Аварийно-вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства - RU168671U1

Код документа: RU168671U1

Чертежи

Описание

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к конструкциям аварийно-вентиляционных люков крыш кузовов транспортных средств.

Известны различные конструкции аварийно-вентиляционных люков крыш кузовов транспортных средств (см., например, а.с. СССР №№597585, 737256, 1281471, 1243966, патенты РФ №№2026202, 2047503, 2047504, ВОИС №02076777, ЕПВ №№0451583, 0451606, 0325380, ФРГ №№1405799, 1240424, 1259216, 1286928, 1630020, Великобритании №№1350844, 1397251, 1097145, 1156755, Франции №1117636, США №№2810334, 4101159, 4329917, Испании №№2278901, 2125583, Финляндии №20050570 и др.).

Такие люки, хотя и позволяют обеспечивать вентиляцию салона транспортного средства, а также позволяют обеспечить эвакуацию людей при аварии, однако, из-за ряда особенностей конструкций этих люков в связи с повышением требований к современным транспортным средствам и к их компонентам во многих случаях применение указанных люков существенно ограничено. Например, в ряде случаев крышки люков выполняются сдвоенными из двух листов, что ведет к повышенной жесткости и ухудшает герметичность люка в закрытом положении. У некоторых люков механизмы открывания/закрывания легко выходят из строя из-за ударов по люку сверху ветками или другими предметами при движении транспортного средства. Кроме этого, ручки управления работой известных люков либо слишком громоздки и неудобны в эксплуатации, либо слишком непрочны и часто ломаются.

Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому эффекту от его использования к заявляемому является известная конструкция аварийно-вентиляционного люка крыши кузова транспортного средства по патенту РФ на полезную модель №80145, B60J 9/02, 27.01.2009, содержащего

Аварийно-вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства, содержащий рамку, неподвижно закрепленной на крыше кузова и крышку, между которыми по всему периметру размещено уплотнение, четыре механизма открывания/закрывания крышки с ограничителями подъема крышки при вентиляции салона, расположенными симметрично по углам люка, каждый из которых имеет ручку, закрепленную на крышке, и Г-образный вертикальный направляющий шток в виде плоской пластины, установленной с возможностью вертикального перемещения и наклона вбок в направляющем вертикальном пазу горизонтального корпуса, выполненного в форме параллелепипеда, и неподвижно прикрепленного к внутренней стороне рамки, шток выполнен с копирными поверхностями в виде двух волнообразных профилей, расположенных на обоих узких боковых сторонах, внутри каждого горизонтального корпуса, вдоль его оси симметрии выполнено сквозное продольное цилиндрическое отверстие, в котором симметрично навстречу друг другу установлены с возможностью продольного перемещения два грибовидных ползуна с полостями внутри, с цилиндрическими хвостовиками и с головками, имеющими полусферические рабочие части, плавно переходящие в цилиндрические части, при этом контуры полусферических рабочих частей головок совпадают с контурами впадин волнообразных копирных поверхностей штока, кроме этого полусферические рабочие части головок ползунов выполнены взаимодействующими с соответствующими копирными поверхностями на штоке, причем каждый ползун подпружинен относительно штока с помощью пружины и опорного, разрезанного по всей длине, штифта-регулятора, установленного в одно из поперечных отверстий, выполненных в горизонтальном корпусе около его торцев перпендикулярно оси продольного отверстия на разных расстояниях от центра горизонтального корпуса.

Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является расширение арсенала уже имеющихся технических средств определенного назначения в данной области техники путем обеспечения повышения производительности труда при изготовлении люка, снижения его себестоимости, повышения удобства его эксплуатации и значительного уменьшения времени при эвакуации из салона транспортного средства при его аварии через люк.

Данная задача решается с помощью технического результата от использования заявляемой полезной модели, заключающегося в повышении технологичности сборки люка, в повышении надежности его работы и в снижении его массо-габаритных характеристик путем упрощения его конструкции и снижения количества высоконагруженных деталей.

Указанный результат достигается за счет того, что аварийно-вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства, содержащий рамку, неподвижно закрепленной на крыше кузова и крышку, между которыми по всему периметру размещено уплотнение, четыре механизма открывания/закрывания крышки с ограничителями подъема крышки при вентиляции салона, расположенными симметрично по углам люка, каждый из которых имеет ручку, закрепленную на крышке, и Г-образный вертикальный направляющий шток в виде плоской пластины, установленной с возможностью вертикального перемещения и наклона вбок в направляющем вертикальном пазу горизонтального корпуса, выполненного в форме параллелепипеда, и неподвижно прикрепленного к внутренней стороне рамки, шток выполнен с копирными поверхностями в виде двух волнообразных профилей, выполненных на обоих узких боковых сторонах, внутри каждого горизонтального корпуса, вдоль его оси симметрии выполнено сквозное продольное цилиндрическое отверстие, в котором симметрично навстречу друг другу установлены с возможностью продольного перемещения два грибовидных ползуна с полостями внутри, с цилиндрическими хвостовиками и с головками, имеющими полусферические рабочие части, плавно переходящие в цилиндрические части, при этом контуры полусферических рабочих частей головок совпадают с контурами впадин волнообразных копирных поверхностей штока, кроме этого полусферические рабочие части головок ползунов выполнены взаимодействующими с соответствующими копирными поверхностями на штоке, причем каждый ползун подпружинен относительно штока с помощью пружины и опорного, разрезанного по всей длине, штифта-регулятора, установленного в одно из поперечных отверстий, выполненных в горизонтальном корпусе около его торцев перпендикулярно оси продольного отверстия на разных расстояниях от центра горизонтального корпуса, согласно полезной модели крышка выполнена плоской из закаленного стекла, а каждая ручка соединена с Г-образным штоком при помощи замкового соединения, позволяющего отсоединить ручку от штока при аварийном сбросе (раскалывании) стеклянной крышки, при этом в каждом штоке выполнена продольная прорезь, в которые проходят ограничители, выполненные в виде стопорных винтов, и ввертываемые в выполненное резьбовое отверстие каждого горизонтального корпуса.

Предлагаемая полезная модель пояснена чертежами, на которых:

Фиг. 1 - аварийно-вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства в "изометрии" (трехмерное изображение), на изображении указаны следующие позиции:

поз. 1 - рамка люка; поз. 2 - крышка люка;

поз. 3 - уплотнение;

поз. 4 - ручка;

поз. 5 - шток;

поз. 7 - горизонтальный корпус.

Фиг. 2 - аварийно-вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства при аварийной ситуации, крышка люка (стекло) разбита, ручки осыпались вместе со стеклом, образуя аварийный выход.

поз. 4 - ручка.

Фиг. 3 - вид А фиг. 2.

поз. 5 - шток;

поз. 7 - горизонтальный корпус;

поз. 12 - поперечное отверстие;

поз. 15 - винт стопорный.

Фиг. 4 - аварийно-вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства, вид сверху.

поз. 2 - крышка люка (стекло).

Фиг. 5 - разрез А-А фиг. 4 положение "закрыто" аварийно-вентиляционного люка крыши кузова транспортного средства.

поз. 4 - ручка.

Фиг. 6 - разрез В-В фиг. 4 положение "открыто" аварийно-вентиляционного люка крыши кузова транспортного средства.

поз. 2 - крышка люка;

поз. 4 - ручка;

поз. 5 - шток;

Фиг. 7 - механизм открывания/закрывания аварийно-вентиляционного люка крыши кузова транспортного средства.

поз. 4 - ручка;

поз. 5 - шток;

поз. 7 - горизонтальный корпус; поз. 15 - винт стопорный.

поз. 16 - резьбовое отверстие в горизонтальном корпусе

Фиг. 8 - механизм открывания/закрывания аварийно-вентиляционного люка крыши кузова транспортного средства (ручка не показана) положение "закрыто".

поз. 6 - паз в горизонтальном корпусе;

поз. 7 - горизонтальный корпус;

поз. 8 - копирные поверхности;

поз. 9 - ползун сферический;

поз. 10 - пружина;

поз. 11 - штифт-регулятор;

поз. 15 - винт стопорный.

Фиг. 9 - механизм открывания/закрывания аварийно-вентиляционного люка крыши кузова транспортного средства (ручка не показана) положение "переход".

поз. 5 - шток;

поз. 6 - паз в горизонтальном корпусе;

поз. 7 - горизонтальный корпус;

поз. 10 - пружина;

поз. 14 - продольная прорезь

Фиг. 10 - механизм открывания/закрывания аварийно-вентиляционного люка крыши кузова транспортного средства (ручка не показана) положение "открыто".

поз. 5 - шток;

поз. 6 - паз в горизонтальном корпусе;

поз. 7 - горизонтальный корпус;

поз. 9 - ползун;

поз. 10 - пружина;

поз. 14 - продольная прорезь;

поз. 15 - винт стопорный. Фиг. 11 - аварийно-вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства положение деталей перед окончательной сборкой.

поз. 4 - ручка.

Фиг. 12 - вид В фиг. 11 положение замкового соединения перед окончательной сборкой.

поз. 4 - ручка;

поз. 5 - шток;

поз. 7 - горизонтальный корпус;

поз. 13 - замковое соединение;

поз. 15 - винт стопорный.

Фиг. 13 - аварийно-вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства положение деталей после полной сборки.

поз. 4 - ручка

Фиг. 14 - вид Г фиг. 13 Аварийно-вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства положение деталей после полной сборки.

поз. 4 - ручка;

поз. 5 - шток;

поз. 13 - замковое соединение.

Аварийно-вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства, имеет рамку 1 (см. Фиг. 1), неподвижно закрепленной на крыше кузова, крышку 2 (см. Фиг. 1, 4) между крышкой 2 и рамкой 1 по всему периметру размещено уплотнение 3 (см. Фиг. 1). У люка имеется четыре механизма открывания/закрывания крышки 2 с ограничителями 15 (см. Фиг. 3, 7, 8, 10, 12) подъема крышки 2 при вентиляции салона расположенные симметрично по углам люка.

Каждый механизм открывания/закрывания крышки имеет ручку 4 (см. Фиг. 1, 2, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 14), закрепленную на крышке 2, и Г-образный вертикальный направляющий шток 5 (см. Фиг. 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 14) в виде плоской пластины, установленной с возможностью вертикального перемещения и наклона вбок в направляющем вертикальном пазу 6 (см. Фиг. 8, 9, 10) горизонтального корпуса 7 (см. Фиг. 1, 3, 7, 8, 9, 10, 12), выполненного в форме параллелепипеда, и неподвижно прикрепленного к внутренней стороне рамки 1. Шток 5 выполнен с копирными поверхностями 8 (см. Фиг. 8) в виде двух волнообразных профилей, выполненных на обоих узких боковых сторонах, внутри каждого горизонтального корпуса 7, вдоль его оси симметрии выполнено сквозное продольное цилиндрическое отверстие, в котором симметрично навстречу друг другу установлены с возможностью продольного перемещения два грибовидных ползуна 9 (см. Фиг. 8, 10) с полостями внутри, с цилиндрическими хвостовиками и с головками, имеющими полусферические рабочие части, плавно переходящие в цилиндрические части. Контуры полусферических рабочих частей головок совпадают с контурами впадин волнообразных копирных поверхностей штока 5, кроме этого полусферические рабочие части головок ползунов выполнены взаимодействующими с соответствующими копирными поверхностями на штоке, причем каждый ползун подпружинен относительно штока с помощью пружины 10 (см. Фиг. 8, 9, 10) и опорного, разрезанного по всей длине, штифта-регулятора 11 (см. Фиг. 8) установленного в одно из поперечных отверстий 12 (см. Фиг. 3), выполненных в горизонтальном корпусе около его торцев перпендикулярно оси продольного отверстия на разных расстояниях от центра горизонтального корпуса.

Новым является то, что крышка 2 выполнена плоской из закаленного стекла, а каждая ручка 4 соединена с Г-образным штоком 5 при помощи замкового соединения 13 (см. Фиг. 12, 14), позволяющего отсоединить ручку от штока при аварийном сбросе (раскалывании) стеклянной крышки 2, при этом в каждом штоке выполнена продольная прорезь 14 (см. Фиг. 9, 10), в которые проходят ограничители 15, выполненные в виде стопорных винтов, и ввертываемые в выполненное резьбовое отверстие 16 (см. Фиг. 7) каждого горизонтального корпуса.

Предлагаемый аварийно-вентиляционный люк эксплуатируется следующим образом.

Перед началом эксплуатации в процессе сборки узлов люка производят тарировку усилия срабатывания каждого ползуна в его рабочих положениях, подбирая нужную жесткость пружины, поджимающей ползун, путем подбора отверстия на нужном расстоянии от центра корпуса для установки штифта-регулятора.

После этого, все узлы люка устанавливают на место, стопорные винты 15, которые выполняют функцию ограничителей, ввертывают в резьбовое отверстие 16 соответствующего горизонтального корпуса 7. Все механизмы, кроме их органов управления, закрывают защитно-декоративной облицовкой, и люк готов к немедленной эксплуатации.

Для обеспечения вентиляции салона люк можно открывать как полностью, нажимая попарно на ручки 4 и поднимая крышку 2 до упора стопорных винтов 15 в верхнюю или нижнюю часть прорези штока 5, так и частично - с надежной дискретной фиксацией крышки 2 в ее любом промежуточном положении с помощью подпружиненных ползунов. При этом, крышка 2 дискретно фиксируется в зависимости от количества впадин на профилях волнообразных копирных поверхностей штока, например, в двух позициях: "закрыто" и "открыто".

В случае аварии при помощи молотка, либо любого твердого предмета разбивается крышка из закаленного стекла, ручки осыпаются вместе со стеклом.

После этого, люк готов к немедленной эвакуации людей из салона транспортного средства.

Использование заявляемой полезной модели позволяет:

1. Повысить надежность работы аварийно-вентиляционного люка и снизить его массо-габаритные характеристики путем упрощения его конструкции и снижения количества высоконагруженных деталей при обеспечении высокой степени герметичности конструкции.

2. Обеспечить значительное сокращение времени для немедленной эвакуации людей из салона.

3. Повышение производительности труда при изготовлении компонентов люка и его сборки, обеспечить снижение его себестоимости.

Промышленная применимость очевидна. Заявителем выполнен опытный образец, который доказал выполнимость поставленных задач по данной полезной модели, для осуществления которой не потребуется нового специального оборудования.

Реферат

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к конструкциям аварийно-вентиляционных люков крыш кузовов транспортных средств.Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является расширение арсенала уже имеющихся технических средств определенного назначения в данной области техники путем обеспечения повышения производительности труда при изготовлении люка, снижения его себестоимости, повышения удобства его эксплуатации и значительно уменьшение времени при эвакуации из салона транспортного средства при его аварии.Данная задача решается с помощью технического результата от использования заявляемой полезной модели, заключающегося в повышении технологичности сборки люка, в повышении надежности его работы и в снижении его массо-габаритных характеристик путем упрощения его конструкции и снижения количества высоконагруженных деталей.Указанный результат достигается за счет того, что аварийно-вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства, содержащий рамку, неподвижно закрепленной на крыше кузова и крышку, между которыми по всему периметру размещено уплотнение, четыре механизма открывания/закрывания крышки с ограничителями подъема крышки при вентиляции салона, расположенными симметрично по углам люка, каждый из которых имеет ручку, закрепленную на крышке, и Г-образный вертикальный направляющий шток в виде плоской пластины, установленной с возможностью вертикального перемещения и наклона вбок в направляющем вертикальном пазу горизонтального корпуса, выполненного в форме параллелепипеда, и неподвижно прикрепленного к внутренней стороне

Формула

Аварийно-вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства, содержащий рамку, неподвижно закрепленную на крыше кузова, и крышку, между которыми по всему периметру размещено уплотнение, четыре механизма открывания/закрывания крышки с ограничителями подъема крышки при вентиляции салона, расположенными симметрично по углам люка, каждый из которых имеет ручку, закрепленную на крышке, и Г-образный вертикальный направляющий шток в виде плоской пластины, установленной с возможностью вертикального перемещения и наклона вбок в направляющем вертикальном пазу горизонтального корпуса, выполненного в форме параллелепипеда и неподвижно прикрепленного к внутренней стороне рамки, шток выполнен с копирными поверхностями в виде двух волнообразных профилей, выполненных на обеих узких боковых сторонах, внутри каждого горизонтального корпуса, вдоль его оси симметрии выполнено сквозное продольное цилиндрическое отверстие, в котором симметрично навстречу друг другу установлены с возможностью продольного перемещения два грибовидных ползуна с полостями внутри, с цилиндрическими хвостовиками и с головками, имеющими полусферические рабочие части, плавно переходящие в цилиндрические части, при этом контуры полусферических рабочих частей головок совпадают с контурами впадин волнообразных копирных поверхностей штока, кроме этого полусферические рабочие части головок ползунов выполнены взаимодействующими с соответствующими копирными поверхностями на штоке, причем каждый ползун подпружинен относительно штока с помощью пружины и опорного, разрезанного по всей длине, штифта-регулятора, установленного в одно из поперечных отверстий, выполненных в горизонтальном корпусе около его торцов перпендикулярно оси продольного отверстия на разных расстояниях от центра горизонтального корпуса, отличающийся тем, что крышка выполнена плоской из закаленного стекла, а каждая ручка соединена с Г-образным штоком при помощи замкового соединения, позволяющего отсоединить ручку от штока при аварийном сбросе или раскалывании стеклянной крышки, при этом в каждом штоке выполнена продольная прорезь, в которые проходят ограничители, выполненные в виде стопорных винтов и ввертываемые в выполненное резьбовое отверстие каждого горизонтального корпуса.

Авторы

Патентообладатели

СПК: B60J9/02 B62D25/24

Публикация: 2017-02-15

Дата подачи заявки: 2016-08-29

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам