Код документа: RU175516U1
Техническое решение относится к области бронирования специальных транспортных средств, в частности автомобилей, предназначенных для перевозки личного состава или ценных грузов.
Известны способы бронирования транспортных средств (см. патент РФ №2090391 С1, опубл. 20.09.1997 [1]), при которых внутри транспортного средства размещаются бронепанели, образующие бронекапсулу, в ее смотровые оконные проемы устанавливаются бронестекла, размещаемые в дополнительно укрепленных на кузове рамках, а под смотровыми окнами в бронепанелях размещаются бойницы.
Подобная конструкция обеспечивает повышенную защиту внутреннего объема транспортного средства от пулевого и осколочного воздействия.
Известна конструкция бронированного транспортного средства (см. патент РФ №127184 U1, опубл. 20.04.2013 [2]), в которой бронепанели бронекапсулы с бронированными стеклами размещены на расстоянии от кузовных элементов транспортного средства. При этом одно или несколько (по возможности все) бронированных стекол с внешней стороны транспортного средства закрываются дополнительным стеклянным листом. Дополнительный стеклянный лист устанавливается с зазором относительно соответствующего бронированного стекла.
Известная конструкция направлена на повышение теплозащищенности бронированного транспортного средства и, как следствие, на повышение его энергоэффективности.
Однако в известных технических решениях не решена задача защиты бронированного стекла и оружейного порта бойницы от их визуального обнаружения, а также от их повреждений при эксплуатации между боевыми использованиями.
В способе бронирования [1] не предусмотрено ни маскировочных, ни защитных средств для визирно-огневых пар, образованных смотровыми бронеокнами и бойницами. В результате имеется высокая вероятность повреждения бронестекол этих окон. Так, в отсутствие маскировки визирно-огневые пары первыми подвергаются разрушающему воздействию в случае нападения на транспортное средство. Кроме того, в отсутствие какой-либо защиты на бронестеклах быстро образуются эксплуатационные потертости и царапины. При этом восстановление прозрачности бронестекла или его замена являются дорогостоящими операциями. Описанные воздействия на визирно-огневые пары также могут приводить и к заклиниванию средства закрытия оружейного порта бойницы.
В бронированном транспортном средстве [2], несмотря на наличие дополнительного остекления перед бронестеклом смотровых окон, также не ставится задача защиты и маскировки визирно-огневых пар, образованных смотровыми бронеокнами и бойницами. В известном транспортном средстве бойницы не предусмотрены вовсе, а дополнительное остекление зафиксировано стационарно.
Технический результат, на достижение которого направлено данное техническое решение, заключается в сохранении функциональной целостности визирно-огневых пар, состоящих из смотровых окон и бойниц, при эксплуатации между боевыми использованиями. Где под боевым использованием понимается визирование цели через бронестекло смотрового окна при одновременном ведении по ней прицельной стрельбы через оружейный порт соответствующей бойницы.
Упомянутый технический результат достигается в бронированном транспортном средстве, кузов которого оснащен бронекапсулой, за счет следующих конструктивных решений.
Бронированное транспортное средство включает в себя бюронекапсулу для первозки личного состава и ценных грузов, составленную из бронепанелей. При этом бронекапсулой может быть оснащено как транспортное средство с однообъемным кузовом, так и транспортное средство с разделением функциональных объемов. В проемах смотровых окон бронекапсулы размещены бронированные стекла. В бронепанелях помимо смотровых окон также размещены и бойницы с закрываемым оружейным портом. Смотровые окна с бойницами расположены таким образом, что каждая из бойниц с соответствующим смотровым окном формирует визирно-огневую пару, сгруппированную для возможности обеспечения ведения через нее личным составом прицельной стрельбы. С внешней стороны бронекапсулы на расстоянии от поверхности бронестекол смотровых окон размещены дополнительные защитные стекла, площадь которых перекрывает площадь места размещения визирно-огневых пар. При этом дополнительные защитные стекла размещены с возможностью их откидывания и фиксации в откинутом положении, не препятствующем обеспечению ведения прицельной стрельбы через упомянутые визирно-огневые пары.
Каждая визирно-огневая пара сгруппирована из смотрового окна с бойницей, которая, в свою очередь, может быть расположена под этим окном, сбоку от него или непосредственно в бронестекле этого окна.
Дополнительное защитное стекло может быть выполнено из плексигласа, триплекса или иного подходящего по прочностным свойствам прозрачного материала. Дополнительное защитное стекло также может быть выполнено бронированным и в пулестойком исполнении. При этом дополнительное защитное стекло может быть как полностью прозрачным, так и тонированным.
Расстояние от оружейного порта бойницы до дополнительного защитного стекла выбрано из расчета обеспечения его откидывания при помощи ствола стрелкового оружия, помещаемого в оружейный порт.
Предложенное техническое решение поясняется чертежами, на которых изображено:
на фиг. 1 - бронированное транспортное средство, вид сбоку;
на фиг. 2 - бронированное транспортное средство, вид сзади.
Бронированное транспортное средство 1 включает в себя бронекапсулу, в бронепанелях которой сформированы визирно-огневые пары 2, каждая из которых сгруппирована из бронированного смотрового окна 3 и бойницы 4 с закрываемым оружейным портом. Визирно-огневые пары 2 образованы таким образом, что личный состав имеет возможность ведения через них прицельной стрельбы. При этом в каждой визирно-огневой паре 2 смотровое окно 3 с бронированным стеклом служит для обнаружения и визирования целей, а бойница 4 предназначена для проведения через ее порт ствола стрелкового оружия. Взаимное расположение окна 3 с бойницей 4 в составе визирно-огневой пары 2 определяется из условия эргономичности расположения около них стрелка в процессе ведения прицельной стрельбы.
В процессе эксплуатации транспортного средства визирно-огневые пары в дверях и стенках его кузова демаскируют назначение данного транспортного средства. Кроме того, визирно-огневые пары подвержены воздействию атмосферных осадков и механическому эксплуатационному воздействию в результате попадания пуль, осколков, камней и веток деревьев. Длительное воздействие атмосферных осадков может привести к заклиниванию в результате ржавления средств закрытия портов бойниц 4. Механические воздействия, в особенности баллистическими объектами, также способны привести к поломке средств закрытия оружейных портов у бойниц 4, а кроме того, могут привести к повреждению или снижению прозрачности бронестекол, размещенных в проемах смотровых окон 3.
Для решения вышеупомянутых проблем с внешней стороны бронекапсулы на расстоянии от поверхности бронестекол смотровых окон 3 размещены дополнительные защитные стекла 5, площадь которых перекрывает площадь места размещения визирно-огневых пар 2. При этом дополнительные защитные стекла 5 размещены с возможностью их откидывания и фиксации в откинутом положении, не препятствующем обеспечению ведения прицельной стрельбы через визирно-огневые пары 2.
На фиг. 1 и 2 изображен вариант выполнения визирно-огневых пар 2, в котором закрываемая бойница 4 размещена под проемом смотрового окна 3. Однако бойница 4 также может быть размещена, например, сбоку от проема смотрового окна 3 либо непосредственно в бронестекле смотрового окна 3.
Для повышения степени защиты визирно-огневой пары 2 соответствующее дополнительное защитное стекло 5 может быть выполнено бронированным, преимущественно пулестойким. Для обеспечения повышенных маскировочных свойств защитное стекло 5 может быть выполнено тонированным. При этом повышение маскировочных свойств, также как и повышение прочности, положительно сказывается на сохранении функциональной целостности визирно-огневых пар 2 при эксплуатации между боевыми использованиями.
В моменты боевого применения визирно-огневых пар 2 дополнительные защитные стекла 5, перекрывая смотровые окна 3 и бойницы 4, могут затруднять визирование целей и препятствовать ведению стрельбы. Поэтому, каждое из защитных стекол 5 размещено с возможностью его откидывания и фиксации в откинутом положении, не препятствующем обеспечению ведения прицельной стрельбы через визирно-огневые пары 2. При этом средства откидывания защитных стекол 5 могут быть выполнены в виде их шарнирного присоединения, обеспечивающего подъем стекол вверх, а также, например, в виде средства откидывания, обеспечивающего сдвиг защитных стекол 5 вдоль бронепанелей, составляющих бронекапсулу.
Средство откидывания дополнительных защитных стекол 5 может быть оснащено любым известным механизмом привода, например ручным приводом или сервоприводом. Однако, преимущественно, откидывание дополнительных защитных стекол 5 обеспечивается толчком из одного фиксированного положения в другое посредством ствола стрелкового оружия, проходящего через оружейный порт бойницы 4.
Техническое решение относится к области бронирования специальных транспортных средств. Технический результат, на достижение которого направлено данное техническое решение, заключается в сохранении функциональной целостности визирно-огневых пар, состоящих из смотровых окон и бойниц, при эксплуатации между боевыми использованиями. Бронированное транспортное средство оснащено визирно-огневыми парами, каждая из которых сгруппирована из бронированного смотрового окна и бойницы с закрываемым оружейным портом. В каждой визирно-огневой паре смотровое окно служит для обнаружения и визирования целей, а бойница предназначена для проведения через ее порт ствола стрелкового оружия. С внешней стороны бронекапсулы на расстоянии от поверхности бронестекол смотровых окон размещены дополнительные защитные стекла, площадь которых перекрывает площадь места размещения визирно-огневых пар. При этом дополнительные защитные стекла размещены с возможностью их откидывания и фиксации в откинутом положении, не препятствующем обеспечению ведения прицельной стрельбы через визирно-огневые пары. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.