Код документа: RU169493U1
Область техники
Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно, к приспособлениям для присоединения устройств измерения давления к воздушной магистрали железнодорожного подвижного состава между головками соединительных рукавов, и может быть использована при выполнении контроля давления в магистрали или диагностирования мест утечек воздуха, вызывающих самопроизвольное срабатывание тормозов поезда.
Уровень техники
Известно приспособление для соединения устройства измерения давления с воздушной магистралью железнодорожного подвижного состава, которое содержит съемный наконечник в виде раструба, один конец которого размещен в резинотекстильном шланге, а другой выполнен с дополнительными головками, гребни которых установлены с возможностью взаимодействия с ответными головками соединительных шлангов, размещенных между вагонами. Корпус выполнен с посадочным местом для наконечника в виде прямоугольного среза на боковой поверхности и отверстием в центральной его части для пневматического сообщения воздушной магистрали с устройством измерения давления (патент РФ на полезную модель №140942, МПК6 В60Т 17/04, B61G 7/10, B61G 5/08, 20.05.2014).
Недостатком известного приспособления является то, что для его размещения между головками соединительных рукавов необходимо перекрыть на магистрали концевые краны между вагонами и разъединить головки соединительных рукавов, что в значительной мере усложняет процедуру контроля и диагностики воздушной магистрали железнодорожного подвижного состава.
Раскрытие полезной модели
Работа пневматической тормозной системы подвижного состава влияет на безопасность движения на железных дорогах. С целью снижения возможности аварий из-за неисправности тормозов локомотивов и поездов предусмотрена проверка работы воздушной магистрали железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя замер зарядного давления воздушной магистрали на всем протяжении подвижного состава и выявление возможной неисправности при анализе минимальных перепадов давления на разных ее участках.
Задачей предлагаемой полезной модели является создание приспособления для соединения устройства измерения давления с воздушной магистралью железнодорожного подвижного состава, которое обеспечит пневматическое соединение в оперативном порядке воздушной магистрали с мобильным измерительным устройством с целью контроля и диагностики тормоза сформированного поезда перед выездом на маршрут.
Технический результат - создание приспособления, обеспечивающего соединение устройства измерения давления с воздушной магистралью железнодорожного подвижного состава, находящейся под зарядным давлением, не нарушающего целостность воздушной магистрали.
Указанный технический результат достигается тем, что приспособление для соединения устройства измерения давления с воздушной магистралью железнодорожного подвижного состава, выполненное в виде наконечника, который согласно полезной модели состоит из выполненных заодно целое основания с центральным сквозным отверстием, пневматически связанным с устройством измерения давления, и пластины, выполненной с возможностью размещения между головок соединительных рукавов, при этом толщина пластины в поперечном сечении плавно уменьшена в стороны кромок с образованием формы, приближенной к форме естественного положения уплотнений головок при помещении между ними твердого тела; контур проникающей части кромки пластины, взаимодействующей с уплотнением головок, выполнен в виде гладкой кривой; а в теле пластины выполнены не доходящий до края пластины центральный осевой канал, коаксиальный с центральным осевым отверстием основания, и поперечное сквозное отверстие, пересекающее центральный осевой канал и выполненное с обеспечением прохода сжатого воздуха из воздушной магистрали в центральный осевой канал.
При этом согласно полезной модели, основание выполнено цилиндрической формы с кольцевыми выступами.
При этом согласно полезной модели, профиль пластины выполнен в форме лепестка, имеющего скругленную вершину, расположенную на продольной оси наконечника.
При этом согласно полезной модели, приспособление оснащено фиксирующим элементом.
При этом согласно полезной модели, фиксирующий элемент выполнен в виде П-образной скобы, охватывающей торцы соединенных вместе головок соединительных рукавов, с двумя проушинами на боковых частях скобы для размещения установочных винтов, выполненных с возможностью надежной фиксации положения наконечника приспособления между головками при их закручивании, и отверстием в центральной части П-образной скобы для размещения в нем основания наконечника.
При этом согласно полезной модели, установочный винт выполнен с рифленой головкой.
При этом согласно полезной модели, установочный винт выполнен с головкой в виде барашка.
При этом согласно полезной модели, отверстие в центральной части П-образной скобы имеет замкнутый периметр.
При этом согласно полезной модели, отверстие в центральной части П-образной скобы имеет разомкнутый периметр.
При этом согласно полезной модели, в центральной части П-образной скобы выполнены отверстия для размещения в них крепежных болтов, закрепляющих скобу на корпусе устройства измерения давления.
При этом согласно полезной модели, наконечник выполнен неметаллическим.
При этом согласно полезной модели, наконечник выполнен металлическим.
Новым по сравнению с прототипом является то, что приспособление для соединения измерительного устройства с воздушной магистралью железнодорожного подвижного состава выполнено в виде наконечника, имеющего выполненные заодно целое основание предпочтительно цилиндрической формы для подсоединения к измерительному устройству и пластину, выполненную с возможностью размещения между головок соединительных рукавов. При этом толщина пластины в поперечном сечении плавно уменьшена в стороны ее кромок.
В теле пластины выполнены не доходящий до края пластины центральный осевой канал и поперечное сквозное отверстие, пересекающее центральный осевой канал, которые обеспечивают свободный проход сжатого воздуха рабочей среды воздушной магистрали к устройству измерения давления.
Благодаря суженной к кромке толщины пластины, наконечник беспрепятственно проникает между уплотнениями головок соединительных рукавов без их повреждения. Кроме того, плавный контур проникающей части кромки пластины исключает различные повреждения кромки пластины и уплотнений при их взаимодействии в момент размещения наконечника. А форма пластины в поперечном сечении, повторяющая естественное расположение мягкого уплотнения вокруг твердого тела, например, трубки с каналом круглого или овального сечения, позволяет минимизировать утечки сжатого воздуха из воздушной магистрали, находящейся на момент присоединения под давлением.
Таким образом, обеспечивается достижение указанного технического результата: создание приспособления, обеспечивающего соединение устройства измерения давления с воздушной магистралью железнодорожного подвижного состава, находящейся под зарядным давлением, не нарушающего целостность воздушной магистрали.
С помощью подключенных таким образом измерительных устройств можно, например, контролировать давление воздуха в магистрали, определить направление распространения тормозной волны, установить место утечки сжатого воздуха, вызывающее самопроизвольное срабатывание тормоза, что в целом повышает безопасность движения за счет оперативности контроля и диагностики воздушной магистрали железнодорожного подвижного состава перед выездом поезда на маршрут, а также поиска неисправностей.
Краткое описание чертежей
Полезная модель поясняется описанием конкретного примера ее выполнения и прилагаемыми графическими материалами, где на:
фиг. 1 изображено приспособление, встроенное в корпус измерительного прибора, установленное между соединенных головок и закрепленное на них фиксирующим элементом;
фиг. 2 изображено приспособление в продольном сечении (центральный осевой канал с пересекающим его поперечным сквозным отверстием);
фиг. 3 изображено приспособление в поперечном сечении (плавное уменьшение толщины пластины в стороны кромок).
Осуществление полезной модели
Приспособление для присоединения измерительного устройства к воздушной магистрали представляет собой наконечник 1, состоящий из выполненных заодно целое основания 2 и пластины 3. Основание 2 имеет центральное сквозное отверстие 4, пневматически связанное с устройством измерения давления (не показано). Пластина 3 выполнена с возможностью размещения между уплотнениями 5 головок 6 соединительных рукавов, которые имеют традиционную конструкцию в соответствии с ГОСТ 2593-2014 (фиг. 1, 2).
Основание 2 предназначено для захвата наконечника 1 руками при установке, либо для закрепления непосредственно в корпусе 7 устройства измерения давления (не показано). Таким образом, форма основания 2 определяется удобством захвата руками, либо конструкцией места присоединения к измерительному устройству. В рассматриваемом варианте основание 2 выполнено предпочтительной цилиндрической формы с кольцевыми выступами 8 для закрепления в корпусе 7 устройства измерения давления. В случае присоединения устройства и приспособления через подводящую трубку основание 2 может быть выполнено с упором со стороны пластины 3.
Как показано в нашем примере, профиль пластины 3 наконечника 1 выполнен в форме лепестка, имеющего скругленную вершину 9, расположенную на продольной оси наконечника 1 и предназначенную для облегчения проникновения между уплотнениями 5 во время установки наконечника 1. Радиус скругления вершины 9 может варьироваться в зависимости от плотности соединения головок 6 и примененного уплотнения 5. Кромка 10 пластины 3 состоит из проникающей части 11, взаимодействующей с уплотнением 5 головок 6, и плечиков 12, размещенных с обеих сторон пластины 3 и обращенных к основанию 2. Контур проникающей части 11 кромки 10 выполнен в виде гладкой кривой.
Уменьшение толщины пластины 3 в поперечном сечении в стороны кромки 10 плавное (фиг. 3). Причем форма поперечного сечения пластины 3 приближена к форме естественного положения уплотнений 5 головок 6 при помещении между ними твердого тела круглого или овального сечения. Такая форма позволяет минимизировать утечки сжатого воздуха при установке пластины 3 между уплотнениями 5.
В теле пластины 3 выполнены не доходящий до ее края центральный осевой канал 13 (фиг. 2), коаксиальный с центральным осевым отверстием 4 основания 2, и поперечное сквозное отверстие 14, пересекающее центральный осевой канал 13, предназначенное для забора сжатого воздуха воздушной магистрали. Для обеспечения заявляемого технического результата в канале 13 выполнено как минимум одно отверстие 14. Вместе с тем с целью исключения зависимости работы приспособления от засорения единственного отверстия инородными включениями, которые могут присутствовать в рабочей среде воздушной магистрали, возможно выполнение канала 13 с несколькими пересекающими его поперечными сквозными отверстиями 14 для забора воздуха. Для увеличения проходного сечения приспособления каналов 13 с пересекающими их сквозными отверстиями 14 может быть несколько, сходящихся к центральному сквозному отверстию 4 основания 2 наконечника 1.
Для надежной фиксации приспособления между головками 6 соединительных рукавов наконечник 1 дополнительно оснащен фиксирующим элементом, предохраняющим устройство измерения давления от случайного выпадения из места соединения (фиг. 1).
Фиксирующий элемент может быть выполнен в виде П-образной скобы 15 (фиг. 1), охватывающей торцы соединенных вместе головок 6 соединительных рукавов, с двумя проушинами 16, выполненными на боковых частях 17 скобы 15, в которых установлены бобышки 18 с внутренней резьбой для размещения установочных винтов 19.
Каждый из установочных винтов 19 состоит из стержня (не показан) с ответной наружной резьбой с укрепленным на стержне любым конструктивным элементом для передачи крутящего момента, например, с рифленой головкой с целью фиксации положения скобы вручную. Для этих же целей может быть использована головка в виде барашка.
Стержни установочных винтов 19 соосно размещены в проушинах 16 с возможностью захвата тела головки 6 соединительного рукава и надежной фиксацией П-образной скобы 15 на соединенных головках 6 при закручивании винтов 19.
В центральной части 20 П-образной скобы 15 выполнено центральное отверстие 21 с возможностью размещения в нем основания 2 наконечника 1. Причем стержни установочных винтов 19 ориентированы на выемках, имеющихся на выступающих частях головок 6. Центральное отверстие 21 может иметь как замкнутый в случае соединения приспособления с измерительным устройством через подводящую трубку, так и разомкнутый периметр - в случае непосредственного соединения наконечника 1 с корпусом 7 устройства измерения давления, как показано в нашем примере.
При непосредственном соединении измерительного устройства с наконечником 1 П-образная скоба 15 закрепляется на корпусе 7 измерительного устройства крепежными болтами 22, для чего в центральной ее части 20 дополнительно выполнены сквозные отверстия.
Таким образом, фиксирующий элемент выполнен в виде П-образной скобы, охватывающей торцы соединенных вместе головок соединительных рукавов, с двумя проушинами с установленными в них бобышками с внутренней резьбой для размещения установочных винтов, выполненных с возможностью захвата головок и надежной фиксации положения наконечника приспособления между головками при закручивании винтов.
Для измерения давления воздуха в воздушной магистрали подвижного состава пластину 3 наконечника 1 обрабатывают смазочным веществом, например, смазкой ЖТ-79 (ТУ 38.101345-77), и размещают между уплотнениями 5 головок 6 соединительных рукавов до упора торцевой поверхности основания 2 в соединенные головки 6 рукавов.
Суженная к кромке 10 толщина пластины 3 обеспечивает беспрепятственное проникновение наконечника 1 между уплотнениями 5 головок 6. Плавный контур проникающей части 11 пластины 3 позволяет избежать повреждений (сколов) пластины 3 и уплотнений 5 при помещении пластины 3 между уплотнениями 5. Благодаря особенной форме пластины 3 в поперечном сечении, повторяющей естественное расположение мягких уплотнений 5 вокруг твердого тела, например, трубки с каналом круглого или овального сечения, при проникновении пластины 3 положение уплотнений 5 не меняется, упругие деформации уплотнений 5 минимальны. При взаимодействии с пластиной 3 поверхности уплотнений 5 головок 6 плотно прижимаются к пластине 3 по всей ее поверхности с обеих сторон, что позволяет минимизировать утечки сжатого воздуха из воздушной магистрали, находящейся на момент присоединения под давлением.
В нашем примере наконечник выполнен неметаллическим, например, из полиуретана, позволяющего снизить возникновение различных дефектов на поверхности наконечника при его изготовлении. При этом наконечник может быть металлическим, например, алюминиевым.
В случае использования элемента фиксации наконечник 1 перед размещением располагают в центральном отверстии 21 П-образной скобы 15. При размещении наконечника 1 между головками 6 соединительных рукавов и при затягивании установочного винта 19 П-образная скоба 15 охватывает выступающие части головок 6 и удерживает наконечник 1 в установленном месте между уплотнениями 5 головок 6 соединительных рукавов, исключая тем самым непроизвольное выпадение наконечника 1 под воздействием избыточного давления воздушной магистрали.
Таким образом, созданная конструкция приспособления позволяет произвести соединение устройства измерения давления с воздушной магистралью, находящейся под зарядным давлением, не нарушая при этом целостность воздушной магистрали. Плотное размещение приспособления между уплотнениями минимизирует утечки в месте присоединения, исключая тем самым искажения показаний измерительного устройства, обеспечивая точность при измерении давления воздушной магистрали.
Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно, к приспособлениям для соединения устройств измерения давления с воздушной магистралью железнодорожного подвижного состава между головками соединительных рукавов. Приспособление выполнено в виде наконечника, состоящего из выполненных заодно целое основания с центральным сквозным отверстием, пневматически связанным с устройством измерения давления, и пластины, выполненной с возможностью размещения между головок соединительных рукавов. Толщина пластины в поперечном сечении плавно уменьшена в стороны кромок с образованием формы, приближенной к форме естественного положения уплотнений головок при помещении между ними твердого тела. Контур проникающей части кромки пластины, взаимодействующей с уплотнением головок, выполнен в виде гладкой кривой. В теле пластины выполнены не доходящий до края пластины центральный осевой канал, коаксиальный с центральным осевым отверстием основания, и поперечное сквозное отверстие, пересекающее центральный осевой канал и выполненное с обеспечением прохода сжатого воздуха из воздушной магистрали в центральный осевой канал. Наличие данных элементов и их связи позволяют обеспечить соединение устройства измерения давления с воздушной магистралью под зарядным давлением, не нарушив при этом целостность и герметичность воздушной магистрали. 11 з.п. ф-лы, 3 ил.