Код документа: RU2666491C2
Изобретение касается опоры для спального места в транспортном средстве, в частности, в имеющей спальное место кабине грузового автомобиля. Кроме того, изобретение касается способа регулировки такого спального места.
Современные грузовые автомобили для дальних перевозок обычно имеют кабину со спальным местом, в которой водитель в течение законодательно предписанного времени отдыха может отдохнуть на спальном месте, причем спальное место обычно расположено поперек направления движения. Проблематичным при этом является то, что парковочные места для грузовых автомобилей часто ориентированы не точно горизонтально, так что спальное место в имеющей спальное место кабине грузового автомобиля соответственно также находится в наклонном положении. Однако подобным образом наклоненная поверхность спального места затрудняет расслабленный сон и вследствие этого препятствует оптимальному восстановлению способности/пригодности водителя к управлению транспортным средством в законодательно предписанное время отдыха.
Поэтому в основу изобретения положена задача решения этой проблемы наклонной поверхности спального места в грузовых автомобилях.
Эта задача решается посредством соответствующей изобретению опоры для спального места и посредством соответствующего способа для регулировки/настройки такого спального места.
Изобретение включает в себя общее техническое знание того, что спальное место в имеющей спальное место кабине монтируется не жестко, а посредством опоры с нивелировочным устройством, которое позволяет выравнивать спальное место при парковке транспортного средства на наклонной парковочной площадке.
В одном предпочтительном примере осуществления изобретения нивелировочное устройство позволяет выравнивание спального места относительно продольной оси транспортного средства и относительно поперечной оси транспортного средства. Таким образом, нивелировочное устройство может выравнивать как продольный наклон транспортного средства, так и поперечный наклон транспортного средства и обеспечивать точно горизонтально ориентированное спальное место.
Однако изобретение не ограничивается опорами, в случае которых нивелировочное устройство может выравнивать спальное место как относительно продольной оси транспортного средства, так и относительно поперечной оси транспортного средства. Наоборот, изобретение претендует также на защиту для опор, в случае которых нивелировочное устройство выравнивает спальное место только относительно продольной оси транспортного средства или только относительно поперечной оси транспортного средства.
Предпочтительно, нивелировочное устройство включает в себя шарнир, с помощью которого спальное место установлено с возможностью поворота в транспортном средстве, причем шарнир обеспечивает возможность поворотного движения спального места относительно транспортного средства. Более того, нивелировочное устройство предпочтительным образом включает в себя, по меньшей мере, один исполнительный элемент для установки определенного поворотного положения спального места.
В предпочтительном примере осуществления изобретения опора выполнена в виде трехточечной опоры, причем одна опорная точка образуется посредством уже упомянутого выше шарнира, в то время как две другие опорные точки образуются посредством двух выполненных с возможностью регулировки по высоте исполнительных элементов. При этом шарнир расположен на продольном краю спального места, по существу в центре продольного края спального места, и позволяет поворотное движение спального места вокруг его продольной оси и вокруг его поперечной оси. Например, этот шарнир может быть выполнен в виде шарового шарнира. В противоположность этому, оба исполнительных элемента расположены на противоположном продольном краю спального места на наружных концах продольного края, т.е. на противолежащих сторонах поперечной оси спального места.
Если оба исполнительных элемента совместно переставляются в одном и том же направлении и на одну и ту же величину, то тогда спальное место поворачивается вокруг своей продольной оси. Если оба исполнительных элемента, напротив, перемещаются в различном направлении или на различную величину, то спальное место поворачивается вокруг своей продольной оси. Таким образом, оба исполнительных элемента позволяют регулировку положения спального места не только относительно его продольной оси, но и относительно его поперечной оси.
Далее, необходимо упомянуть, что спальное место ориентировано предпочтительно поперек продольной оси транспортного средства, как и в большинстве случае у традиционных кабин грузовых автомобилей. В таком случае, уже упомянутый выше шарнир расположен предпочтительно на заднем продольном краю спального места, в то время как оба исполнительных элемента находятся предпочтительно на переднем продольном краю спального места. Такое расположение исполнительных элементов на переднем продольном краю спального места также является предпочтительным, так как исполнительные элементы в таком случае являются легкодоступными для ручного манипулирования.
Выше уже было упомянуто, что исполнительные элементы приводятся в действие предпочтительно вручную. Однако, в рамках изобретения также возможно, чтобы исполнительные элементы приводились в действие с помощью электродвигателя или иным образом, причем также возможна автоматическая регулировка. Например, поперечный наклон транспортного средства и продольный наклон транспортного средства может регистрироваться датчиками наклона, которые тогда настраивают исполнительные элементы соответственно так, что спальное место ориентируется точно горизонтально.
Уже упомянутые выше исполнительные элементы могут иметь, например, выполненный с возможностью вращения дисковый кулачок, в частности спиральный дисковый кулачок, который расположен под спальным местом и своей криволинейной поверхностью воздействует на спальное место снизу и соответственно поворотным положением дискового кулачка поворачивает спальное место в определенное наклонное положение. Криволинейная поверхность дискового кулачка имеет в окружном направлении, предпочтительно, увеличивающийся наружный радиус, так что спальное место при повороте дискового кулачка соответственно поднимается или опускается. В этом предпочтительном примере осуществления изобретения дисковый кулачок выполнен с возможностью вращения вокруг оси вращения, которая проходит параллельно поперечной оси транспортного средства. Далее следует упомянуть, что дисковый кулачок на своей криволинейной поверхности в окружном направлении имеет распределенные, предпочтительно, многочисленные фиксирующие элементы (например, выемки), которые с соответственно подогнанным фиксирующим элементом (например, установочным пальцем) на нижней стороне спального места формируют фиксирующее соединение. Таким образом, при повороте фиксирующего кулачка в определенные угловые положения устанавливается фиксирующее соединение. Вследствие этого предотвращается непреднамеренное проворачивание дискового кулачка при нагрузке.
Выше уже было коротко упомянуто, что опора спального места предпочтительно является трехточечной опорой, причем шарнир и два исполнительных элемента, соответственно, образуют одну опорную точку. При этом шарнир, с одной стороны, и оба исполнительных элемента, с другой стороны, расположены предпочтительно на противолежащих сторонах спального места. При этом предпочтительно шарнир расположен на продольном краю спального места в центре продольного края, в то время как оба исполнительных элемента находятся на противолежащем краю спального места на его концах. Таким образом, исполнительные элементы эффективно могут устанавливать поворотное положение спального места как относительно его продольной оси, так и относительно его поперечной оси.
Более того, следует упомянуть, что изобретение испрашивает не только защиту для выше описанной соответствующей изобретению опоры для спального места. Наоборот, изобретение испрашивает также защиту для транспортного средства, которое оборудовано установленным подобным образом спальным местом. Транспортное средство предпочтительно является автомобилем промышленного назначения, как, например, грузовым автомобилем или автобусом, однако соответствующая изобретению опора может быть реализована для спального места также других типов транспортных средств.
В предпочтительном примере осуществления изобретения опора со спальным местом расположена в имеющей спальное место кабине автомобиля промышленного назначения, например, в надстройке крыши кабины водителя или в имеющей спальное место кабине за сиденьем водителя.
Наконец, изобретение включает в себя также способ регулировки спального места в транспортном средстве, причем способ предусматривает, что спальное место при парковке транспортного средства выравнивают относительно наклонного парковочного места, в частности, относительно продольной оси транспортного средства и/или относительно поперечной оси транспортного средства.
Дальнейшие признаки способа вытекают из вышеупомянутого описания, так что относительно этого можно отказаться от отдельного описания признаков способа.
Другие предпочтительные усовершенствования изобретения раскрываются в зависимых пунктах формулы изобретения и ниже более подробно поясняются вместе с описанием предпочтительных примеров изобретения на основании фигур, которые показывают:
фиг.1 - вид сбоку кабины водителя грузового автомобиля с имеющей спальное место кабиной и установленным соответственно изобретению собственно спальным местом,
фиг.2А - вид сбоку соответствующей изобретению опоры для спального места, а также
фиг.2В - вид сверху на опору спального места с фиг.2А.
Фиг.1 показывает вид сбоку грузового автомобиля 1 в передней области грузового автомобиля 1. Грузовой автомобиль 1 сам по себе может быть выполнен традиционным образом, так что можно отказаться от подробного описания грузового автомобиля 1.
В этом месте лишь следует упомянуть, что грузовой автомобиль 1 имеет кабину 2 водителя с имеющей спальное место кабиной 3, причем имеющая спальное место кабина 3 может быть расположена, по выбору, позади сиденья водителя или в надстройке 4 крыши. Соответственно, изображение пунктирной линией показывает два возможных положения спального места 5, 5’ в кабине 2 водителя.
При этом спальное место 5 посредством соответствующей изобретению опоры установлено в кабине 2 водителя, причем опора имеет нивелировочное устройство, чтобы иметь возможность выравнивать спальное место 5 в продольном направлении транспортного средства и в поперечном направлении транспортного средства, что предпочтительно, когда грузовой автомобиль 1 останавливается на наклонном парковочном месте. В таком случае, несмотря на наклонное парковочное место, нивелировочное устройство обеспечивает точно горизонтальную ориентацию спального места 5, что обеспечивает возможность способствующего отдыху сна на спальном месте 5.
Для этого спальное место 5 посредством поворотного шарнира 6 закреплено с возможностью поворота на кабине 2 водителя, причем поворотный шарнир 6 обеспечивает поворотное движение спального места 5 как относительно его продольной оси 7, так и относительно его поперечной оси 8.
Более того, нивелировочное устройство включает в себя два выполненных с возможностью вращения дисковых кулачка 9, 10, которые, оба, расположены под спальным местом 5 и снизу воздействуют на установленные на нижней стороне спального места 5 установочные пальцы 11 или 12. Дисковые кулачки 9, 10 имеют в окружном направлении соответственно увеличивающийся наружный радиус, так что поворот дисковых кулачков 9, 10 приводит к соответствующему поднятию или опусканию продольного края спального места 5 на противолежащей шарниру 6 стороне.
Если оба дисковых кулачка 9, 10 вращаются в одинаковом направлении и на одинаковый угол, то спальное место 5 поворачивается только относительно своей продольной оси 7.
Если, напротив, оба дисковых кулачка 9, 10 вращаются в противоположном направлении или на разный угол, то спальное место 5 поворачивается относительно своей поперечной оси 8.
Посредством подходящего поворота обоих дисковых кулачков 9, 10 спальное место 5 может выравниваться как относительно своей продольной оси 7, так и относительно своей поперечной оси 8.
Далее, следует упомянуть, что дисковые кулачки 9, 10 на своей криволинейной поверхности имеют соответственно выемки 13, в которые может входить установочный палец 11, чтобы образовывать фиксирующее соединение. Вследствие этого предотвращается поворот дисковых кулачков 9, 10 при механической нагрузке.
Изобретение не ограничивается описанными выше предпочтительными примерами осуществления. Наоборот, возможно множество вариантов и модификаций, которые также используют идею изобретения и поэтому подпадают под область защиты. В частности, изобретение испрашивает также защиту для предмета и отличительных признаков зависимых пунктов изобретения независимо от пунктов, на которые они ссылаются.
Список ссылочных позиций:
1 Грузовой автомобиль
2 Кабина водителя
3 Имеющая спальное место кабина
4 Надстройка крыши
5 Спальное место
5’ Спальное место
6 Поворотный шарнир
7 Продольная ось спального места
8 Поперечная ось спального места
9 Дисковый кулачок
10 Дисковый кулачок
11 Установочный палец
12 Установочный палец
13 Выемки
Изобретение относится к транспортным средствам со спальным местом. Автомобиль промышленного назначения, в частности грузовой автомобиль или автобус, имеет опору для спального места (5) с нивелировочным устройством для выравнивания спального места (5) при парковке транспортного средства (1) на наклонном парковочном месте. Опора имеет по меньшей мере один шарнир (6), расположенный на продольном краю спального места (5), и два исполнительных элемента для вращательного движения спального места (5) вокруг продольной оси (7) и поперечной оси (8) в определенное поворотное положение спального места (5). Оба исполнительных элемента расположены на противолежащем указанному шарниру (6) продольном краю спального места (5) на противоположных сторонах поперечной оси (8) спального места (5). Способ регулирования спального места заключается в регулировке опоры спального места. Изобретение повышает удобство автомобиля. 3 н. и 10 з.п. ф-лы, 3 ил.