Код документа: RU2220858C2
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к системам пассивной безопасности, и может быть использовано для предотвращения получения травм при лобовом ударе автомобиля о препятствие.
В настоящее время известна классическая система пассивной безопасности, предохраняющая водителя и пассажиров при лобовом ударе автомобиля о препятствие, с использованием ремней и надувных подушек безопасности.
Известна система пассивной безопасности (см. авт. св. SU 1039764 А), где главным элементом являются опрокидывающиеся назад водительское и пассажирское кресла.
Еще одной системой пассивной безопасности могут служить наклоняемые назад на некоторый угол передние кресла.
В последних двух системах находящиеся на опрокинутых и наклоненных назад креслах водитель и пассажир, при лобовом ударе автомобиля о препятствие, будут испытывать большую нагрузку на заднюю нижнюю часть туловища при соприкосновении с подушкой кресла, что может отрицательно сказаться на позвоночнике.
Целью настоящего изобретения является повышение безопасности водителя и пассажиров при лобовом ударе автомобиля о препятствие.
Поставленная цель достигается с использованием наклоняемых назад кресел и фиксации их в этом положении, в промежуток времени от начала аварийного торможения и до момента столкновения автомобиля с препятствием, при этом кресла снабжены поддонами, имеющими упор для ног, которые, упираясь в него, позволяют разгрузить нижнюю заднюю часть туловища при автомобильной аварии.
Технический результат достигается тем, что кресла снабжены поддонами с упорами для ног. Поддон для кресла пассажира сплошной, а для кресла водителя с прорезями для штоков педалей. Штоки педалей разъемные и могут разъединяться при наклоне кресла с поддоном. Водительское и пассажирское передние кресла имеют одну ось вращения с задней опорой.
На фиг. 1 показано рабочее положение водительского кресла, а на фиг.2 - оно же, перед столкновением автомобиля с препятствием.
Кресло содержит поддон 3 с упором 2 для ног, передние опоры 4 с фиксаторами, удерживающими кресло в рабочем положении, задние опоры 6 снабжены шарнирным соединением с креслом и рессору 5.
Итак, предвидя столкновение автомобиля с препятствием, водитель интуитивно резко и с усилием нажимает на педаль тормоза 1. Электрический сигнал с педали тормоза 1 передается на фиксаторы на передних опорах кресла 4, которые удерживают кресло в рабочем положении. После размыкания фиксаторов кресло под воздействием рессоры 5 наклоняется вместе с поддоном 3 назад и фиксируется в этом положении. Поддон 3, отрываясь от пола кузова, благодаря разъемным штокам педалей 7 увлекает за собой их подушки 8. Ноги водителя во время торможения при экстремальной ситуации давят на педали сцепления и тормоза, достигая до упора 2 поддона 3. При таком напряженном положении ног кресло с поддоном 3 наклоняется назад (после размыкания фиксаторов), а ноги, исполняющие роль амортизатора, снимают часть нагрузки с задней нижней части туловища во время удара автомобиля о препятствие.
Реакция пассажира при аварийной ситуации такая же, как и у водителя. Его ноги упираются в упор своего поддона. Пассажирское и водительское кресла имеют идентичное устройство, одну ось вращения с задней опорой, поэтому наклон кресел назад происходит одновременно. Одновременно с этим происходит и автоматическое включение системы ABS, позволяющей производить торможение автомобиля без участия водителя.
Новый элемент пассивной безопасности позволяет перевести тело водителя из пассивного положения в активное состояние, препятствующее получению травм при ударе автомобиля о препятствие.
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к системам пассивной безопасности, и может быть использовано для предотвращения получения травм водителем и пассажирами при лобовом ударе автомобиля о препятствие. Суть нового элемента пассивной безопасности состоит в том, что до момента столкновения автомобиля с препятствием происходит наклон кресел назад и фиксация их в этом положении. При этом каждое кресло снабжено поддоном с упором для ног, позволяющим перевести тело из пассивного положения в активное состояние, противодействующее получению травм при лобовом ударе автомобиля о препятствие. Технический результат заключается в повышении степени безопасности водителя и пассажиров. 2 ил.