Код документа: RU2259289C2
Уровень техники
Настоящее изобретение относится к шарнирному четырехзвенному механизму привода несущего щетку рычага стеклоочистителя согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения.
Обычно стеклоочистители для транспортных средств, имеющие несколько несущих щетки рычагов, крепят к кузову транспортного средства опорами этих рычагов непосредственно или опосредованно через соответствующую опорную деталь. Двигатель стеклоочистителя со смонтированным на нем редуктором приводит через кривошип и шарнирные тяги другие кривошипы, которые жестко соединены с приводными валами каждого из несущих щетки рычагов стеклоочистителя.
Кроме того, выходной вал двигателя стеклоочистителя может быть кинематически связан с шарнирным четырехзвенным механизмом, приводящим в движение один из несущих щетку рычагов стеклоочистителя. Подобный механизм содержит поворотный приводной рычаг, который установлен на приводной оси и который через соединительное звено шарнирно соединен с коромыслом. Другим концом коромысло установлено на неподвижной оси. Для размещения подобных коромысел из-за их значительной длины требуется сравнительно много места. На соединительном звене сформирована крепежная часть несущего щетку рычага стеклоочистителя, к которой через откидной шарнир крепится шарнирная часть этого рычага. Приводной рычаг может приводиться в движение либо непосредственно выходным валом двигателя стеклоочистителя, либо через кривошип и шарнирные тяги. Кинематикой шарнирного четырехзвенного механизма обусловлено совершение несущим щетку рычагом стеклоочистителя комбинированного возвратно-поступательного и поворотного движения. Благодаря этому рычаг стеклоочистителя, приводной вал которого расположен ближе к середине стекла транспортного средства, при движении щетки в одном из направлений может двигаться по "угловатой" траектории, в лучшей степени согласованной с угловатым контуром стекла транспортного средства, и поэтому совершающее подобное движение рычаги часто используются в стеклоочистителях для увеличения поля зрения и комфортности со стороны пассажира.
Сектор очистки, захватываемый щеткой стеклоочистителя при ее перемещении по стеклу транспортного средства, ограничен ее исходным положением и положением реверса (мертвой точкой), в котором направление ее движения изменяется на обратное. При работе стеклоочистителя его щетка перемещается по стеклу из исходного положения, которое часто соответствует нижнему ее положению в так называемом подкапотном промежутке между капотом и стеклом транспортного средства, вверх до положения реверса и затем движется в обратном направлении к исходному положению.
Стеклоочистители имеют несущий щетку рычаг, состоящий из крепежной части и шарнирно соединенной с ней шарнирной части, с которой шарнирно соединена или выполнена с ней за одно целое штанга. К свободному концу этой штанги шарнирно крепится щетка, язычок резиновой ленты которой при качательном движении, совершаемом несущим эту щетку рычагом, перемещается по поверхности стекла транспортного средства между исходным положением и положением реверса.
Из DE 3621233 С2 известна щетка стеклоочистителя для очистки изогнутых стекол транспортных средств. Для повышения качества очистки плоских стекол транспортных средств такую щетку стеклоочистителя необходимо располагать таким образом, чтобы у не прижатой к стеклу щетке, а только касающейся поверхности стекла язычком ее резиновой ленты, срединная продольная плоскость щетки располагалась перпендикулярно поверхности стекла. В случае сферически изогнутых стекол транспортных средств угол наклона этой срединной продольной плоскости к поверхности стекла постоянно изменяется по мере перемещения щетки по всему сектору очистки. Более того, в данном случае этот угол наклона срединной продольной плоскости изменяется и по длине щетки. Поэтому описанное выше оптимальное для плоского стекла расположение срединной продольной плоскости щетки в случае сферически изогнутых стекол транспортных средств достигается только в отдельных точках, положение которых по длине щетки при работе стеклоочистителя непрерывно изменяется. При этом измеряемые в угловых градусах отклонения срединной продольной плоскости щетки от перпендикуляра, т.е. от нормали к поверхности стекла транспортного средства, на более искривленных боковых участках этого стекла превышают те же показатели на его более плоских центральных участках. Гибкость резиновой ленты щетки позволяет лишь частично компенсировать подобное отклонение от нормали.
На практике угол установки щетки относительно стекла, а тем самым и отклонение от нормали обычно регулируют путем установки ведомых осей тяг и рычагов привода стеклоочистителя под необходимым углом. В результате такой регулировки щетку устанавливают в требуемое наклонное положение по всей ее длине относительно стекла транспортного средства. Поскольку стеклоочистители в сборе с приводом отличаются значительным соотношением их длины к их ширине, достаточно сложно обеспечить установку ведомых осей в необходимое угловое положение, а тем самым и установку щетки с необходимой величиной отклонения от нормали и прежде всего в ее исходном положении. Несмотря на то, что определяемый производственными допусками разброс размеров и формы отдельных многочисленных конструктивных элементов стеклоочистителя и его привода лежит в сравнительно узких пределах, в сумме все такие погрешности размеров и формы, к которым дополнительно добавляются также погрешности, возникающие при креплении стеклоочистителя к кузову транспортного средства, а также погрешности размеров и формы самого кузова, настолько велики, что при серийном производстве становится невозможно обеспечить оптимальный угол наклона щетки по ее длине относительно стекла. По этой причине для компенсации производственных допусков и обеспечения необходимой величины отклонения от нормали положение срединной продольной плоскости щетки относительно стекла транспортного средства регулируют при сборке путем продольного скручивания рычага стеклоочистителя. Однако регулирование наклона щетки в ее исходном положении, которое должно допускать возможность варьирования угла наклона щетки в максимально широких пределах, не должно приводить к значительным отклонениям этого угла наклона по достижении щеткой и несущего ее рычага положения реверса.
В заявке DE 4428371 А1 для крепления рычага стеклоочистителя к приводному валу предлагалось использовать насадное соединение, для чего приводной вал на соединительном участке выполняют в поперечном сечении отличной от круглой формы, прежде всего многоугольной формы, а также снабжают уступом. К этому уступу либо к промежуточной шайбе прилегает край выполненного в крепежной части рычага стеклоочистителя углубления, при этом само такое углубление конически расширяется к концу приводного вала. В углубление вставлена пригнанная коническая зажимная деталь, которая гайкой прижата к крепежной части рычага стеклоочистителя. В этой зажимной детали имеется сквозное отверстие, в которое вставляется приводной вал и профиль которого в поперечном сечении соответствует поперечному профилю этого приводного вала.
Из патента US 3085821 известно аналогичное насадное соединение для крепления рычага стеклоочистителя к приводному валу. Используемая в таком соединении зажимная деталь имеет сквозное отверстие, в которое вставляется приводной вал и форма которого соответствует форме цилиндрического или конического участка приводного вала, поверхность которого снабжена продольным рифлением, соответственно зубчиками. Благодаря конической форме сопрягаемых поверхностей в соединении между крепежной частью рычага и зажимной деталью, а при необходимости и в соединении между зажимной деталью и приводным валом снабженная зубчиками поверхность крепежной части рычага и приводного вала вдавливается в практически гладкую до сборки поверхность зажимной детали, что приводит к необратимой деформации последней. Для обеспечения такого соединения зажимную деталь выполняют из эластомерного материала или относительно мягкого цветного металла. Наряду с силовым замыканием боковые поверхности множества небольших зубчиков дополнительно обеспечивают также геометрическое замыкание.
Преимущества изобретения
В соответствии с изобретением при нахождении несущего щетку рычага стеклоочистителя в исходном положении приводной рычаг шарнирного четырехзвенного механизма привода этого несущего щетку рычага образует с соединительным звеном угол α, равный примерно 90°, и выполнен регулируемым по положению путем его поворота вокруг регулировочной оси, проходящей примерно параллельно соединительному звену и пересекающейся с продольной осью приводного вала. При этом соединительное звено соединено с коромыслом шаровым шарниром. Кроме того, на соединительном звене закреплена или сформирована крепежная часть несущего щетку рычага стеклоочистителя, с которой через откидной шарнир соединена шарнирная часть этого рычага с его штангой. С этой штангой шарнирно соединена щетка стеклоочистителя.
При повороте приводного рычага стеклоочистителя вокруг регулировочной оси соединительное звено вместе с крепежной частью рычага стеклоочистителя поворачивается вокруг своей продольной оси, что позволяет установить щетку стеклоочистителя в наклонное положение относительно стекла с заданным отклонением от нормали. Подобное регулирование достаточно просто осуществлять при нахождении щетки стеклоочистителя в ее исходном положении. При этом диапазон регулирования должен предпочтительно составлять ±3°. Этот диапазон обеспечивает также установку обеих главных осей приводного рычага под определенным углом.
В процессе установки стеклоочистителя на кузов транспортного средства требуемое отклонение положения щетки от нормали можно задавать произвольно, при этом производственные допуски не оказывают на такое отклонение от нормали никакого отрицательного влияния. При повороте приводного рычага вокруг регулировочной оси изменяется положение соединительного звена по высоте. Во избежание заклинивания или перекоса шарнирного четырехзвенного механизма привода несущего щетку рычага стеклоочистителя в результате этой регулировочной операции и ухудшения его подвижности соединительное звено целесообразно выполнять из двух деталей, при этом его первая соединительная деталь шарнирно соединена с приводным рычагом и через вращательный шарнир, ось вращения которого проходит поперечно продольной протяженности соединительного звена, соединена со второй соединительной деталью. Последняя соединена с коромыслом шаровым шарниром. Подобная конструкция позволяет компенсировать смещение соединительного звена по высоте.
Согласно одному из вариантов выполнения изобретения поверхности соприкосновения между зажимной деталью и приводным рычагом образуют участок поверхности сферы, а опорная поверхность между приводным рычагом и предусмотренным на приводном валу уступом образует участок боковой поверхности цилиндра, продольная ось которого проходит через центр указанной сферы параллельно продольной протяженности щетки. Такая конструкция при ее малых габаритах позволяет при наличии гладкой опорной поверхности бесступенчато регулировать положение приводного рычага, а тем самым и несущего щетку рычага путем поворота последнего вокруг его продольной оси. Ступенчатое регулирование можно обеспечить за счет выполнения на поверхности соприкосновения рифления, параллельного продольной оси указанного цилиндра. Шагом между рифлями такого рифления предпочтительно определяется шаг регулирования, т.е. степень его точности. Кроме того, рифление в дополнение к соединению с силовым замыканием обеспечивает соединение с геометрическим замыканием, что позволяет передавать значительные усилия.
Соединение между приводным валом и приводным рычагом должно быть надежным и обеспечивать передачу значительного крутящего момента. Вместе с тем такое соединение должно быть невосприимчивым к моменту затяжки резьбового соединения в том отношении, что затяжка гайки не должна приводить к самопроизвольному смещению приводного рычага из окончательно отрегулированного положения. Поэтому в соответствии с одним из вариантов выполнения изобретения предпочтительно, чтобы продольная ось цилиндра, форму которого имеет опорная поверхность приводного рычага, проходила через центр сферы, форму которой имеет поверхность соприкосновения между зажимной деталью и приводным рычагом, при этом указанная ось цилиндра предпочтительно должна лежать в пределах крепежного участка приводного рычага.
В соответствии со следующим вариантом выполнения изобретения предлагается ограничить угол δ1 или δ2 регулирования приводного рычага при его повороте вокруг оси цилиндра, форму которого имеет опорная поверхность, ограничителем. Тем самым при монтаже стеклоочистителя на кузове транспортного средства и проведении регулировочных работ удается исключить непреднамеренную установку щетки под углом, абсолютно непригодным для эксплуатации. Таким образом, подобные ограничители позволяют ограничить диапазон регулирования угла наклона щетки стеклоочистителя некоторыми пределами, в которые попадает и оптимальный угол установки щетки относительно стекла и в которых отрегулированный угол наклона щетки хотя и может отличаться от оптимального, тем не менее является вполне допустимым. В простейшем случае такие ограничители могут быть образованы взаимодействующими с приводным валом краями удлиненного отверстия в приводном рычаге, проходящего поперечно продольной оси указанного выше цилиндра.
Цилиндрическая опорная поверхность может быть выполнена непосредственно на приводном валу, однако более целесообразно выполнять ее на отдельной опорной шайбе, которая после сборки упирается в выполненный на приводном валу уступ. Эта опорная шайба установлена на приводном валу с возможностью вращения вокруг него, что до обеспечивающего передачу крутящего момента соединения деталей с помощью зажимной детали и затягивания гайки позволяет регулировать по продольной протяженности наклон приводного рычага, а тем самым и несущего щетку рычага стеклоочистителя поворотом вокруг оси приводного вала. При этом для установки щетки стеклоочистителя под заданным углом наклона к стеклу транспортного средства приводной рычаг можно повернуть между обоими ограничителями вокруг регулировочной оси.
Для передачи крутящего момента от приводного вала на зажимную деталь, которая в свою очередь передает этот крутящий момент далее через сферическую поверхность соприкосновения на приводной рычаг преимущественно за счет силового замыкания, целесообразно использовать профиль, имеющий в поперечном сечении некруглую форму, предпочтительно многоугольную форму. Благодаря этому удается обеспечить эффективную передачу крутящего момента за счет надежного геометрического замыкания между охватывающей и охватываемой поверхностями небольших по периметру размеров, тогда как указанное силовое замыкание предусмотрено на большем диаметре, что позволяет при меньших прижимных усилиях передавать более высокий крутящий момент. Силовое замыкание может быть дополнено геометрическим замыканием за счет выполнения на сферической поверхности приводного рычага насечки или рифления. В этом случае рифли на зажимной детали целесообразно располагать под углом к рифлям на приводном рычаге, чтобы за счет взаимного пересечения таких рифлей на сопряженных поверхностях обеспечивалось геометрическое замыкание, действующее и в направлении передаваемого крутящего момента, и в направлении прикладываемого при регулировании перестановочного усилия, при этом рифли могут взаимно зацепляться за счет частичного врезания друг в друга. Наличие у рифлей способности к пластической деформации обеспечивает в том числе и компенсацию производственных допусков.
В соответствии со следующим вариантом выполнения изобретения зажимная деталь имеет на боковой наружной поверхности продольные пазы, которые заканчиваются, несколько не доходя до большего ее торца. Такие пазы обеспечивают упругую деформацию зажимной детали и тем самым более эффективное согласование ее формы с формой углубления в приводном рычаге. Поскольку пазы проходят не до торца зажимной детали, а заканчиваются на небольшом расстоянии от него, у зажимной детали сохраняется гладкая торцевая поверхность. Кроме того, указанные пазы могут быть закрыты снаружи.
Некоторые элементы соединения можно предварительно смонтировать еще до окончательной сборки стеклоочистителя. К таким элементам относится, во-первых, пластмассовое стопорное кольцо, которым опорная шайба удерживается на приводном валу с возможностью вращения вокруг него, и, во-вторых, предусмотренный в другом варианте пластмассовый пружинный фиксатор или зажим, которым опорная шайба удерживается на приводном рычаге с возможностью вращения вокруг оси цилиндра. В этом случае у приводного рычага предусмотрен буртик для удержания пластмассового пружинного фиксатора или зажима. В другом варианте выступы пластмассового пружинного фиксатора или зажима могут входить в выполненные в приводном рычаге выемки.
Чертежи
Другие преимущества изобретения более подробно рассмотрены ниже со ссылкой на прилагаемые чертежи. На этих чертежах представлены различные варианты выполнения изобретения. На чертежах, в описании и формуле изобретения конструктивные особенности предлагаемой в изобретении резиновой ленты представлены в различных комбинациях. При этом для специалиста в данной области очевидна возможность оптимальной реализации этих признаков и по отдельности, а также в иных комбинациях. На прилагаемых чертежах, в частности, показано:
на фиг.1 - изображение в перспективе стеклоочистителя в сборе с приводом в исходном положении,
на фиг.2 - увеличенное изображение щетки в сечении плоскостью II-II по фиг.1,
на фиг.3 - увеличенное изображение предлагаемой в изобретении опоры приводного рычага в сечении плоскостью III-III по фиг.1,
на фиг.4 - увеличенное изображение шарнирного четырехзвенного механизма привода стеклоочистителя в перспективе,
на фиг.5 - поэлементное изображение приводного рычага с приводным валом,
на фиг.6 - увеличенное изображение в разрезе части приводного рычага на участке его соединения с приводным валом,
на фиг.7 - увеличенное изображение в разрезе смонтированной опорной шайбы,
на фиг.8 - график, иллюстрирующий изменение отклонения щетки от нормали при регулировании рычага, на котором установлена щетка, путем его продольного скручивания,
на фиг.9 - график, иллюстрирующий изменение отклонения щетки от нормали при регулировании рычага, на котором установлена щетка, с приводом от шарнирного четырехзвенного механизма.
Описание вариантов выполнения изобретения
Привод стеклоочистителя, состоящий из двигателя 10 и смонтированного на нем редуктора 12, через кривошип 64 и рычажные механизмы приводит в движение два рычага 70 и 72 стеклоочистителя с установленными на них щетками (фиг.1). С ближней к водителю стороны рычажный механизм состоит из шарнирно соединенной с кривошипом 64 шарнирной тяги 66, с другим концом которой в свою очередь также шарнирно соединен еще один кривошип 68, установленный на приводном валу 76. На другом конце этого кривошипа предусмотрена крепежная часть 74 рычага 72 стеклоочистителя. С этой крепежной частью 74 рычага стеклоочистителя через откидной шарнир 78 соединена шарнирная часть 80 рычага стеклоочистителя, удерживающая штангу 82 рычага стеклоочистителя с закрепленной на ней щеткой 84. При совершении крепежной частью 74 качательного движения щетка 84 при ее движении по стеклу 54 транспортного средства охватывает сектор 56 очистки.
Сектор 58 очистки, охватываемый расположенной со стороны пассажира щеткой, установленной на рычаге 70, отличается от сектора очистки, охватываемого расположенной со стороны водителя щеткой, тем, что внешний конец расположенной со стороны пассажира щетки захватывает сравнительно большую зону в верхнем углу стекла 54 транспортного средства. Для охвата расположенной со стороны водителя щеткой сектора 58 очистки рычаг 70 должен совершать комбинированное возвратно-поступательное и качательное движение, что обеспечивается за счет шарнирного четырехзвенного механизма 14 привода несущего щетку рычага стеклоочистителя. Этот шарнирный четырехзвенный механизм содержит приводной рычаг 20, коромысло 22 и соединительное звено 16 со сформированной на нем крепежной частью 18 рычага стеклоочистителя.
Приводной рычаг 20 установлен на приводном валу 90 (фиг.3), который установлен в опоре 42 образующей стойку опорной детали 62. Эта опорная деталь закреплена на не показанном на чертеже кузове транспортного средства. Приводной вал 90 приводится в движение кривошипом 88. Этот кривошип 88 соединен с установленным на редукторе 12 кривошипом 64 шарнирной тягой 86. Коромысло 22 установлено с возможностью совершения качательного движения в опоре 92 опорной детали 62 и через шаровой шарнир 32 соединено с соединительным звеном 16, которое в свою очередь через шарнир 94 соединено с приводным рычагом 20.
С другой стороны относительно шарнира 32 продолжение соединительного звена 16 образует крепежную часть 18 рычага 70 стеклоочистителя, с которой соединена шарнирная часть 36 с откидным шарниром 60 и штангой 38, а также щетка 40. При совершении щетками двойного хода рычаг 70 стеклоочистителя перемещается из исходного положения 46 в сторону водителя до положения 50 реверса (мертвой точки), в котором направление его движения изменяется на обратное.
Щетка 40 стеклоочистителя имеет основную скобу 96 и дополнительную скобу 98 с обжимными лапками для крепления резиновой ленты щетки стеклоочистителя, которые шарнирно соединены между собой шарнирным пальцем 104 (фиг.2). Резиновая лента 34 щетки удерживается несколькими обжимными лапками 100, имеющимися у скобы 98. В профильном основании резиновой ленты 34 установлена пружинная планка 102, обеспечивающая равномерное распределение усилия прижима щетки 40 к стеклу по длине сформированного на конце резиновой ленты 34 язычка 44.
В исходном положении щетка 40 образует с нормалью 122 к поверхности стекла 54 транспортного средства угол ϕ. Этот угол ϕ, называемый также отклонением от нормали, имеет некоторое требуемое значение, которое из-за определяемого производственными допусками разброса размеров может отклоняться от заданного значения.
Для установки щетки в необходимое положение, соответствующее указанному заданному значению угла ϕ, щетку 40 при монтаже рычага 70 стеклоочистителя регулируют в ее исходном положении 46, поворачивая приводной рычаг 20 вокруг регулировочной оси 24. С этой целью приводной рычаг 20 снабжен цилиндрической опорной поверхностью 116, через которую он опирается на соответствующую цилиндрическую опорную поверхность 114, предусмотренную у приводного вала 90. На свободный конец приводного вала 90 целесообразно надеть опорную шайбу 106, которая, упираясь в уступ 126, может поворачиваться вокруг приводного вала 90 (фиг.3 и 5). С обращенной к приводному рычагу 20 стороны в этой опорной шайбе 106 выполнено углубление, образующее цилиндрическую опорную поверхность 114. Общая ось обеих опорных поверхностей 114, 116 одновременно является и регулировочной осью 24.
Кроме того, приводной рычаг 20 имеет углубление 128, в которое вставляется зажимная деталь 108. Навинченная на резьбу 120 гайка 112 прижимает зажимную деталь 108, приводной рычаг 20 и опорную шайбу 106 к уступу 126 приводного вала 90. Приводной рычаг 20 целесообразно выполнять из листового металла, а углубление 128 изготавливать глубокой вытяжкой.
Цилиндрическая опорная поверхность 116 приводного рычага 20 ориентирована таким образом, что регулировочная ось 24 в исходном положении 46 щетки проходит примерно параллельно продольной оси соединительного звена 16. При этом поверхность 118, 128 соприкосновения между зажимной деталью 108 и приводным рычагом 20 образует участок поверхности сферы, при этом целесообразно, чтобы регулировочная ось 24 проходила через центр 124 такой сферы. Таким образом, при закреплении приводного рычага 20 затягиванием гайки 112 не возникают "перестановочные" моменты, которые могли бы привести к непреднамеренному смещению рычага из отрегулированного положения. Для ограничения диапазона регулирования в приводном рычаге 20 выполнено удлиненное в направлении регулирования отверстие 130, края которого выполняют функцию ограничителей с обеих сторон приводного вала 90. У цилиндрических опорных поверхностей 114, 116 предпочтительно предусмотреть проходящее параллельно регулировочной оси 24 рифление 132, шагом между рифлями которого определяется шаг регулирования и которое одновременно обеспечивает фиксацию в отрегулированном положении.
Зажимная деталь 108 имеет внутренний поводковый профиль 110, который согласован с наружным профилем приводного вала 90 и за счет геометрического замыкания обеспечивает передачу приводного момента от приводного вала 90 на зажимную деталь 108. Этому профилю целесообразно придавать в поперечном сечении отличную от круглой форму, предпочтительно многоугольную форму. Соединение зажимной детали 108 и приводного вала 90 с геометрическим замыканием позволяет эффективно передавать значительные крутящие моменты на небольшом диаметре. Для передачи приводного момента на приводной рычаг 20 за счет силового замыкания наружную боковую поверхность зажимной детали 108 более целесообразно выполнять значительно большего диаметра. Для более эффективного согласования формы зажимной детали 108 за счет ее упругой деформации к форме углубления приводного рычага 20 в этой зажимной детали предусмотрены продольные пазы 48.
Согласно изобретению приводной рычаг 20 при нахождении рычага 70 с установленной на нем щеткой в исходном положении 46 образует с соединительным звеном 16 угол α, равный примерно 90° (фиг.4). При повороте приводного рычага 20 в опоре 42 из исходного положения 134 на некоторый угол это поворотное движение передается на соединительное звено 16, при этом угол регулирования посадочного отверстия 136, предназначенного для установки крепежной части 18, относительно исходного положения 134 равен δ1 или δ2.
Одновременно с поворотом приводного рычага 20 вокруг регулировочной оси 24 изменяется и его положение по высоте в месте расположения шарнира 94. С целью скомпенсировать образующийся при этом перепад по высоте относительно уровня расположения стационарного коромысла 22 соединительное звено 16 имеет первую соединительную деталь 26, которая шарниром 94 соединена с приводным рычагом 20, а вращательным шарниром 30 соединена со второй его соединительной деталью 28. Эта вторая соединительная деталь 28 шаровым шарниром 32 соединена с коромыслом 22. Подобная конструкция шарнирного четырехзвенного механизма 14 привода рычага с установленной на нем щеткой стеклоочистителя, а также наличие указанных связей между его звеньями обеспечивают свободную его подвижность.
Монтаж приводного рычага 20 можно облегчить, соединив перед сборкой опорную шайбу 106 с какой-либо другой деталью. Для этой цели предназначено стопорное кольцо 138 (фиг.7), удерживающее опорную шайбу 106 на приводном валу 90. В другом возможном варианте, показанном на фиг.6, для этой цели можно использовать пластмассовый пружинный фиксатор или зажим 140, который, как это показано на левой половине чертежа, зацепляется за буртик 142 приводного рычага 20 либо, как это показано на правой половине чертежа, входит после защелкивания в соответствующую выемку 144. Буртик 142 и выемка 144 должны иметь такие расположение и форму, которые не препятствуют регулированию приводного рычага 20 по положению его поворотом вокруг регулировочной оси 24.
На фиг.8 показан график, на котором видно, что у обычных стеклоочистителей, у которых положение щетки регулируют путем продольного скручивания несущего щетку рычага, имеющееся в исходном положении 46 щетки смещение 154 отклонения от нормали остается относительно кривой 150, отражающей некоторое среднее исходное положение, неизменным по всему сектору 56, 58 очистки вплоть до положения 50 реверса. При этом кривая 150 отражает максимальный диапазон регулирования в одном из направлений, а кривая 152 характеризует максимальный диапазон регулирования в другом направлении. На фиг.9 представлены соответствующие кривые 148, 150, 152 для предлагаемого в изобретении шарнирного четырехзвенного механизма 14, который регулируют регулированием положения его приводного рычага 20. При этом отрегулированное в исходном положении 46 смещение 154 отклонения от нормали принимает различные значения по всему сектору 56, 58 очистки и прежде всего в положении 50 реверса имеет существенно меньшее значение 146. По этой причине регулировать величину отклонения ϕ от нормали целесообразно только в исходном положении 46 щетки.
Изобретение относится к шарнирным четырехзвенным механизмам привода несущего щетку рычага стеклоочистителя. Шарнирный механизм имеет приводной рычаг (20), который жестко соединен с приводным валом без возможности проворота относительно него и через соединительное звено (16) шарнирно соединен с коромыслом (22), которое опирается на кузов транспортного средства с возможностью поворота в своей опоре (92). При нахождении несущего щетку рычага стеклоочистителя в исходном положении (46) приводной рычаг (20) образует с соединительным звеном (16) угол, равный примерно 90°, и выполнен регулируемым по положению путем его поворота вокруг регулировочной оси, проходящей примерно параллельно соединительному звену (16) и пересекающейся с продольной осью приводного вала, а соединительное звено (16) соединено с коромыслом (22) шаровым шарниром (32). Технический результат заключается в обеспечении установления оптимального угла наклона щетки стеклоочистителя. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 9 ил.
Устройство для соединения щетки стеклоочистителя с выходным валом механизма его привода