Код документа: RU2190544C2
Изобретение относится к направляющим салазок для сидений транспортных средств типа автомобилей и к сиденьям, оборудованным салазками с такими направляющими.
Салазки, о которых идет речь в данном случае, предназначены, в частности, для оборудования передних сидений автомобилей для обеспечения возможности регулирования продольного положения этих сидений.
Говоря более конкретно, данное изобретение касается направляющей для салазок сиденья автомобиля, содержащей так называемый "охватывающий" фасонный профиль, так называемый "охватываемый" фасонный профиль, вставленный в упомянутый охватывающий фасонный профиль таким образом, чтобы сформировать между двумя этими фасонными профилированными элементами четыре продольных канала для шариков, и группы шариков, размещенных в упомянутых каналах для того, чтобы обеспечить возможность относительного продольного скольжения между этими профилированными элементами.
Охватываемый фасонный профиль имеет в поперечном сечении в целом узкую U-образную форму и содержит с одной стороны практически горизонтальное дно, а с другой стороны - две полки, каждая из которых проходит практически вертикально от упомянутого дна до концевой кромки, причем эта концевая кромка продолжается в направлении наружу отбортовками, каждая из которых имеет вертикальный завершающий участок.
Охватывающий фасонный профиль имеет в поперечном сечении в целом широкую U-образную форму и содержит с одной стороны практически горизонтальное дно, располагающееся рядом с концевыми кромками полок охватываемого фасонного профиля, а с другой стороны - две полки, каждая из которых проходит практически вертикально в направлении, противоположном направлению двух полок охватываемого фасонного профиля, от упомянутого дна этого охватывающего фасонного профиля до некоторой концевой кромки, окружая упомянутый охватываемый фасонный профиль, причем концевая кромка каждой из полок охватывающего фасонного профиля продолжается в направлении внутрь возвратным желобом, который содержит горизонтальный участок, проходящий от концевой кромки соответствующей полки охватывающего фасонного профиля, причем сам этот горизонтальный участок продолжается возвратной стенкой, которая располагается между полкой и отбортовкой соответствующей стороны охватываемого фасонного профиля, и эта возвратная стенка содержит наклонный участок, который проходит под углом в направлении соответствующей полки охватываемого фасонного профиля и в направлении концевой кромки этой полки.
Этот наклонный участок ограничивает первый канал для шариков вместе с соответствующей отбортовкой охватываемого фасонного профиля таким образом, чтобы шарики в этом первом канале были в контакте с упомянутым наклонным участком и упомянутой отбортовкой, тогда как эта же отбортовка ограничивает второй канал для шариков вместе с угловой зоной, располагающейся на стыке между дном охватывающего фасонного профиля и соответствующей полкой этого охватывающего фасонного профиля, таким образом, чтобы шарики в этом втором канале были в контакте с упомянутой отбортовкой и с упомянутой угловой зоной.
Такая конструкция направляющей описывается в патенте Франции FR-A-2717749.
Однако описанная в указанном документе направляющая при определенных условиях может быть подвержена заклиниванию, в частности в том случае, когда к этой направляющей прикладывается значительная сжимающая или растягивающая нагрузка.
Цель предлагаемого изобретения состоит, в частности, в том, чтобы устранить этот недостаток.
Для этого в соответствии с данным изобретением направляющая описанного выше типа главным образом отличается тем, что шарики каждого первого канала для шариков упираются в вертикальный завершающий участок соответствующей отбортовки охватываемого фасонного профиля, а также тем, что наклонный участок каждого возвратного желоба охватывающего фасонного профиля непосредственно продолжает горизонтальный участок этого возвратного желоба, причем этот наклонный участок имеет в поперечном сечении прямолинейный профиль.
Благодаря такому расположению сжимающие нагрузки, приложенные в вертикальном направлении между двумя упомянутыми фасонными профилями, дают повод к упругому изгибу отбортовок охватываемого фасонного профиля и наклонных участков возвратных желобов, что устраняет заклинивание шариков, не создавая при этой люфта, который может быть источником дребезжания.
Кроме того, растягивающие усилия, приложенные в вертикальном направлении между двумя фасонными профилями, дают повод к упругим изгибам, которые устраняют заклинивание шариков в первых каналах для шариков.
По сравнению с направляющей, описанной в известном документе, упругие изгибы возвратных желобов направляющей в соответствии с предлагаемым изобретением облегчены, в частности, отсутствием промежуточных вертикальных участков между горизонтальными участками и наклонными участками этих возвратных желобов, поскольку эти промежуточные вертикальные участки образуют элементы жесткости, сопротивляющиеся деформациям в вертикальной плоскости.
Кроме того, в направляющей в соответствии с предлагаемым изобретением заклинивание шариков устраняется также лучше по сравнению с направляющей, описанной в известном документе, за счет того, что здесь наклонные участки возвратных желобов уже не облегают, даже частично, наружную образующую шариков.
В любом случае направляющая в соответствии с предлагаемым изобретением обеспечивает возможность значительного уменьшения и даже полного устранения всякого зазора или люфта постоянного характера между двумя фасонными профилями и шариками, что одновременно позволяет обеспечить высокую эффективность направляющей функции при скольжении и исключить возможность появления постороннего шума или дребезжания направляющей во время движения автомобиля, причем без заклинивания этой направляющей.
В предпочтительных вариантах реализации направляющей в соответствии с предлагаемым изобретением можно в случае необходимости дополнительно обратиться к тому и/или другому
из следующих технических решений:
- каждая отбортовка, принадлежащая упомянутому охватываемому фасонному профилю, содержит горизонтальный участок, который является продолжением
соответствующей полки этого охватываемого фасонного профиля, затем криволинейного участка, проходящего наклонно или под углом в направлении соответствующей полки охватывающего фасонного профиля и в
направлении концевой кромки этой полки, причем этот криволинейный участок продолжается завершающей вертикальной частью данной отбортовки. Криволинейный участок представляет собой вогнутую поверхность,
которая образует лоток или желоб, располагающийся против угловой зоны, расположенной на стыке между дном охватывающего фасонного профиля и соответствующей полкой этого профиля, причем в этом лотке или
желобе располагаются шарики соответствующего второго канала для шариков. В то же время, криволинейный участок упомянутой выше отбортовки представляет выпуклую поверхность, которая располагается против
соответствующего возвратного желоба охватывающего фасонного профиля, причем каждый из шариков упомянутого первого шарикового канала имеет по меньшей мере одну точку контакта с выпуклой поверхностью;
- каждый из шариков, располагающихся в каждом из двух вторых каналов для шариков, имеет по меньшей мере одну точку контакта с соответствующей вертикальной полкой охватывающего фасонного
профиля и по меньшей мере одну точку контакта с горизонтальной стенкой, принадлежащей донной части охватывающего фасонного профиля;
- наклонный участок каждого возвратного желоба продолжается
в направлении концевой кромки соответствующей полки охватываемого фасонного профиля вертикальным участком, который располагается в непосредственной близости от упомянутой полки этого профиля;
- шарики, располагающиеся в первом канале для шариков, находятся ближе к вертикальному участку соответствующего возвратного желоба, чем к горизонтальному участку этого возвратного желоба. Однако эти
шарики не входят в контакт с вертикальным участком этого желоба;
- охватываемый фасонный профиль жестко связан с подкрепляющим фасонным профилем, также имеющим в поперечном сечении в целом
U-образную форму, причем этот подкрепленный фасонный профиль содержит практически горизонтальное дно, которое жестко связано с дном упомянутого охватываемого фасонного профиля, две полки, которые
проходят практически вертикально от дна по одну и по другую стороны от полок охватывающего фасонного профиля, и две практически горизонтальные отбортовки, каждая из которых проходит под некоторой
частью дна охватывающего фасонного профиля;
- дно охватывающего фасонного профиля имеет центральную часть, расположенную горизонтально и обрамленную двумя боковыми уступами, под которые
входят соответственно отбортовки подкрепляющего фасонного профиля;
- дно подкрепляющего фасонного профиля имеет два продольных изгиба, которые образуют два элемента жесткости, каждый из
которых частично входит в пространство между одной из полок охватываемого фасонного профиля и соответствующим возвратным желобом охватывающего фасонного профиля.
В то же время объектом предлагаемого изобретения является также сиденье автомобиля, имеющее основание или собственно сиденье, смонтированное на салазках, образованных двумя направляющими описанного выше типа.
В частности, в том случае, когда сиденье содержит дополнительно ремень безопасности, который имеет по меньшей мере одну точку крепления на сиденье, предпочтительно, чтобы салазки содержали направляющие, имеющие в своей конструкции подкрепляющий эту направляющую фасонный профиль.
Другие преимущества и характеристики предлагаемого изобретения будут лучше поняты из
приведенного ниже подробного описания двух возможных вариантов его реализации, использованных здесь в качестве не являющихся ограничительными примеров, где даются ссылки на фигуры, среди которых:
- фиг.1 представляет собой схематический вид сиденья автомобиля, которое может быть оборудовано салазками с направляющими в соответствии с предлагаемым изобретением,
- фиг.2
представляет собой схематический перспективный вид в поперечном разрезе одной направляющей упомянутых салазок в соответствии с одним из вариантов реализации предлагаемого изобретения,
- фиг.
3 представляет собой схематический вид в поперечном разрезе направляющей в соответствии с предлагаемым изобретением, подобной направляющей, показанной на фиг.2, и оснащенной подкрепляющим фасонным
профилем.
На различных фигурах идентичные или подобные элементы обозначены одними и теми же позициями.
На фиг.1 схематически представлено переднее сиденье 1 автомобиля, которое имеет основание или собственно сиденье 2 и спинку 3, закрепленную на этом основании.
Кроме того, в определенных случаях данное сиденье 1 может содержать так называемый "бортовой" ремень безопасности 4, то есть такой ремень безопасности, по меньшей мере одна из трех точек крепления которого жестко связана с данным сиденьем.
В частном случае реализации,
схематически представленном на фиг.1, упомянутый ремень безопасности 4 связан с сиденьем 1 тремя своими точками крепления, а именно:
- верхней точкой крепления 5, образованной обычно
намоточным барабаном данного ремня безопасности, встроенным в спинку 3 сиденья;
- нижней стационарной точкой крепления 6, располагающейся с одной стороны сиденья 2;
- и
нестационарной точкой крепления 7, располагающейся с другой стороны сиденья 2 и образованной, в частности, системой блокировки ремня безопасности, которая взаимодействует с пряжкой или замком 8,
имеющей возможность перемещаться вдоль ремня безопасности 4.
Основание или собственно сиденье 2 установлено на полу 10 данного автомобиля при помощи салазок, образованных двумя продольными направляющими 9, одна из которых схематически представлена на фиг.1.
Каждая из этих направляющих содержит с одной стороны неподвижный фасонный профиль 11, закрепленный на полу 10 данного автомобиля, а с другой стороны подвижный фасонный профиль 12, прикрепленный к основанию 2 данного сиденья, причем упомянутый подвижный фасонный профиль 12 имеет возможность скользить в продольном направлении на неподвижном фасонном профиле 11 и может быть связан с этим неподвижным фасонным профилем при помощи механизма ручной блокировки или посредством механизированного устройства регулирования, которые сами по себе известны специалисту в данной области техники.
Один из двух фасонных профилей 11, 12 представляет собой охватываемый фасонный профиль, который вставляется во внутреннюю полость другого фасонного профиля, называемого охватывающим профилем. В обоих представленных здесь вариантах реализации предлагаемого изобретения, которые теперь будут описаны более подробно, охватываемый фасонный профиль представляет собой верхний подвижный фасонный профиль 12, тогда как упомянутый охватывающий фасонный профиль представляет собой нижний неподвижный фасонный профиль 11. Однако само собой разумеется, что такое расположение может быть изменено на противоположное без выхода за рамки предлагаемого изобретения и в этом случае охватывающий фасонный профиль 11 будет представлять собой верхний подвижный фасонный профиль, а упомянутый охватываемый фасонный профиль 12 будет представлять собой нижний неподвижный фасонный профиль.
В любом из рассматриваемых здесь случаев каждый из фасонных профилей 11 и 12 выполнен из гнутого металлического листа и изготовлен с использованием любого известного способа, например, при помощи штамповки, вытяжки, механического профилирования или прессования.
Кроме того, эти фасонные профили имеют сторого постоянное поперечное сечение по всей своей длине за исключением, разумеется, различных отверстий, вырезов, зубцов и других средств крепления и блокировки, которые могут быть выполнены на этих фасонных профилях или прикреплены к этим профилям.
В
варианте реализации направляющей в соответствии с предлагаемым изобретением, который схематически представлен на фигуре 2, охватываемый фасонный профиль 12 имеет в поперечном сечении в целом узкую
U-образную форму и в данном случае содержит
- плоское горизонтальное дно 13, которое закреплено на арматуре основания 2 данного сиденья;
- две вертикальные полки 14, которые проходят,
каждая, в направлении вниз от дна 13 вплоть до концевой кромки 15;
- две отбортовки 16, каждая из которых проходит в направлении наружу и вверх от концевой кромки 15.
Каждая
из этих отбортовок 16 содержит, если смотреть от концевой кромки 15:
- короткий горизонтальный участок 17;
- криволинейный участок 18, который имеет с одной стороны нижнюю вогнутую
поверхность, направленную наклонно, строго под углом 45o, в направлении наружу и вниз и образующую продольный желоб, а с другой стороны верхнюю выпуклую поверхность;
- завершающую
вертикальную часть 19.
В то же время охватывающий фасонный профиль 11 содержит:
- горизонтальное дно 20, которое содержит с одной стороны плоскую горизонтальную часть 21,
закрепленную на полу 10 данного автомобиля, а с другой стороны два боковых уступа 22, располагающихся строго горизонтально на некоторой высоте над полом 10;
- две вертикальные полки 23,
которые проходят вверх от двух уступов 22, образуя вместе с этими уступами два закругленных угла 24, располагающихся против нижних вогнутых поверхностей криволинейных участков 18, причем каждая из
этих двух полок 23 проходит вплоть до концевой кромки 25;
- два возвратных желоба 26, которые продолжают концевые кромки 25 в направлении внутрь и вниз, заходя между полками 14 и отбортовками
16 охватываемого фасонного профиля.
Эти возвратные желоба 26 содержат, каждый, если смотреть от концевой кромки 25, следующие элементы:
- прежде всего короткий горизонтальный
участок 27, располагающийся на небольшом расстоянии над завершающей вертикальной частью 19 соответствующей отбортовки 16 охватываемого фасонного профиля;
- затем наклонный участок 28
прямолинейного поперечного сечения, который проходит наискось в направлении внутрь и вниз, например, под углом 45o;
- и наконец, вертикальный участок 29, располагающийся в
непосредственной близости от соответствующей полки 14 охватываемого фасонного профиля и проходящий практически до горизонтального участка 17 соответствующей отбортовки этого охватываемого фасонного
профиля.
Два упомянутых фасонных профиля 11 и 12 формируют между собой четыре канала для шариков, а именно:
- с одной стороны два первых канала 30 для шариков, каждый из
которых ограничен возвратным желобом 26 и соответствующей отбортовкой 16 и каждый из которых содержит набор жестких шариков 31, которые могут быть металлическими или пластмассовыми;
- с
другой стороны два других канала 32 для шариков, каждый из которых ограничен отбортовкой 16 и соответствующей угловой зоной 24 и каждый из которых содержит набор жестких шариков 33, в частности
металлических, причем эти шарики 33 идентичны или практически идентичны упомянутым шарикам 31.
Каждый из шариков 31 каждого первого канала для шариков находится в контакте:
- с точкой наклонного участка 28 соответствующего возвратного желоба, причем данный шарик 31 располагается ближе к вертикальному участку 29, чем к горизонтальному участку 27, но этот шарик 31 тем не
менее находится на некотором расстоянии от этого вертикального участка 29;
- с точкой вертикальной завершающей части 19 соответствующей отбортовки 16
- и с точкой упомянутой выпуклой
поверхности криволинейного участка 18 этой отбортовки, причем этот криволинейный участок стыкуется с вертикальной завершающей частью 19 с радиусом кривизны, меньшим чем радиус шариков 31.
В то же время каждый шарик 33 каждого второго канала для шариков находится в контакте:
- с вогнутой поверхностью криволинейного участка 18 соответствующей отбортовки, причем шарики
33 находятся, таким образом, в контакте с этой вогнутой поверхностью по меньшей мере по одной линии опоры, располагающейся в непосредственной близости от линии опоры соответствующих шариков 31 на
выпуклую поверхность того же криволинейного участка 18;
- с по меньшей мере одной точкой соответствующей вертикальной полки 23 по горизонтальному направлению опоры
- и с по меньшей
мере одной точкой соответствующего уступа 22 по вертикальному направлению опоры, причем упомянутая угловая зона 24 имеет радиус кривизны закругления угла, меньший или равный радиусу шариков 33.
Таким образом, шарики 33 превосходно направляются при их движении вследствие относительно высокой жесткости угловых зон 24.
Благодаря описанной выше конструкции направляющей в соответствии с предлагаемым изобретением эта направляющая обладает высокой прочностью по отношению к вертикальным усилиям как в направлении сжатия, так и в направлении растяжения. Кроме того, эта направляющая не подвержена заклиниваниям благодаря упругим изгибам отбортовок 16 и особенно возвратных желобов 26.
В то же время для того, чтобы в еще большей степени повысить прочность направляющей в соответствии с предлагаемым изобретением по отношению к вертикальным растягивающим усилиям, в частности, в том случае, когда сиденье 1, установленное на такие направляющие, содержит так называемый "бортовой" ремень безопасности, может оказаться полезным добавление к описанной выше конструкции направляющей подкрепляющего фасонного металлического профиля 34, причем остальная часть направляющей при этом не претерпевает никаких изменений и соответствует тому, что было описано выше.
Как это схематически показано на фиг.3, подкрепляющий фасонный
профиль 34 имеет в поперечном сечении в целом U-образную форму и содержит:
- практически горизонтальное дно 35, которое жестко закрепляется на дне охватываемого фасонного профиля с
использованием любых известных и подходящих в данном случае средств (болтовое соединение, сварка и т.п.), причем это дно имеет центральную часть 36, находящуюся в контакте с дном 13 охватываемого
фасонного профиля, и два боковых участка 37, располагающихся с небольшим зазором над возвратными желобами 26 охватывающего фасонного профиля. Эта центральная часть 36 отделена от упомянутых боковых
участков 37 двумя продольными складками 38, которые образуют два V-образных ребра, входящих между возвратными желобами и полками 14 охватываемого фасонного профиля, причем эти ребра находятся в
контакте с упомянутыми полками 14 и отделены от наклонных участков 28 возвратных желобов небольшим зазором;
- две вертикальные полки 39, которые продолжают боковые участки 37 от дна 36 в
направлении вниз по одну и по другую стороны от охватывающего фасонного профиля 11;
- две горизонтальные отбортовки 40, каждая из которых заходит под один из уступов 22 дна охватывающего
фасонного профиля.
Изобретение относится к автомобильным сиденьям. Направляющая для салазок сиденья автомобиля содержит охватываемый фасонный профиль (12) U -образной в целом формы в поперечном сечении, две полки которого (14) продолжаются в направлении наружу отбортовками 16, проходящими наискось в направлении наружу и в направлении дна (13) этого охватываемого фасонного профиля вплоть до завершающей вертикальной части (19), и охватывающей фасонный профиль (11) U-образной в целом формы, полки (23) которого продолжаются возвратными желобами (26), входящими между соответствующими полками охватываемого фасонного профиля и отбортовками этих полок. Шарики одинакового диаметра (31, 33) располагаются с одной стороны между каждой отбортовкой и соответствующим возвратным желобом, упираясь по меньшей мере в завершающую вертикальную часть отбортовки и в некоторую часть наклонной поверхности (28), которая продолжает начальный горизонтальный участок (27) возвратного желоба, а с другой стороны - между отбортовкой и угловой зоной (24), располагающейся на стыке между дном (20) и соответствующей полкой охватывающего фасонного профиля. Техническим результатом является предотвращение заклинивания при большой нагрузке. 2 с. и 8 з.п. ф-лы, 3 ил.