Код документа: RU2516835C2
Область техники
Настоящее изобретение относится к области кузовов-платформ грузовых автомобилей или грузовиков, предназначенных для перевозок тяжелых грузов, таких как металлолом, камни или гравий. Под кузовами-платформами в настоящем изобретении также следует понимать контейнеры с приспособлением для перезагрузки, грузовые платформы, самосвальные кузова и др., содержащие платформы традиционного прямоугольного типа.
Уровень техники
Кузова-платформы для таких перевозок выполнены с днищем, которое подвержено воздействию значительных сил в виде динамических и статических нагрузок, прежде всего при загрузке, а также при транспортировке и разгрузке. Динамическая нагрузка вызывает деформацию днища кузова-платформы в виде упругого прогиба, а также пластической деформации вследствие данного прогиба. Такие прогибы представляют собой значительные напряжения на сварные швы между днищем и бортами, а также между двумя смежными бортами, которые ограничивают грузовое пространство. Для того чтобы предотвратить такие прогибы и напряжения, увеличивают толщину материала в стенках и в днище, что приводит к значительному увеличению веса платформы. В связи с этим также повышается стоимость изготовления данных платформ.
Задача изобретения
Задачей настоящего изобретения является создание усовершенствованного кузова-платформы, выполняющего такую же полезную функцию, как и уже известные кузова-платформы, но имеющего уменьшенный вес и соответственно более высокую грузоподъемность.
Дополнительной задачей изобретения является создание участков днища грузового пространства, выполняющих функцию упругоэластичных соединений, чтобы увеличивать прочность посредством поглощения кинетической энергии при загрузке, прежде всего в смежных сварных соединениях.
Кроме того, задача изобретения заключается в том, чтобы минимизировать отклонение противоположных бортов грузового пространства под действием сил, прежде всего при загрузке и разгрузке перевозимых грузов.
Кроме того, задача заключается в том, чтобы противоположные боковые стенки в большей степени, чем прежде, выдерживали горизонтальные силы, которые возникают от платформы, когда ее заполняют грузом сверху.
Кроме того, задачей является создание днища кузова-платформы, которое является не только жестким, но и легким.
Краткая сущность изобретения
Вышеупомянутые задачи достигаются посредством настоящего изобретения, охарактеризованного в независимом пункте формулы изобретения. Целесообразные варианты осуществления изобретения охарактеризованы в прилагаемой формуле изобретения.
Изобретение относится к кузову-платформе, включающему в себя днище, с которым соединены два противоположных борта, которые представляют собой либо длинные борта, либо короткие борта. Кроме того, с днищем соединен по меньшей мере один дополнительный борт для образования грузового пространства. Днище содержит поверхность днища, длина которой между противоположными бортами кузова-платформы больше расстояния между упомянутыми противоположными бортами, причем по меньшей мере одна часть днища выполнена вогнутой внутрь в сторону грузового пространства. Установлена по меньшей мере одна стяжка, один конец которой соединен с одним из противоположных бортов кузова-платформы, а другой конец соединен с другим противоположным бортом кузова-платформы, чтобы исключить прогиб бортов, когда днище платформы заполнено грузом.
В соответствии с одним вариантом осуществления изобретения один конец стяжки соединен с участком, расположенным рядом с соединением одного борта с днищем платформы, а другой конец стяжки соединен с участком, расположенным рядом с соединением другого борта с днищем платформы.
В соответствии с дополнительным вариантом осуществления изобретения стяжка расположена за пределами грузового пространства.
Стяжка находится около днища кузова-платформы, т.е. там, где силы воздействия упомянутого днища на стенки являются максимальными.
В соответствии с еще одним вариантом осуществления изобретения концы стяжки соединены с бортами кузова-платформы посредством крепежного элемента, который соединен с соответствующим бортом и проходит внутрь к центру кузова-платформы в направлении противоположного борта. Под бортом следует понимать либо длинный борт, либо короткий борт, т.е. концевую стенку.
В соответствии с одним вариантом осуществления изобретения стяжка выполнена либо в виде стяжного стержня, либо в виде провода. Применительно к настоящему изобретению могут быть использованы, например, обычные стяжные стержни, оцинкованные горячим способом, обладающие несущей способностью примерно 20 кН. Стяжной стержень может быть также выполнен с центральной частью, которая содержит две концевые части, которые в свою очередь соединены с крепежным элементом посредством винтового соединения.
В других вариантах осуществления стяжка может быть выполнена в виде пластины. В таком варианте осуществления данная пластина может образовать по меньшей мере один, возможно замкнутый, канал между днищем и пластиной. Такой канал может быть выполнен с возможностью перемещения теплых выхлопных газов, чтобы избежать примерзания перевозимых грузов.
Благодаря тому, что днище кузова-платформы выполнено вогнутым внутрь в сторону грузового пространства, т.е. вверх, под днищем образуется пространство, которое может быть также использовано для размещения различных кабелей и гидравлических шлангов.
В соответствии с одним вариантом осуществления изобретения кузов-платформа снабжена продольными опорными балками, через которые стяжка проходит без передачи силы между балкой и стяжкой.
В соответствии с дополнительными вариантами осуществления изобретения днище выполнено в виде двух частей днища, которые соединены друг с другом посредством, например, винтового соединения по центру кузова-платформы, причем каждая часть днища выполнена вогнутой внутрь в направлении грузового пространства. Применительно к настоящей заявке под центром кузова-платформы следует понимать середину поперечного направления или середину продольного направления.
В соответствии с дополнительным вариантом осуществления изобретения по меньшей мере один из бортов соединен с днищем посредством петли, так что борт, либо длинный борт, либо короткий борт, может быть опущен.
Длинные борта и короткие борта, конечно, могут иметь одинаковую длину, однако в данном описании использована терминология, учитывающая тот факт, что борта в продольном направлении обычно длиннее, чем борта в поперечном направлении.
Толщина пластин днища и бортов находятся в пределах 3-10 мм, предпочтительно 4-5 мм, причем пластины выполнены из марок материалов, которые соответствуют изнашивающейся пластине. Может быть использована сталь, выпускаемая под торговой маркой HARDOX®. Для изготовления кузова-платформы настоящего изобретения, конечно, могут быть также использованы другие марки стали. HARDOX® - зарегистрированная торговая марка, принадлежащая шведской компании «SSAB Oxelösund AB».
Например, кузов-платформа с толщиной бортов 4 мм и толщиной днища 5 мм, который имеет длину 6 м, высоту 1 м и ширину 2,5 м, весит 1600 кг. Для сравнения, обычный кузов-платформа соответствующих размеров весит 3500 кг.
Пластина днища в соответствии с изобретением подвергается выгибанию до требуемого радиуса кривизны посредством сгибания валками или листогибочного прессования. Соединительные части пластины днища подвергают листогибочному прессованию. Соединение между частями днища или между частью днища и частью борта осуществляется посредством винтового соединения или сварного шва.
Когда продольные опорные балки используются под большими нагрузками, между балками и частями днища надлежащим образом размещают резиновые прокладки, чтобы уменьшить напряжение на балки. В других случаях между частью днища и балкой используют только воздушный зазор.
Кроме того, опорные перегородки могут образовывать часть пространства между днищем и стяжкой в виде пластины.
Днище кузова-платформы может также содержать заднюю часть, расположенную под небольшим углом, так называемый желоб, чтобы облегчить загрузку, а также обеспечить более равномерное распределение насыпных грузов при выгрузке опрокидыванием. Пригодный угол между частью борта и желобом равен 15°.
Краткое описание чертежей
Ниже изобретение будет описано более подробно посредством примеров вариантов осуществления со ссылкой на прилагаемые чертежи, в которых:
фиг.1 изображает вид сбоку кузова-платформы в соответствии с первым вариантом осуществления изобретения,
фиг.2 изображает кузов-платформу в соответствии с фиг.1 снизу,
фиг.2а изображает увеличенный вид участка в круге, показанного на фиг.2,
фиг.3 изображает разрез кузова-платформы по линии В-В, показанной на фиг.2,
фиг.3а изображает увеличенный вид участка в круге, показанного на фиг.3,
фиг.4 изображает вид кузова-платформы с заднего конца в соответствии с фиг.1,
фиг.5 изображает разрез кузова-платформы по линии А-А, показанной на фиг.2,
фиг.5а изображает увеличенный вид участка в круге, показанного на фиг.5,
фиг.6 изображает пояснительный схематичный чертеж второго варианта осуществления настоящего изобретения,
фиг.7 изображает пояснительный схематичный чертеж третьего варианта осуществления настоящего изобретения,
фиг.8 изображает пояснительный схематичный чертеж четвертого варианта осуществления настоящего изобретения.
Описание изобретения
На фиг.1 показан кузов-платформа 1, содержащий задний конец 2, из которого грузы могут быть выгружены опрокидыванием посредством поворота кузова-платформы при помощи гидравлики вокруг опорной оси 3. Передний конец 4 кузова-платформы содержит концевую стенку, которая расположена напротив кабины водителя (не показана) транспортного средства. Кузов-платформа содержит краевые балки 5, а также балку 6 концевой стенки. На участке, расположенном около соединения одного из длинных бортов с днищем платформы, нижний край кузова-платформы содержит ряд приваренных элементов 7 крепления стяжек, которые продолжаются из длинного борта вниз и под днищем кузова-платформы.
На фиг.2 показаны элементы 7 крепления стяжек с нижней стороны кузова-платформы 1, причем элементы 7 крепления направлены внутрь к центру кузова-платформы в направлении встречно направленных элементов крепления стяжек на противоположном борту кузова-платформы. На данном чертеже на каждой стороне днища 21 кузова-платформы показано девять элементов крепления стяжек, однако количество и расположение данных элементов крепления, конечно, может быть изменено в пределах объема изобретения. К каждому элементу 7 крепления стяжки присоединен конец стяжки 22 таким образом, что стяжка имеет ориентацию, по существу перпендикулярную продольному направлению кузова-платформы 1. Кроме того, под днищем платформы может быть расположена одна или более продольных опорных балок 23, которые схематично показаны балкой, изображенной пунктирными линиями. На данном чертеже также показана поперечная балка 24, на которой расположены опорные гнезда 25 для опорной оси. Кроме того, на чертеже видно, что задний конец днища выполнен с дугообразным упрочняющим изгибом 26.
На фиг.2а показан первый вариант выполнения крепления конца стяжки 22 в элементе 7 крепления стяжки, причем элемент крепления стяжки содержит отверстие 27, через которое конец стяжки вставляют и закрепляют посредством, например, винтового соединения на верхней стороне элемента 7 крепления стяжки.
На фиг.3 показан центральный разрез кузова-платформы с внутренней стороной длинного борта 31, соединенной с днищем 21 платформы посредством сварного шва. Передняя концевая стенка 32 соответственно соединена как с длинным бортом, так и с днищем. На данном чертеже показаны балка 6 концевой стенки и краевая балка 5. Кроме того, показаны элементы 7 крепления стяжек со стяжками 22.
На фиг.3а показана альтернативная схема соединения стяжки 22 с элементом крепления стяжки. В данном варианте осуществления внешняя часть элемента крепления стяжки содержит соединительные ушки 33, 34, расположенные на обеих сторонах элемента крепления и содержащие сквозные отверстия для соединения 35 винта и гайки, которое в элементе крепления стяжки фиксирует соединительную прокладку 36, соединенную со стяжкой 22.
Фиг.4 изображает вид с заднего конца кузова-платформы 1, на котором показаны опорные гнезда 25 на поперечной балке 24, а также изгиб днища 21 кузова-платформы внутрь в сторону грузового пространства «LV». Под грузовым пространством следует понимать пространство, которое ограничивается днищем 21, бортами 41, 42 и верхним краем 43 бортов. Благодаря данному изгибу днище 21 содержит поверхность днища, длина которого между противоположными бортами 41, 42 кузова-платформы больше расстояния между упомянутыми противоположными бортами. Таким образом, направленная вниз сила F, которая действует на упомянутое днище 21, способна создавать направленные в сторону силы F1 и F2, действующие на нижние части противоположных бортов 41, 42.
На фиг.5 показан разрез кузова-платформы 1 через стяжку 22. Стяжка 22 расположена под днищем 21 кузова платформы и соединена с нижними частями противоположных бортов 41, 42, чтобы противодействовать прогибу бортов под действием сил F1 и F2. Стяжка 22 соединена с элементом 7 крепления стяжки посредством соединительного устройства, которое показано на данном чертеже в круге.
На фиг.5а показан увеличенный вид соединительного устройства, которое содержит соединительные ушки 33, 34, закрепленные на конце элемента 7 крепления. Стяжка 22 соединена с соединительной прокладкой 36, которая в свою очередь соединена с элементом крепления посредством винта 51 и гайки 52 соединения 35 винта и гайки. Соединение между стяжкой 22 и соединительной гайкой 36 состоит из соединительной муфты 53, которая приварена к соединительной прокладке и соединена со стяжкой 22 посредством зажимной гайки 54. На чертеже также показано днище 21 платформы, вогнутое внутрь в направлении грузового пространства.
На фиг.6 и 7 показаны альтернативные варианты выполнения стяжек 221, 222, которые могут быть либо привинчены посредством винтового соединения 61 непосредственно через нижние части бортов, как показано на фиг.6, либо соединены и приварены к бортам посредством элементов 71 крепления. Стяжки 221, 222 могут быть выполнены в виде стержней, в виде проводов либо в виде пластин. В том случае, если стяжка выполнена в виде пластины, между днищем 21 и упомянутой пластиной образуется канал 62, 72. Данный канал может быть использован для размещения гидравлических труб, кабелей и др. Как вариант, данный канал может быть использован для введения в него выхлопных газов, чтобы подогревать днище с целью предотвратить примерзание остатков груза после выгрузки опрокидыванием. На фиг.6 показано также, что длинный борт 63 может быть выполнен с возможностью отворота, чтобы обеспечить сваливание груза в сторону.
На фиг.8 показан вариант осуществления изобретения для очень широкого кузова-платформы 80, днище 21 которого выполнено с первой частью 81 днища и второй частью 82 днища, которые являются одинаковыми по размеру, а также соединены друг с другом в центре кузова-платформы. Каждая часть 210, 211 днища выполнена вогнутой внутрь в сторону грузового пространства LV. Кроме того, в пределах объема изобретения можно выполнить одну из упомянутых частей днища вогнутой, а другую плоской. Кроме того, днище кузова-платформы можно выполнить с множеством взаимодействующих частей днища, из которых по меньшей мере одна часть днища является вогнутой внутрь в сторону грузового пространства. Между частями 83, 84 бортов кузова-платформы установлена одна или множество стяжек 22, чтобы передавать направленные в сторону силы на части бортов, когда части днища загружены. Упомянутые стяжки могут быть выполнены так же, как стяжки, которые были описаны выше.
Вариант осуществления в соответствии с фиг.8 может быть также выполнен с каналом в соответствии с фиг.6 и 7 и/или с балками для придания жесткости в продольном направлении и/или в поперечном направлении.
В пределах объема изобретения реализации варианты осуществления, описанные выше, могут быть также использованы в другом варианте осуществления, например, как вариант, крепление стяжек, которое показано на фиг.1-3а, может быть использовано в варианте осуществления в соответствии с фиг.8 вместо показанного винтового соединения 85.
Изобретение относится к грузовым транспортным средствам. Кузов-платформа (1) содержит днище, с которым соединены два противоположных борта, и по меньшей мере один дополнительный борт для образования грузового пространства. Днище содержит поверхность, длина которой между противоположными бортами кузова-платформы (1) больше расстояния между упомянутыми противоположными бортами. По меньшей мере одна часть днища выполнена вогнутой внутрь в сторону грузового пространства. Установлена по меньшей мере одна стяжка, один конец которой соединен с одним из противоположных бортов кузова-платформы (1), а другой конец соединен с другим противоположным бортом кузова-платформы (1), чтобы предотвратить прогиб бортов, когда днище кузова-платформы (1) нагружено грузом. Изобретение снижает вес и повышает грузоподъемность кузова. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.