18
п 1612 Л IS 3 а
.,4Ш.
56
ел
00
00 4 О5
(/I
:у пацлемию в камере 8, после . opii ie включение тормоза про-
i С более медленной скоростью,
Изобретение относится к автомобилестроению .
Иель изобретения - повышение эффек- TiiHi ocTH системы.
11,1 фиг. представлен модулятор давления при нормальном положении тормо-
за, поперечный раярез; на фиг.2 - то жи, при растормаживании; на фиг.З -
то же, при перетекании сжатого воздуха через дроссельный КсТнал; на фиг.4 -
то же, на первой стадии повторного наложения тормоза; на фиг.З - то же,
при повторной стадии вторичного наложения тормоза; на фиг.6 - клапанный
узел; на фиг.7 - модификация клапанного узла с открытым дросселем;
на фиг.8 - то же, с закрытым дросселем; на фиг.9 - модификация клапанного
узла; на фиг.Ю - то же, при закрытом дросселе; на фиг.11 - модулятор, вариант, поперечный разрез.
В тормозной системе (фиг.1-5) модулятор 1 давления способен регулироват
подачу пневматической среды от ресивера 2 к силовой камере 3 тормозного механизма 4.
Модулятор 1 содержит корпус 5, со- держа. дий первый входной подводящий
канал 6, соединенный с тормозным клапаном 7, управляемым с помощью педали, запоминаюпгую камеру 8 и за-
порный клапан 9, который регулирует сооб1чение между отстоящими Д11уг от
друга окнами 10 и 11 в канале fS. Запорный клапан 9 содержит клапанный
элемент 12 для сопряжения с гнездом 13, окружающим окно 10, и опирается
на упругую диафрагму 14. Элемент 12 снабжен сопловым отверстием 15, обеспечивающим
ограниченньй поток в камеру 16 над диафрагмой 14, проходящий попе-
рек даже в случае,когда запорньш клапан 9 закрыт,для прерывания потока через
подводящий канал 6 за исключением канала,образованного зазором 17 в элементе
12, Камера 16 также сообщается с подводящим каналом посредством одно- ходового клапана 18.
Электромагнитный клапан 19, реаги- р тощий на электрический сигнал, поступоскольку ограниченный поток регули- рующего давления должен также привести к повышению давления в камере 8.11 ил.
паюпу й от датчиков замедления заторможенного колеса и включающий регулирующий
модуль, содержит затвор 20, контактирующий поочередно с первым и вторым седлами 21 и 22, отстоящими одно
от другого на некоторое расстояние. Первое седло 21 расположено между подводящим
каналом 6 и управляющей камерой 23, а второе седло 22 - между камерой 23 и выпускным каналом 24.
Объем камеры 23 является небольшим по сравнению с объемом запоминающей камеры 8.
При обесточивании обмотки в ходе обычного торможения затвор 20 соприкасается
с седлом 22..Подводящий канал 6 сообщается с камерой 23 через открытый запорный клапан 9, и для
удержания запорного клапана 9 открытым на элемент 12 воздействует слабая
пружина 25. Таким образом, управляемое с помощью оператора давление регулирования
проводится к камере 23 через запорный клапан 9 и подводя ций канал 6, и запорный клапан 9 останется
открытым, так как на противоположные стороны диафрагмы 14 действуют ст одинаковые давления.
1Слапанный узел 26 управляет сообщением между камерой 23 и запоминающей
камерой 8. В узле 26 содержится полый поршень 27 ступенчатой формы,
установленный в расточенном отверс- тиии 28. В последнем размещена головка
29 поршня 27.имеющая больший диаметр и снабженная аксиально расположенными каналами 30, которые
обычно закрыты пластинчатым клапансж 31, опирающимся на наружную поверхность
головки 29. Пружина 32 воздействует на поршень 27, так что пластинчатый
клапан 31 прижат к поверхности
33с внутренней стороны расточенного
отверстия 28 и уплотняет каналы 30 с целью изоляции запоминающей камеры
8 от камеры 23. Кольцевое уплотнение
34из эластичного материала обеспечивает
уплотнение между стенкой расточенного отверстия 28 и участком поршня 27, имеющим меньший диаметр.
5153
R корпусе 1 также расположено средство
регулирования расхоля жидкости, содержа цее релейный клапан 35для регултфования сообщения между входным
проводящим каналом 36 и выходным каналом 37, соединенным с камерой 3.
Клапан 35 содержит расточенное отверстие ступенчатого профиля и поршень 38, ограничивающий нижнюю сто-
рону камеры 23, расположен1П.1Й во внутренней части расточенного отверстия 39. имеющего больший диаметр.
Головка затвора ДО со стороны поршня 38, находящейся против камеры 23, мо-
жет соприкасаться с внутренним концом гильзы 41, а последняя движется, как
по направляющей, в выступающем внутрь продольном стакане 42 запорного органа
43 наружного конца расточенного отверстия 39, имеюР1ем меньший диаметр
Гильза 41 снабжена радиальным буртиком , образующим головку 44 клаиана,
которая прижимается внутрь в направлении эаплечика 45 на уступе на участ
ке изменения диаметра при помощи пружины 46 сжатия, а запорный орган
43снабжен по меньшей мере одним . выпускным отверстием 47. сообщающимся t внутренней полостью гильзы. .
Входной канал 36 расположен с той же стороны заплечика 45, что и головка
44клапа 1а, а выходной канал 37 - с его противо1юлг)ж.чой стороны. Таким
образом, в нерабочем положении (фиг. 1) сообщение между входным каналом
36 и перепускной камерой 48 прерывается в результате соприкосновения
головки 44 с заплечиком 45, и эта камера сообщается с атмосферой через
отверстие 47, так как затвор 40 удален от гильзы 41.
Камера 48 соединена с запоминающей камерой 8 через обратный клапан 49, содержап.ц1й запорный орган 50,
который призкимается в направлении седла 51 в корпусе 5 при помощи пружины 52. В седле 51 предусмотрена
выточка для образования дроссельного канала 53, определяющего скорость
умсньпшния давления в запоминающей камере В в случае, когда клапан 49 закрыт запорным органом 50 за счет
сопряжения с седлом 51.
В нерабочем положении и в случае
, когда необходимо включить тормо
за, затвор 20 приводят в соприкос ове-
ние с седлом 22с помогц ю пружины 25, которая действует на якорь 54. Это
18.
20 .
-25
0
40
45
50
55.
-
66
изолирует камеру 23 от атмосферы.
Кроме того, запорный клапан 9 удерживается в открытом положении пружиной 55. Регулирующее давление от
тормозного крана 7 подводится от входного подводящего канала 6 к камере 23
релейного клапана 35 через запорный клапан 9, который остается в открытом
положении, так как на противоположные стороны диафрагмы 14 действуют одинаковые
давления. Давление в камере 23 также действует на,поршень 27, в
направлении поверхности 22, что увеличивает ycHJnie в пружине 32. Это гарантирует
хороший контакт пластинчатого клапана 31 с поверхностью 33. Давление в камере 23 действует на поршень
38 с перемещением его вниз, в результате чего затвор 40 соприкасается с верхним концом гильзы 41 с
целью отделения камеры 48 от атмосферы . После этого последующее движение
поршня 38 в том же направлении перемешает головку 44 от заплечика 45,
так что тормоза приводятся в действие давлением из канала 36, который
сообщается с выходным каналом 37 через камеру 48 и с запоминающей г
камерой 8 через клапан 49. В запоминающей камере В, следовательно, подводящее давление тормоза.
При снятии регулирующего давления в камере 23 (фиг.2) с помощью крана 7
его выпуска от через канал 6 и регулировочное отверстие 56.
Клапан 35 реагирует на это уменьшение давления регулирован11я ,и воздух
выходит из камеры 3 через камеру 48 и выпускные отверстия 47.
Поршень 27 удаляется от поверхности 33 против действия пружины 32, поскольку давление в запоминающей
камере 8 выше, чем давление в камере 23, и давление в запоминающей камере
8 удерживает пластинчатый клапан 31 у головки поршн я 27. чтобы предотвратить
поток через каналы 30. Давление в запоминающей камере В вызывает закрытие
клапана 49 за счет снижения подводящего давления. Давление в запоми-т
нающей камере затем медленно снижается через дроссельный канал 53.
В случае, когда замедление колеса, приторможенного тормозом 4 (фиг.З),
превьш1ает заданное значение, клапан 19 возбуждается сигналом блокировки
и якорь 54 втягивается внутрь против направления действия пружины 25, что
. -H-Mr-is ;11ч-адку злтнорл 20 на С .:;:, ii- /.1. lio innMu-iiiiai T сообщеннв между
г;ол; огтящцм каналом 6 и камерой 23 11ос.г1( связана с атмосферой через пыт.ускипй 2Д несмотря на то,
что -.anopiibi, клапан 9 остается в от- Kpi: го; 110.;1(жении.
1чение давления в камере 23 11о-1поляет поршню 38 относительно уда-
.1иггг,ся ;п запорного органа 43 с гиль- топ I , также удаляющейся от запор-
HOIO oiUMiia 43 под воздействием пружинь: чб, ;f,o тех пор,пока головка
по ; 4Mipn oci iiTCH с заплечиком 45 с пслы ..1 oTj ojieniin входного канала 36
от (1диого капала 37. Дальнейшее пе11емег,еппе поршня 38 в том же направ
jieniii ог1-|дпигает затвор 40 от гильзы AI, так что сжатый воздух ия ка-
меры - (З выбрасывается н атмосферу через о 1 иер ст1 е 47.
Пориюнь 27 дв1гжется вниз, так что капал;, 30 закрыты пластинчатым клапаном 31, а клапан 49 закрывается.
Давле пе D запомипающей камере 8 также уменьшается (падает) через
дроссельный канал 53 и вьтускное отверстие 47, но с пониженной ско- росгыо снижения, регулируемой дрос-
ceJГЫп.l канал(..М 53.
В случае, когда модуль управления
обнаруживает, что препятствие ;шя колеса устранено (фиг.4), электромагнит
обесточивается, так что затвор 20 вновь садится на седло 22 с целью изоляции камеры 23 от атмосферы и
открытия под,водяп1;его канала 6 в сторону камеры 2 }. Это снижает давление на нижнюю сторону диафрамы
14, так что sanopiun i клапан 9 зак- рьп гигтся, протитводействуя пружине 55
; ),авление в камере 23 быстро возрастает за счет потока через сужен
1П,1Й канал, ограниченный зазором 17, с обеспечсштя ограни тенного потока
:п)И закрытом запорном клапане 9. Клапан 35 В1слючается в действие в
за1.)иси;.ости от давления в камере 23 для повторного включения тормозов.
Так как объем камеры 23 является относительно небольшим, то давление в камере 23 быстро возрастает на
первой стадии повторного наложе1гия тормоза.
В HanajUiHbiii период давление в запо минаюшей камере 8 больше по сравпе-
HIDO с регулир к1щим давлением в каме-; ре 23. что позволяет удерживать поргаен
o
5
Q
5
30
35
40
45
50
27 в нижнем положении, при котором головка поршня отстоит на некоторое
расстояние от поверхности 33. Площадь поршня 27, подверженная действию давления в запоминающей камере 8,
больше, чем площадь, подверженная . действию регулирующего давления в камере
23. Запоминающее давление, следовательно , продолжает удерживать пластинчатый клапан 31, прижимая его к
головке поршня 27.
Запоминающее давление также больше
внешнего (подводимого) давления и поэтому удерживает клапан 49 закрытым
, но запоминающее давление уменьшается за счет просачивания через
дроссельный канал 53 с уменьшающейся скоростью, так как внепшее давление,
создаваемое в камере 3, повьш1ается.
Когда регулирующее давление (контрольное
давление) в камере 23 возрастает до давления, равного сниженному запоминающему давлению, поршень 27
остается в нижнем положении за счет различных площадей, подвергнутых
воздействию давлений в камерах 8 и 23.
Так как давление в камере 23
продолжает повьш1аться и выравнивается с давлением в камере 8, в момент
переключения пластинчатый клапан 31, открывается, а запоминающая камера 8
после этого питается от камеры 23.
Так как объем запоминающей камеры
8 больше по сравнению с объемом камеры 23, то дальнейшее повышение давления
в камере 23 происходит с более медленной скоростью, что обеспечивает
пониженную скорость повышения внешнего давления, создаваемого в камере 3.
Таким образом, тормоза вновь включаются на второй стадии, но с меньшей
скоростью повышения давления. Это продолжается при последующем повторном
наложении тормоза в обычном цикле с учетом условий скольжения до конца
этой последовательности наложения тормоза или до достижения других
условий скольжения, после чего повторяется последовательность растормажи-
вания и повторного наложения тормоза.
{1агрузку пружины 52, действующей
па запорный орган 50, выбирают такой, что совместно с запоминающей камерой
8 она гарантирует, что клапан 49 остается закрытым и, таким образом, все
питание запоминающей камеры 8 происходит VJ3 камеры 23.
В модификации,изображенной на фиг.6 уплотнение закладывается в радиально
канавке 57 в поршне 27. Это увеличивет относительный перепад между двумя
площадями поршня 27, на которые дейсвует давление в камерах 8 и 23, благодаря
тому,что уплотнение 34 не може соприкасаться и, следовательно, при- жиматься к буртику на торце расточен
ного отверстия 28, удаленному от поверхности 33.
В модифицированных конструкциях,
изображенных на фиг.7 и 8, выточка канала 53 опущена и дроссельный ка-
нал 58 выполнен в поршне 27. Конструкция и работа узла 26 аналогична описанным за исключением того, что
давление в запоминающей камере 8 может перепускаться в камеру 23 через канал 58,
В зависимости от относительного положения поршня 27 в расточенном
отверстии 28 уплотнение 34 перемещается в соответствующую сторону от
канала 58 под воздействием перепадов давлений в камере 23 и запоминающей
камере 8. Пластинчатый клапан 31 все еще действует, предотвращая сообщение
запоминающей камеры 8 с камерой 23 при первоначальном наложении тормоза в общем цикле предотвращения
скольжения.
В модификациях, представленных
на фиг.9 и 10, уплотнение 34 удерживается в радиальной канавке 59 достаточ
ной продольной длины с целью обеспечения возможности движения уплотнения
между противоположными сторонами отверстия в зависимости от движения
поршня между его двумя крайними положениями , но недостаточной для того,
чтобы уплотнение 34 могло соприкасаться с заплечиком в расточенном отверстии
28 со стороны,удаленном от поверхности 33. Как и. в модификации, изображенной на фиг.6, это гарантирует
сохранение относительного различия между двумя эффективными площадями порщня 27.
При освобождении тормозного крана 7 все компоненты возвращаются в положение
, изображенное на фиг.2, а все камеры выпускают все содержимое в атмосферу. Клапан 18 открьгоается -
снижается давление в камере 16, чтобы обеспечить быстрое открытие запорного клапана 9.
Q
JQ
25 О
. с
5
Тормозная система для прсдотврав1е-
ния скольжения (фиг.11) предназначена для использования с прицепным транспортным средством, буксируемом
трактором. Модулятор 1 видоизменен с целью подключения соединения 60 к аварийному
источнику 61 питания трейлера от трактора, и в клапан 35 введен узел 62 предохранительной пружины 63.
Узел 62 предназначен для автоматического перевода клапана 35 D положение,
при котором камера 3 тормоза 4 изолирована от вьшускного отверстия 47,
а ресивер 2 непосредственно сообщается с камерой 3 в случае неисправности аварийного источника 61,
Узел 62 содержит ступенчатый поршень 64, имеющий три участка 65-67
меньшего, промежуточного и большего диаметров в направлении выпускного
отверстия 47, Эти три участка расположены в участках соответствующих
диаметров в корпусе 5. а между поверхностями каждой дополнительной пары
участков предусмотрены уплотнения 68-70. Уплотнения 68 и 69 расположены
с противоположных концов канала 71, ведущего от соединения 60, а с противоположных
концов канала 36 расположены уплотнения 69 и 70. Предохранительная пружина 63 сжатия действует между
заплечиком, ограниченным.запорным органом 43,и пятой, содержащей кольцо 72, соединенной с поршнем 64,
Гильза 41 клапана 35 перемещается во втулке 73, упирающейся в кольцо 72,
а пружина 46 действует в направлении, вызывающем перемещение головки 44 к
заплечику 45, которое ограничено направленным внутрь радиальным фланцем на поршне 64. Затвор 40 имеет
форму усеченного конуса и выполнен в виде нижнего конца стерзкня 74, связанного
с поршнем 38 для соединения с головкой 44 с целью изоляции камеры 48 от выпускного отверстия 47,
Два участка поршня 38 уплотняются в соответствующих местах расточенного
отверстия 39. Стержень 74 является полым и служит для соединения с участком
75, заканчивающемся в верхнем конце поршня 38, с целью обеспечения
сообщения между камерой 48 и запоминающей камерой 8 через запоминающий
клапан,содержащий первый одноходовой клапан 76 в верхнем конце поршня 38
и второй одноходовой клапан 77 в корпусе 5, Дроссельный канал 78 расположен 110г;цу яаги мииающер камерон 8 и ){)Гl 23.
I .iue один одноходовой клапан 79
оОеспечинает сообщение в одном нап- p.ri.n чп.иии от соединения 60 аварийного
исто пика 61 прицепного средства с к-:ипл:,м 36 к ресиверу 2.
Koij.ia прицеп правильно соединен с трактором, к соединению 60 подается
даилеиие от аварийного источника 61 А пптлиия прицепа от трактора. Это давление
действует на заплечик на поршне 6А I месте изменения диаметров между участками 65 и 66, чтобы перевести
поршень 64 во втянутое положение против ji.ei icTHn.T усилия предохра-
нительпоГ( пру/кппы 63 и привести пор- lueiif. 64 в плотное соприкосновение с
opi anoM 43. В этом положении запле- чигс 43 соединен с головкой 44 с целью
изоляи.ии канала 36 от камеры 48, и. головка 44 удалена от затвора 40,
чтобы привести камеру 48 в сообщение с выпускным отверстием 47. Помимо
этого, воздух из источника 61 подается в ресивер 2 через одноходовой клапан 79 и создает в нем давление.
Когда тормоз 4 должен быть включен путем наложения на поршень 38 ре-
гулпр 1оа1,его давления, затвор 40 соединяется с головкой 44 для изоляции камеры
48 от BiiiriycKHoro отверстия 47. Дальнейшее дп г/кенпе поршня 38 в том
же направлении вынуяздает головку 44 отойти от заплечика 45 и против действия
усилия пружины 46, так что воздух , находяищйся под давлением, из ресивера 2 п из источника 61 подается
к камере 3. Во время этой операци воздух из камер1.1 48 также поступает
в запоминаго1цую камеру 8 через первый и второй одноходовые клапаны 76
и 77, так что зaпoми aюIдaя камера 8 подвержена действию тормозного давления .
В случае случайного отсоединения прицепа от трактора и . по меньшей мере нарушения аварийной подводящей
линии от источника 61 питания прицепа давление, действующее с целью
удержания поршня 64 в оттянутом положении , стравливается через канал 71
и соединение 60. Пружина 63 сдвигает
0
5
0
5
0
5
0
5
0
поршень 64 в положение, показанное на
фиг.11. В ходе этого движения поршень 64 перемещает головку 44, вызывая ее
соединение с затвором 40 и изоляцию каттеры 48 от выпускного отверстия 47.
Последующее движение поршня 64 в том же направлении отделяет заплечик 45
от затвора 40, и ресивер 2 приводится в непосредственное сообщение с камерой 48 с целью автоматического
наложения тормоза.
Формула изобретения
Пневматическая противоблокировоч- ная тормозная система транспортного
средства, содержащая силовую камеру тормозного механизма, подключенную
через релейный клапан модулятора давления к ресиверу, подсоединенному
через тормозной кран к управляющей камере релейного клапана, в корпусе
модулятора выполнены подводящий канал , сообщающий тормозной кран с уп-
равляюшей камерой, и запоминающая камера, подключенная через обратный
клапан клапанного узла к управляющей камере, при этом запоминающая камера
сообщена с дроссельным каналом, а в подводящем канале установлен электромагнитный
клапан, обмотка которого включена в электрическую цепь датчика блокировки колеса, отличающаяся
тем, что с целью повышения эфт фективности системы, в корпусе модулятора выполнен канал, сообщающий
перепускную камеру релейного клапана с запоминающей камерой, в котором
установлен дополнительный обратный клапан, причем дроссельный канал выполнен
в седле дополнительного обратного клапана, а клапанный узел представляет
собой ступенчатый полый поршень , установленный в расточном отверстии
между управляющей и запоминающей камерами и поджатый пружиной
к перегородке между запоминающей камерой и полостью указанного отверстия,
обратный клапан клапанного узла образован плоским запорным элементом,
закрепленным на поршне со стороны перегородки и перекрывающим сквозные
каналы, выполненные в торце поршня.
ifZ
ifif 36
Фиг.2
П
19 S /7 /5 f f7 /5 5
j2Dr
35
ФtJг.з
36
Фие,
m
18 s /;
Л..Л..
/9
2
fS 1Z л /5 В /3x-j { I I , Д .
55
Фц,5
Л j;
Фиг, 7
J3 J7
Фиг.З
JJ 31
Z7
Фие.6
JJ 3J 30
Фие.8
Фиг. Ю
ШГ7 fZ
V .
{/ ///// / /j
фие. //
Состапи гель C.Ilairapoii
Редактор О.Юркопсцкая Техред М.Хода И 1Корректор Л. Бескид