Код документа: RU206740U1
Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в кабинах транспортных средств для организации отдыха членов экипажа или пассажиров.
Известна кабина грузового транспортного средства с центральным расположением водительского места, содержащая откидные спальные места, расположенные друг над другом вдоль задней части кабины, где нижнее спальное место состоит из двух частей, одно из которых размещено над сиденьем пассажира, а вторая над санузлом (см. патент на изобретение №2160680 С2, МПК B62D 33/06(2000.01), B62D 35/00(2000.01), опубликовано 20.12.2000).
Недостатки известного решения заключаются в сравнительной сложности конструкции.
Известна конструкция сиденья для кабины транспортного средства, в частности грузовика, которая может быть трансформирована из положения сидя в положение лежа. Ножка сиденья, подушка и спинка соединены между собой шарнирно, что позволяет раскладывать сиденье и превращать его в кровать, ориентированную вдоль кабины транспортного средства (см. патент на изобретение DE 102008053961, опубликовано 06.05.2010.).
Недостатки известного решения заключаются в сравнительной сложности конструкции.
Также известна конструкция кабины транспортного средства, спинка пассажирского сиденья которого прикреплена к половинке спального места, шарнирно соединенного со второй половинкой. В результате поворота вокруг этого шарнира сиденье оказывается под спальным местом и образуется спальное место, ориентированное вдоль кабины транспортного средства (см. патент US 20190299840, опубликовано 03.10.2019).
Недостатки известного решения заключаются в том, что техническое решение может быть использовано только в кабине со значительно увеличенным спальным отсеком.
За прототип, по совокупности существенных признаков, принимаем спальное место в кабине транспортного средства, разделенное вдоль на 2 части, соединенные шарнирно с возможностью складывания. В сложенном состоянии спальное место занимает меньше места и может быть использовано в качестве полки для багажа (см. патент WO 2006101427, опубликовано 28.09.2006).
Недостатки этой конструкции заключаются в том, что внутреннее пространство кабины транспортного средства используется недостаточно эффективно. Кроме этого, процесс складывания - раскладывания спального места, в стесненных условиях кабины транспортного средства, вызывает значительные неудобства.
Предлагаемой полезной моделью решается задача создания конструкции кабины транспортного средства с более эффективным использованием внутреннего пространства кабины, обеспечивающим комфортабельные условия работы и отдыха водителя.
Для достижения указанного технического результата спальное место кабины транспортного средства, содержащее лежак, закрепленный на металлическом каркасе, складывается и раскладывается за счет работы механизма, состоящего из несущего элемента в виде пальцев, соединенных с каркасом, на которые, с возможностью вращения, установлены ролики, направляющих П-образного профиля, закрепленных на элементах кабины, в которых движутся эти ролики, не менее одной передачи винт - гайка, винт которого расположен вертикально и приводится в движение электромотором, а гайка закреплена на каркасе с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси.
Лежак спального места может быть изготовлен из облегченного композитного материала, а с нижней стороны спального места может быть выполнена ниша для размещения откидного столика. Как вариант для приведения в действие механизма складывания и раскладывания спального места вместо передачи винт-гайка могут быть использованы пневмоцилиндры.
Совокупность существенных признаков, заключающаяся в том, что «дополнительно введен механизм складывания и раскладывания спального места, состоящий из несущего элемента в виде пальцев, соединенных с каркасом, на которые, с возможностью вращения, установлены ролики, направляющих из П-образных профилей, закрепленных на элементах кабины, в которых движутся эти ролики, не менее одной передачи винт - гайка, винт которого расположен вертикально и приводится в движение электромотором, а гайка движущаяся вдоль винта закреплена шарнирно к каркасу лежака с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси» позволяет перевести спальное место в вертикальное положение и прочно зафиксировать вплотную к задней стенке кабины транспортного средства, освободив место за рядом сидений кабины транспортного средства, например для приема пищи с использованием откидного столика. Таким образом достигается более эффективное использование внутреннего пространства кабины, обеспечивающего комфортабельные условия отдыха водителя перед сном.
В результате проведенного анализа уровня техники по патентам и другим источникам научно-технической информации, аналога, характеризующегося совокупностью признаков, тождественным всем признакам заявляемого технического решения, обнаружено не было. Это позволяет предположить соответствие предлагаемого технического решения условию патентоспособности "новизна".
Предлагаемое техническое решение поясняется изображениями:
Фиг. 1 - Спальное место кабины транспортного средства в положении «сложено» и откидной столик в положении «установлено».
Фиг. 2 - Спальное место кабины транспортного средства в положении «разложено».
Фиг. 3 - Конструкция механизма сложения-разложения спального места.
Спальное место кабины транспортного средства содержит: кабину 1, лежак 2, закрепленный на металлическом каркасе 3, механизм складывания и раскладывания спального места, состоящий из несущего элемента в виде пальцев 4, соединенных с каркасом 3, на которые, с возможностью вращения, установлены ролики 5, П-образных направляющих 6, закрепленных на элементах кабины 1, в которых движутся эти ролики 5, не менее одной передачи 7 «винт - гайка», винт 8 которого расположен вертикально и приводится в движение электромотором 9, а гайка 10 закреплена на каркасе 3 с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси. Под спальным местом расположен столик 11 с возможностью складывания.
Складывание - раскладывание спального места происходит следующим образом.
В случае необходимости организации спального места подается напряжение на электромотор 9, который начинает вращать винт 8, гайка 10 начинает двигаться вверх по резьбе, перемещая ролики 5 по направляющим 6 и связанный с ними через пальцы 4 каркас 3. В результате лежак 2 поднимается на определенную высоту и занимает горизонтальное положение. Получается комфортабельное спальное место. Подвижные элементы механизма «сложения-разложения» спального места закрыты элементами внутренней обивки кабины.
Складывание спального места производится в обратном порядке. Спальное место в положении «сложено» находится в вертикальном положении вплотную прижатой к задней стенке кабины. Пространство кабины за рядом сидений кабины свободно по всей высоте. Можно разложить выдвижной столик и организовать зону для отдыха и приема пищи.
Спальное место укомплектовано матрасом. Кроме этого под спальным местом имеются встроенные полки, а конструкция каркаса 3 обеспечивает возможность регулировки угла наклона подголовника, расположенного на обоих концах спального места.
При необходимости спальное место такой же конструкции может быть установлено над нижним спальным местом и организовано двухъярусное спальное место.
Опытные образцы спального места заявляемой конструкции были изготовлены и прошли испытание в составе кабины автомобиля.
Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в кабинах транспортных средств для организации отдыха членов экипажа или пассажиров.Спальное место кабины транспортного средства, содержащее лежак (2), закрепленный на металлическом каркасе (3). Складывание и раскладывание спального места производит механизм, состоящий из несущего элемента и передачи винт - гайка (7), винт которого расположен вертикально и приводится в движение электромотором (9), а гайка закреплена на каркасе с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, при этом под лежаком спального места выполнена ниша для размещения откидного столика (11).
Способ, система и устройства для установки спального места в ограниченном пространстве