Код документа: SU386496A3
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ
ЭЛЕМЕНТАМИ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ
1
Изобретение относится к транспортному машиностроению , а именно к устройствам для управления ступенчатой коробкой передач, переключаемой без разрыва потока мондности в трансмиссии.
Известны устройства для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортной машины, содержащие источник рабочей жидкости, гидравлические силовые цилиндры фрикционных элементов, к которым подключены гидроаккумуляторы и управляемый вручную переключаюший механизм , сообшаюший силовые цилиндры попеременно с источником рабочей жидкости и со сливом вначале через дроссель, а затем и непосредственно.
В известных устройствах перекрытие в работе переключаемых фрикционных элементов регулируется вручную, что вызывает неудобства при автоматизации управления коробкой передач.
Цель изобретения состоит в повышении плавности переключения ступеней при автоматическом управлении коробкой передач.
Указанная цель достигается тем, что параллельно дросселю, соединяющему со сливом силовой цилиндр с гидроаккумулятором, подключен клапан для сообщения указанного
силового цилиндра со сливом по сигналу давления в цилиндре фрикционного элемента соседней ступени с меньшим нередаточным числом , содержащий золотник, полость перед тортом .которого, противоположная полости, сообщаемой с цилиндром соседней ступени, подключена к корректирующему клапану, подающему жидкость 1ПОД давлением, зависящим от скорости движения машины и нагрузки двигателя .
В таком устройстве полость за поршнем гидроаккумулятора , противоположная полости, сообщающейся с силовым цилиндром фрикционного элемента, может быть подключена к корректирующему клапану, причем в полости клапана слива, подключенной к корректирующему клапану, целесообразно устанавливать пружину.
Изобретение поясняется чертежом, на котором изображено устройство управления фрикционными элементами четырехступенчатой планетарной коробки передач, переключаемыми автоматически, при этом коробка передач содержит муфту свободного хода для восприятия реактивного крутящего момента на первой передаче.
Устройство содержит гидравлические силовые цилиндры /, 2, 3, 4 и 5, сообщаемые попеременно через распределитель 6 переключающего механизма с источником 7 рабочей ЖИДК0СТИ. Силовой цилиндр / служит для включения передачи переднего хода, цилиндр 2 для включения второй передачи, цилиндр 3 для включения третьей передачи, цилиндр 4 для включения четвертой передачи, а цилиндр 5 для включения заднего хода.
Автоматическое переключение передач осуществляется с помощью клапанов 8, 9 и W, обеспечивающих переключеппе соответственно с первой на вторую, со второй па третью и с третьей на четвертую передачи.
Для регулирования давления рабочей жидкости служит редукциоппый клапан П. Величина этого давления корректируется в зависимости от нагрузки двигателя и скорости движения автомобиля с помощью вакуумпого модулятора 12 11 центробежного регулятора 13.
К гидравлическим цилиндрам 2 и 3 подключены гидроаккумуляторы 14 и 15, содержащие порщень 16, нагруженный пружиной 17. Полость за поршнем 16 сообщена через канал 18 с корректирующим клапаном 19, подающим давление жидкости, зависящее от скорости автомобиля и нагрузки двигателя.
Канал 20 служит для подачи рабочей жидкости от ее источника 7 к распределителю б. Канал 21 предназначен для подачи жидкости от распределителя 6 к цилиндрам передач переднего хода. Капал 22 служит для подачи жидкости от клапана 8 через кланап 9 и канал 23 к цилиндру 2 для включения фрикционного элемента второй передачи. Канал 24 служит для опорожнения этого цилиндра через дроссель 25 и клапан 25, который содержит золотпик 27 и нрулсину 28. Полость 29 клапана сообщена через канал 18 с корректирующим клапаном 19, а полость 30 - с цилиндром 3 третьей передачи, причем в левом положении золотника 27 канал 24 сообщается со сливом через окно 31. Подача рабочей жидкости к гидравлическому цилиндру 3 для включения третьей передачи может быть осуществлена через Канал 21, клапан 9, каналы 32 « 33, клапан 10 и канал 34. Канал 35 служит для опорожнения цилиндра 3 че|рез дроссель 36 и клапан 37, устроенный аналогично клапану 26,
Устройство работает следующим образом.
При установке распределителя 6 в положение включения передач переднего хода рабочая жидкость от «CT04flnKa 7 через каналы 20 и 21 поступает к силовому цилиндру У, включающему первую передачу.
При разгоне автомобиля в определенный момент движения происходит перемещение золотника клапана 8 в верхнее положение. Тогда рабочая жидкость через канал 22, клапан 9 и канал 23 направляется в силовой цилипдр 2, включающий вторую передачу. Затем при дальнейшем увеличении скорости автомобиля золотник клапана 9 перемещается вверх, направляя жидкость через канал 21, клапан 9,
каналы 32 и 33, Клапан 10 и 1каиал 34 в Силовой цилиндр 3 для включения третьей передачи . Силовой цилиндр 2 через клапан 9, канал 24 и дроссель 25 сообщается со сливом. Благодаря наличию гндроаккумулятора 14, давление жидкости в цилиндре 2 уменьщается постепенно, обеспечивая передачу фрикционным элементам второй нередачи пеобходимого крутящего момента во избежание разрыва потока мощпости в трансмиссии во время паполнепия цилиндра 3. После того, как цилиндр 3 заполнится жидкостью и давление в нем возрастет до величины, достаточной для
передачи необходимого крутящего момента, золотник 27 клапана 26 поддействием давления жидкости, поступающей к пему по каналу 34 от силового цилиндра 3, переместится в левое положение, сообщая цилиндр 2 со сливом непосредственно. Давление в этом цилиндре мгновенно падает и в результате устраняется нежелательная возможность излишнего перекрытия в работе переключаемых фрикционных элементов, что улучшает плавность
нереключения передач.
Аналогичным образом происходит переключение с третьей на четвертую передачу.
Предмет изобретепия
1.Устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортной машины, содержащее источник рабочей жидкости, гидравлические силовые
цилиндры фрикционных элементов, по крайней мере к одному из которых подключен гидроаккумулятор , и переключающий механизм, сообщающий силовые цилиндры нопеременно с источником рабочей жидкости и через дроссель со сливом, отличающееся тем, что, с .целью повышения плавности переключения ступеней прп автоматическом управлении коробкой передач, параллельно дросселю, соединяющему со сливом силовой цилиндр
вместе с гидроаккумулятором, подключен клапан для сообщения указанного силового цилиндра со сливом по сигналу давления в цилиндре фрикционного элемента соседней ступени с меньщнм передаточным числом, содержащий золотНИК, полость перед торцом которого , противоположная полости, сообщаемой с. цилиндром соседней ступени, подключена к корректирующему кланану, подающему жидкость под давленнем, завнсящем от скорости
движения машины и нагрузки двигателя.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что полость за поршнем гидроаккумулятора, противоположная полости, сообщающейся с силовым цилипдром фрикциопного элемента,
нодключена к корректирующему клапану.
3.Уст1ройство по Пп. 1 и 2, отличающееся тем, что в полости клапана слива, подключепн-ой ,к .корректирующем(у клапану, установлена пружина.