Код документа: RU116104U1
Область техники, к которой относится полезная модель
Настоящее изобретение относится к системам, обеспечивающим перемещение сиденья в поперечном направлении для обеспечения удобного доступа, и в частности к сиденьям, перемещающимся в поперечном направлении для облегчения входа и выхода пользователя.
Уровень техники
Вход внутрь транспортного средства может оказаться затрудненным для детей, людей с ограниченными физическими возможностями и пожилых людей. Известны системы перемещения сидений, помогающие пользователям войти в транспортное средство, например, из патентов США №7,207,765 и 5,474,353. Однако известные системы часто бывают громоздкими и сложными, или их конструкции предназначены для размещения дополнительных устройств, таких как инвалидные коляски или кресла-коляски с электроприводами. Эти системы, как правило, не устанавливаются в обычных транспортных средствах, имеющих стандартное расположение сидений.
Таким образом, необходимо разработать конструкцию, обеспечивающую доступный, эффективный и простой в использовании метод помощи пользователю, например человеку с ограниченными физическими возможностями, ребенку или пожилому человеку, при входе и выходе из транспортного средства.
Раскрытие полезной модели
Техническим результатом полезной модели является упрощение и повышение компактности и эффективности системы, предназначенной для облегчения входа и выхода из транспортного средства пассажиров, в том числе пассажиров с ограниченными возможностями.
Один из вариантов настоящего изобретения включает в себя транспортное средство, в котором дверной проем имеет порог. Система для перемещения включает в себя направляющую, связанную с транспортным средством. Ползун перемещается по линии вдоль направляющей, а сиденье связано с ползуном. Ползун перемещается в боковом направлении между задвинутым положением, которое соответствует расположению сиденья в салоне транспортного средства, и выдвинутым положением, которое соответствует расположению сиденья на пороге.
Другой вариант настоящего изобретения включает в себя систему сиденья транспортного средства, имеющую систему перемещения, включающую выдвижной элемент. Основание сиденья связано с выдвижным элементом. Спинка сиденья связана с основанием сиденья и может перемещаться между передним положением и задним положением. Двигатель связан с выдвижным элементом. Двигатель может перемещать сиденье между задвинутым положением и положением, выдвинутым в боковом направлении.
Еще один вариант настоящего изобретения включает в себя блок сиденья, который включает основание сиденья. Спинка сиденья соединена с основанием сиденья и может перемещаться между передним положением и задним положением. Система перемещения включает в себя выдвижной элемент, функционально связанный с основанием сиденья и приспособленный для перемещения блока сиденья в боковом направлении, когда спинка сиденья находится в переднем положении.
В еще одном варианте исполнения настоящего изобретения система сиденья транспортного средства, снабженная устройством для поперечного перемещения, позволяет передвигать сиденье в боковом направлении из задвинутого положения внутри транспортного средства в выдвинутое положение, находящееся, по крайней мере, частично снаружи транспортного средства. Систему перемещения можно переводить из задвинутого положения в выдвинутое вручную или при помощи привода, связанного с системой для перемещения.
Эти и другие реализации, объекты и особенности настоящего изобретения будут поняты и оценены специалистами в данной области при изучении приведенного ниже описания, формулы изобретения и чертежей
Краткое описание чертежей
На ФИГ.1 представлен частичный перспективный вид сверху одного из вариантов реализации транспортного средства, в котором осуществлен один из вариантов конструкции сиденья для облегчения доступа, перемещающегося в поперечном направлении;
На ФИГ.2 представлен частичный перспективный вид сверху одного из вариантов конструкции транспортного средства, в котором реализован один из вариантов конструкции сиденья для облегчения входа, перемещающегося в поперечном направлении, в переднем положении;
На ФИГ.3 представлен частичный перспективный вид сверху варианта конструкции транспортного средства, в котором реализована одна из возможных конструкций сиденья для облегчения доступа, перемещающегося в поперечном направлении, в выдвинутом положении;
На ФИГ.4 изображен частичный вертикальный вид сбоку сборки сиденья, изображенного на ФИГ.3;
На ФИГ.5 изображен вид сбоку в вертикальном разрезе узла V на ФИГ.4;
На ФИГ.6 представлен частичный перспективный вид сверху одного из вариантов конструкции транспортного средства, в котором реализован второй вариант конструкции сиденья, перемещающегося в поперечном направлении для облегчения доступа;
На ФИГ.7 представлен частичный перспективный вид сверху одного из вариантов конструкции транспортного средства, в котором реализован второй вариант конструкции сиденья, перемещающегося в поперечном направлении для облегчения доступа, в переднем положении;
На ФИГ.8 представлен частичный перспективный вид сверху одного из вариантов конструкции транспортного средства, в котором реализован второй вариант конструкции сиденья, перемещающегося в поперечном направлении для облегчения доступа, в выдвинутом положении;
ФИГ.9 представляет собой вертикальный вид сбоку сиденья, перемещающегося для облегчения доступа в поперечном направлении, изображенного на ФИГ.6;
На ФИГ.10 представлен вид сбоку сиденья, изображенного на ФИГ.7;
На ФИГ.11 представлен частичный перспективный вид сверху одного из вариантов конструкции транспортного средства, в котором реализован третий вариант конструкции сиденья для облегчения доступа, перемещающегося в поперечном направлении;
На ФИГ.12 представлен частичный перспективный вид сверху одного из вариантов конструкции транспортного средства, в котором реализован третий вариант конструкции сиденья, перемещающегося в поперечном направлении для облегчения доступа, в переднем положении;
На ФИГ.13 представлен частичный перспективный вид сверху одного из вариантов конструкции транспортного средства, в котором реализован третий вариант конструкции сиденья, перемещающегося в поперечном направлении для облегчения доступа, в выдвинутом положении;
На ФИГ.14 представлен вертикальный вид сбоку сиденья, перемещающегося для облегчения доступа в поперечном направлении, изображенного на ФИГ.11; и
На ФИГ.15 представлен вертикальный вид сбоку сиденья, изображенного на ФИГ.12.
Осуществление полезной модели
Для целей приведенного здесь описания термины «верхний», «нижний», «правый», «левый», «задний», «передний», «вертикальный», «горизонтальный» и их различные формы относятся к изобретению, как оно изображено на ФИГ.1. Однако следует понимать, что изобретение может принимать различные альтернативные ориентации, за исключением случаев, когда явно указано обратное. Также следует понимать, что конкретные устройства и процессы, изображенные на прилагаемых чертежах и описанные ниже в данном документе, являются только примерами воплощения концепции настоящего изобретения, которая определена в формуле изобретения. Таким образом, конкретные размеры и другие физические характеристики, относящиеся к описанным здесь вариантам изобретения, не должны рассматриваться как ограничивающие, если только в формуле изобретения явно не указано иное.
Обратимся теперь к ФИГ.1, где цифрой 10 обозначено транспортное средство в целом, имеющее дверной проем 12 с порогом 14. Система перемещения 16 включает в себя направляющую 18, связанную с транспортным средством 10. Ползун 20 (ФИГ.5) способен перемещаться по линии вдоль направляющей 18. Сиденье 22 связано с ползуном 20. Ползун 20 способен перемещаться в боковом направлении между задвинутым положением 24, которое соответствует расположению сиденья 22 в салоне транспортного средства 10, и выдвинутым положением 26 (ФИГ.3), которое соответствует смещенному положению сиденья 22 на пороге 14.
На ФИГ.1-3 продемонстрирован один из вариантов системы 16 для перемещения в поперечном направлении, предназначенной для использования с задними сиденьями транспортного средства 10. Сиденье 22 обычно находится около дверного порога 14 и может иметь различные конструкции. В продемонстрированном варианте изобретения сиденье 22 включает основание 30 и спинку сиденья 32, причем основание 30 предназначено для поддержки ягодиц и нижней части ног пользователя, а спинка 32 - для поддержки спины пользователя. Нижняя часть 33 основания 30 связана с системой для перемещения вперед/назад 35. Система перемещения вперед/назад 35 предназначена для перемещения основания 30 и спинки сиденья 32 между передним положением 34 и задним положением 36 (ФИГ.4). Система перемещения вперед/назад 35 включает в себя стационарный элемент 37, расположенный на системе для перемещения 16 (в поперечном направлении). Стационарный элемент 37 включает в себя динамический элемент 38, который предназначен для линейного передвижения поверх стационарного элемента 37. Предполагается, что системой перемещения вперед/назад 35 может являться система перемещения по направляющему рельсу, пневматическая система или любая другая система, предназначенная для линейного перемещения, известная специалистам в данной области. Кроме того, предполагается, что спинка сиденья 32 может быть шарнирно соединена с основанием сиденья 30 или может быть присоединена к внутренней спинке 40 в салоне транспортного средства 10. В любом случае спинка сиденья 32 перемещается вперед в салоне транспортного средства 10 таким образом, чтобы все сиденье 22 могло перемещаться в боковом направлении в положение на пороге 14 или, по крайней мере, частично выступать наружу транспортного средства 10 (ФИГ.3).
В продемонстрированном варианте изобретения основание 30 поддерживается на первом и втором рельсах 42, 44 (ФИГ.4), которые установлены в поперечном направлении относительно продольной оси системы перемещения вперед/назад 35 и транспортного средства 10. Рельсы 42, 44 включают ползуны 20, шариковые подшипники 45 (ФИГ.5) и направляющие 18. Ползуны 20 линейно передвигаются по направляющим 18, которые выдвигаются перпендикулярно продольной оси транспортного средства 10. Ползуны 20 взаимодействуют с шариковыми подшипниками 45. Аналогичным образом направляющие 18 взаимодействуют с шариковыми подшипниками 45. Когда ползуны 20 перемещаются наружу во время перемещения сиденья 22 из задвинутого положения 24 в выдвинутое положение 26, шариковые подшипники 45 вращаются между ползунами 20 и направляющей 18. В изображенном варианте изобретения показано основание 30, соединенное с ползунами 20, которое перемещается по направляющим 18 для того, чтобы передвинуть сиденье 22, когда сиденье 22 находится в переднем положении 34. Когда сиденье 22 находится в переднем положении 34, то сиденье 22 можно переместить из задвинутого положения 24, в котором сиденье 22 полностью находится внутри транспортного средства 10, в выдвинутое положение 26, в котором сиденье 22 расположено на пороге 14 или, по крайней мере, часть сиденья 22 выступает наружу из транспортного средства 10. Предполагается, что сиденье 22 может быть шарнирно подсоединено к дальнему концу 48 каждого ползуна 20 таким образом, что сиденье 22 может вращаться относительно каждого ползуна 20, когда ползуны 20 находятся в выдвинутом положении 26.
ФИГ.4 и 5 соответствуют тому, что рельсы 42, 44, как правило, расположены на опорной структуре 50, которая поддерживает основание сиденья 30 и жестко связана с транспортным средством 10. Направляющая 18 каждого рельса 42, 44 жестко соединена с опорной структурой 50 таким образом, что, когда сиденье 22 перемещается одновременно с ползунами 20 в выдвинутое положение 26, сиденье 22 остается на той же высоте над опорной структурой 50, как если бы сиденье 22 было расположено непосредственно над опорной структурой 50 в задвинутом положении 24. Ползуны 20 каждого рельса 42, 44 связаны с нижней частью сиденья 22 таким образом, что линейное перемещение ползуна 20 вдоль направляющей 18 приводит к линейному передвижению сиденья 22 в боковом направлении из задвинутого положения 24 в выдвинутое положение 26. Когда каждый ползун 20 начинает перемещаться по направлению наружу, чтобы поместить сиденье 22 в выдвинутое положение 26, шариковые подшипники 45 вращаются над каждой направляющей 18, обеспечивая плавное скользящее перемещение сиденья 22 из задвинутого положения 24 в выдвинутое положение 26. Предполагается, что рельсы 42, 44 могут быть расположены на опорной структуре 50, как показано на ФИГ.4 и 5, или могут опираться на верхнюю часть опорной структуры 50, помимо прочих возможных вариантов дизайна.
На ФИГ.1-4 сиденье 22 находится в заднем положении 36, спинка сиденья 32 размещена в углублении 52, расположенном во внутренней спинке 40. Внутренняя спинка 40 остается в салоне транспортного средства 10 и не выдвигается наружу за пределы транспортного средства 10. Однако предполагается, что спинка сиденья 32 может иметь различные конструкции, которые могут включать большую или меньшую часть конструкции внутренней спинки 40. В альтернативном варианте изобретения (не изображен) спинка сиденья 32 включает в себя как нижнюю, так и верхнюю подушки спинки 53, 54, а также подголовник 55, которые приспособлены для бокового перемещения по направлению внутрь/наружу из транспортного средства 10 для того, чтобы помочь ребенку, пожилому человеку или человеку с ограниченными физическими возможностями при входе и выходе из транспортного средства. Как показано на ФИГ.3, конструкция основания 30 и спинки сиденья 32 обеспечивают размещение детского автомобильного кресла 57.
Для осуществления перемещения основания 30 и спинки сиденья 32 в переднее положение 34 и в задвинутое положение 24 вся система для перемещения 16 может быть связана с механизированной системой 56, которая связана с тумблерным переключателем 59. Механизированная система 56 перемещает сиденье 22 из заднего положения 36 в переднее положение 34, а также из задвинутого положения 24 в выдвинутое положение 26. Кроме того, как показано на изображенном варианте изобретения, сиденье 22 можно переместить вручную как из заднего положения 36 в переднее положение 34, так из задвинутого положения 24 в выдвинутое положение 26.
Обратимся теперь к ФИГ.6-8, на которых изображен другой вариант конструкции системы 58 для перемещения в поперечном направлении, при этом основание 30 и спинка сиденья 32 могут перемещаться в боковом направлении, чтобы помочь пользователю при входе или выходе из транспортного средства 10. Подобно рассмотренному выше варианту конструкции, спинка сиденья 32 может быть соединена с основанием 30 или может быть присоединена к внутренней спинке 40, расположенной в салоне транспортного средства 10. В любом случае, спинка сиденья 32 приспособлена для перемещения вместе с основанием сиденья 30, когда основание сиденья 30 перемещается с дальнего конца 48 каждого ползуна 20 при перемещении ползунов 20 из задвинутого положения 24 в выдвинутое положение 26. Сиденье 22 может быть выполнено вращающимся вокруг дальнего конца 48 ползунов 20, чтобы обеспечить вращение сиденья 22 относительно ползунов 20 (ФИГ.8). Вращение сиденья 22 увеличивает удобство входа и выхода для пользователя.
Обратимся теперь к ФИГ.6-10, на которых изображен вариант конструкции системы 58 для перемещения в поперечном направлении, основание 30 которой имеет переднюю часть 60 и заднюю часть 62. Многостержневое поворотное устройство 64 соединяет переднюю часть 60 с задней частью 62 и помогает установить сиденье 22 в переднем положении 34 таким образом, чтобы сиденье 22 могло перемещаться вместе с ползунами 20 в выдвинутое положение 26 из задвинутого положения 24. На ФИГ.6 и 9 изображен данный вариант конструкции сиденья 22 в заднем положении 36. Для осуществления перемещения сиденья 22 в выдвинутое положение 26 (ФИГ.8) сиденье 22 сначала передвигается в переднее положение 34 (ФИГ.7 и 10). При перемещении сиденья 22 в переднее положение 34 передняя часть 60 основания сиденья 30 поворачивается вниз относительно задней части 62 основания 30, которая сохраняет практически горизонтальную ориентацию. В то время как передняя часть 60 поворачивается вниз, задняя часть 62 сиденья 22 и спинки сиденья 32 передвигается вперед, чтобы обеспечить боковое перемещение сиденья 22 в выдвинутое положение 26, при этом, по крайней мере, часть сиденья 22 выдвигается наружу транспортного средства 10. Для осуществления вращения передней части 60 по направлению вниз многостержневое поворотное устройство 64 включает в себя первый стержень 66, расположенный в передней части 60 основания сиденья 30, и второй стержень 68, расположенный в задней части 62 основания сиденья 30. Первый и второй стержни 66, 68 сохраняют практически горизонтальную ориентацию 70, когда спинка сиденья 32 находится в заднем положении 36. Однако когда сиденье 22 перемещается в переднее положение 34, первый стержень 66, а вместе с ним и передняя часть 60, поворачивается вниз, принимая практически вертикальную ориентацию 72, таким образом, чтобы спинка сиденья 32 могла преодолеть дверной порог 14, для чего обеспечивается зазор, позволяющий выдвигать сиденье 22 через дверной порог 14 в боковом направлении 22 при перемещении из задвинутого положения 24 в выдвинутое положение 26.
Перемещение первого стержня 66 относительно второго стержня 68 можно выполнить вручную или с помощью механизированной системы 56, используя тумблерный переключатель 59, расположенный на боковой стороне сиденья 22 или в другом месте транспортного средства 10. Кроме того, механизированная система 56 может быть приспособлена для перемещения сиденья 22 из задвинутого положения 24 в выдвинутое положение 26. Любому специалисту в области, к которой относится настоящее изобретение, понятно, каким образом механизированная система 56 может быть функционально связана с сиденьем 22, чтобы помочь пользователю при входе или выходе из транспортного средства 10.
При рассмотрении ФИГ.9 и 10 предполагается, что основание 30 можно перемещать из заднего положения 36 в переднее положение 34 до тех пор, пока основание не займет положение непосредственно над первым и вторым рельсами 42, 44. При расположении непосредственно над рельсами 42, 44 основание находится в переднем положении 34, так что сиденье 22 можно перемещать между задвинутым положением 24 и выдвинутым положением 26. В другом варианте изобретения предполагается, что рельсы 42, 44 перемещаются вместе с основанием 30 между передним положением 34 и задним положением 36. Только после того, как основание 30 достигнет переднего положения 34, рельсы 42, 44 приводятся в действие таким образом, что ползуны 20 могут передвигаться вдоль направляющих 18, а основание 30 может перемещаться между выдвинутым положением 26 и задвинутым положением 24.
Предполагается, что передняя часть 60 основания 30 может быть связана с механизированной системой 56, которая вращает переднюю часть 60 по направлению вниз при перемещении сиденья 22 в переднее положение 34. В другом варианте изобретения предполагается, что первый стержень 66 шарнирно соединен со вторым стержнем 68, и когда сиденье 22 передвинуто в переднее положение 34, то первый стержень 66 (а вместе с ним и передняя часть 60) поворачивается вниз относительно второго стержня 68 под действием силы тяжести. После того как сиденье 22 передвинуто в переднее положение 34, основание 30 занимает такое положение, из которого оно может перемещаться в боковом направлении между задвинутым положением 24 и выдвинутым положением 26.
Если для перемещения сиденья из заднего положения 36 в переднее положение 34 используется механизированная система 56, то тумблерный переключатель 59 передвигается вперед, и первый стержень 66 начинает вращаться вместе с передней частью 60 по направлению вниз. В то же время второй стержень 68 и задняя часть 62 скользят вперед до тех пор, пока сиденье 22 не займет переднее положение 34. После того как сиденье 22 займет переднее положение 34, тумблерный переключатель 59 можно перевести вниз для перемещения сиденья 22 из задвинутого положения 24 в выдвинутое положение 26. Для перемещения сиденья 22 обратно внутрь транспортного средства 10 в заднем положении 36 пользователь выполняет те же самые шаги в обратном порядке.
На ФИГ.11-13 продемонстрирован еще один вариант осуществления настоящего изобретения. Изображенный вариант изобретения включает в себя систему перемещения в поперечном направлении 80, предназначенную для использования в транспортном средстве 10. Сиденье 22 обычно находится около дверного порога 14 и может иметь различные конструкции. В изображенном варианте изобретения сиденье 22 состоит из основания 30 и спинки 32, причем основание 30 предназначено для поддержки ягодиц и нижней части ног пользователя, а спинка 22 предназначена для поддержки спины пользователя. Спинка сиденья 32 может передвигаться между передним положением 34 и задним положением 36. Предполагается, что основание 30 может быть шарнирно соединено со спинкой сиденья 32 или может быть присоединено к внутренней спинке 40 транспортного средства 10. В любом случае спинка сиденья 32 приспособлена для перемещения вперед относительно основания 30 таким образом, чтобы сиденье 22 могло перемещаться в боковом направлении в положение, в котором оно, по крайней мере, частично выступает наружу транспортного средства 10 (ФИГ.13). Как указывалось в отношении описанных ранее вариантов изобретения, основание 30 поддерживается на первом и втором рельсах 42, 44, которые установлены в поперечном направлении относительно продольной оси транспортного средства 10. Первый и второй рельсы 42, 44 включают в себя ползуны 20, которые линейно передвигаются по направляющим 18. Когда сиденье 22 находится в переднем положении 34, то сиденье 22 можно переместить из задвинутого положения 24, в котором сиденье 22 полностью находится внутри транспортного средства 10, в выдвинутое положение 26, в котором, по крайней мере, часть сиденья 22 выступает наружу из транспортного средства 10. Предполагается, что сиденье 22 может быть шарнирно соединено с ползуном 20. Основание сиденья 30 включает в себя переднюю часть 82, заднюю часть 84 и натяжную пружину 86, расположенную между передней частью 82 и задней частью 84.
В альтернативном варианте изобретения механизированная система 56, которая связана с сиденьем 22, перемещает сиденье 22 вперед при участии натяжной пружины 86. Для перемещения сиденья 22 в переднее положение 34 пользователь переводит тумблерный переключатель 59 вперед, вследствие чего механизированная система 56 перемещает сиденье 22 вперед. Для перемещения сиденья 22 в заднее положение 36 пользователь переводит тумблерный переключатель 59 назад, вследствие чего механизированная система 56 перемещает сиденье 22 назад. Чтобы поместить сиденье 22 обратно внутрь транспортного средства 10, необходимо проделать те же самые шаги в обратном порядке.
Обратимся теперь к ФИГ.14 и 15, на которых при нахождении сиденья 22 в заднем положении 36 натяжная пружина 86 растянута, так что передняя часть 82 и задняя часть 84 не примыкают друг к другу. Если пользователь пожелает вручную передвинуть сиденье 22 вперед, то накопленная энергия натяжной пружины 86 облегчит перемещение сиденья 22 в переднее положение 34. В частности, натяжная пружина 86 вытягивает вперед заднюю часть 84 и спинку сиденья 32. Растягивающаяся подушка 88 и покрытие 90 размещаются поверх натяжной пружины 86 для обеспечения растяжения и сжатия основания сиденья 30, а точнее, для обеспечения перемещения задней части 84 относительно передней части 82. Когда задняя часть 84 примыкает к передней части 82, спинка сиденья 32 перемещена вперед, и все сиденье 22 находится в переднем положении 34, так что сиденье 22 можно перемещать в боковом направлении между задвинутым и выдвинутым положениями 24,26. Иными словами, сиденье 22 теперь в состоянии перемещаться в боковом направлении, поскольку оно может преодолеть порог 14 транспортного средства 10.
Следует понимать, что вышеупомянутая конструкция может быть изменена и модифицирована без расхождения с концепциями настоящего изобретения; более того, следует понимать, что эти концепции представлены в приведенной ниже формуле изобретения, если только в данной формуле изобретения явно не указано иное.
1. Транспортное средство, в состав которого входят дверной проем с порогом, система перемещения, включающая направляющую, связанную с транспортным средством, ползун, линейно перемещающийся вдоль направляющей, и сиденье, связанное с ползуном, при этом ползун перемещается в боковом направлении между задвинутым положением, которое соответствует расположению сиденья в салоне транспортного средства, и выдвинутым положением, которое соответствует расположению сиденья на пороге. ! 2. Система сиденья транспортного средства, включающая систему перемещения, имеющую выдвижной элемент, основание сиденья, связанное с выдвижным элементом, спинку сиденья, связанную с основанием сиденья и способная к перемещению между передним положением и задним положением, и двигатель, связанный с выдвижным элементом, при этом двигатель может перемещать сиденье между задвинутым положением и положением, выдвинутым в боковом направлении. ! 3. Система сиденья транспортного средства по п.2, в которой выдвижной элемент включает в себя ползун, способный к линейному перемещению относительно стационарной направляющей, прикрепленной к транспортному средству. ! 4. Система сиденья транспортного средства по п.2, в котором спинка сиденья занимает часть внутренней спинки и способна отодвигаться от внутренней спинки при перемещении в переднее положение. ! 5. Система сиденья транспортного средства по п.3, в котором основание сиденья имеет переднюю часть, заднюю часть и натяжную пружину, расположенную между ними, при этом натяжная пружина вытягивает заднюю часть вперед, когда спинка сиденья перемещается в переднее положение. ! 6. Система перемещения