Формула
1. Способ (100) активизации по меньшей мере одной вторичной функции (30) системы (3) защиты пассажиров транспортного средства (1), включающий регистрацию и оценивание вертикального ускорения (az) в вертикальном направлении (z) транспортного средства и поперечного ускорения (ay) в поперечном направлении (y) транспортного средства и определение текущего пространственного положения транспортного средства (1) на основании вертикального ускорения (az) либо производной от него величины и первого поперечного ускорения (ay) либо производной от него величины, отличающийся тем, что распознают отрыв транспортного средства (1) от земли, если вертикальное ускорение (az) либо производная от него величина выполняет заданный первый критерий (K1), и распознают удар транспортного средства (1) о землю колесами, если вертикальное ускорение (az) либо производная от него величина выполняет заданный второй критерий (K2), причем определяют первый временной промежуток (ZF1) между распознанным отрывом транспортного средства (1) от земли и распознанным ударом транспортного средства (1) о землю колесами и активизируют по меньшей мере одну вторичную функцию (30), если в течение первого временного промежутка (ZF1) вертикальное ускорение (az) либо производная от него величина выполняет третий критерий (K3), представляющий удар транспортного средства (1) о землю крышей, и/или поперечное ускорение (ay) либо производная от него величина выполняет четвертый критерий (K4), представляющий удар транспортного средства (1) о землю боком, или если первый временной промежуток (ZF1) превышает заданное время (ZD), а распознанный удар транспортного средства о землю колесами выполняет заданный пятый критерий (K5), представляющий жесткий удар о землю с последующим наступлением состояния покоя.
2. Способ (100) по п. 1, отличающийся тем, что также регистрируют и оценивают продольное ускорение (ax) в продольном направлении (х) транспортного средства.
3. Способ (100) по п. 1 или 2, отличающийся тем, что первый критерий (K1) считают выполненным, если вертикальное ускорение (az) либо производная от него величина превышает заданное первое пороговое значение (SW1), а второй критерий (K2) считают выполненным, если вертикальное ускорение (az) либо производная от него величина превышает заданное второе пороговое значение (SW2).
4. Способ (100) по одному из пп. 1-3, отличающийся тем, что третий критерий (K3) считают выполненным и распознают удар транспортного средства (1) о землю крышей, если вертикальное ускорение (az) либо производная от него величина превышает заданное третье пороговое значение.
5. Способ (100) по одному из пп. 1-4, отличающийся тем, что четвертый критерий (K4) считают выполненным и распознают удар транспортного средства (1) о землю боком, если поперечное ускорение (ay) либо производная от него величина превышает заданное четвертое пороговое значение (SW4) или заданное пятое пороговое значение.
6. Способ (100) по одному из пп. 1-5, отличающийся тем, что пятый критерий (K5) считают выполненным, если при распознанном ударе транспортного средства (1) о землю колесами в течение заданного второго временного промежутка (ZF2) вертикальное ускорение (az) либо производная от него величина превышает заданное шестое пороговое значение (SW6), а поперечное ускорение (ay) либо производная от него величина превышает заданное седьмое пороговое значение (SW7), и по истечении заданного второго временного промежутка (ZF2) вертикальное ускорение (az) либо производная от него величина и поперечное ускорение (ay) либо производная от него величина не показывают дальнейших активных изменений состояния.
7. Способ (100) по п. 6, отличающийся тем, что выполнение пятого критерия (K5) проверяют на правдоподобность путем оценки продольного ускорения (ах), причем выполнение пятого критерия (K5) считают правдоподобным, если при распознанном ударе транспортного средства (1) о землю колесами продольное ускорение (ax) либо производная от него величина в течение заданного второго временного промежутка (ZF2) превышает заданное восьмое пороговое значение и по истечении заданного второго временного промежутка (ZF2) не показывает дальнейших активных изменений состояния.
8. Способ (100) по одному из пп. 1-7, отличающийся тем, что по меньшей мере одна вторичная функция (30) включает в себя функцию (32) отправки экстренного вызова и/или функцию (34) разблокирования дверей и/или функцию (36) отключения подачи топлива.
9. Способ (100) по одному из пп. 1-8, отличающийся тем, что зарегистрированные ускорения (ax, ay, az) пропускают через фильтр.
10. Устройство (10), выполненное с возможностью осуществления способа активизации по меньшей мере одной вторичной функции (30) системы (3) защиты пассажиров транспортного средства (1) по меньшей мере по одному из пп. 1-9, содержащее первый датчик (14), способный регистрировать вертикальное ускорение (az) в вертикальном направлении (z) транспортного средства, второй датчик (16), способный регистрировать поперечное ускорение (ay) в поперечном направлении (y) транспортного средства, и блок (12) обработки данных и управления, способный принимать и оценивать зарегистрированное вертикальное ускорение (az) и зарегистрированное поперечное ускорение (ay) и на основании вертикального ускорения (az) и первого поперечного ускорения (ay) определять текущее пространственное положение транспортного средства (1).
11. Устройство (10) по п. 10, отличающееся тем, что оно содержит третий датчик (18), способный регистрировать продольное ускорение (ax) в продольном направлении (х) транспортного средства, причем блок (12) обработки данных и управления способен принимать и оценивать продольное ускорение (ax).
12. Устройство (10) по п. 10 или 11, отличающееся тем, что оно содержит по меньшей мере один фильтр (TF) нижних частот, способный фильтровать зарегистрированные ускорения (ax, ay, az).
13. Устройство (10) по одному из пп. 10-12, отличающееся тем, что по меньшей мере одна вторичная функция (30) включает в себя функцию (32) отправки экстренного вызова и/или функцию (34) разблокирования дверей и/или функцию (36) отключения подачи топлива.
14. Машиночитаемый носитель данных с компьютерной программой для осуществления шагов способа (100) активизации по меньшей мере одной вторичной функции (30) системы (3) защиты пассажиров транспортного средства (1) по меньшей мере по одному из пп. 1-9.