Код документа: RU170093U1
Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к каркасам тентов, устанавливаемых на кузовах, преимущественно на малотоннажных автомобилей и прицепов.
Известно широкое применение каркасов для тентов малотоннажных грузовых автомобилей, используемых для мобильных перевозок грузов в городских условиях, где требуется частая переустановка каркаса в зависимости от особенности перевозимого груза и обеспечение максимального доступа к погрузочно-разгрузочному пространству кузова с использованием специальной техники для уменьшения времени и затрат в процессе выполняемых работ. При этом каркасы кузова транспортного средства должны соответствовать надежности и прочности, чтобы в дороге выдерживать воздействующие нагрузки.
Известен складной тент транспортного средства (авторское свидетельство СССР № 1310248, опубл. 15.05.1987 г., бюл. № 18, МПК B60J 7/12), содержащий каркас, включающий несущее гибкое покрытие, поперечные дуги, подвижно установленные на продольных направляющих и соединенные между собой парами шарнирно соединенных рычагов, при этом внутри каркаса тента размещены источники сжатого воздуха с воздушной системой для предотвращения попадания боковых частей тента (гибкого покрытия) в подвижные рычаги.
Недостатком данной конструкции является ее сложность и громоздкость, при этом уменьшен полезный объем кузова и требуются дополнительные эксплуатационные расходы на обслуживание воздушной системы.
Наиболее близким техническим решением и достигаемому техническому результату является складной тент для транспортного средства (авторское свидетельство № 981025, опубл. 15.12.1982 г., бюл. № 46, МПК В B60J 7/12). Складной каркас тента кузова транспортного средства включает в себя дуги, расположенные друг за другом, несущие тент, которые подвижно установлены на продольных направляющих с продольным пазом, расположенные вдоль кузова, шарнирно соединенные с рычагами, последние попарно соединены между собой.
Недостатками данной конструкции являются
недостаточная надежность конструкции и ее функционирования, так как открытые части подвижных элементов конструкции, кинематически связанных между собой при перемещении и скольжении по дугам, подвержены атмосферным осадкам и пыли, что влечет за собой преждевременный их износ и возможность заклинивания, а попадание различных загрязнений в верхний продольный паз направляющих, в которых размещены концы подвижных дуг и приводные элементы, приводит к нарушению работы складываемого каркаса;
недостаточная жесткость и виброустойчивость конструкции, так как верхние части дуг не подкреплены между собой;
опущенные верхние складки гибкого покрытия вниз при погрузке снижают полезный объем кузова, а попадающие осадки в виде дождя, снега, пыли в промежутки между складками тента и также из-за многократного складывания тента приводит к его преждевременному износу;
возможность попадания боковой части тента в рычажную систему, что приводит к нарушению работы раскладываемого каркаса.
Задача полезной модели - создание компактной конструкции складного каркаса тента кузова транспортного средства, улучшающей его эксплуатационные характеристики путем повышения степени надежности его функционирования при минимальных трудовых затратах на его обслуживание в сложных дорожных условиях эксплуатации.
Технический результат - повышение жесткости и виброустойчивости конструкции, повышение ее эксплуатационной надежности, а также возможность перемещения блока или отдельных секций вдоль борта кузова транспортного средства при погрузо-разгрузочных работах, возможность наращивания секциями борта кузова.
Это достигается за счет того, что складной каркас тента кузова транспортного средства, включающий в себя дуги, расположенные друг за другом, несущие тент, которые подвижно установлены на продольных направляющих с продольным пазом, расположенные вдоль кузова, шарнирно соединенные с рычагами, последние попарно соединены между собой, согласно полезной модели, дуги объединены в пары дуг, каждая пара которых подвижно соединена в верхней части с введенным параллелограммным механизмом, а шарнирно соединенные между собой пары рычагов установлены на одном уровне без скольжения по дугам, при этом они выполнены одинаковой длины и установлены враспор между упомянутой парой дуг в горизонтальном положении с возможностью их поворота в вертикальное положение шарнирным соединением между рычагами вверх, причем подвижно установленные пары дуг, кинематически связанные параллелограммными механизмами и рычагами, контактируют между собой, образуя блок аналогичных секций, при этом секции соединены между собой защелками, а передняя секция блока соединена защелкой с передним неподвижным бортом кузова.
Рычаги и дуги могут быть выполнены коробчатой формы и соединены между собой петельными шарнирами, закрепленными между рычагами к их нижним стенкам, а по краям рычагов - к боковым и верхним стенкам соответствующих дуг и рычагов.
Концы рычагов, шарнирно соединенные с дугами, могут быть установлены в направляющих элементах П-образной формы, которые закреплены на дугах, а в местах соединения рычагов между собой установлены введенные направляющие элементы П-образной формы, закрепленные на одном из рычагов.
Продольный паз продольных направляющих может быть выполнен с наружной стороны кузова транспортного средства.
В верхней части блока аналогичных секций может быть установлен трос для их стягивания, проходящий через переднюю и заднюю дуги блока секций через введенные зажимы, расположенные в двух местах вышеуказанных дуг, а концы троса закреплены введенными талрепами к установленной поворотной дуге заднего борта кузова транспортного средства.
На наружной части дуг могут быть установлены ручки.
Каждая из направляющих элементов, закрепленная на одном из рычагов, может быть снабжена расфиксирующим механизмом, обеспечивающим поворот рычагов вверх.
Нижние концы дуг каждой секции могут быть установлены на подвижные элементы, которые выбраны из известных стандартных устройств данного назначения, например ролики.
На фиг. 1 изображен складной каркас тента кузова транспортного средства, общий вид (в разложенном положении);
на фиг. 2 - общий вид (в сложенном положении);
на фиг. 3 изображена задняя часть кузова с каркасом;
на фиг. 4 - разрез Б-Б фиг 1;
на фиг. 5 - вид А фиг. 1.
Складной каркас тента кузова транспортного средства содержит дуги 1, на которых смонтирован тент 2. Дуги 1 выполнены с возможностью перемещения на продольных направляющих 3 с продольным пазом 4, выполненным с наружной стороны кузова 5, при этом продольные направляющие 3 закреплены в нижней части кузова 5. Дуги 1 шарнирно соединены с рычагами 6 и попарно соединены между собой. Дуги 1 объединены в пары дуг, каждая пара которых подвижно соединена в верхней части параллелограммным механизмом 7, а шарнирно соединенные между собой пары рычагов 6 установлены на одном уровне без скольжения по дугам 1 и выполнены одинаковой длины. Рычаги 6 установлены враспор между упомянутой парой дуг 1 в горизонтальном положении с возможностью их поворота в вертикальное положение шарнирным соединением между рычагами 6 вверх. Передняя пара дуг 1 также соединена с передней частью кузова 5 транспортного средства, причем подвижно установленные пары дуг 1, кинематически связанные параллелограммными механизмами 7 и рычагами 6, контактируют между собой, образуя блок аналогичных секций 8, при этом секции 8 соединены между собой защелками 9, а передняя секция блока соединена защелкой 10 с передним неподвижным бортом кузова 5.
Рычаги 6 и дуги 1 выполнены коробчатой формы и соединены между собой и дугами петельными шарнирами 11, которые закреплены между рычагами 6 к их нижним стенкам, а по краям рычагов - 6 к боковым и верхним стенкам соответствующих дуг 1 и рычагов 6.
Концы рычагов 6, шарнирно соединенные с дугами 1, установлены в направляющих элементах 12 П-образной формы, которые закреплены на дугах 1, а в местах соединения рычагов 6 между собой установлены введенными направляющие элементы 12 П-образной формы, закрепленные на одном из рычагов 6.
Продольный паз 4 продольных направляющих 3 выполнен с наружной стороны кузова 5 транспортного средства для исключения попадания загрязнений в подвижные элементы 13.
В верхней части блока аналогичных секций 8 установлен трос 14 для их стягивания, проходящий через переднюю и заднюю дуги 1 блока секций 8 через зажимы 15, расположенные в двух местах вышеуказанных дуг 1, а концы троса 14 закреплены талрепами 16 к поворотной дуге 17 заднего борта кузова 5 транспортного средства. На наружной части дуг 1 установлены ручки 18, 19.
Каждая из направляющих элементов 12, закрепленная на одном из рычагов 6, снабжена расфиксирующим механизмом 20, обеспечивающим поворот рычагов 6 вверх.
Нижние концы дуг 1 каждой секции 8 установлены на подвижные элементы, которые выбираются из известных стандартных устройств данного назначения, например, ролики 13.
В транспортном положении сложенный каркас заблокирован от перемещения, например стопором (на чертеже не показан).
Складной каркас тента кузова транспортного средства работает следующим образом.
При заполнении кузова 5 грузом производят раскладывание каркаса (см. фиг. 1). После снятия стопора блок секций 8 в сложенном состоянии, закрепленный защелками 9 между секциями 8 и защелкой 10 с передним неподвижным бортом кузова 5 посредством ручки 18 перемещают по продольным направляющим 3 с боковым продольным пазом 4 на роликах 13 к заднему борту кузова 5. Под действием растягивающих усилий одного человека или специального привода при большом количестве секций 8 (на чертеже не показано) растягиваются параллелограммные механизмы 7, связывая дуги 1 в верхней части каркаса. Шарнирно закрепленные между собой и дугами 1 рычаги 6 под действием растягивающих усилий и собственного веса перемещаются из вертикального положения в распор между дугами 1 в горизонтальное положение, связывая дуги 1 между собой в средней части каркаса. При этом концы рычагов 6 опускаются в направляющие элементы 12.
Через зажимы 15, расположенные по краям верхней горизонтальной части передней и задней дуг 1, пропускают тросы 14. Концы тросов 14 талрепами 16 закрепляются к поворотной дуге 17, дополнительно связывая секции 8 между собой в верхней части каркаса.
На тросах 14 раскладывается или разворачивается полотнище тента 2 усилиями одного человека. Тент 2 огибает по периметру арочный верх дуг 1, при этом к его нижним кромкам, огибающим части тента 2, закрепляются продольные и боковые шторки (на чертеже не показаны). Края боковых шторок с напуском заправлены под продольные шторки. Тент 2, имея люверсы, скобы и другие элементы фурнитуры, сквозь которые пропускают тросы, предназначенные для крепления тента к кузову 5 транспортного средства.
Для разгрузки кузова 5 производят складывание каркаса (см. фиг. 2).
После отсоединения тента 2 от кузова 5 полотнище тента 2 складывается или заворачивается на тросах 14 и убирается в кузов 5. Используя талрепы 16 и зажимы 15, ослабляется натяжение тросов 14, концы которых освобождают от крепления к поворотной дуге 17. Для приведения каркаса в положение для его складывания рычаги 6 переводят из горизонтального положения в наклонное положение с целью достижения минимального угла, обеспечивающего последующее перемещение рычагов 6 в вертикальное положение с использованием расфиксирующего механизма 20 с ручным или механическим приводом для каждой пары рычагов 6. Посредством ручки 18 блок секций 8 перемещается к переднему борту кузова, не открепляя защелки 9 и 10, при этом параллелограммный механизм 7 каждой секции 8 сжимается до тех пор, пока рычаги 6 не перейдут в вертикальное положение с петельным шарниром 11 вверх. Освобожденные концы троса 14 закрепляются к задней дуге 1. В сложенном состоянии каркас от перемещения блокируется стопором при проведении транспортных операций.
Особенностью данной конструкции является то, что для обеспечения максимального доступа к кузову 5 при погрузо-разгрузочных работах, используя ручки 18,19 и отсоединив защелку 10, весь блок секций 8 возможно перемещать по всей длине кузова 5. Отсоединив защелки 9 посредством ручек 18, возможно перемещать отдельные секции 8 блока или в любой их комбинации.
Указанные выше особенности каркаса позволяют повысить его эксплуатационные характеристики, обеспечивая возможность полного использования объема грузового пространства кузова путем перемещения блока или отдельных секций по длине кузова при погрузо-разгрузочных работах.
Представляется возможность наращивания каркаса отдельными секциями и их демонтаж с минимальными трудовыми затратами при обслуживании каркаса одним человеком.
Наличие соединительных элементов, повышающих связь дуг каждой секции по их высоте, а также между собой, повышает жесткость и надежность конструкции в целом. Складной каркас выполнен из однотипных деталей, что упрощает его конструкцию и снижает трудовые затраты при его производстве.
Такая конструкция позволила получить заявленный технический результат на опытном образце, изготовленным авторами на малотоннажном автомобиле типа «Газель».
Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к каркасам тентов, устанавливаемых на кузовах, преимущественно на малотоннажных автомобилей и прицепов.Технический результат полезной модели - повышение жесткости и виброустойчивости конструкции, повышение ее эксплуатационной надежности, а также возможности перемещения блока или отдельных секций вдоль борта кузова транспортного средства при погрузо-разгрузочных работах, возможность наращивания секциями борта кузова.Складной каркас тента кузова транспортного средства включает в себя дуги, расположенные друг за другом, несущие тент, которые подвижно установлены на продольных направляющих с продольным пазом, расположенные вдоль кузова, шарнирно соединенные с рычагами. Рычаги попарно соединены между собой, а дуги объединены в пары дуг, каждая пара которых подвижно соединена в верхней части с введенным параллелограммным механизмом, а шарнирно соединенные между собой пары рычагов установлены на одном уровне без скольжения по дугам, при этом они выполнены одинаковой длины и установлены враспор между упомянутой парой дуг в горизонтальном положении с возможностью их поворота в вертикальное положение шарнирным соединением между рычагами вверх. Причем подвижно установленные пары дуг, кинематически связанные параллелограммными механизмами и рычагами, контактируют между собой, образуя блок аналогичных секций, при этом секции соединены между собой защелками, а передняя секция блока соединена защелкой с передним неподвижным бортом кузова. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.