Код документа: RU207504U1
Полезная модель относится к области сельскохозяйственной техники, энергетическая установка которой представляет собой ДВС, смонтированный на мотоблоке, в свою очередь, снабженный средствами связи с навесными и прицепными модулями различного функционального назначения. Известна конструкция транспортного модуля к мотоблоку, предназначенного для перемещения оператора и описанного в RU 2726345. Модуль снабжен рамой в виде трубы с фланцевым разъемом для присоединения агрегатов различного функционального назначения, в частности сельскохозяйственного оборудования. Рама через пару шаровых опор связана с мотоблоком. На раме установлен рулевой редуктор с рулевым колесом и рулевой сошкой, связанной посредством рулевой тяги с мотоблоком. Рама несет сиденье водителя. Ось ведомых колес соединена на вертикальной шарнирной оси с рамой и диагональной тягой.
При вращении рулевого колеса, рулевая сошка перемещает рулевую тягу и меняет положение мотоблока относительно рамы. Радиус поворота мотоблочного модуля значительно уменьшается за счет того, что при рулении диагональная тяга шарнирно соединена одним концом с корпусом мотоблока, а вторым концом шарнирно соединена с осью ведомых колес, поворачивая которую осуществляют дополнительное уменьшение радиуса поворота мотоблочного модуля. Фланцевый разъем позволяет устанавливать различные виды оборудования, предназначенного для выполнения различного рода сельскохозяйственных работ.
Недостатком аналога является сложность конструкции транспортного модуля, выполняемого из двух частей, одной из которых является часть рамы, присоединяемая к мотоблоку с помощью пары шаровых опор, а другой - часть рамы, снабженная ведомыми колесами. Кроме того, тягово-сцепные возможности мотоблока, сопряженного с транспортным модулем, ограничиваются возможностями собственно мотоблока, что при ряде сельскохозяйственных работ, например, пахоте является недостаточным.
В качестве прототипа предлагаемой полезной модели выбрано техническое решение, описанное в RU 2173038 и касающееся конструкции транспортного модуля к мотоблоку, имеющего более простую конструкцию относительно вышеописанного аналога. Транспортный модуль содержит раму, которая выполнена в виде горизонтально расположенной балки, задний конец которой загнут вверх. В месте перегиба балки закреплена стойка, на которой закреплено сиденье для оператора. Стойка и загнутый конец соединены горизонтальным кронштейном, на котором закреплен сцепной узел в виде стакана, расположенного горизонтально, и внутри которого на подшипниках установлена ось. В задней торцовой части стакана на оси закреплен фланец, а в передней торцовой части стакана на оси закреплена упорная шайба, зафиксированная штифтом. Стакан может поворачиваться относительно оси при наезде одного из колес на неровность почвы, при этом свобода поворота ограничивается ограничителем, приваренным к стакану, и при повороте он упирается в раму присоединенного мотоблока. На переднем конце балки смонтированы колеса, механизм управления, который выполнен в виде колонки, на которой закреплен вал, на одном конце несущий рулевое колесо, а на другом конце - шестерню, взаимодействующую с зубчатым сектором, шарнирно установленным на балке, а своим другим концом шарнирно соединенным с поперечной рулевой тягой колес. На переднем конце балки установлен передний щит, на котором размещены педали акселератора и тормозного устройства с тросами.
Мотоблок, оснащенный транспортным модулем, перемещается за счет энергетических возможностей привода, а также тягово-сцепных качеств обоих движителей (колес), на которые приходится вес собственно мотоблока и частично распределенные веса от модуля и оператора. В условиях перемещения мотоблока с модулем по разрыхленному, в частности, пахотному грунту, тягово-сцепных свойств, развиваемых мотоблоком, оказывается недостаточно для беспрепятственного перемещения. Имеет место пробуксовка колес, т.е. снижается эффективность использования энергетических возможностей мотоблока в процессе передвижения подобно тому, как имеет место пониженная проходимость автомобиля с одной ведущей осью.
Таким образом, задачей полезной модели является улучшение тягово-сцепных качеств мотоблока с транспортным модулем за счет оптимизации использования его энергетических возможностей.
Поставленная задача осуществляется за счет того, что в транспортном модуле к мотоблоку для перемещения оператора, включающий раму в виде горизонтально расположенной балки, передний конец которой снабжен опорой в виде пары соосно установленных колес, а задний конец снабжен узлом сцепки с мотоблоком, при этом на балке смонтировано сидение оператора, рулевое колесо, вал которого кинематически связан с колесами модуля, а также педали для акселератора и тормоза, колеса мотоблока и модуля кинематически связаны между собой посредством трансмиссии, включающей, последовательно связанные между собой, две цепные передачи, первая из которых, расположенная между мотоблоком и модулем, выполнена съемной, а вторая, размещенная на балке, выполнена стационарной, при этом общее передаточное число трансмиссии обеспечивает равенство линейных скоростей колес мотоблока и модуля. Решению поставленной задачи способствует и ряд усовершенствований конструкции мотоблока с модулем, в частности то, что вторая цепная передача образована парой, параллельно установленных, цепных передач и ведомая звездочка съемной передачи и ведущие звездочки стационарной передачи установлены на общем валу, смонтированным в опорах качения на заднем конце балки, а также и то, что ведомые звездочки стационарной передачи, установленные на общем валу, расположенном в передней части балки и выходящем за ее пределы в виде двух консолей, при этом каждая из последних несет зубчатую муфту, которая посредством шлицевого вала связаны с аналогичной муфтой, установленной на валу колес модуля, при этом конструкции муфт, связанных шлицевым валом, относятся к типу муфт, компенсирующих несоосность соединяемых валов.
Технический результат полезной модели состоит в том, что колеса мотоблока и модуля связаны между собой цепной передачей, что улучшает тягово-сцепные качества системы мотоблок-модуль, тем самым, повышая ее проходимость, особенно, в неблагоприятных грунтовых условиях.
На чертежах, прилагаемых к описанию полезной модели, даны следующие изображения:
на фиг. 1 - общий 3d-вид мотоблока, снабженного транспортным модулем;
на фиг. 2 - 3d-вид на мотоблок снизу;
на фиг. 3 - 3d-вид на устройство сцепки мотоблока и модуля;
на фиг. 4 - сечение по оси одного из колес модуля.
Транспортный модуль 1 к мотоблоку содержит горизонтальную балку 2, выполненную полой и имеющей прямоугольное сечение. На переднем торце балки 2 закреплена опора 3, имеющая консольные концы, на которых смонтированы поворотные рычаги 4, несущие на концах втулки 5 с подшипниками 6 с размещенными в последних валами 7 колес 8 (фиг.4). Колеса 9 мотоблока 10 и колеса 8 модуля 1 кинематически связаны между собой посредством трансмиссии, включающей последовательно связанные между собой две цепные передачи 11 и 12. Первая передача 11 расположена между мотоблоком 10 и модулем 1 таким образом, что ведущая звездочка 13 расположена на валу 14 мотоблока 10, соединенного с колесами 9, а ведомая звездочка 16 модуля 1 смонтирована на боковой стенке балки 2. Передача 11 выполнена с возможностью демонтажа, т.е. является съемной. Звездочка 16 установлена на консольной части вала 17, размещенного внутри балки 2. Передача 12 установлена стационарно в виде пары параллельно установленных цепных передач, ведущие звездочки 18 которых закреплены на общем валу 17. Ведомые звездочки 19 передачи 12 установлены на валу 20, размещенного внутри передней части балки 2, при этом вал 20 имеет две консольные части, выходящие за пределы балки 2, на которых установлены муфты 21, соединяемые с аналогичными муфтами 22 с помощью шлицевого вала 23. Муфты 21 и 22 по своей конструкции относятся к типу, так называемых, компенсирующих муфт, т.е. предназначенных для соединения валов (в данном случае валов 7 и 20), геометрические оси которых расположены параллельно на некотором расстоянии друг от друга. Следует отметить, что важной характеристикой совокупности цепных передач 11 и 12 является необходимость обеспечивания ими такого передаточного числа оборотов от привода мотоблока к колесам 8 модуля, при котором линейные скорости колес мотоблока и модуля были одинаковы. Самым простым решением в данном случае является одинаковость диаметров колес последних, что соответствует передаточному числу 1. Балка 2 в передней своей части снабжена стойкой 24, в которой установлен вал 25 рулевого колеса 26. Снаружи на стойке 24 расположены педали 27 акселератора и тормоза (одна из них не показана на чертежах). Вал 25 рулевого колеса кинематически связан с рулевыми тягами 28, в свою очередь, соединенными поворотными рычагами 4 системы управления колесами 8 модуля 1. Кроме того, на балке 2 установлено сидение 29 для оператора. Соединение мотоблока 10 и модуля 1 осуществляется сцепным устройством, представленным на фиг. 3 и включающем пластины 30 и 31, закрепленные с помощью болтового соединения 32 на мотоблоке 10 и модуле 1 соответственно.
В процессе перемещения мотоблока с модулем, согласно техническому решению, заложенному в полезной модели, все колеса являются ведущими, что значительно повышает проходимость системы мотоблок-модуль за счет улучшения тягово-сцепных характеристик этой системы.
Полезная модель относится к области сельскохозяйственной техники, энергетическая установка которой представляет собой ДВС, смонтированный на мотоблоке, в свою очередь, снабженный средствами связи с навесными и прицепными модулями различного функционального назначения.Сущность технического решения согласно полезной модели состоит в том, что в транспортном модуле к мотоблоку для перемещения оператора, включающем раму в виде горизонтально расположенной балки, передний конец которой снабжен опорой в виде пары соосно установленных колес, а задний конец снабжен узлом сцепки с мотоблоком, при этом на балке смонтировано сиденье оператора, рулевое колесо, вал которого кинематически связан с колесами модуля, а также педали для акселератора и тормоза, колеса мотоблока и модуля кинематически связаны между собой посредством трансмиссии, включающей последовательно связанные между собой две цепные передачи, первая из которых, расположенная между мотоблоком и модулем, выполнена съемной, а вторая, размещенная на балке, выполнена стационарной, при этом общее передаточное число трансмиссии обеспечивает равенство линейных скоростей колес мотоблока и модуля.Технический результат полезной модели состоит в том, что колеса мотоблока и модуля связаны между собой цепной передачей, что улучшает тягово-сцепные качества системы мотоблок-модуль, тем самым, повышая ее проходимость, особенно, в неблагоприятных грунтовых условиях. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.