блок анализа и корректировки и формирователь массива данных о пропуске поездов, при этом процессор соединён с блоком моделирования, первый, второй и третий выходы которого соединены соответственно с входом блока формирования выходных форм, подключённого к монитору, входом блока анализа и корректировки, соединённого с процессором, формирователем массива данных о пропуске поездов, соединённого посредством канала связи с сервером. (RU86927, B61L27/04, 20.09.2009).
Известная система имеет ряд недостатков, в частности в системе отсутствует возможность получения данных на ремонтно-путевые работы, с дальнейшим их анализом, и автоматическим расчётом вариантного графика на основе проведённого анализа. В системе не предусмотрена оперативная передача данных об изменениях в расписании движения поездов на сервер вычислительного центра, полученных при формировании вариантных графиков. Кроме того, система не предусматривает проверку сформированного вариантного графика движения поездов на работу технической станции.
Технический результат изобретения заключается в расширении функциональных возможностей при формировании вариантных графиков движения поездов, анализа данных на ремонтно-путевые работы, и проверки вариантных графиков в моделях технических станций.
Технический результат достигается тем, что в систему для формирования вариантных графиков движения поездов на полигоне железнодорожной сети при производстве ремонтно-путевых работ, содержащую установленный на автоматизированном рабочем месте персональный компьютер, к процессору которого подключён блок ввода информации, монитор, блок памяти, и сервер, который по каналу связи соединён с процессором персонального компьютера, согласно изобретения, введены и подключены к серверу соответствующими линиями связи, сервер вычислительного центра, персональный компьютер технической станции с блоком моделирования её работы, два блока формирования данных на ремонтно-путевые работы, один из которых предназначен для формирования данных на месячный период планирования, а другой для формирования данных на годовой период планирования, блок выходных форм, блок формирования тяговых расчётов и блок хранения входных форм, состоящий из модуля памяти в котором записаны данные технических норм, модуля памяти, в котором записана нормативно-справочная информация и модуля памяти, в котором записан нормативный график движения поездов, при этом на автоматизированном рабочем месте установлен блок анализа и расчёта, который подключён к процессору персонального компьютера.
На чертеже представлена схема системы для формирования вариантных графиков движения поездов на полигоне железнодорожной сети при производстве ремонтно-путевых работ.
Система содержит установленный на автоматизированном рабочем месте персональный компьютер 1, к процессору 2 которого подключён блок 3 ввода информации, монитор 4, блок 5 памяти, и сервер 6, который по каналу связи соединён с процессором 2 персонального компьютера 1, в систему введены и подключены к серверу 6 соответствующими линиями связи, сервер 7 вычислительного центра, персональный компьютер 9 технической станции 8 с блоком 10 моделирования, два блока формирования данных на ремонтно-путевые работы, блок 11 предназначен для формирования данных на месячный период планирования, блок 12 для формирования данных на годовой период планирования, блок 13 формирования выходных форм, блок 14 формирования тяговых расчётов и блок 15 хранения входных форм, в который предварительно до начала работы системы, записываются необходимая информация, в модуль 16 памяти записываются данные с техническими нормами, в модуль 17 памяти записывается нормативно-справочная информация, а в модуль 18 памяти, записывается нормативный график движения поездов. На автоматизированном рабочем месте установлен блок 19 анализа и расчёта, который подключён к процессору 2 персонального компьютера 1.
Система работает следующим образом.
Технолог центра управления перевозками, на автоматизированном рабочем месте которого установлен персональный компьютер 1, приступая к разработке полигонного вариантного графика движения поездов, формирует сетку для вариантного графика первого железнодорожного участка полигона. Для этого он с помощью блока 3 ввода информации, через сервер 6, по линии связи запрашивает из блока 15 хранения входных форм, в котором расположен модуль 17 памяти с данными и нормативно-справочной информацией по инфраструктуре первого железнодорожного участка. Аналогичным способом технолог запрашивает данные из модуля 18 памяти, в котором хранится нормативный график движения поездов. Полученные данные из модулей 17 и 18 обрабатываются в процессоре 2 и записываются в блок 19 анализа и расчёта. Из сервера 7 вычислительного центра технолог запрашивает и обновляет в сетке вариантного графика первого железнодорожного участка актуальные данные по расписанию пассажирских, пригородных и грузовых поездов.
Для актуализации тяговых времён хода поездов, технолог с помощью блока 3 ввода информации, через сервер 6 по линии связи запрашивает данные из блока 14 формирования тяговых расчётов, которые содержат предварительно рассчитанную оператором тяговых расчётов информацию о временах хода всех категорий поездов курсирующих на железнодорожном полигоне. Полученные данные обрабатываются в процессоре 2, поступают в блок 19 анализа и расчёта и записываются в сетку вариантного графика первого железнодорожного участка.
Сформировав сетку вариантного графика первого железнодорожного участка, технолог приступает к разработке вариантного графика с учётом данных на ремонтно-путевые работы. Для этого он с помощью блока 3 ввода информации, через сервер 6 по линии связи запрашивает из блока 11 формирования данных на ремонтно-путевые работы на месячном горизонте планирования. Для разработки вариантных графиков на годовом горизонте планирования технолог запрашивает данные из блока 12, в котором также сформированы данные на ремонтно-путевые работы. Данные в блоках 11 и 12 отличаются периодом планирования ремонтно-путевых работ и содержат оформленные в электронном виде заявки предприятий и организаций, аккредитованных для ремонта железнодорожной инфраструктуры. Формирование вариантных графиков месячного или годового горизонта планирования выполняется технологом в зависимости от поступивших ему указаний.
Полученные данные обрабатываются в процессоре 2, поступают в блок 19 анализа и расчёта, в котором проводится анализ ремонтно-путевых работ с проверкой их на этапность и топологию. По результатам анализа определяется состав ремонтно-путевых работ, назначается оптимальное время проведения ремонтных работ, что позволяет обеспечить максимальную пропускную способность первого железнодорожного участка. После анализа производится предварительный расчёт вариантного графика первого железнодорожного участка и его проверка на соответствие техническим нормам.
Технические нормы определены для каждого железнодорожного участка и представляют собой данные с информацией о размерах движения поездов всех категорий, данные предварительно записаны оператором и хранится в модуле 16 памяти. Для обновления технических норм, технолог с помощью блока 3 ввода информации, через сервер 6 по линии связи запрашивает данные из модуля 16 памяти, которые обрабатываются в процессоре 2, поступают в блок 19 анализа и расчёта и используются при проверке вариантного графика движения поездов на соответствие техническим нормам железнодорожных участков полигона.
Для проверки влияния полученного в ходе анализа и расчёте вариантного графика на работу технической станции 8, технолог с помощью блока 3 ввода информации через сервер 6 по линии связи передаёт данные в персональный компьютер 9 технической станции 8, где оператор технической станции 8 загружает полученные данные в блок 10 моделирования и моделирует (или создаёт модель) работы станции согласно полученным данным. Результат моделирования оператор формирует в массив данных и по каналу связи через сервер 6 передаёт на персональный компьютер 1, где данные обрабатываются в процессоре 2, поступают в блок 19 анализа и расчёта и отображаются на мониторе 4. Технолог при необходимости вносит корректировки и производит окончательный расчёт вариантного графика первого железнодорожного участка, полученные данные записывает в блок 5 памяти, и переходит к анализу и расчёту второго железнодорожного участка. После формирования сетки вариантного графика второго железнодорожного участка технолог производит запрос данных из блока 5 памяти и приступает к формированию вариантного графика, анализируя данные на ремонтно-путевые работы.
Произведя анализ и расчёт всех железнодорожных участков полигона, технолог в блоке 19 формирует полигонный вариантный график, объединив все железнодорожные участки. Обработанным после анализа и расчёта данным на ремонтно-путевые работы присваиваются статусы: «Черновик», «На согласование», «Утверждённое» «Отклонено», «Зелёный коридор» и по каналу связи через сервер 6 передают в блоки 11 или 12. формирования данных на ремонтно-путевые работы. Сформированный полигонный вариантный график движения поездов, в электронном и графическом виде по каналу связи через сервер 6 передают в блок 13 формирования выходных форм с последующей передачей в дорожный центр управления перевозками (на чертеже не показан). Полученное в ходе формирования полигонного вариантного графика, изменённое расписание в движении пассажирских, пригородных и грузовых поездов, технолог по каналу связи передаёт на сервер 7 вычислительного центра.
Эффективность системы для формирования вариантных графиков движения поездов на полигоне железнодорожной сети при производстве ремонтно-путевых работ заключается в расширении функциональных возможностей. Она позволят создать единый, наиболее оптимальный вариантный график движения поездов на железнодорожном полигоне, сформированный на основе проведённого анализа данных на ремонтно-путевые работы с учётом топологии и этапности этих работ, с увязкой ниток вариантного графика по участкам и стыкам железных дорог. Система позволит формировать, анализировать и передавать полученные в ходе анализа и расчёта изменения в расписании пассажирских, пригородных и грузовых поездов на сервер вычислительного центра и создавать единый технологический створ по всему железнодорожному полигону.
Изобретение относится к железнодорожной автоматике для формирования графиков движения поездов на полигоне железнодорожной сети при производстве ремонтно-путевых работ. Система содержит сервер вычислительного центра, блок формирования данных ремонтно-путевых работ на месячный период планирования, блок формирования данных ремонтно-путевых работ на годовой период планирования, блок формирования выходных форм, блок формирования тяговых расчётов, установленный на автоматизированном рабочем месте персональный компьютер, включающий процессор, блок ввода информации, монитор, блок памяти, сервер, блок анализа и расчёта. В систему введен блок хранения входных форм, включающий модуль памяти данных технических норм, модуль памяти нормативно-справочной информации и модуль памяти нормативного графика движения поездов, а также персональный компьютер технической станции с блоком моделирования. Достигается расширение функциональных возможностей системы. 1 ил.