Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструкции
стеклоочистителя автомобиля. Цель изобретения - повышение эксплуатационной
надежности за счет увеличения усилия прижатия щетки стеклоочистителя к очищаемому ветровому
стеклу.
На фиг.1 изображен описьшаемый элемент стеклоочистителя, вид снизу
на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1, на фиг.З - упорный уголок в виде отдельной
детали, находящейся под воздействием нажимного элемента, в аксонометрии;
на фиг.4 - вариант выполнения
упорного уголка в виде отогнутого
конца держателя в аксонометрии.
Элемент стеклоочистителя автомобиля
содержит держатель 1, который
соединен с головкой 2 посредством
корпуса 3. Зона головки 2 закрыта колпачком 4, имеющим возможность шарнирного
перемещения относительно корпуса 3 посредством двух полуосей 5,
установленных с возможностью перемещения g прорезях 6 корпуса 3. Держатель
1 скреплен с корпусом 3 посредст вом двух заклепок 7.
Корпус 3 имеет U-образное поперечное сечение и состоит из двух паралму диаметру пружины 29. Выступ 28 обеспечивает центрирование пружины 29 прорези конце последней,
противоположном выступу 28, пружина не удерживается перпендикулярно к
плоскости тяги 17. Конец пружины 29, который не центрируется выступом 28,
опирается на сердечник ограничителя в виде плоской детали 30, имеющей
и-образное поперечное сечение, представляющей собой, две параллельные стенки 31, соединенные между собой
перекладиной 32, расположенной перпендикулярно тяге 171 Последняя пересекает перекладину 32 благодаря
прорези 33, вьтолненной в перекладине . Перекладины 32 двух плоских дета
лей 30, взаимодействующие с двумя пружинами 29, опираются на первую
полку 23 уголка 22. Стенки 31 плоски деталей 30 расположены одна от другой
на расстоянии, равном наружному диаметру пружины 29, так что они бло
кируют пружину 29 в направлении, перпендикулярном тяге 17. Пружины 29 работают на сжатие и
создают усилие между первой полкой 23 уголка 22 и шарнирной осью 18. Эт
усилие создает момент, который при неподвижности головки (так как она
соединена с выходным валом) стремится вызвать вращение держателя 1 в
направлении, показанном стрелкой F на фиг.2. Этот момент является тем
усилием, которое позволяет прижимать щетку стеклоочистителя к ветровому
стеклу во время функционирования стеклоочистителя. Зона а кромки тяги 17, смежной с осью 18, образует
упор, ограничивающий углЬвое отклоне ние головки 2 относительно корпуса
3 в -направлении стрелки F, тогда как зона б этой кромки образует упор,
ограничивавлций угловое отклонение головки 2 в обратном направлении,
а зона в играет роль упора, когда необходимо освободить стеклоочиститель
относительно ветрового стекла. В последнем случае производится упор кромки в зоне в во втулку11,
на тягу 17 действует изгибающее усилие , которое тем более значительно,
чем сильнее усилие пользователя, и усилие пружин, которое в этот -момент
суммируется с усилием пользователя. Тяга 17 имеет значительную стойкость
к изгибу, так как ей придана большая высота расположением ее с обеих сто1 156 рон пружины 29. Тяга 17 может быть
вьшолнена большей толщины, если это необходимо. Эта конструкция позволяет
избежать деформацию изгиба, когда происходит освобождение держателя относительно ветрового стекла.
Для предотвращения продольного изгиба пружины 29 внутри нее предусмотрена направляющая, в виде тяги
34 круглого сечения, диамеТр которой чуть меньше внутреннего диаметра
пружины 29. Во время движения корпуса 3 относительно головки 2 тяга 17
перемещается относительно корпуса 3 и свободно скользит через прорези
33 плоских деталей 30 и отверстия 21 полки 23 уголка 22. Во время этих
движений наклон средней линии тяги 17, т.е. оси пружины 29, относительно
перекладины 9 корпуса 3 изменяется незначительно, Предлагаемый элемент стеклоочистителя
прост в реализации, так как уголок 22, тяга 17 и плоская деталь 30
могут быть получены путем простой штамповки листовых материалов. Монтаж
элемента стеклоочистителя выполняютследующим образом. Сначала монтируют
путем клепки держатель 1 и корпус 3, затем монтируют головку 2 и тяги 17
посредством осей 18, после чего устанавливают в прорези 27 пружины 29 и
их направляющие 34 против продольного изгиба и устанавливают на концах
пружин 29, которые не входят в контакт с выступами 28, плоские детали
30, перемещая тяги 17 в прорезях 33. Устанавливают уголок 22 в корпус 3,
перемещая полку 24 между выступами 26 и перекладиной 9 корпуса 3 до упора
полки 33 в выступы 26. Затем свободные концы двух тяг 17 вводят в ,
два отверстия 21 полки 23 уголка 22 и устанавливают пружины 29 сжатия,
нажимая на оси 18, пока выточка втулки 1 1 не войдет в отверстия, предусмотренные
в стенках 8 для оси шарнира 10, после чего устанавливают эту обеспечивает удерживание
вместе всей сборки. Таким образом, монтаж и изготовлеие предлагаемого элемента стеклоочис
являются простымиJ этот элеент позволяет устранить любое разруение
в результате деформации. Исользование независимого уголка 22 лельных боковых стенок 8, соединенных между собой, перекладиной 9. Стенки
8 корпуса 3 несут цилиндрический шарнир 10, размещенный между головкой
и корпусом с возможностью шарнирного перемещения относительно корпуса. Ось
шарнира 10 установлена перпендикулярно стенкам 8 в той их части, которая
наиболее удалена, с одной стороны, от держателя 1 и,с другой стороны,от перекладины
9. Головка 2 с.одержит втулку 11 с выточкой, которая пересекается осью шарнира 10, содержащей
на одном из своих концов полусферическую головку 12, и расплющенной путем
обжатия на другом своем конце 13, для обеспечения ее фиксации. На втулке
11 смонтирована скоба, имеющая два вилкообразных ушка 14 и 15, каждое из
которых образовано двумя параллельными ушками 16, между которыми располагается
один из концов тяги 17, имеющий предпочтительно прямоугольную форму. Монтаж тяги 17 и двух ушек
16 реализуется посредством шарнирной оси 18, образующей цилиндрический
шарнир между тягой 17 и головкой 2 и параллельной оси шарнира 10. Головка
2 имеет выточку 19, предназначенную для установки головки на выходном
валу привода (не показан) элемента стеклоочистителя. Выходной вал приводится
во вращение в чередующихся противоположных направлениях посредством
соответствующего механизма. Крепление головки на выходном валу осуществляется
посредством гайки, которая навинчивается на конец оси. Шарнирная ось 18 и выточка19 расположены
с разных сторон плоскости, проходящей через ось шарнира 10 и перпендикулярной перекладине 9.
Перекладина 9 ограничена со стороны оси шарнира 10 поперечной кромкой
20, расположенной справа -от шарнирной оси- 18. Колпачок 4 позволяет
отклонять головку 2 относительно корпуса 3 и устанавливать на место установочную
гайку, которая крепит головку 2 на ее выходном вапу кроме того, колпачок 4 закрывает цилиндрические
шарнирные соединения, соответствуюпще оси шарнира 10 и оси 18, и не закрывающиеся
перекладиной 9, прерванной на уровне поперечной кромки 20. Две тяги 17, взаимодействующие с
двумя вилкообразными ушками 14 и 15, выполнены идентичными. Один конец каждой тяги 17 шарнирно перемещается вокруг оси 18, а другой конец располагается
в отверстии 21, Ёьшолнеином в упорном уголке 22.Упорный уголок 22 имеет первую полку 23, в которой
выполнены два идентичных отверстия 21, параллельные осям, и вторую полку 24, которая заканчивается
отгибом 25, выполненным вдоль кромок полки 24, противоположных зоне соединения
двух полок 23 и 24. Отгиб 25 является параллельным первой полке
23 уголка 22. Боковые стенки 8 корпуса 3 содержат две выштамповки, образующие
идентичные выступы 26 между стенками корпуса 3 (при этом каждая стенка 8 имеет один выступ
26. В разрезе в плоскости, параллельной перекладине 9 корпуса 3,
выступы 26 имеют треугольную форму. причем максимум их рельефа располагается
в зоне наиболее близкой к оси 18. Штамповка благодаря которой образуются выступы 26, производится
для того, чтобы избежать образование разрыва листового материала, образующего
стенки 8 корпуса 3. Выступы 26 по высоте меньше высоты стенок 8 и каждый из них имеет форму
прямой призмы с треугольным основанием , грани которой перпендикулярны
перекладине 9 корпуса 3. Выступы 26 не доходят до плоскости перекладины
9, в зазоре между выступами 26 и перекладиной устанавливается вторая
полка 24 уголка 22. Высота отгиба 25 такова, что благодаря ему уголок
22 оказьшается заклиненным между перекладиной 9 и смежной кромкой выступа
26. Первая полка 23 уголка 22 опирается своими двумя кромками, смежными со стенками 8 корпуса 3,
на грани максимального рельефа выступов 26. Каждая тяга 17 выполнена в своей
центральной зоне с прямоугольной прорезью 27, большая сторона которой
расположена паргиглельно большей стороне тяги 17. На меньшей стороне
прорези 27, которая ближе к оси 18, предусмотрен выступ 28, образованный
треугольной вершиной, которая образует рельеф в прорези 27. Внутри последней
установлена спиральная;п ужина 29, работающая на сжатие. Длина
прорези 27 равна длине пружины 29 в свободном состоянии, а ширина прорези
27 равна по крайней мере наружно71
держателя 1 позволяет реализовать выступы 26 с небольшим рельефом, так
,как опора полки 23 на выступы 26 про изводится по большой длине. Кроме то
го, уголок 22 может быть выполнен из относительно толстого листового
материала, и нагрузки, которым подвергается полка 23, распределяются по опорам уголка 22 без какой-либо
его деформации. 4 /J ю Мб п J/ Д У////. I / it ,
n з
L.L,LLL
746158
На фиг.4 показан другой вариант реализации упорного уголка, согласно
которому уголок образован путем сгибания под прямым углом конца 35
5 коромысла 36, этот конец имеет два отверстия 37, идентичные отверстиям
21 уголка по фиг.З. Коромысло 36 монтируется вместо держателя 1, и
конец 35 упорного уголка опирается 10 на выступы 26 корпуса.
A-A
X
фиг 2 7 1I J.
36