Код документа: RU181820U1
Полезная модель относится к транспортным средствам, преимущественно к автомобилям.
Существуют солнцезащитные покрытия, уменьшающие в основном лучистый поток (инсоляцию) с одновременным охлаждением поверхности салона за счет испарительного эффекта влаги.
Недостатками существующих покрытий является сложность конструкции, привязка к автономной системе увлажнения в виде трубок и специальных каналов, тяжеловесность и сравнительно высокая стоимость, необходимость применения электронных систем регулирования и управления.
Указанные недостатки в значительной мере могут быть отнесены к примерам-аналогам, включенным в источники информации: патент ФРГ №887010, кл. 63 С 74, 1953; патент США №3961181, кл. 250-208, опубл. В 1976 г.; патент Франции №2168331. кл. B60J 3/00, опубл. в 1973 г., А.С. SU №1169844, кл. В60Н 1/32, 30.07.85, бюл. №28, А.И. Гавриченко и др.
Применение водоиспарительного принципа охлаждения воздуха или других газов вполне обосновано для определенного диапазона температур как средство с наименьшими энергозатратами и достаточно простое в принципиальном техническом исполнении.
Организация защиты салона от наиболее мощной инсоляции с одновременным охлаждением за счет испарительного эффекта может осуществляться гидрофильным пористым покрытием с гарантированной локальной пористостью и фитильностью.
Известно устройство, взятое за прототип, «Солнцезащитное покрытие кабины транспортного средства» - А.С. SU №138186, кл. B60J 3/00, опубл. в 2014 г., содержащее трехслойную накладку, каждой слой которой имеет разную объемную пористость и система увлажнения выполнена управляемой в зависимости от интенсивности инсоляции и температуры воздуха в кабине, для подачи воды под внутренней слой покрытия использован насос штатной системы омывателя стекол кабины; при этом покрытие выполнено легкосъемным.
Недостатками прототипа являются:
а) использование штатной системы омывания стекол и существенная неравномерность подачи воды к различным участкам испаряющего гидрофильного слоя;
б) сравнительная дороговизна;
г) необходимость обеспечения эффективности испарительного эффекта с помощью автоматического регулирования электронным блоком управления, что приводит к удорожанию всего покрытия.
Для преодоления указанных недостатков, а также повышения эффективности эксплуатационных свойств, предлагается солнцезащитное съемное покрывало крыши салона транспортного средства, устанавливаемое на время его стоянки, устройство которого приведено ниже.
Задача полезной модели - повышение эффективности и эксплуатационной стабильности охлаждения салона транспортного средства путем применения солнцезащитного покрывала предлагаемой конструкции, снижение сложности его изготовления, а также повышение удобства эксплуатации за счет однократного увлажнения на планируемый период стоянки.
Техническим результатом полезной модели является увеличение эффективности охлаждения крыши и боковых поверхностей салона транспортного средства и значительное упрощение использования покрывала в процессе эксплуатации за счет однократности увлажнения.
Технический результат достигается тем, что солнцезащитное съемное покрывало салона транспортного средства, содержащее двухслойную накладку из пористых материалов, обладающих гидрофильными свойствами, первый слой накладки выполнен из особо высокогидрофильного материала, поглощающая способность которого составляет величину не менее 400…500% по объему, например, хлопковые очесы, а толщина гидрофильного слоя выбрана так, что объем содержащейся в нем жидкости достаточен для испарения в течение всего времени нахождения транспортного средства под воздействием инсоляции на стоянке и определяется по выражению
где
где Gвлага - массовое количество воды, компенсирующее все избытки инсоляции, кг; Gгигроскоп. - масса влаги проходящей через поры; Gост - масса влаги, оставшаяся после испарения в порах; Gразлива - масса воды, учитывающая потери на разлив; σп - объемная пористость, при этом второй слой выполняется из материала с объемной пористостью не менее 75…80% и размером пор 1,5…4 мм с отражательной способностью не менее 40%, а толщина слоя определяется по выражению
где PS - парциальное давление насыщения на границе первого и второго слоев в начальной зоне испарения; Рвозд - парциальное давление окружающего воздуха при максимальном инсоляционном потоке qi=qimax определяется по h-d диаграмме;
Гидрофильный материал, способный вобрать и удерживать влагу по объему по сухой массе в несколько раз, превышающим собственный, состоит из полимолекулярных нитевидных волокон, сложным образом переплетенных между собой так, что их структура проявляет некоторую механическую связь. Она достаточно весома как в условно сухом, так и в увлажненном состоянии. В первом состоянии волокна уплотнены, поры сжаты, хемособционные межмолекулярные связи активированы, клубковые образования и сгустки многочислены. Если материал листовой и приблизительно плоский, его толщина минимальна.
При полном увлажнении развиваются силы смачивания, которые генерируют распирающее действие за счет внедряющихся молекул воды, и материал начинает набухать, вбирая влагу до тех пор, пока не установится равновесие удерживающих сил и гравитации.
Очевидно, обратный процесс, т.е. обезвоживание, вероятнее всего будет проходить по обратной фазовой структурной симметрии и с достаточным гистерезисом, что хорошо известно из практики. Поэтому за основу рабочей гипотезы для математического моделирования процесса правильно принять это квазистационарное испарение влаги практически с поверхности такого гидрофильного материала, поскольку при потере влаги неизбежно смыкание и уплотнение наружных волокон при одновременном продолжении нахождения этих волокон в смоченном состоянии. В силу этого процесс испарения влаги из супергидрофильного слоя может вполне считаться квазистационарным. Это избавляет исследователя-аналитика от применения весьма сложных и неудобных для практических целей методик нестационарного тепломассопереноса и, прежде всего, для случая испарения под слоем материала с регламентированной пористостью и паропроницаемостью.
Используемый в предлагаемой полезной модели второй слой предназначен в данном случае для обеспечения необходимой скорости испарения, что растягивает весь процесс на запрограммированный период при однократной «заправке» водой гидрофильного слоя.
Диффузионное уравнение поглощения за счет теплоты фазового перехода потока инсоляции, конвекции и теплопередачи изнутри салона может быть записано выражением
где
В предпосылке к полезной модели целесообразно положить, что скорость испарения может быть подобрана так, что фазовый переход будет обеспечивать достаточно строго и только лишь падающую солнечную энергию, т.е. инсоляцию. Тогда с учетом этого интегральная форма уравнения (4) позволяет определить массу воды, необходимую для термической нейтрализации теплопоступлений, показывает только лишь инсоляцию и конвекцию.
Влагоемкость определяется по выражению
где Gвлага - масса влаги;
Гидрофильный слой находится в состоянии воздушно-сухой массы, при которой в нем присутствуют заполненные воздухом поры и свободная гигроскопическая влага. Пористость σП и гигроскопичность wГ вполне доступны для элементарных практических расчетов.
Объем сухих волокон может быть найден через плотность абсолютно сухого вещества
Толщина гидрофильного слоя выбрана так, что объем содержащейся в нем жидкости достаточен для испарения в течение всего времени нахождения транспортного средства под воздействием инсоляции на стоянке при этом гидрофильный слой увлажняется водой объемом, определяемым по выражению
где
В формуле (1)
Толщина гидрофильного слоя определяется через пористость. Объем воздушно-сухого материала, покрывающее площадь 1 м2 может быть представлен выражением Vвозд. cyx = Vволокон cyx. + Vпор, где Vволокон сух - объем сухих волокон; Vпор - объем пор, Vпор = σп⋅Vвозд. сух и Vвозд. сух = Vпор/σп, где σп - пористость. Все поры заполняются влагой с учетом коэффициента заполнения Кзап. и гигроскопичности, т.е. (Vпор-Vгигроскоп)Кзап. = Gвлага = Vвлага., где Gвлага = Vвлага. определяется по сумме инсоляционных потоков за все часовые промежутки (qi). В итоге толщина первого слоя на площадь покрывала (ƒ) 1 м2 определяется по выражению
где Gвлага - массовое количество воды, компенсирующее все избытки инсоляции, кг; Gгигроскоп. - масса гигроскопической влаги; Gост - масса влаги, оставшаяся после испарения в порах; Gразлива - масса воды, учитывающая потери на разлив; σп - объемная пористость.
Второй слой выполняется из материала с объемной пористостью не менее 75…80% и размером пор 1,5…4 мм с отражательной способностью не менее 40%.
Необходимо в определенной мере учесть не стационарность процесса, как самой инсоляции, так и непостоянство внешней конвекции, а так же конвективной и концентрационной диффузии в окружающем воздухе, в котором меняются температура, скорость движения ветра, парциальное давление водяных паров и т.д. Поэтому для определения толщины второго слоя покрытия предлагается использование уравнения переноса субстанции (для нашего случая - водяного пара) в виде
где
На фиг. 1 схематически изображено устройство съемного солнцезащитного покрывало салона транспортного средства, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А, двуслойная накладка.
Слой (1) накладывается на крышу (4) и боковые поверхности, обтягивается и крепится простейшими средствами (3) (фиксаторы, присоски, липучки, механические зацепы и др.) к поверхности транспортного средства. Первоначально укладывается первый слой и равномерно увлажняется водой, объемом, определяемым из условия анализа энергии инсоляции по формуле (1). Затем укладывается второй слой (2) солнцезащитного покрывала.
Покрывало должно иметь конфигурацию, соответствующую индивидуальной геометрии салона транспортного средства и обладать облегающим свойством, покрывая все светопрозрачные проемы.
Устройство работает следующим образом. При интенсивной инсоляции нагревается, прежде всего, солнцезащитный слой (2), частично отражающий лучистый поток, основная часть которого нагревает этот слой и высокогидрофильный слой (1), содержащий влагу, которая начинает испаряться с границы соприкосновения этих слоев. Теплота фазового перехода воды поглощает определенное количество тепловой энергии и стабилизирует температуру в зависимости от интенсивности процесса испарения. Массоперенос влаги лимитируется паропроницаемостью верхнего слоя (2) и обеспечивает сбалансированную температуру, как всего покрывала, так и крыши салона и содержащегося под крышей воздуха. Чем выше паропроницаемость верхнего слоя, тем ниже температура всей системы.
Предложено солнцезащитное съемное покрывало салона транспортного средства, содержащее двуслойное пористую накладку, внутренний слой которого выполнен из особо высокогидрофильного материала, второй слой имеет высокую объемную пористость и отражательную способность. Объем содержащейся в первом слое жидкости достаточен для испарения в течение всего времени нахождения транспортного средства под воздействием инсоляции на стоянке. В процессе испарения воды поглощается определенное количество тепловой энергии, выделяющееся на поверхности вследствие инсоляции и конвекции. Это стабилизирует температуру в салоне в зависимости от интенсивности процесса испарения. 2 ил.