Код документа: RU167267U1
Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к установленным непосредственно на транспортном средстве устройствам для облегчения погрузки, разгрузки и укладки грузов, в частности при смешенных перевозках автомобильным и железнодорожным транспортом.
Известны многочисленные устройства, устанавливаемые на грузовых автомобилях, обеспечивающие выгрузку контейнеров на уровень земли и подъем контейнеров с земли на раму автомобиля, прицепа и т.п. с земли. Так, например известно транспортное средство для подъема контейнера или аналогичного груза на погрузочную платформу и снятия их с нее [Патент РФ №2131363 С1, МПК В60Р 1/64, оп. 10.06.1999.], содержащее раму, на которой смонтирована указанная погрузочная платформа, средство для обеспечения контакта с одним концом контейнера или аналогичного груза, средство для смещения поднимаемого или снимаемого контейнера или аналогичного груза относительно погрузочной платформы, тележку с одной или более колесными парами, связанную с рамой с возможностью скольжения относительно нее в продольном направлении и фиксации в одном из возможных положений, обеспечивая наклон заднего конца рамы с погрузочной платформой для подъема или снятия контейнера или аналогичного груза, когда тележка удалена на значительное расстояние от указанного конца рамы, при этом на тележке установлены один или более вспомогательных роликов или колес, при этом тележка снабжена средствами для поднятия и опускания вспомогательных роликов или колес с возможностью прижатия их к земле и восприятия части веса транспортного средства при перемещении на короткое расстояние с низкой скоростью во время подъема контейнера или аналогичного груза. Транспортное средство может иметь вспомогательные ролики или колеса, установленные своими осями под углом (от 5 до 20°C, преимущественно около 8°) к поперечной оси транспортного средства с возможностью смещения последнего немного в сторону в случае подачи его вперед или назад при прижатии вспомогательных роликов или колес к земле. Вспомогательные ролики или колеса могут быть расположены на обеих сторонах транспортного средства с одинаковым отклонением их осей от поперечной оси транспортного средства. Транспортное средство может также иметь вспомогательные ролики или колеса с осью, проходящей в направлении поперечной оси транспортного средства. Вспомогательные ролики или колеса могут быть смонтированы на поворотных рычагах, закрепленных на тележке, и шарнирно соединены с гидравлическим или пневматическим цилиндром, шарнирно связанным с тележкой. Вспомогательные ролики или колеса с отклонением осей от поперечной оси транспортного средства могут быть расположены ближе к задним колесам тележки, чем вспомогательные ролики или колеса с осью, проходящей в направлении поперечной оси транспортного средства, причем первые и вторые упомянутые ролики - с возможностью отдельного приведения их в действие.
Данная известная конструкция характеризуется высокой сложностью и при этом никак не приспособлена к перемещению на другое транспортное средство, сопоставимой или большей высоты, например железнодорожную платформу.
Известно применение замкнутой цепи для перемещения колесных платформ по пространству фургона транспортного средства [Патент Великобритании №1237365, МПК В60Р 1/36, В60Р 1/44, оп. 30.06.1971.]. Груз (контейнеры) устанавливается на эти платформы и вместе с ними передвигается в нужную точку фургона. Для спуска или подъема контейнеров применяется специальный внешний подъемник.
Известное устройство не рассчитано для погрузки/выгрузки крупногабаритных контейнеров или съемных кузовов.
В качестве прототипа выбран агрегат для погрузки контейнеров [Патент РФ №2198104 С2, МПК В60Р 1/36, оп. 10.02.2003.], содержащий транспортную машину и тяговый элемент в виде планок, на которых установлены направляющие устройства, перемещающиеся по установленным на боковых поверхностях машины криволинейным направляющим, при этом направляющие выполнены незамкнутыми с возможностью замыкания дополнительной направляющей, связанной шарнирно с указанными направляющими, с которыми взаимосвязан тяговый элемент, планки которого связаны шарнирами, а внешняя поверхность выполнена с возможностью взаимодействия с установленными на агрегате опорными роликами для взаимодействия внутренней поверхности тягового элемента с контейнерами при прохождении его в нижней части направляющей и дополнительной направляющей. На боковых поверхностях агрегата, со стороны направляющих, выполнены упоры с возможностью взаимодействия с опорными элементами контейнеров. Упоры снабжены катками. Опорные ролики объединены по меньшей мере в две секции с возможностью индивидуального опускания для разобщения с внешней поверхностью тягового элемента и разобщения внутренней поверхности тягового элемента с контейнером.
Данное устройство не может быть применено или адаптировано для систем, использующихся в автомобилях со сменными кузовами, например, систем BDF [см., например: http://wesob.ru/kontejner-furgon.html].
Задача полезной модели - создание устройства, которое вкупе с системой (принцип действия которой известен, но конструкция которой адаптируется под создаваемое устройство), использующейся в грузовых автомобилях для перевозки сменных кузовов, например, систем BDF, позволит загружать и сгружать сменные кузова с и на железнодорожную платформу без использования сторонних грузоподъемных механизмов.
Указанная задача решается устройством загрузки-разгрузки железнодорожных платформ для грузового автомобиля со сменными кузовами, содержащим транспортную машину (грузовой автомобиль), тяговый элемент, по меньшей мере две опорные секции с роликами, выполненные с возможностью индивидуального подъема и опускания, смонтированные на раме транспортной машины, в котором, согласно предложению, тяговый элемент представляет особой цепь, натянутую под днищем, выполненную с возможностью зацепления со звездочкой, установленной на хвосте рамы и имеющей привод от одного из силовых агрегатов транспортной машины, при этом рама транспортной машины выполнена с возможностью разъемного крепления ответной рамы, несущей груз, цепь тягового устройства выполнена с возможностью зацепления указанной ответной рамы, а привод опорных секций с роликами выполнен в виде пневмоподушек (иначе - пневмотолкателей - см., например: http://ams-nn.ru/products/bdf/bdf-pneumatik/).
Заявляемая полезная модель поясняется чертежом.
На фиг. 1 представлено схематичное продольное изображение устройства загрузки-разгрузки железнодорожных платформ для грузового автомобиля со сменными кузовами (прототип).
На фиг. 2 представлено устройство загрузки-разгрузки железнодорожных платформ для грузового автомобиля со сменными кузовами, содержащее транспортную машину, стоящее непосредственно рядом с железнодорожной платформой.
На фиг. 3 представлено устройство загрузки-разгрузки железнодорожных платформ для грузового автомобиля со сменными кузовами, содержащее транспортную машину, с приподнятым грузом (фургоном).
На фиг. 4 представлено устройство загрузки-разгрузки железнодорожных платформ для грузового автомобиля со сменными кузовами, содержащее транспортную машину, с надвинутым на железнодорожную платформу грузом (фургоном).
Устройство загрузки-разгрузки железнодорожных платформ для грузового автомобиля со сменными кузовами содержит транспортную машину 1, цепь 2, находящуюся в контакте со звездочкой 3, по меньшей мере две опорные секции (платформы) 4 с роликами 5, выполненные с возможностью индивидуального подъема и опускания, смонтированные на раме 6 транспортной машины 1, привод опорных секций (платформ) 4 с роликами 5 выполнен в виде пневмоподушек 7. Данное устройство предназначено для работы с ответной рамой 8, несущей груз 9. В частном случае груз 9 представляет собой съемный кузов (фургон, контейнер, платформу), а ответная рама 8 представляет собой надрамник, жестко связанный с кузовом (фургоном, контейнером, платформой) 9 и приспособленный для установки на раму 6 транспортной машины 1 и крепления универсальными фитинговыми замками 10. Фитинговые замки закреплены на как минимум двух фитинговых балках, которые могут быть соединены между собой в единую конструкцию, называемую проставочной рамой. Также они могут быть и сепарированы. В последнем случае между фитинговыми балками в середине длины рамы 6 закрепляется проставка. Задача проставки и одна из задач проставочной рамы - исключить прогиб ответной рамы 8. В зависимости от конструкции рамы 6 транспортной машины 1 крепление платформ 4, подушек 7, звездочки 3 может осуществляться не к раме 6, а к проставочной раме. Позицией 11 на чертежах обозначен фрагмент железнодорожной платформы.
Устройство работает следующим образом.
Транспортная машина 1 со съемным фургоном 9 (или иным кузовом) подъезжает к железнодорожной платформе 11 с торца, водитель транспортной машины 1 откручивает фитинговые замки 10, фургон 9 поднимается с помощью двух платформ 4 и пневмоподушек 7, установленных на раму 6. Пневмоподушки 7 работают от компрессора тормозной системы транспортной машины 1 или дополнительно установленного компрессора. Установленная на самом хвосте рамы 6 звездочка 3, вращающаяся от КОМа автомобиля через понижающую передачу или от отдельного электродвигателя, цепляется за цепь 2, натянутую под днищем фургона 9. Причем эта цепь 2 длиннее самого фургона 9. Прижатие звездочки 3 к цепи 2 также осуществляется отдельной пневмоподушкой. С помощью такой передачи фургон сталкивается на железнодорожную платформу 11 или затаскивается на раму 6 транспортной машины 1.
На раме 8 фургона 9 сзади параллельно продольной оси симметрии фургона 9 закреплен П-профиль с отверстиями. Одним торцом он крепится к задней фитинговой балке, другим торцом - к раме 8 фургона через поперечину. Расположение профиля спереди или сзади задней фитинговой балки зависит от длины фургона 9. При сталкивании фургона 9 на железнодорожную платформу, когда задняя часть фургона 9 оказывается над жд-платформой водитель с каждого борта крепит по колесной паре (возможно и по 2 колесных пары - в зависимости от массы фургона 9). Диаметр колеса стандартен, и расстояние от его оси до пола фургона также стандартно, расстояние между колесными парами с каждого борта - 215 см. Каждая колесная пара закреплена на треугольнике (или трапеции), обращенном основанием вверх. Этим основанием он упирается в продольный профиль с отверстиями. В основании треугольника (или трапеции) сделаны два отверстия, которыми колесная пара закрепляется к профилю штырем (треугольник или трапеция вставляется внутрь профиля). Если колесные пары не помещаются между полом железнодорожной платформы и фургоном 9, то водитель поднимает секции (платформы) 4 выше. Противоположного случая, когда между колесами и железнодорожной платформой остается расстояние, быть не может, поскольку размер колеса подбирается индивидуально при проектировании и зависит от погрузочной высоты фургона 9 и погрузочной высоты жд-платформы 11. Установка колесных пар необходима, поскольку в процессе сталкивания наступит момент, когда фургон 9 будет опираться только на заднюю секцию (платформу) 4 и на задние колесные пары, упирающиеся в пол железнодорожной платформы 11.
Вместо колесных пар возможно использование роликов. Но тогда с каждого борта потребуется использовать по два U-профиля или иную конструкцию.
Перед тем, как пропадет точка опоры фургона 9 на заднюю секцию (платформу) 4 водитель к переднему П-образному профилю крепит колесные пары по аналогии, как он закрепил к заднему. Расположение переднего профиля: до передней фитинговой балки или между фитинговыми балками также зависит от длины фургона 9. Чтобы поместить колесную пару под фургон 9 водитель поднимает секции (платформы) 4.
Каждая из 4 колесных пар снабжена индивидуальным стопором. Штыри для закрепления колесных пар с одной из сторон имеют резьбу, на которую накручивается специальная гайка-фиксатор, оснащенная устройством прижима ее к профилю, что препятствует неконтролируемому прокручиванию гайки.
Далее работает только звездочка 3, продолжая сталкивать фургон 9 на железнодорожную платформу. Пневмоподушка под звездочкой 3 имеет отдельную регулировку давления. Цепь 2 как и рама 8 фургона 9 спереди выступает на 25-30 см за габарит фургона 9, таким образом от края железнодорожной платформы до переднего торца фургона 9 будет не менее 25 см, когда сцепление звездочки 3 с цепью 2 пропадет. Рама фургона спереди и сзади может быть оснащена фаркопами. Когда транспортная машина 1 привезет следующий фургон 9 (или иной кузов), сгружаемый на платформу, то он соединяется с первым через буксировочную штангу, и при сталкивании последующий фургон 9 толкает предыдущий. На одну железнодорожную платформу сгружается не более 2 фургонов 9.
Закрепление фургона 9 на платформе осуществляется стальными тросами, закрепляемыми к ответным частям фитинговых замков.
Задний противоподкатный брус шасси транспортной машины 1 можно регулировать по величине вылета, чтобы транспортная машина 1 имела возможность подъехать к железнодорожной платформе вплотную.
Таким образом, заявляемая полезная модель позволяет загружать на железнодорожные платформы съемные кузова (фургоны, контейнеры, платформы) без привлечения специализированных подъемно-транспортных механизмов, стационарных механизмов и специально обустроенных погрузочных эстакад.
1. Устройство загрузки-разгрузки железнодорожных платформ для грузового автомобиля со сменными кузовами, содержащее транспортную машину, тяговый элемент, опорные секции с роликами, выполненные с возможностью индивидуального подъема и опускания, смонтированные на раме, отличающееся тем, что тяговый элемент представляет особой цепь, натянутую под днищем и выполненную с возможностью зацепления со звездочкой, установленной на хвосте рамы и имеющей привод от одного из силовых агрегатов транспортной машины, при этом рама транспортной машины выполнена с возможностью разъемного крепления ответной рамы, несущей груз, цепь тягового устройства выполнена с возможностью зацепления указанной ответной рамы, а привод опорных секций с роликами выполнен в виде пневмоподушек.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что возможность прижима звездочки к цепи обеспечена пневмоподушкой.