Код документа: RU2673196C1
Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях тепловозов и электровозов.
Известен тепловоз ТЭП60 описанный в книге «Конструкция и динамика тепловозов. Изд. 2-ое. Под ред. В.Н. Иванова. М.: Транспорт, 1974 г.», где на стр. 10-11 представлены материалы по его конструктивному исполнению. Такой тепловоз (рис. 4 стр. 11) состоит из кузова, с размещенным в нем силовой установкой и вспомогательным оборудованием, который установлен на две тележки, содержащие колесные пары с буксами, рессорное подвешивание и тяговые электродвигатели. Несмотря на свою эффективность использования, такой тепловоз обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что при его движении в кривых пути из-за невозможности углового поворота крайних в тележках колесных пар относительно геометрического центра дуги рельсового пути и копирования ее последними, происходит повышенный износ гребней колес, а в отдельных случаях возможен и сход тележек с рельс.
Известен также тепловоз 2ТЭ116 описанный в книге «Камаев А.А. и др. Конструкция, расчет и проектирование локомотивов. Учебник для студентов втузов. - М.: Машиностроение, 1981 г.», где описана конструкция и, в частности, на рис. 38, стр. 57 показана его тележка. Конструкция такой тележки аналогична вышеописанной и поэтому недостатки ее в целом подобны тележке тепловоза ТЗП60.
Поэтому целью предлагаемого изобретения является разработка такой конструкции тележки, которая бы позволила исключить подрез гребней колес при прохождении им рельсового пути.
Поставленная цель достигается тем, что на крайних электродвигателях каждой тележки жестко закреплены по паре цилиндрической формы пальцев контактирующих образованными между собой зазорами упорами жестко закрепленными на днище кузова тепловоза и расположенными в продольной плоскости оси симметрии последнего.
На фиг. 1 показан общий вид тепловоза сбоку, на фиг 2 - вид на его тележки в сечении АА.
Тепловоз состоит из кузова 1, который с помощью цилиндрических винтовых пружин сжатия 2 оперт на тележки 3. Тележки 3 также с помощью цилиндрических винтовых пружин 4 связаны с крыльями 5 букс 6 с колесными парами 7 и тяговыми электродвигателями 8, которые шарнирами 9 соединены с тележками 3. На тяговых электродвигателях 8 жестко закреплены цилиндрической формы пальцы 10 и в пространстве между ними подвижно расположены упоры 11 жестко закрепленные на кузове 1 тепловоза. Колесные пары 7 размещены на рельсовом пути 12. Работает тепловоз следующим образом. При прямолинейном движении тепловоза, например, по стрелке В, все его узлы и детали находятся в таком положении как это показано на фиг. 1 и фиг. 2. Предположим теперь, что тепловоз вошел в кривую пути и начал двигаться по стрелке С (см. фиг. 1 и фиг. 2). В этом случае, за счет набегания колесной пары 7, находящейся в первой тележке 3, на рельс рельсового пути 12 последняя повернется относительно точки О, (эта точка характеризует шкворневой узел связывающий тележку 3 шарнирно с кузовом 1 тепловоза) на некоторый угол α, что позволит за счет взаимодействия упора 11 с одним из цилиндрической формы пальцев 10 повернуться на некоторый угол β тяговому электродвигателю 8 относительно шарнира 9 заняв положение по оси NN расположенную к центру кривой рельсового пути по радиусу. Такой же угловой поворот тягового электродвигателя 8 так же произойдет, и он займет положение по оси КК. Но так как тяговые электродвигателем 8 связаны с колесными парами 7, то и они также получает угловой поворот расположившись по осям NN и КК. Подобный угловой поворот колесных пар произойдет и с колесными парами 7 расположенными на второй трехосной тележке тепловоза, и они также займут положение по осям ММ и ТТ. В итоге обе тележки впишутся в кривую пути, что позволит снизить износ гребней колес колесных пар 7. При входе в кривую пути расположенной противоположно направлению стрелке С, например, по стрелке Е, угловой поворот колесных пар 7 и сам процесс их движения в этом направлении будет происходить подобно тому как это описано выше. Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными конструкциями РУКП очевидно, за счет того что оно имеет простую конструкцию, исключат виляние колесных пар движущихся по прямолинейным участкам рельсового пути и позволяет повысить долговечность гребней колес колесных пар КМБ тепловозов при прохождении кривых.
Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, в частности к тепловозам. Тепловоз содержит кузов и две трехосные тележки. Тележки содержат тяговые электродвигатели и колесные пары. На крайних электродвигателях каждой тележки жестко закреплены по два цилиндрических пальца. На днище кузова тепловоза жестко закреплены упоры. Упоры расположены в продольной плоскости оси симметрии тепловоза и подвижно соединены с цилиндрическими пальцами. Повышается ресурс колесных пар за счет уменьшения подреза гребней колес. 2 ил.