Код документа: RU2708822C2
Изобретение относится к способу распознавания опрокидывания в соответствии с родовым понятием п. 1 формулы изобретения.
Опрокидывания автотранспортных средств в течение десятилетий имеют решающее значение при активации удерживающих устройств для защиты пассажиров. Для этого, в частности, используются датчики угловой скорости, обеспечивающие раннее распознавание импульсов вращения автотранспортного средства и своевременное срабатывание удерживающих устройств. К недостаткам относится то, что в случае сомнения не учитывается абсолютный угол относительно оси движения транспортного средства, например, вследствие наклона проезжей части и дрейфа смещения, а также чувствительности этих датчиков угловой скорости к ускорению. Так, медленные вращения практически не фиксируются. Кроме того, стоимость таких датчиков угловой скорости достаточно велика.
По этой причине, например, в публикации DE 10 2008 040 295 А1, в частности для инициирования аварийного сигнала (E-Call), разработан способ распознавания опрокидывания на основе сигнала от датчика ускорения, при этом обходятся без датчиков угловой скорости. При этом оценивается ускорение в направлении вертикальной оси транспортного средства и, в частности, оценивается период времени, в течение которого ускорение находится в заданном диапазоне. Вследствие опрокидывания или сильного крена транспортного средства, в частности, значительно меняется влияние силы тяжести в вертикальной оси на датчик ускорения.
Задачей настоящего изобретения является разработка соответствующего способа, позволяющего осуществлять экономичную оценку опрокидывания.
Эта задача решается признаками независимых пунктов формулы изобретения. Усовершенствованные варианты осуществления изобретения вытекают из зависимых пунктов формулы изобретения, при этом также допускаются комбинации и модификации отдельных признаков в комбинации друг с другом.
Основополагающая идея изобретения заключается в том, что предусмотрены счетчик и генератор тактовых импульсов, значение счетчика с каждым тактом увеличивается, если ускорение находится в заданном диапазоне, и уменьшается на единицу за такт, если ускорение выходит за пределы заданного диапазона, а именно максимально до значения, равного нулю, которое также соответствует начальному значению.
Заданный диапазон настраивается при этом в зависимости от транспортного средства и применения, однако должен соответствовать положению полностью опрокинутого на крышу транспортного средства, то есть когда датчик ускорения направлен по вертикальной оси по направлению к днищу, например, начиная от потери силы тяжести 0,7 g в абсолютной величине, то есть при нормированном базовом значении -1 g для вертикально стоящего транспортного средства в качестве опрокидывания достаточно от -0,3 g до, по меньшей мере, +1 g, где g - сила тяжести.
Аварийный сигнал предпочтительно инициируется при достижении заданного значения счетчика. Преимущество такого способа, в отличие от оценок исключительно по времени, заключается в том, что единичные ошибки измеренных значений, в качестве отдельной ошибки, приводят в каждом случае только к значению показания счетчика с ошибкой на одну единицу, при величине счетчика соответственно значительно отличающейся от 1, предпочтительно по меньшей мере 10, однако не оказывают решающего влияния на общую оценку.
В рамках предпочтительного усовершенствованного варианта осуществления изобретения, кроме того, значение счетчика увеличивается только в том случае, если скорость транспортного средства в направлении движения меньше заданной максимальной скорости. Таким образом этот способ охватывает только опрокидывания, возникающие вне обычного режима движения. Тем не менее, этого вполне достаточно для функционирования аварийного сигнала.
Альтернативно может быть предусмотрено, чтобы несмотря на увеличение значения счетчика аварийный сигнал инициировался только, когда скорость транспортного средства в направлении движения меньше, чем заданная максимальная скорость.
В качестве максимальной скорости задается значение менее 40 км/ч, предпочтительно менее или равное 15 км/ч, при этом эти значения являются первыми эмпирическими значениями и могут настраиваться в зависимости от применения транспортного средства.
В качестве показания счетчика для инициирования аварийного сигнала установлено значение, достигаемое самое раннее тогда, когда ускорение находится непрерывно в заданном диапазоне, например, в течение от 500 миллисекунд до 4 секунд. Отклонение промежуточных значений, однако, не приводит к полному сбросу, а к постепенному уменьшению значений счетчика и, тем самым, к инициированию через соответственно более длительный промежуток времени. Также и это предельное значение счетчика можно настраивать.
Такой счетчик предпочтительно реализуется исключительно как программное обеспечение в блоке управления автотранспортного средства, то есть соответствующий алгоритм сохраняется в памяти и загружается во время эксплуатации.
Распознавания опрокидывания осуществляют на основании сигнала датчика ускорения в направлении вертикальной оси транспортного средства на основе периода времени, в течении которого ускорение находится в заданном диапазоне. Предусмотрены счетчик и генератор тактовых импульсов, значение счетчика с каждым тактом увеличивается, если ускорение находится в заданном диапазоне, и значение счетчика уменьшается максимум до значения, равного нулю, если ускорение выходит за пределы заданного диапазона. Распознавание опрокидывания осуществляют независимо от применения датчика угловой скорости. Значение счетчика увеличивается только тогда, когда скорость транспортного средства в направлении движения меньше, чем заданная максимальная скорость. Аварийный сигнал предпочтительно инициируется при достижении заданного значения счетчика. Обеспечивается точность распознавания опрокидывания транспортного средства на крышу. 2 н. и 4 з.п. ф-лы.