Код документа: RU2268834C2
Настоящее изобретение относится к пассажирскому сиденью с мягкой обивкой для пассажирских транспортных средств, прежде всего для автобусов и трамваев, имеющему в соответствии с ограничительной частью п.1 формулы изобретения спинку, основой которой служит несущая рама, на которой с одной стороны закреплена обивка, а с другой стороны закреплена закрывающая сзади эту спинку сиденья ее облицовка и которая в ее верхней части имеет поперечину, допускающую возможность крепления к ней направляющего элемента для ленты ремня безопасности.
Пассажирские сиденья подобной конструкции достаточно давно известны из уровня техники и широко используются в транспортных средствах, используемых в системе общественного транспорта, предназначенного для местного сообщения, а также в междугородных и туристических автобусах, особо малых автобусах или в легковых автомобилях. При оснащении пассажирского сиденья ремнем безопасности механизм его втягивания (натяжитель) может быть размещен под основанием сиденья, при этом лента ремня безопасности проходит вверх в спинке сиденья между ее обивкой и ее облицовкой. В этом случае к несущей раме спинки сиденья на соответствующей высоте крепится направляющий элемент для ленты ремня безопасности.
Поскольку облицовка спинки сиденья обычно выполнена в виде панели, обивка, соответственно иногда надеваемый на сиденье и закрывающий его обивку чехол, проходит сверху спинки сиденья назад и доходит до ее облицовки, соответственно заходит на нее. По этой причине в обивке и в чехле при его наличии необходимо выполнять отверстие, через которое можно было бы пропустить ленту ремня безопасности и вытягивать ее вперед.
Подобный подход обладает серьезным недостатком, поскольку обивку уже в процессе ее изготовления необходимо подразделять на обивку, предназначенную для пассажирского сиденья, оснащаемого ремнем безопасности, и на обивку, предназначенную для пассажирского сиденья без ремня безопасности. В связи с этим приходится изготавливать и хранить на складе обивку различных типов, что значительно удорожает пассажирское сиденье. Помимо этого для оснащаемых и не оснащаемых ремнями безопасности пассажирских сидений требуется использовать и различающиеся по своей конструкции несущие рамы, а именно несущие рамы, снабженные направляющим элементом для ленты ремня безопасности, и несущие рамы без такого направляющего элемента для ленты ремня безопасности. Этот фактор также исключительно негативно сказывается на стоимости пассажирского сиденья.
В основу настоящего изобретения была положена задача разработать пассажирское сиденье указанного в начале описания типа, которое допускало бы возможность его простого оснащения ремнем безопасности.
Указанная задача решается с помощью признаков отличительной части п.1 формулы изобретения. Предпочтительные варианты осуществления изобретения представлены в зависимых пунктах формулы.
Предлагаемое в изобретении пассажирское сиденье с мягкой обивкой для пассажирских транспортных средств, прежде всего для автобусов и трамваев, имеющее спинку, основой которой служит несущая рама, на которой с одной стороны закреплена обивка, а с другой стороны закреплена закрывающая сзади эту спинку сиденья ее облицовка и которая в ее верхней части имеет поперечину, допускающую возможность крепления к ней направляющего элемента для ленты ремня безопасности, отличается тем, что облицовка спинки сиденья по меньшей мере частично охватывает обивку по периметру спинки сиденья, а поперечина несущей рамы имеет крепежные элементы, обеспечивающие возможность крепления с их помощью направляющего элемента для ленты ремня безопасности к этой поперечине.
Преимущество, связанное с тем, что облицовка спинки сиденья по меньшей мере частично охватывает обивку по периметру спинки сиденья, состоит в возможности пропустить и вывести вперед ленту ремня безопасности между обивкой спинки сиденья и охватывающей обивку по периметру спинки сиденья частью облицовки этой спинки сиденья. Благодаря этому отпадает необходимость выполнять в обивке, соответственно в закрывающем ее чехле отверстие, через которое пропускается и выводится вперед лента ремня безопасности. Достигаемое в результате преимущество заключается в возможности использовать однотипную или унифицированную обивку, соответственно однотипный или унифицированный чехол, и для пассажирских сидений, оснащаемых ремнем безопасности, и для пассажирских сидений без ремня безопасности.
Наличие у поперечины несущей рамы крепежных элементов, обеспечивающих возможность крепления с их помощью направляющего элемента для ленты ремня безопасности к этой поперечине, позволяет простым путем крепить к несущей раме направляющий элемент для ленты ремня безопасности. Тем самым при сборке пассажирского сиденья его несущую раму при необходимости можно оснастить направляющим элементом для ленты ремня безопасности. При этом также отпадает необходимость в изготовлении и хранении на складе различающихся по своей конструкции несущих рам.
В соответствии с одним из вариантов осуществления изобретения крепежные элементы, имеющиеся у поперечины несущей рамы, предпочтительно выполнять в виде отверстий, в которые вставляются пальцы, выполненные на направляющем элементе для ленты ремня безопасности. Наличие таких отверстий в поперечине несущей рамы позволяет простым путем соединять с ней направляющий элемент для ленты ремня безопасности, для чего в эти отверстия необходимо лишь вставить пальцы, предусмотренные у направляющего элемента для ленты ремня безопасности. Если же пассажирское сиденье не предполагается оснащать ремнем безопасности, то в этом случае при изготовлении сиденья всего лишь исключается стадия крепления направляющего элемента для ленты ремня безопасности к несущей раме.
В соответствии с одним из наиболее предпочтительных вариантов осуществления изобретения направляющий элемент для ленты ремня безопасности имеет пластину, которая в смонтированном положении направляющего элемента для ленты ремня безопасности располагается примерно параллельно охватывающей обивку по периметру спинки сиденья части облицовки спинки сиденья с некоторым отступом от этой части облицовки спинки сиденья. Преимущество, связанное с применением такой пластины, состоит в том, что в месте ее расположения обивка не доходит до охватывающей обивку по периметру спинки сиденья части облицовки этой спинки. В результате между этой охватывающей обивку по периметру спинки сиденья частью облицовки и пластиной образуется зазор, через который можно пропустить ленту ремня безопасности и вывести ее вперед. Если пассажирское сиденье не предполагается оснащать ремнем безопасности, то в этом случае у сиденья будет лишь отсутствовать направляющий элемент для ленты ремня безопасности, а обивка будет доходить до охватывающей ее по периметру спинки сиденья части облицовки без образования указанного выше зазора.
В соответствии еще с одним наиболее предпочтительным вариантом осуществления изобретения направляющий элемент для ленты ремня безопасности имеет на его боковых сторонах направляющие, с помощью которых облицовка спинки сиденья крепится к этому направляющему элементу для ленты ремня безопасности. Наличие таких направляющих позволяет простым путем крепить к спинке сиденья ее облицовку.
Помимо этого предусмотренные у направляющего элемента для ленты ремня безопасности направляющие совместно с охватывающей обивку по периметру спинки сиденья частью облицовки могут образовывать канал для прохода ремня, как это предусмотрено в соответствии с еще одним, особым вариантом осуществления изобретения. Подобный канал позволяет простым путем пропустить через него ленту ремня безопасности и вывести ее вперед.
Другие отличительные особенности и преимущества настоящего изобретения более подробно рассмотрены ниже на примере одного из вариантов его осуществления со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых показано:
на фиг.1 - схематичное изображение предлагаемого в изобретении пассажирского сиденья без обивки, оснащенного ремнем безопасности,
на фиг.2 - увеличенное изображение фрагмента верхней части спинки показанного на фиг.1 пассажирского сиденья, но без ремня безопасности,
на фиг.3 - изображение в перспективе направляющего элемента для ленты ремня безопасности,
на фиг.4 - вид спереди показанного на фиг.3 направляющего элемента для ленты ремня безопасности и
на фиг.5 - показанное на фиг.1 пассажирское сиденье с обивкой.
Как показано прежде всего на фиг.1, пассажирское сиденье имеет спинку 1, основой которой служит несущая рама 2 с расположенной в ее верхней части поперечиной 3. На несущей раме 2 расположены распорные элементы 2а, к которым прилегает облицовка 5 спинки сиденья. Эта облицовка 5 спинки сиденья выполнена в виде корытообразного кожуха, охватывающего по периметру спинки сиденья его обивку 4, как это показано прежде всего на фиг.5.
Под основанием 10 сиденья расположен механизм 11 втягивания (натяжитель) ремня безопасности. Лента 13 ремня безопасности пропущена снизу вверх между обивкой сиденья и облицовкой 5 спинки сиденья. В верхней части спинки 1 на поперечине 3 закреплен направляющий элемент 7 для ленты 13 ремня безопасности, которая огибает этот направляющий элемент и отклоняется им вперед примерно на 90°.
Поперечина 3, как это показано прежде всего на фиг.2, имеет отверстия, в которые вставлены пальцы 6, выполненные на направляющем элементе 7 для ленты ремня безопасности. Эти пальцы обеспечивают жесткое соединение направляющего элемента 7 для ленты ремня безопасности с поперечиной 3 и тем самым с несущей рамой 2.
Направляющий элемент 7 для ленты ремня безопасности имеет, как это показано прежде всего на фиг.3 и 4, изогнутую углом пластину 9, верхняя часть которой в смонтированном состоянии занимает примерно горизонтальное положение. Из-за наличия такой пластины обивка 4 в этом месте не может доходить до охватывающей ее по периметру спинки сиденья части облицовки 5, и поэтому между этой охватывающей обивку по периметру спинки сиденья частью облицовки 5 и пластиной 9 образуется зазор, через который можно пропустить ленту 13 ремня безопасности и вывести ее вперед.
Пластина 9 имеет, как указано выше, пальцы 6. Эти пальцы 6 выполнены конической формы и благодаря этому во вставленном в соответствующие отверстия в поперечине состоянии обеспечивают жесткое и беззазорное соединение направляющего элемента 7 для ленты ремня безопасности с поперечиной 3 несущей рамы 2. Помимо этого занимающая в смонтированном состоянии горизонтальное положение часть направляющего элемента 7 для ленты ремня безопасности имеет на обеих ее продольных боковых сторонах направляющие 8. Такие направляющие 8, во-первых, исключают смещение или сползание ленты 13 ремня безопасности вбок на ее направляющем элементе 7. Во-вторых, эти направляющие 8 позволяют соединять облицовку 5 спинки сиденья с направляющим элементом 7 для ленты ремня безопасности. С этой целью на охватывающей обивку по периметру спинки сиденья части облицовки 5 выполнены профильные элементы, в которые можно вдвинуть направляющие 8.
Занимающая в смонтированном состоянии горизонтальное положение часть направляющего элемента 7 для ленты ремня безопасности и направляющие 8 в сочетании с соединенной с ними верхней частью облицовки 5 спинки сиденья образуют канал для прохода ленты 13 ремня безопасности, через который (канал) можно пропустить эту ленту 13 ремня безопасности и вывести ее вперед.
Направляющий элемент 7 для ленты ремня безопасности расположен на поперечине 3 несущей рамы 2 рядом с крепежной стойкой 12а подголовника 12 сбоку от нее. При этом крепежные стойки 12а подголовника 12 вставлены в соответствующие отверстия в поперечине 3.
Изобретение относится к пассажирскому сиденью для пассажирских транспортных средств, прежде всего для автобусов и трамваев. Пассажирское сиденье имеет спинку, основой которой служит несущая рама, на которой с одной стороны закреплена обивка, а с другой стороны закреплена закрывающая сзади эту спинку сиденья ее облицовка, и которая в ее верхней части имеет поперечину, допускающую возможность крепления к ней направляющего элемента для ленты ремня безопасности. Облицовка спинки сиденья по меньшей мере частично охватывает обивку по периметру спинки сиденья, а поперечина несущей рамы имеет крепежные элементы, обеспечивающие возможность крепления с их помощью направляющего элемента для ленты ремня безопасности к этой поперечине. Технический результат - увеличение прочности и жесткости в зоне поперечины несущей рамы сиденья. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.