Изобретение относится к противоблокиров очным тормозным системам транспортных средств.
Известно 15 отквоблокировочное устройство tyM тормозной системы транспортного средства,
содержащее включенные последовательно датчик угловой скорости, дифференциатор, пороговые элементы
и электромагнитные клапаны для управления величиной тфмозного давлеш я 1}.
Недостатком известного устройства является низкая эффективность торможення, обусловленная
неучетом колебаний значения коэффициента сцеплеиия колеса с дорогой.
Известна также противоблокировочная тормозная система транспортного средства, содержащая
тормозной цилиндр, снабженный впускным и выпускиым электромагнитными клапанами, датчик
угловой скорости колеса транспортного средства, дифференциатор, вход которого соединен с выходом
датчика угловой скорости, логические элементы И, выход одного из которых соединен через
усилитель мощности с впускным клапаискм, а выход другого - через усилитель мощности с выпускным
клапаном, генератор импульсов, выход которого соединен с одними из входов логических элементов И 2.
Такая система неудобна тем, что ока не обеспечивает такое скольжение колес, при котором
достигается максимальное сцепление между колеввм и дсфожным полотном.
Цель данного изобретения - повыщение эффективности торможения.
Поставленная цель достигается тем, что противоблокировочиая тормозная система транспсфтногс
федства снабжена детектором нарастания замедле НИЛ, логическим элементом Импликация, расщирителем
, блоком сброса .и инвертором, при этом выход инвертора соединен с другим входом второго
элемента И, а вход - с другим входом первого злемента И и с выходом элемента Импликация,
инверсный вход которого через расщнрнтель соединен с выходом втфого элемента И и входом блока
сброса, выход которого соединен с одним из входов детектора нарастания замедления, другой вход
которого соединен с выходом дифференциатора, а выход - с щ)ямым входом элемента Импликация .
На фиг. 1 представлена блок-схема противоблоК1ФОВОЧНСЙ тормозной системы; на фиг. 2 - временная
диаграмма его работы.
В состав системы входит тормозной цилиндр 1,
снабженный впускным 2 и выпускным 3 электромагнитными клапанами, соединенными через усилитель
4, 5 мощности с логическими элементами И 6 и 7. Одни входы этих элементов соединены с выходом
, генератфа 8, другой вход логического элемента И 6 - с выходом инвертора 9, вход которого
соединен с другим входом логического элемента И 7 и с выходом логического элемента Импликация
10. Инверсный вход этого элемента через расширитель 11 соединен со входами усилителя 4 и
блока 12 сброса, а прямой вход - с выходом детектфа,13 нарастания замедления, один из входов
которого соединен с блоком 12 сброса, а другой - через дифференциатор 14 соединен с датчиком
15 сигнала угловой скорости колеса 16. Устройство работает следующим образом.
Импульсы 17 от генератора 8 проходят через элемент И 6, усилитель 4 мощности, преобразуются
в серию импульсов 18 и открывают впускной клапан 2, вызывая рост тормозного давления (кривая
19). В интервалах между импульсами тормозное давление сохраняется постоянным. До тех пор,
пока величина скольжения колеса не превысит значе1шя, при котором коэффициент сцепления колеса
с дорогой имеет максимальную величину (левее максимумов), рост тормозного давления будет
вызывать рост замедле1шя (кривая 20), а при постоянном тормозном давлении замедле1ше будет
падать, поскольку увеличение проскальзывания колеса относительно дороги будет сопровождаться
ростом коэффициента сцеплершя колеса с дорогой, а следовательно, и увеличением момента силы трения
между колесом и дорогой, приводящего к раскручиванию колеса.
Когда величина тормозного давления возрастает настолько, что с ростом скольжения коэффициент
сцепления колеса с дорогой начнет падать, в паузе между импульсами замедление (кривая 21)
будет нарастать, что будет зафиксировано детектором 13 нарастания замедлершя, на выходе которого
сигнал 22 примет значение логической единицы, в результате чего по истечении времени, определяемого
задержкой, вносимой расширителем 11, на выхо:де элемента Импликация 10 появится сигнал 23,
в соответствии с которым очередной импульс 24 от генератора 8 пройдет через элемент И 7 и откроет
выпускной клапан 3. Тормозное давление будет падать до тех пор, пока не 1ичнет падать замедление,
что приведет к пропаданию сигналов на выходах
детектора 13 нарастания замедления, логического
элемента Импликация 10 и элемента И 7 и появлению сигнала на выходе элемента И 6, по которому
блок 12 сброса формирует импульс 25 для приведения детектора 13 нарастания замедления в исходное
положе1ше.
Падение замедления означает переход в область
значения скольжения левее максимумов кривых. Далее весь процесс циклически повторяется, в ре
(0 зультате чего значение скольже1шя автоматически поддерживается близким к величине, соответствующей
максимальному значению коэффициента сцепления колеса с дорогой, что обеспечивает эффективность
торможения, близкую к максимальной.
Формула изобретения
Противоблокировочная тормозная система
20 транспортного средства, содержащая тормозной цилиндр
, снабженный впускным и выпускным электромагнитными клапанами, датчик угловой
скорости колеса транспортного средства, дифференциатор, вход которого соединен с
выходом датчика угловой скорости, логические элементы И, выход одного из которых соединен через
усилитель мощности с впускным клапаном, а выход другого - через усилитель мощности с выпускным
клапаном, и генератор импульсов, выход кото0 рого соединен с одним из входов логических элементов
И, отличающаяся тем, что, с целью повыщения эффективности торможения, она снабжена детектором
нарастания замедления, логическим элементом Импликация, расширителем, блоком сброса и
S инвертором, при этом выход инвертора соединен с другим входом второго элемента И, а вход - с
другим входом первого элемента И и с выходом элемента Импликация, инверсный вход которого
через расширитель соединен с выходом второго
0 элемента И и входом блока сброса, выход которого
соединен с одним из входов детектора нарастания замедления, другой вход которого соединен с
выходом дифференциатора, а выход - с прямым входом элемента Импликация.
5Источники информации, принятые во внимание
при экспертизе;
1.Патент СССР №360753, кл.ВбОТ 8/08, 10.10.69.
2.Патент Фрашщи №2035175, кл.ВбОТ 8/00, 18.01.70.
Комментарии