Код документа: RU2775289C1
Заявляемое изобретение относится к грузовому железнодорожному транспорту, в частности к механизмам открывания и закрывания крышек разгрузочных люков вагонов-хопперов, съёмных грузовых кузовов, контейнеров.
Известен механизм открывания и закрывания крышек разгрузочных люков, содержащий приводной механизм, кинематически связанный через промежуточный рычаг с продольной приводной тягой, шарнирно соединённой с рычагами крышек разгрузочных люков, US 2019/0210621, B61D 7/26, B61D 7/04, опубл. 11.07.2019
Известен также механизм открывания и закрывания крышек разгрузочных люков, содержащий приводной механизм, кинематически связанный через промежуточный рычаг с продольной приводной тягой, шарнирами соединённой с рычагами крышек разгрузочных люков, см. US 4843974, B61D 7/26, опубл. 04.07.1989 (прототип).
Общей технической проблемой, присущей данным устройствам, является необходимость повышенных усилий, развиваемых приводным механизмом, при одновременном начале движения и одновременном прохождении всеми крышками разгрузочных люков своих «мёртвых» точек при открытии и закрытии разгрузочных люков.
Техническим результатом заявляемого изобретения является снижение усилий, развиваемых приводным механизмом при открытии-закрытии крышек разгрузочных люков.
Указанный технический результат достигается механизмом открывания и закрывания крышек разгрузочных люков грузового железнодорожного транспорта, содержащим содержащий приводной механизм, кинематически связанный через промежуточный рычаг с продольной приводной тягой, шарнирами соединённой с рычагами крышек разгрузочных люков, для неодновременного и последовательного открывания-закрывания крышек разгрузочных люков, промежуточный рычаг соединён с крышками первых разгрузочных люков, при этом шарнир, соединяющий указанный промежуточный рычаг с продольной приводной тягой, и шарнир, соединяющий продольную приводную тягу с рычагом крышек последних разгрузочных люков, выполнены с элементами, обеспечивающими запас холостого хода продольной приводной тяги относительно указанных рычагов, средний шарнир, связывающий продольную приводную тягу с рычагом крышек средних разгрузочных люков, выполнен в виде отверстия, в котором размещён приводной палец, закреплённый на рычаге крышек средних разгрузочных люков; элементы холостого хода первого шарнира и последнего шарнира осуществлены виде продольных пазов, выполненных в продольной приводной тяге, в которых размещены с возможностью перемещения приводные пальцы, закреплённые на соответствующих рычагах крышек разгрузочных люков.
Заявляемое изобретение отличается от прототипа тем, что для неодновременного и последовательного открывания-закрывания крышек разгрузочных люков, промежуточный рычаг соединён с крышками первых разгрузочных люков, при этом шарнир, соединяющий указанный промежуточный рычаг с продольной приводной тягой, и шарнир, соединяющий продольную приводную тягу с рычагом крышек последних разгрузочных люков, выполнены с элементами, обеспечивающими запас холостого хода продольной приводной тяги относительно указанных рычагов, средний шарнир, связывающий продольную приводную тягу с рычагом крышек средних разгрузочных люков, выполнен в виде отверстия, в котором размещён приводной палец, закреплённый на рычаге крышек средних разгрузочных люков; элементы холостого хода первого шарнира и последнего шарнира осуществлены виде продольных пазов, выполненных в продольной приводной тяге, в которых размещены с возможностью перемещения приводные пальцы, закреплённые на соответствующих рычагах крышек разгрузочных люков. Такие отличия от прототипа дают основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентоспособности изобретения – «новизна». Сравнение предлагаемого устройства не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники, не выявило в них признаки, аналогичные отличительным признакам предлагаемого технического решения, что позволяет сделать вывод о соответствии условию патентоспособности изобретения – «изобретательский уровень».
Изобретение представлено на чертежах, где:
- на Фиг. 1 – пример использования предлагаемого механизма открывания и закрывания крышек разгрузочных люков грузового железнодорожного транспорта, где в качестве грузового железнодорожного транспорта использован съёмный грузовой кузов, вид на торцевую стенку;
- на Фиг. 2 – то же самое, вид снизу, крышки разгрузочных люков в положении «открыто», изометрическая проекция;
- на Фиг. 3 – то же самое, крышки разгрузочных люков в положении «закрыто»;
- на Фиг. 4, 5, 6, 7 – примеры взаимодействия продольной приводной тяги с промежуточным рычагом и рычагами крышек разгрузочных люков в разных положениях, остальные детали механизма условно не показаны.
Предлагаемое устройство содержит приводной механизм 1 (Фиг. 1, 2), кинематически связанный через промежуточный рычаг 2 с продольной приводной тягой 3. Продольная приводная тяга 3 соединена с помощью шарниров с промежуточным рычагом 2 и рычагами 4, 5 крышек 6 разгрузочных люков (Фиг. 3). Промежуточный рычаг 2 и рычаги 4, 5 шарнирно установлены на соответствующих осях, закреплённых на кузове грузового железнодорожного транспорта. Два крайних шарнира выполнены в виде продольных пазов скольжения 3.1, 3.2 (Фиг. 4, 5, 6, 7), в которых размещены приводные пальцы 2.1 и 5.1, закреплённые на соответствующих рычагах 2 и 5 крышек 6 разгрузочных люков. Средний шарнир выполнен в виде отверстия 3.3, в котором установлен приводной палец 4.1.
Предлагаемое изобретение используют следующим образом.
Исходное положение элементов механизма открывания и закрывания крышек разгрузочных люков проиллюстрировано на Фиг. 4.
Для открытия крышек 6 разгрузочных люков за приводной ручной штурвал 1.5 вращают приводной вал 1.3 вместе с закреплённой на нём гайкой 1.2. Вращающаяся гайка 1.2 перемещает ходовой винт 1.1, который, выдвигаясь из полого приводного вала 1.3, первым поворачивает промежуточный рычаг 2. Промежуточный рычаг 2 начинает открывать связанные с ним крышки 6.1 первых разгрузочных люков. В связи с тем, что приводной палец 2.1, закреплённый на промежуточном рычаге 2, свободно перемещается в продольном пазе 3.1, продольная приводная тяга 3 остаётся неподвижной. Всё усилие, развиваемое приводным механизмом 1, направлено на начало открытия и прохождение крышками 6 «мёртвых» точек для указанных первых разгрузочных люков.
При дальнейшем вращении приводного вала 1.3 промежуточный рычаг 2 продолжает свой поворот и дальнейшее открытие крышек 6.1 первых разгрузочных люков, уже не требующих больших усилий от приводного механизма 1. После того как приводной палец 2.1 свободно переместится по продольному пазу 3.1 и упрётся в его торец (Фиг. 5, 6), начнёт движение продольная приводная тяга 3. При этом начнёт поворот рычаг 4, связанный с продольной приводной тягой 3 приводным пальцем 4.1, размещённым в отверстии 3.3. Поворачиваясь на своей оси, рычаг 4 проводит через «мёртвые» точки крышки 6.2 средних разгрузочных люков. Основное усилие, развиваемое приводным механизмом 1, будет направлено на перемещение именно этих указанных крышек 6.2, при этом продолжится открытие крышек 6.1 первых разгрузочных люков. При движении продольной приводной тяги 3 до выборки зазора в продольном пазе 3.2 рычаг 5 будет находиться в неподвижном состоянии. После того как торец приводного паза 3.2 упрётся в приводной палец 5.1, включается в работу рычаг 5 (Фиг. 7), который, поворачиваясь, начнёт поворот крышек 6.3 последних крайних разгрузочных люков и перевод через их «мёртвые» точки. При дальнейшем движении продольной приводной тяги 3 произойдёт полное открытие всех разгрузочных люков, уже не требующее для этого значительных усилий приводного механизма 1.
В связи с тем, что крышки 6.1, 6.2, 6.3 разгрузочных люков начинают свои движения не одновременно, угол раскрытия крышек 6.1, 6.2, 6.3 будет не одинаковым, разница углов в открытом положении составляет 1° – 2°. Практическое использование предлагаемого механизма показало, что этот факт не оказывает заметного влияния на работоспособность механизма открывания и закрывания крышек разгрузочных люков грузового железнодорожного транспорта. Кроме того, приводные пальцы 2.1, 5.1 выполнены диаметром, меньшим ширины продольных пазов 3.1 и 3.2 с разностью, достаточной для беспрепятственного поворота промежуточных рычагов 2 и 5 при открывании и закрывании крышек разгрузочных люков.
Таким образом, неодновременное начало открытия крышек 6 разгрузочных люков делает возможным непоследовательный, разномоментный проход крышками 6 своих «мёртвых» точек, что позволяет обходиться небольшим усилием на приводном штурвале 1.5 и не развивать приводным механизмом 1 значительных усилий.
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к механизмам открывания и закрывания крышек разгрузочных люков вагонов-хопперов, съёмных грузовых кузовов, контейнеров. Механизм открывания и закрывания крышек разгрузочных люков грузового железнодорожного транспорта содержит приводной механизм, промежуточный рычаг (2), продольную приводную тягу (3), соединённую с помощью шарниров с промежуточным рычагом (2) и рычагами (4), (5). Два крайних шарнира выполнены в виде продольных пазов скольжения, в которых размещены приводные пальцы. Неодновременное начало открытия крышек (6) позволяет осуществлять неодномоментный проход крышек (6) своих «мёртвых» точек, что существенно снижает необходимые усилия, развиваемые приводным механизмом. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.