Код документа: SU1466641A3
Изобретение относится к устройствам противоугонного замка руля транспортного средства, а именно к устройству противоугонного замка руля с цилиндрическим замком, который может поворачиваться и перемещаться аксиально в результате введения ключа.
Цель изобретения - повышение надежности .
На фиг; 1 показана схема устройства противоугонного замка рулевого управления; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б
10
ходится в контакте с обращенной к нему стенкой корпуса 4.
Засов 14 может перемещаться между выдвинутым положением запирания (фиг. .), в котором он высовывается через отверстие 17 в корпусе 4, и утопленным положением отпирания (фиг. 6).
Элемент 6 управления (фиг. 3-5) имеет кулачок 18.
На фиг. 3 цилинд4 5 и элемент 6 управления показаны в таком положении , при котором ключ вьиут из цина фиг. 2; на фиг, 4.- часть устрой- 5 лйндра, а засов 14 находится в своства в рабочем положении; на фиг. 5 - часть устройства замка; на фиг. 6 - засов в утопл -.нном положении отпирания , разрез; на фиг. 7 - разрез В-В на фиг. 6; на фиг. 8 - предохранительное устройство противоугонного замка.
Устройство противоугонно1 о замка руля содержит корпус 2 с трубчатой частью 3 и призматической частью 4. Устройство включает замок, отпираемый и запираемый ключом. Этот замок содержит цилиндр 5, который может поворачиваться относительно трубчатой части 3 и перемещаться аксиально в ней в результате введения ключа . К цилиндру 5 (фиг. 3 и 4) аксиально прикреплен с возможностью поворота элемент 6 управления, который может перемещаться аксиально с цилиндром 5 замка в результате введения ключа в цилиндр.
Рычажное коромысло 7 (фиг. 2) поворачивается в призматической .ча.с- ти корпуса уст ройства вокруг оси 8. Указанное рычажное коромысло 7 может поворачиваться в плоскости, перпендикулярной оси вращения цилиндра 5 и элемента 6 управления. Первый конец 9 рычажного коромысла 7 повернут к трубчатой части 3 корпуса устройства . Другой конец 10 соединен у штифта 11 с фасонным рычагом 12, свободный конец которого размещен в пазу 13 засова 14. Вокруг сочленительного штифта 11 между рычажными коромыслами 7 и рычагом 12 установлена пружина 15, которая стремится повернуть рычаг 12 против часовой стрелки (4иг. 2 и 6) вокруг его оси соединения с рычажным коромыслом 7.
Рычаг 12 имеет фасонный профиль 16, который в результате силы, прикладываемой пружиной 15, всегда наем высунутом положении запирания. В этой ситуации (фиг. 2) часть 9 коромысла 7 опирается непосредственно на цилиндрический участок элемента
20 6 управления, а кулачок 18 находится в таком положении, что не пересекает плоскость поворота рычажного коромысла . В результате введения в цилиндр 5 ключа цилиндр с элементом 6 управ25 ления перемещается относительно трубчатой части 3, как показано на фиг.4 а кулачок 18 перемещается в такое прложение, в KOTOJPOM его рабочий профиль пересекает пло скость поворота
30 рычажного коромысла 7. В этом состоянии поворот ключа и, следовательно, цилиндра 5 и элемента 6 управления
может перевести кулач.ок 18 напротив рычажного коромысла 7, вызьгоая пово- 35 рот последнего вокруг о си 8 против часовой стрелки (фиг. 2). Этот поворот вызывает поворот фасонного рычага 13 вокруг штифта 11 по часовой стрелке и, следовательно, перемещение за- 40 сова 14 из высунутого положения запирания (фиг. 2) в утопленное положение-отпирания (фиг. 6).
Предохранительное устройство 19 предназначено для предотвращения 45 случайного возврата засова 14 из положения отпирания в положение запирания , пока ключ вставлен в цилиндр 5 замка. Как показано на фиг. 3-5 предохранительное устройство 19 со- 5Q держит элемент 20 защелки, перемещаемой в гнезде 21, образованном в приливе 22 элемента 6 управления. Элемент 20 защелки (фиг. 5) имеет форму сектора цилиндрического коль- 55 ua с закругленными углами и имеет слегка увеличенный промежуточный участок 23, нижний концевой участо 24 и верхний концевой участок 25 в виде штифта. Вокруг этого послед
ходится в контакте с обращенной к нему стенкой корпуса 4.
Засов 14 может перемещаться между выдвинутым положением запирания (фиг. .), в котором он высовывается через отверстие 17 в корпусе 4, и утопленным положением отпирания (фиг. 6).
Элемент 6 управления (фиг. 3-5) имеет кулачок 18.
На фиг. 3 цилинд4 5 и элемент 6 управления показаны в таком положении , при котором ключ вьиут из цилйндра , а засов 14 находится в своем высунутом положении запирания. В этой ситуации (фиг. 2) часть 9 коромысла 7 опирается непосредственно на цилиндрический участок элемента
6 управления, а кулачок 18 находится в таком положении, что не пересекает плоскость поворота рычажного коромысла . В результате введения в цилиндр 5 ключа цилиндр с элементом 6 управления перемещается относительно трубчатой части 3, как показано на фиг.4, а кулачок 18 перемещается в такое прложение, в KOTOJPOM его рабочий профиль пересекает пло скость поворота
рычажного коромысла 7. В этом состоянии поворот ключа и, следовательно, цилиндра 5 и элемента 6 управления
может перевести кулач.ок 18 напротив рычажного коромысла 7, вызьгоая пово- рот последнего вокруг о си 8 против часовой стрелки (фиг. 2). Этот поворот вызывает поворот фасонного рычага 13 вокруг штифта 11 по часовой стрелке и, следовательно, перемещение за- сова 14 из высунутого положения запирания (фиг. 2) в утопленное положение-отпирания (фиг. 6).
Предохранительное устройство 19 предназначено для предотвращения случайного возврата засова 14 из положения отпирания в положение запирания , пока ключ вставлен в цилиндр 5 замка. Как показано на фиг. 3-5 предохранительное устройство 19 со- держит элемент 20 защелки, перемещаемой в гнезде 21, образованном в приливе 22 элемента 6 управления. Элемент 20 защелки (фиг. 5) имеет форму сектора цилиндрического коль- ua с закругленными углами и имеет слегка увеличенный промежуточный участок 23, нижний концевой участо 24 и верхний концевой участок 25 в виде штифта. Вокруг этого последего участка элемента защелки устаовлена спиральная пружина 26, котоая толкает элемент защелки по наравлению к нижнему отверстию 27 (фиг. 3 и 4) гнезда 21, Это отвертие имеет дугообразную форму, соответствующую сечению участка 24 элеента защелки. Средний участок 23 элемента защелки может опираться на Q края отверстия 27, как показано на иг. 3. Элемент 20 защелки находится в своем самом высунутом положении из гнезда 21, но его участок 24 не пересекается с плоскостью поворота ig рычажного коромысла 7.
Устройство работает следующим образом .
Когда элемент 6 управления введе- 20 иней клк1ча в цилиндр 5 перемещается в сторону положения, показанного на фиг. 4, элемент 20 защелки оказывается в контакте с рычажным коромыслом 7 и фактически внутри гнезда 21, 25 сжимая пружину 26, Когда цилиндр 5 и элемент 6 управления повернутся в результате поворота ключа, то повернется и рьмажное коромысло 7, вследствие его взаимодействия с кулачком ЗО 18. Рычажное коромысло 7 плавно перемещается в сторону от оси вращения элемента 6 управления до тех пор, пока не достигнет положения, показанного на фиг. 6 и 7, где ключ на- .js ходится во вращаемом положении. В этом положении конец 9 рычажного коромысла 7 больше не препятствует элементу 20 защелки и тот может выйти из гнезда 21, перейдя в положение, 40 показанное на фиг. 7 пунктирной линией , в котором он пересекает плоскость поворота рычажного коромысла 7. Выгнутый наружный профиль участка 24 элемента 29 защелки располага- 45 ется на одном и том же расстоянии от оси вращения элемента 6 управления, что и профиль кулачка 18. Следовательно , если ключ поворачивается из положения, показанного на фиг. 7 g
(ключ находится во вращаемом состоянии ) , в положение Стоп (фиг. 4), элемент 21 защелки удерживает рычажное коромысло 7 в таком положении, в котором оно посредством фасонного gg рычага 12 удерживает засов в утопленном состоянии. Таким образом, элемент 20 защелки обеспечивает так называемую двойную надежность устройства
противоугонного замка. Только тогда, когда ключ вынут из цилиндра 5 и тот с элементом 6 управления может снова перемещаться аксиально (вверх на фиг. 8) элемент 20 защелки возвращается в положение, показанное на фиг. 3. освобождая рычажное коромысло 7, которое под действием пружины 15 возвращается в положение, показанное на фиг. 3, а фасонный рычаг 12 возвращает засов 14 в высунутое положение запирания.
При вынутом ключе участок 24 элемента защелки, выступающий из гнезда 21 в высунутом состоянии этого элемента защелки, должен быть меньше или почти равен расстоянию между приливом 22 элемента 6 управления и плоскостью поворота рычажного коромысла 7. Кроме того, эта длина должна быть больше разности между расстоянием, которое отделяет в исходном положении элемент;- управления (фиг. 3) прилив 22 от плоскости поворота рычажного коромысла 7, и ходом элемента управления между его исходным положением (фиг. 3) и его аксиапьно выдвинутым рабочим положением.
Формула изобретения
1. Устройство противоугонного замка рулевого управления, содержащее цилиндрический замок, вьшолнен- ный с возможностью поворота и аксиального перемещения, засов, установленный с возможностью перемещения в корпусе замка, коромысло, один конец которого связан с засовом, а другой - с элементом управления, поворачиваемым замком и перемещаемым аксиально с замком в направлении, перпендикулярном плоскости поворота коромысла из исходного положения в рабочее положение , причем элемент управления имеет кулачковый профиль, взаимодействующий с другим концом коромысла и обеспечивающий его поворот в рабочем положении и перемещение засова из положения запирания в положение отпирания , и предохранительное устройство для предотвращения случайного перемещения засова из гголожения отпирания в положение запирания, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, предохранительное устройство снабжено элементом
5
защелки, установленным в гнезде элемента управления и обращенным к плоскости поворота коромысла, причем в гнезде установлена пружина для обеспечения толкания элемента защелки в вьздвинутое положение при перемещении коромысла с возможностью удержания его в этом положении, .
2.Устройство по п. 1, о т Ji и - чающееся тем, что элемент защелки выполнен дугообразного профиля и расположен Hia таком же расстоянии от оси поворота элемента управления , как и кулачковый профиль.
3.Устройство по п. 2, отличающееся тем, что элемент управления выполнен с радиальным приливом, в котором размещено гнездо с элементом защелки, причем эле
мент защелки может быть установлен с возможностью перемещения в гнезде на расстоянии, которое меньше или почти равно расстоянию, отделяющему прилив от плоскости поворота коромысла при размещении поворотного элемента управления в исходном положе- НИИ .
4, Устройство по п. 3, отличающееся тем, что элемент защелки установлен с возможностью перемещения из гнезда на расстояние,
большее разности между расстоянием от прилива элемента управления в его исходном положении до плоскости поворота коромысла и ходом элемента управления между его исходным и рабочим положением.
Изобретение относится к устройствам противоугонного замка руля транспортного средства. Цель изобретения - повьппение надежности. Устройство 1 содержит трубчатую часть 3 с цилиндром 5 замка, к которому аксиально прикреплены с возможностью поворота элемент управления 6 и коро мысйо 7. Предохранительное устройство 19 предназначено для предотвращения случайного возврата засова. Оно содержит защелку 20, размещенную в гнезде 21 в приливе 22 элемента управления 6. При вынутом ключе участок 24 элемента защелки, выступающий из гнезда 21, в высунутом состоянии этого элемента защелки должен быть меньше или равен расстоянию между приливом 22 элемента управления 6 и плоскостью поворота коромысла 7. 3 з.п. ф-лы, 8 ил. О) 4:: О) 05 О5 4 Ы