Код документа: SU1036241A3
Изобретение относится к транспо ному машиностроению, в частности к направляющим устройствам для регулирования продольного положения сиденья автомобиля„ Наиболее близким к изобретению техническим решением является направляющее устройство для регулирования продольного положения сиденья автомобиля, содержащее две неподвижные направляющие, прикрепленные к полу кузова автомобиля, сопряженные с ними два подвижные направляю 1ие, з акрепленные на основании сиденья причем каждая и указа11ных направляющих выполнена в виде продольного профилированного элемента из листового металла с V-образным поперечным сечением, им ющего у подвижных направляющих выступающие наружуС-образные отбортовкИ| ,| охватывающие выступающие наружу боковые фланцы, выполненные из неподвижных направляющих,, и сто порный механизм, включающий в себя поворотный рычаг с рукояткой к.,по крайней мере, один фиксирующий эле мент, взаимодействующий с-одной из прорезейр ;выполненных на неподвижных направляющих в направлении, пе пендикулярном их продольной Недостатком данного устройства является то, что прорези и фиксиру щие элементы, выполненные, наприме в форме зубьев, имеют острые края которые могут вызвать повреждение одежды пользователя сиденьем. Цель изобретения -- повышение удобства прльзованияо Цель достигается тем, что в устройстве в основании, по крайней мере, одной неподвижной направляю щей выполнен фигурный выступ, рас положенный вдоль последней и выпу лой стороной обр ащенный к против лежащей подвижной направляющей,уп мянутые прорези выполнены в виде окон в указанном выступе,, расположенных вниз от его вершины по одной из его сторон и н части осноэания неподвижной направляющей, а р основании, по крайней мере,одной юдвижной направляющей, выполнен {мгурный выступ, обращенный выпуклой стороной к противолежащей неподвижной направляющей с образованием желоба, в дне которого выполнена прорезь для установки упомянутого фиксирующего,элемента, при этом указанный поворотный рычаг размещен в этом желобе и закрыт св ху накладками прикрепленными к наружной стороне подвижной направляющей „ С целью предотвращения аксиального смещения поворотного рыча га относительно подвижной направля ющей, дпина прорези в дне указанного желоба выполнена соответствующей длине входящего в прорезь фиксирующего элемента. Кроме того, для обеспечения перемещения подвижных направляющих без использования смазки, между С-образннми отбортовками подвижных направляющих и входящими в них боковыми фланцами неподвижных направляющих установлены С-образные прокладки из плайтмассы с низким коэффициентом трения, сопряженные с указанными отбортовками и фланцами На фиГо 1 показано устройство, вид в плане; на фиг, 2 регулируeivioe сиденье автомобиля, аксонометрическая проекция; на фиг. 3 -устройство , вид спереди; на фиг. 4 сечение на фиг.; на фиг, 5 участок неподвижной направляющей и поворотный рычаг с фиксирующими элементами, изометрическая проекция- на фиг о 6 - сечение Б-Б на фиг. 1 в увеличенном масштабе. Направляющее устройство для регулирования продольного положения сиденья автомобиля состоит из не .подвижных направляющих 1 и 2, прикрепленных к полу кузова автомобиля , сопряженных с ними подвижных направляющих 3 и 4, соединенных между собой поперечным элементом 5, на который устанавливается сиденье 6. Каждая из .направляющих 1-4 выполнена в виде продольного профилированного элемента из листового металла V-образного поперечного сечения. Подвижные направляющие 3 и 4 по краям имеют С-образные отбортовки 7, охватывающие выступающие наружу боковые горизонтальные фланцы 8 неподвижных направляющих 1 и 2. Между указанными С-образными отбортовками 7 и фланцами 8 установлены С-образные прокладки 9 из пластмассы с низким коэффициентом трения, например полиамида, сопряженные с отбортовками 7. Прокладки 9 крепятся к фланцам 8 с помощью клея. Неподвижная направляющая,, и сопряженная с ней подвижная направ ляющая 3 образуют правый полоз 10, а неподвижная направляющая 2 и сопряженная с ней подвижная направлякадая 4 - левый полоз 11 устройства. Левый полоз 11 отличается от правого полоза 10 тем, что направляющие 2 и 4, в отличие от направляющих 1 и 3, не содержат стопорного механизма В неподвижной направляющей 1 на ее основании 12 выполнен продольный выступ 13. В указанном выступе 13 выполнен вдоль основания 12 | ряд окон 14, имеющих прямоугольную форму и расположенных поперек выступов 13 с выходом на основание 2. На подвижной направляющей 3 на . ее опорной части 15 выполнен желоб
16, имеющий в нижней части 17 полукруглую форму. В желобе 16 установлен рычаг 18, поперечное сечение которого имеет форму окружности.Оди конец рычага 18 изогнут с образованием ручки 19 управления. На другом конце рычага 18выполнено три радиальных, расположенных в одной плоскости зуба 20 прямоугольной формы, повторяющих форму и шаг окон 14 и выполненных перпендикулярно ручке 19 управления, образующих фиксатор. В нижней части 17 желоба 16 выполнено окно 21, длина которог равна длине фиксатора, а ширина его равна ширине нижней части 17 желоба 16. На опорной части 15 подвижной направляющей 3 жестко установлена пластина 22, образуквдая с желобом 16 переднюю опору рычага 18. Поперечный элемент 5 своим концом 23, жестко закрепленным на опорной части 15 направляющей 3, образует заднюю опору рычага 18, на которой в ее передней части установлена спиг ральная пружина 24, один конец которой закреплен на подвижной направляющей 3, а другой - на участке 25 ручки 19 управления.
Устройство работает следующим образом.
Для перемещения сиденья 6 ручку 19 управления поворачивают против
часовой стрелки. При этом 20 фиксатора выходят из зацепления в соответствующиз окнах 14 неподвижной направляющей 1.Подвижные направляющие 3 и 4 имеют возможность свободно перемещаться относительно неподвижных направляющих 1 и 2. Переместив сиденье 6 в продольном направлении на необходимую величину, отпускают ручку 19 управления и посQ ледняя под действием пружины 24 возвращается в исходное положение.При этом фиксатор своими зубьями 20 входит в зацепление с соответствуюЬдами окнами 14 направляющей 1, обеспечивая тем самым «адежную фикса цию подвижных направляющих 3 и 4 относительно направляющих 1 и 2, а, следовательно, и сиденья 6. ) Использование данного устройства позволяет повысить удобство пользования сиденьем за счет использования фиксатора, контактирукяцего непосредственно с полозом сиденья,кро ме того,предотвращается аксиальное смещениеповоротного рычага за счетосуществления точной и надежной фиксации сиденья.Использование С-обраэных прокладок из пластмасс с низким коэффициентом трения,установленных на неподвижных направляющих,позволяет направляющим легко перемещаться относительно друг друга без применения смазки.
1.НАПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДОЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СИДЕНЬЯ АВТОМОБИЛЯ, содержащее две неподвижные направляющие, прикрепленные к полу кузова автомобиля, сопряженные с ними две подвижные направляющие закрепленные на основании сиденья, причем каждая из указанных направляющих выполнена в виде продольного профилированного элемента из листового металла с V-образным поперечным сечением, имеющего у подвижных направляющих выступающие наружу С-образные отбортовки , охватывающие выступающие наружу боковые фланцы, выполненные на неподвижных направляющих, и стопорный механизм,включающий в себя поворотный рычаг с рукояткой и по крайней мере один фиксирующий элемент, взаи- модействующий с одной из прорезей, выполненных на неподвижных направляющих в направлении, перпендикулярном их продольной оси, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства пользования, в основании , по крайней мере, одной непод вижной направляющей выполнен фигурный выступ, расположенный вдоль последней и выпуклой стороной обращен- ный к противолежащей подвижной направляющей , упомянутые прорези выполнены в виде окон в указанном выступе , расположенных вниз от его вершины по одной из его сторон и на части основания неподвижной направляющей , а в основании, по крайней мере, одной подвижной направляющей, выполнен фигурный выступ, обраиценный выпуклой стороной к противолежащей неподвижной направляющей с образованием желоба, в дне которого выполнена прорезь для установки упомянутого фиксирующего элемента, при этом указанный поворотный рычаг раз§ мещен в этом желобе и закрыт сверху ten накладками, прикрепленными к наружной стороне подвижной направляющей . . 2.Устройство по П.1, отличающееся тем, что, с целью предотвращения аксиального смещения Jповоротного рычага относительно подвижной направляющей, длина прорези в дне указанного желоба выполнена соответствующей длине входящего Б оо да го 4;ii прорезъ упомянутого фиксирующего элемента. 3,Устройство по П.1, о т л ичающееся тем, что, с целью Обеспечения перемещения подвижных направляюа их без использования смазки, между С-образнымя отборговками подвижных направляющих и входящих в них боковыми фланцами неподвижных направляющих уста новлены С-обраэные прокладки из пластмассы с низким коэффициентом трения, сопряженные с указанными от бортовками и фланцами ,