Код документа: RU2452639C2
Изобретение относится к выдвигаемому багажнику для транспортного средства, в частности для легкового автомобиля.
Такой багажник известен из DE 10231963 A1. Багажник направляется на телескопических направляющих через бампер. Для применения он выдвигается из задней части кузова автомобиля.
В BE 1012537 A6 раскрыт багажник, который установлен на роликах и может выдвигаться из задней части кузова автомобиля. Багажник проходит почти по всей ширине транспортного средства, так что выдвигается весь бампер.
Задача изобретения состоит в том усовершенствовании багажника указанного типа, который позволяет открывать заднюю дверь оборудованного задней дверью транспортного средства даже при нагруженном багажнике.
Решение этой задачи осуществляется признаками независимых пунктов формулы изобретения. Предпочтительные усовершенствования и другие варианты выполнения вытекают из признаков зависимых пунктов формулы изобретения.
Первый аспект изобретения относится к багажнику для транспортного средства для выдвигания из его задней части кузова. В багажнике несущая рама, по меньшей мере, на одном оснащенном осью поворота и выполненном с возможностью продольного смещения продолговатом элементе проведена через бампер транспортного средства или проведена под бампером транспортного средства.
Указанное решение предусматривает, по меньшей мере, один продолговатый элемент, проведенный с возможностью смещения вдоль своего продольного направления через бампер. На продолговатом элементе зафиксирована несущая рама, на которой можно закреплять транспортируемый груз. Вследствие этого манипулирование багажником в первом варианте происходит как выдвижным ящиком, который может задвигаться и выдвигаться насквозь через бампер в заднюю часть кузова автомобиля и из нее. Во втором варианте, предлагаемом для транспортных средств с большим продольным углом проходимости, например для автомобилей повышенной проходимости, продольный элемент может быть проведен в виде выдвижного ящика под бампером.
Вследствие того, что продолговатый элемент выполнен не только с возможностью продольного смещения, но и дополнительно располагает осью поворота, задняя дверь транспортного средства может даже тогда открываться, когда транспортируемый груз закреплен на багажнике, так что внутренняя часть багажного отделения остается всегда доступной. Манипулирование транспортируемым грузом посредством комбинированного откидывающего (смещающего) механизма делает возможным более компактный тип конструкции багажника (в продольном направлении транспортного средства) по сравнению с вариантом, когда возможно только его продольное смещение. Это ограничивает вес багажника и только немного изменяет ходовые качества при полной загрузке.
Багажник может применяться или быть выполнен для транспортирования двух, а при необходимости четырех велосипедов, ориентированных поперек продольного направления транспортного средства, и, тем не менее, в смысле предыдущих выполнений также обеспечивать возможность открывать заднюю дверь даже при полной загрузке. Само собой разумеется, можно также транспортировать в багажнике и другие грузы. В дальнейшем для более легкого понимания постоянно делается ссылка только на велосипеды, что, тем не менее, не следует понимать исключительно в том смысле, что багажник подходит только для велосипедов.
Такой багажник подходит, в частности, для транспортных средств с задней дверью, например универсалов, мини-вэнов, микроавтобусов, внедорожников, жилых автоприцепов для легковых автомобилей, автомобилей повышенной проходимости и так далее. В таких транспортных средствах опасность, что багажник непроизвольно наткнется на грунт из-за существующего дорожного просвета, незначительна. Как будет более подробно разъяснено ниже, соответствующее выполнение багажника может гарантировать отсутствие его повреждений вследствие этого даже при более низком поле кузова.
Во втором варианте выполнения предусмотрен трапециевидный продолговатый элемент, например точно трапециевидный продолговатый элемент. Эта форма геометрически проста и позволяет, например, выполнять ее при использовании деталей, изготовленных глубокой вытяжкой из металлического листа, или из полимерного материала, или из армированных стекловолокном материалов.
В третьем варианте выполнения в качестве продолговатого элемента предусмотрена, по меньшей мере, одна направляющая (профиль) и, например, точно две направляющие. Направляющие представляют собой прочную и простую конструкцию, соединенную с дном кузова, например приваренную или привинченную, и посредством которой можно регулировать в определенной степени вертикальное положение багажника, так чтобы багажник был расположен на уровне бампера. Одновременно это позволяет вернуться к известным решениям для обеспечения оси поворота.
В другом варианте выполнения в качестве продолговатого элемента предусмотрена, по меньшей мере, одна конически сужающаяся труба и, например, предусмотрены точно две конические трубы. В данном случае целесообразны выполнения последнего абзаца.
Выдвигание или введение багажника может происходить с использованием роликов, как в BE 1012537 A6. Альтернативно, по меньшей мере, один продолговатый элемент может быть телескопируемым (выполненным с возможностью телескопического вдвигания и выдвигания) как в DE 10252132 A1, причем занимаемое место становится меньше, чем с продолговатым элементом на роликах. Эти две возможности, которые также можно комбинировать, существуют во всех вышеупомянутых типах конструкции продолговатого элемента.
Как изложено выше, ось поворота служит для того, чтобы поворачивать транспортируемый груз при нагруженном багажнике прочь от задней части кузова автомобиля для обеспечения тем самым доступа к багажному отделению автомобиля. В данном случае само собой разумеется, что ось поворота проходит наклонно к продольному направлению транспортного средства. В этом случае заднюю дверь можно открывать, скорее всего, при загруженном багажнике, если ось поворота проходит в поперечном направлении транспортного средства. Если при этом багажник имеет, по меньшей мере, два продолговатых элемента, например две направляющие, то они имеют одну общую ось поворота, проходящую тогда, например, в поперечном направлении транспортного средства.
В другом варианте выполнения продолговатый элемент содержит базовый элемент, который, будучи полностью выдвинутым из задней части кузова автомобиля, задает первое положение применения. Кроме того, багажник содержит соединенное с базовым элементом удлинение, задающим второе положение применения.
Базовым элементом может быть, например, по меньшей мере, одна направляющая (или коническая труба), которая, будучи выдвинутой из задней части кузова автомобиля, задает первое положение применения. Вследствие этого первое положение применения может характеризоваться тем, что в нем с помощью багажника можно транспортировать два велосипеда. И, напротив, при использовании удлинения, например, вследствие того, что оно вытягивается благодаря своей возможности телескопирования из базового элемента, багажник становится длиннее в продольном направлении транспортного средства. Благодаря этому возникает второе положение применения, в котором в багажнике можно транспортировать, например, четыре велосипеда. В этом случае посредством оси поворота можно поворачивать (отворачивать) от задней двери в первом положении применения два велосипеда, а во втором положении применения - четыре велосипеда, вследствие чего в обоих случаях заднюю дверь можно открыть и багажное отделение становится соответственно доступным.
Вследствие того, что продолговатый элемент в этом варианте выполнения состоит из двух компонентов (базовый элемент и удлинение), длина багажника адаптирована к габаритам фактически транспортируемых грузов. Это позволяет фиксировать удлинение на базовом элементе с возможностью демонтажа и в этом отношении держать его как отдельную деталь. В этом отношении удлинение не нужно покупать клиентам вместе с транспортным средством, если эта деталь им не нужна, но позже при действительной необходимости ее можно докупить. В качестве альтернативы базовый элемент и удлинение жестко соединены.
Из вышеназванных вариантов следует, что ось поворота является частью удлинения и/или базового элемента.
Например, ось поворота расположена у заднего конца удлинения. В этом случае ось поворота также имеет возможность продольного смещения. Это позволяет при расчете параметров багажника располагать ось поворота в области центра тяжести транспортируемого груза, вследствие чего откидывание возможно с незначительным усилием. Также в этом случае возможно, что как при двух, так и при четырех находящихся на багажнике велосипедах центр тяжести расположен выше оси поворота, и поэтому откидывание груза происходит легко. Поэтому в целом вариант выполнения, в котором ось поворота является частью удлинения, дает возможность предоставлять багажник, груз которого можно откидывать особенно просто, вследствие чего повышается удобство пользования им.
Кроме того, предлагается вариант выполнения, в котором предусмотрен датчик, которым можно фиксировать, повернут (отвернут) ли груз, например два или четыре велосипеда.
Поворачивание или откидывание служит для того, чтобы открывать заднюю дверь транспортного средства для обеспечения доступа к багажному отделению. В получившемся в результате откинутом положении багажника дальнейшее движение, как правило, по соображениям безопасности недопустимо. При помощи датчика, например механического, оптического или магнитного датчика, можно устанавливать, разрешено ли в этом отношении дальнейшее движение или нет. При откинутом багажнике электронный блок транспортного средства может полностью воспрепятствовать дальнейшему движению или снизить скорость и, как правило, дополнить оптическим, а при необходимости акустическим предупредительным сигналом.
Соединение удлинения с базовым элементом может быть выбрано различным.
Одна возможность состоит в том, что удлинение соединено шарнирно с базовым элементом. Если базовый элемент является, например, направляющей, как и удлинение, то они могут быть ориентированы параллельно друг другу и позиционироваться относительно друг друга посредством дистанционного элемента. Для этого дистанционный элемент зафиксирован шарнирно как на базовом элементе, так и на удлинении. Вследствие этого без откидывания груза задано два уровня транспортирования, например первый, более низкий уровень транспортирования для транспортирования двух велосипедов, и второй, расположенный более высоко уровень транспортирования для транспортирования двух других велосипедов. Благодаря второму уровню транспортирования всегда возникает достаточный продольный угол проходимости для заднего участка багажника, что создает возможность для надежного движения.
Вторая возможность состоит в том, что предусмотрено раскладываемое удлинение. В этом случае базовый элемент оснащен указанной осью поворота, а удлинение приводится в действие посредством откидного механизма. В этом случае удлинение можно использовать также частично для крепления грузов.
В другом варианте выполнения багажник имеет продолговатый элемент из трех телескопируемых телескопически расположенных друг в друге направляющих, причем самая внутренняя направляющая имеет расположенную с возможностью поворота охватывающую направляющую.
Благодаря этому выполнению получают наиболее компактную конструкцию продолговатого элемента с возможностью транспортирования двух велосипедов. В этом случае откидывание происходит с помощью охватывающей направляющей.
Указанный последний вариант выполнения может дополняться в этом отношении тем, что в самую внутреннюю направляющую можно вставлять наращивающий элемент в виде лестницы.
Благодаря наращивающему элементу, который можно фиксировать в самой внутренней направляющей, имеется возможность транспортировать два других велосипеда, а при необходимости - откидывать их. Два продолговатых элемента задают в нем первый уровень транспортирования, а наращивающий элемент - второй, выше расположенный уровень транспортирования. Второй уровень транспортирования создает больший дорожный просвет в заднем участке багажника с меньшей опасностью, что багажник непроизвольно войдет в контакт с дорогой.
Ось вращения наращивающего элемента может находиться в этой конструкции при транспортировании четырех одинаковых велосипедов почти ниже центра тяжести. В этом отношении можно поворачивать от задней двери всю совокупность четырех велосипедов лишь с небольшим усилием.
Кроме того, предусмотрен вариант выполнения, в котором несущая рама содержит поперечную штангу, на которой закреплен поворачивающийся держатель велосипеда. Держатель велосипеда, который, например, может быть выполнен для фиксации штанги педали велосипеда, может компактно размещаться благодаря выполнению с возможностью поворота при введении багажника в заднюю часть кузова автомобиля. При использовании он может быть ориентирован в продольном направлении транспортного средства и принимать штангу педали. При неиспользовании его можно повернуть в положение параллельно поперечной штанге и ему не нужно никакого места при размещении багажника в задней части кузова автомобиля.
Во втором аспекте изобретение относится к транспортному средству, в частности к легковому автомобилю, с багажником согласно одному из предыдущих вариантов выполнения. Легковой автомобиль может иметь в данном случае заднюю дверь, выполненную с возможностью поворота вверх, что, в частности, имеет место в микроавтобусах, мини-вэнах, жилых автоприцепах, автомобилях повышенной проходимости или универсалах, автомобилях с кузовом «универсал».
Другие признаки и преимущества заявленного изобретения становятся понятными из последующего подробного описания со ссылками на приложенные чертежи, приведенные далее не в качестве ограничивающих примеров. Использование ссылочных позиций на фигурах не следует понимать в том отношении, что они должны ограничивать объем правовой охраны заявленного изобретения.
На чертежах показано:
фиг.1a-1c - первый вариант выполнения продолговатого элемента багажника.
Фиг.2 - второй вариант выполнения продолговатого элемента багажника.
Фиг.3a-3b - третий вариант выполнения продолговатого элемента багажника.
Фиг.4 - багажник согласно уровню техники.
Фиг.5a-5b - четвертый вариант выполнения продолговатого элемента багажника.
Фиг.6 - удлинение для продолговатого элемента багажника.
Фиг.7 - удлинение по фиг.6 при монтаже.
Фиг.8a-8f - пятый вариант выполнения продолговатого элемента багажника.
Фиг.9a-9e - шестой вариант выполнения продолговатого элемента багажника.
Фиг.10 - поворачивающийся держатель велосипеда на поперечной штанге багажника.
Фиг.11 - детальное изображение участка оси поворота со штангой педали велосипеда, фиксированной держателем велосипеда по фиг.10.
Фиг.12 - транспортное средство с установленным багажником, на котором закреплено четыре откинутых от задней двери велосипеда.
На чертежах одинаковые предметы обозначены одинаковыми ссылочными позициями, на фиг.1a-1c показан первый вариант выполнения продолговатого элемента 1 для багажника. Он имеет трапециевидный базовый элемент 2, соединенный с дном кузова транспортного средства (не показано) и который может выводить удлинение 3 за центральный участок дна кузова.
Продолговатый элемент 1 выполнен в продольном направлении транспортного средства с возможностью телескопического вдвигания и выдвигания. Ось x обозначенной декартовой системы координат проходит параллельно ему в направлении задней стороны транспортного средства, а ось y проходит в поперечном направлении транспортного средства от левой к правой стороне транспортного средства.
Кроме того, к продолговатому элементу 1 прикреплена несущая рама, служащая для приема транспортируемого груза. Поскольку в этом изобретении несущая рама не является главным элементом, далее не будем останавливаться на ее конструктивном выполнении. Например, может быть выбрана несущая рама, описанная в DE 10252132 A1 или в DE 10231963 A1.
Удлинение 3 имеет с двух сторон направляющие 4a, 4b, в которые можно вводить выполненный как вставной профиль наращивающий элемент 5. Удлинение 3 состоит из двух частей 3a и 3b, из которых часть 3b может поворачиваться вокруг оси S поворота, часть 3a - нет. Это позволяет наращивающему элементу 5 вместе с частью 3b удлинения 3 поворачиваться вокруг оси S поворота, направленной параллельно оси y.
В варианте выполнения на фиг.1a-1c могут размещаться, например, два велосипеда над частью 3b, а два других велосипеда - под наращивающим элементом 5. Велосипеды расположены тогда на двух уровнях транспортирования, в которых первый уровень транспортирования определен направляющими 4a и 4b, а второй уровень транспортирования - верхним горизонтальным участком наращивающего элемента 5 в форме лестницы. Второй, выше расположенный, уровень транспортирования предотвращает непроизвольный контакт заднего участка багажника с дорогой при движении в гору.
Центр тяжести транспортируемых велосипедов находится в этом варианте выполнения выше оси S поворота. Вследствие этого откидывание находящейся в направлении(-x) задней двери транспортного средства возможно с минимальным усилием.
На фиг.2 показан второй вариант выполнения продолговатого элемента 1 багажника 25. В данном случае речь идет о двух направляющих 4a и 4b, установленных с возможностью телескопического вдвигания и выдвигания в продольные профили 6a и 6b транспортного средства и, соответственно, из них, причем их установка осуществлена сквозь бампер 7. Удлинение 3 состоит из двух направляющих 8a и 8b, соединенных соответственно шарнирно через дистанционный элемент 9 с направляющими 4a и 4b соответственно. При этом дистанционный элемент 9 может поворачиваться в том числе относительно направляющих 4a и 4b вокруг оси S1. Относительно направляющих 8a и 8b он может поворачиваться в том числе вокруг оси S2.
На чертеже показано удлинение 3 в своем положении применения, в котором два велосипеда могут транспортироваться над определенным профилями 4a и 4b базовым элементом 1, а два велосипеда - над определенным направляющими 8a и 8b удлинением 3. Если багажник не используют, то удлинение 3 поворачивают к базовому элементу 1, он укладывается там заподлицо, а образовавшуюся конструктивную единицу вводят через бампер 7 в заднюю часть кузова автомобиля.
Другая возможность выполнения показанного на фиг.2 шарнирного четырехзвенника 4a, 4b, 8a, 8b, 9 состоит в том, что он сначала, как описано выше, приводится в показанное на фиг.2 положение, а затем направляющие 4a, 4b задвигают в заднюю часть кузова автомобиля. В этом случае удлинение 8a, 8b можно использовать для транспортирования двух велосипедов.
Вариант выполнения на фиг.2 дает возможность экономить место для хранения удлинения 3 на случай, если в багажнике не нуждаются и он введен в заднюю часть кузова автомобиля. В отношении размещения транспортируемого груза, например двух или четырех велосипедов, на двух уровнях транспортирования относится вышесказанное со ссылкой на фиг.1a-1c.
На фиг.3a и фиг.3b показан другой вариант выполнения продолговатого элемента 1, в котором для наглядности не показаны другие части багажника 25, как уже это было на фиг.1a-1c, а также на фиг.2. В этом варианте выполнения вместо двух направляющих в бампер 7 транспортного средства 11 проведены (установлены) две конические трубы 10. Конические трубы 10 выполнены с возможностью поворота вокруг оси S поворота и телескопическими. При сравнении фиг.3a и фиг.3b видно, что конические трубы 10 имеют базовый элемент 2, а также удлинение 3, причем удлинение 3 телескопически установлено в базовом элементе 2.
На фиг.4 показан уровень техники, а конкретно на фиг.6 из BE 1012537 A6. В данном случае багажник (позиция 2) установлен в транспортном средстве на роликах (позиции 10, 11, 12). Такая установка с использованием роликов может найти применение также и в данном изобретении для установки продолговатого элемента 1.
На фиг.5a и фиг.5b показан другой вариант выполнения продолговатого элемента 1 багажника. В данном случае продолговатый элемент 1 имеет U-образный базовый элемент 2 с телескопически установленным в нем U-образным удлинением 3. На фиг.5b видно, в частности, что продолговатый элемент 1 может использоваться для транспортирования в целом четырех велосипедов 12.
На фиг.6 показан вариант выполнения, в котором удлинение 3 выполнено как вставной профиль в форме лестницы, который можно приобрести также дополнительно и который можно вводить в направлении стрелки в базовый элемент 2. Вследствие этого удлинение 3 зафиксировано с возможностью демонтажа, так что багажник не мешает при использовании буксирного устройства 26 (не находится на его пути).
На фиг.7 показан вариант выполнения по фиг.6 наклонно снизу, т.е. если смотреть под углом на нижнюю поверхность дна 13 кузова. На конце удлинения 3, находящемся со стороны транспортного средства, находится элемент 14, регистрируемый датчиком 15 в базовом элементе 2, когда удлинение 3 прилегает достаточно плотно. Это происходит только тогда, когда удлинение 3 не повернуто вокруг оси S поворота. Таким образом, при обнаружении элемента 14 датчиком 15 разрешается движение транспортного средства. Если элемент 14 не обнаружен, то движение запрещено из-за повернутого удлинения 3, а в электронный блок транспортного средства передается соответствующий сигнал. Соответственно может выдаваться оптический или акустический предупредительный сигнал, и даже при необходимости движение не допускается совсем.
На фиг.8a-8f показан вариант базового элемента 1 с раскрывающимся удлинением 3. Оно выводится с базовым элементом 2 из бампера 7 (см. фиг.8a). На других фиг.8b-8f показано, как последовательно во времени раскрывается раскрывающееся удлинение 3.
На фиг.9a-9e показано выполнение продолговатого элемента 1 из трех телескопически расположенных друг в друге направляющих. При этом на фиг.9a показано самое компактное положение при выдвигании багажника из задней части кузова автомобиля.
На фиг.9b удлинение 3 выдвинуто в направлении x. Это положение является транспортным положением багажника для случая транспортирования двух велосипедов.
Фиг.9c соответствует фиг.9b с тем различием, что охватывающая направляющая 18 повернута по часовой стрелке вокруг оси S. В результате получается такое положение, при котором два велосипеда повернуты от задней двери и багажное отделение доступно. В данном случае видно, что удлинение 3 состоит из внешней направляющей 16 и внутренней направляющей 17, что, в частности, продолговатый элемент 1 состоит из трех задвинутых друг в друга направляющих.
Фиг.9d соответствует фиг.9b с тем различием, что в удлинение 3 вставлен наращивающий элемент 5. Наращивающий элемент 5 определяет своим верхним горизонтально проходящим участком второй уровень транспортирования, на котором можно дополнительно транспортировать два, а в целом - четыре велосипеда. В данном случае на фиг.9d показано транспортное положение багажника.
Если, как показано на фиг.9d, поворачивать охватывающую направляющую 18 вместе с охватывающей направляющей 18 вокруг оси S по часовой стрелке, то получают положение согласно фиг.9e. На чертеже показано положение продолговатого элемента 1 при откинутых в целом четырех велосипедах.
Специалисту понятно, что в показанном на фиг.9a-9e продолговатом элементе 1 при необходимости можно отказаться также от самой внутренней направляющей 17. Направляющая 17 служит для удлинения продолговатого элемента 1 в направлении x, чтобы груз (например, четыре велосипеда) оставался вне огибающей 23 задней двери 24. Однако огибающая 23 отличается в зависимости от типа транспортного средства и зависит, кроме всего прочего, от расположения оси поворота задней двери в направлении x. Если ось поворота задней двери более удалена от задней части кузова автомобиля, то продолговатый элемент 1 не должен быть таким длинным и можно при необходимости отказаться от самой внутренней направляющей 17. То же самое относится, если в случае этого комбинированного откидывающе-смешивающего механизма груз откидывается от задней двери 24 на больший угол.
Кроме того, на фиг.10 показан поворачивающийся держатель 19 велосипеда на поперечной штанге 20 багажника. Держатель 19 велосипеда установлен с возможностью поворота вокруг вертикальной оси V и имеет на своих обоих концах приемный элемент 21 в форме направляющей, в который принимается одна штанга 22 педали велосипеда 12 (см. фиг.11) для закрепления велосипеда на багажнике 25.
На фиг.12 показан багажник 25 с продолговатым элементом 1 по фиг.2, установленный на транспортном средстве 11. Четыре велосипеда 12 повернуты (откинуты) от задней двери 24 и находятся вне ее огибающей 23 (руль самого левого велосипеда находится перед областью поворота задней двери 24). Вследствие этого багажное отделение доступно даже в нагруженном положении багажника 25.
Несмотря на описанные выше конкретные варианты выполнения специалисту понятно, что описание этих вариантов выполнения не имеет целью ограничение изобретения приведенными формами. Напротив, изобретение должно содержать все модификации, эквиваленты и альтернативы, подпадающие под объем правовой охраны заявленного изобретения.
Перечень ссылочных позиций
01 Продолговатый элемент
02 Базовый элемент
03 Удлинение
3а Часть
3b Часть
4а Направляющая
4b Направляющая
05 Наращивающий элемент
6а Продольный профиль
6b Продольный профиль
07 Бампер
8а Направляющая
8b Направляющая
09 Дистанционный элемент
10 Труба
11 Транспортное средство
12 Велосипед
13 Дно кузова
14 Элемент
15 Датчик
16 Внешняя направляющая
17 Внутренняя направляющая
18 Охватывающая направляющая
19 Держатель велосипеда
20 Поперечная штанга
21 Приемный элемент
22 Штанга педали
23 Огибающая
24 Задняя дверь
25 Багажник
26 Буксирное устройство
S Ось поворота
S1 Ось поворота
S2 Ось поворота
V Ось
Изобретения относятся к выдвигаемому багажнику для легкового автомобиля. Легковой автомобиль, оснащенный задней дверью (24), содержит багажник для выдвигания из задней части кузова транспортного средства. В багажнике (25) несущая рама проведена на одном оснащенном осью поворота и выполненном с возможностью продольного смещения продолговатом элементе (1) через бампер (7) транспортного средства (11) или под бампером транспортного средства. Продолговатый элемент (1) содержит базовый элемент и соединенное с базовым элементом удлинение. Базовый элемент задает первое положение применения, когда он выдвинут из задней части кузова транспортного средства. Удлинение задает второе положение применения. Базовый элемент в первом положении применения образует первый уровень транспортировки, а удлинение во втором положении применения образует второй уровень транспортировки, который лежит выше относительно первого уровня транспортировки. Достигается создание выдвигаемого багажника, который позволяет открывать заднюю дверь оборудованного задней дверью транспортного средства даже при нагруженном багажнике. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 25 ил.