Код документа: RU2566163C2
Область Техники, к которой относится Изобретение
Представленное изобретение относится к системе отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (ОВКВ), установленной в кабине внедорожного транспортного средства. Данный термин используется для сельскохозяйственных транспортных средств, таких как трактора и уборочные машины, и строительных машин, таких как экскаваторы и телескопические погрузчики.
Уровень Техники изобретения
Как известно, основные составные элементы системы ОВКВ транспортного средства включают канал для впуска воздуха, фильтр для удаления частиц пыли и грязи из входящего воздуха, вентилятор, теплообменный блок, который может содержать по меньшей мере одно из испарителя, через который протекает хладагент контура охлаждения, и радиатора, через который протекает нагретая жидкость (обычно, которая циркулирует в системе охлаждения двигателя), и вентиляционные отверстия для выпуска воздуха в кабину после того, как он был отфильтрован и пропущен через теплообменный блок вентилятором.
Конструкция и местоположение системы ОВКВ внедорожного транспортного средства требует тщательного рассмотрения с учетом ограниченного пространства, имеющегося внутри кабины. Вследствие того, что внедорожные транспортные средства часто работают в загрязненных окружающих условиях, предпочтительно, чтобы воздухозаборник был расположен на уровне крыши, а компактная конфигурация, которая иногда принимается, должна вмещать все составные элементы системы ОВКВ в установленном на крыше блоке. Однако это иногда является невозможным, например, если кабина имеет открывающуюся крышу, или если блок ОВКВ будет недопустимо ограничивать видимость.
Альтернативное решение, которое было предложено, состоит в размещении вентилятора и теплообменного блока под сиденьем оператора, но это также не всегда является практичным. В частности, в некоторых транспортных средствах просвет между сиденьем и полом кабины не достаточно большой для размещения теплообменного блока и вентилятора. Кроме того, в подобной конфигурации воздух в канале может нагреваться во время протекания из теплообменного блока к отверстиям в консоле или приборной доске.
Другим решением было бы наличие ОВКВ, расположенной частично внутри кабины и частично в двигательном отсеке, но это подвергало бы составные элементы системы ОВКВ воздействию загрязненных окружающих условий и повышенных температур и занимало бы полезное компоновочное пространство внутри двигательного отсека.
Задача изобретения
Вследствие этого, представленное изобретение обеспечивает систему ОВКВ для кабины внедорожного транспортного средства, которая уменьшает по меньшей мере некоторые из приведенных выше недостатков и предоставляет возможность встраивания системы в кабину эффективным в плане пространства образом, не нарушая видимости и не занимая излишнего пространства внутри кабины.
Сущность изобретения
В соответствии с первым аспектом представленного изобретения, предоставлена кабина внедорожного транспортного средства, имеющая сиденье для оператора и консоль, расположенную впереди от сиденья для размещения приборной панели, при этом кабина оснащена системой ОВКВ, содержащей теплообменный блок, расположенный внутри консоли, и вентилятор, расположенный на полу кабины под или рядом с сиденьем и служащий для продувания воздуха посредством расположенного на уровне пола канала в теплообменный блок.
Для направления воздуха, проходящего через теплообменный блок, в направлении оператора в консоле соответствующим образом могут быть установлены выпускные отверстия.
Предпочтительно, подача воздуха в вентилятор осуществляется через фильтрующий блок, расположенный внутри колесного крыла транспортного средства.
Преимущественно, обе напорные камеры фильтрующего блока, а именно грязный короб перед фильтрующим элементом и чистый короб после фильтрующего элемента, помещаются внутри колесного крыла. Воздух из чистого короба может должным образом направляться в вентилятор посредством канала, расположенного внутри кабины, и следуя контуру колесного крыла.
Воздухозаборник системы ОВКВ предпочтительно расположен снаружи кабины на уровне крыши и протекает во всасывающий фильтр посредством вертикального канала, при этом последний в целях удобства образован центральной стойкой кабины.
В предпочтительном варианте осуществления изобретения предоставлен второй фильтр, предоставляющий возможность втягивания вентилятором отфильтрованного воздуха из внутренней части кабины для рециркуляции через теплообменный блок, в дополнение или вместо втягивания воздуха через первый фильтр. Во втором аспекте изобретения, предоставлена система ОВКВ для внедорожного транспортного средства, имеющая вентилятор для продувания воздуха через теплообменный блок и фильтрующий блок, расположенный перед вентилятором, для фильтрации воздуха, подаваемого вентилятором, при этом фильтрующий блок содержит грязный короб и чистый короб, отделенные друг от друга фильтрующим элементом, отличающаяся тем, что весь фильтрующий блок помещен внутри колесного крыла транспортного средства.
Преимущественно, колесное крыло содержит съемную панель, которая служит в качестве стенки фильтрующего блока, а при удалении предоставляет возможность доступа во внутреннюю часть фильтрующего блока для замены фильтрующего элемента.
Краткое описание чертежей
Далее изобретение будет дополнительно описано, в качестве примера, со ссылкой на сопровождающие чертежи, на которых:
фигура 1 представляет собой перспективный вид спереди кабины трактора,
фигура 2 представляет собой вид сбоку кабины, показанной на фигуре 1 с обозначением местоположения составных элементов системы ОВКВ,
фигура 3 представляет собой перспективный вид сзади кабины на фигуре 2,
фигура 4 представляет собой схематичное изображение кабины, показанной на фигурах 2 и 3, а
фигуры 5 и 6 представляют собой изображения сверху и сбоку в разрезе, соответственно, фильтрующего блока, установленного внутри колесного крыла.
Подробное описание предпочтительного варианта осуществления (вариантов осуществления)
Кабина 10, показанная на фигурах 1-4, имеет пол 12, крышу 14 и переднюю, центральную и заднюю стойки, поддерживающие крышу 14, которые обозначены 16, 18 и 20, соответственно. Колесное крыло 22 находится с каждой стороны кабины. Сиденье 60 для водителя, которое находится в центре внутри кабины, на фигурах 1-3 было опущено, но показано на фигуре 4.
Впереди от сиденья 60, в кабине содержится рулевое колесо 24 и консоль 26. На консоле 26 помещаются различные инструменты, необходимые для водителя, такие как спидометр и различные контрольно-измерительные приборы, а также он может быть использован для установки различных переключателей и рукояток управления, которые необходимы водителю. Следует учитывать, что данная конструкция кабины является полностью традиционной, и изобретение не связано с конструкцией самой кабины, но со способом, с помощью которого система ОВКВ может быть встроена в кабину.
Двери кабины установлены между передней и центральной стойками 16, 18 и, как можно видеть на фигуре 1, крыша 14 нависает на дверные отверстия. Воздух для системы ОВКВ в предпочтительном варианте осуществления изобретения втягивается через решетки, расположенные на нижней стороне нависающих участков крыши 14, как схематично показано на фигуре 4 где воздушный поток отображен стрелками. Так как воздух поступает в систему ОВКВ на уровне крыши, он содержит меньше пыли, чем он бы содержал, если бы впускные решетки располагались ближе к земле.
Поступающий воздух течет вниз по центральной стойке 18 в блок 30 воздушного фильтра, расположенного внутри колесного крыла 22. Как показано на фигурах 5 и 6, блок 30 воздушного фильтра содержит две напорные камеры 70 и 72, отделенные друг от друга фильтрующим элементом 71, причем их обычно называют грязный короб и чистый короб, соответственно. В предпочтительном варианте осуществления изобретения, оба короба 70 и 72, а также фильтрующий элемент помещаются внутри колесного крыла 22. Верхняя часть колесного крыла имеет съемную крышку 76 для доступа, показанную на фигуре 6, предоставляющую возможность замены фильтрующего элемента 71. Грязный короб 70 сообщается непосредственно с внутренней частью центральной стойки 18, тогда как чистый короб сообщается с трубопроводом 74, расположенным внутри кабины и следующим контуру колесного крыла 22.
Вентилятор 32 находится на полу 12 кабины рядом и с одной стороны или под сиденьем водителя. В варианте осуществления изобретения, показанном на фигуре 3, предоставлены два подобных вентилятора, которые расположены по одному на каждой стороне водительского сиденья 60. Впускное отверстие вентилятора или каждого из вентиляторов 32 соединено с трубопроводом 74, соединенным с чистым коробом фильтрующего блока 30, а его выпускное отверстие сообщается со вторым трубопроводом 34, который встроен в пол 12 кабины. Трубопровод 34 находится на обратной стороне пола. Если нужно, чтобы трубопровод 34 проходил рядом с какими-либо горячими элементами, такими как выхлопная система, то его можно термически изолировать.
Как показано на фигуре 4, может быть предоставлен второй фильтр 80, предоставляющий возможность втягивания отфильтрованного воздуха вентилятором 32 из внутренней части кабины для рециркуляции через теплообменный блок, в дополнение или вместо втягивания воздуха через первый фильтр 30. Рециркуляция воздуха лучше подходит для экстремальных значений горячих и холодных условий по причине множества проходов одного и того же воздуха через теплообменный блок, тогда как в других условиях предпочтительным может быть свежий воздух. Может быть предоставлена заслонка, предоставляющая водителю возможность изменять относительные соотношения рециркулирующего воздуха и свежего воздуха, проходящего через систему ОВКВ.
Теплообменный блок 36 установлен на консоле 26 впереди кабины. Так как двигательный отсек 50, который вмещает двигатель 52, а также компрессор 54, и испаритель 56 системы ОВКВ также расположены в передней части транспортного средства, длина трубок, которые перемещают охлаждающую жидкость или горячую воду из системы охлаждения двигателя в радиаторы теплообменного блока 36, минимизируется. Трубопроводы внутри консоли 26 направляют воздух, подаваемый вентилятором 32, мимо теплообменного блока 36 с выпуском в кабину посредством вентиляционных отверстий, образованных в консоле 26. Как показано стрелками на фигуре 4, вентиляционные отверстия могут быть выполнены с возможностью подавать воздух в направлении ветрового стекла для оттаивания/предотвращения запотевания или в направлении лица или ног сидящего оператора.
Как показано на фигуре 3, вся система ОВКВ может быть симметричной, используя два воздушных фильтра 30, а также два вентилятора 32, расположенных по одному на каждой стороне кабины 10.
За счет отделения вентилятора от теплообменного блока, изобретение предоставляет возможность использования пространства позади консоли 26 для размещения теплообменного блока. Это является идеальной установкой с точки зрения ее близости к отсеку двигателя для оптимального прохождения трубопроводов для хладагента и охлаждающей жидкости и к выпускным вентиляционным отверстиям. Пространство с каждой стороны водительского сиденья 60 предоставляет достаточно простора для установки вентилятора без ограничения доступа водителя.
Предпочтительный вариант осуществления изобретения предлагает дополнительное преимущество, что фильтрующий блок находится за пределами кабины в пространстве, которое обычно служит для функциональных целей, а именно в пространстве внутри колесного крыла. Кроме того, установка системы ОВКВ в кабину упрощается за счет использования центральной стойки для транспортировки воздуха из установленной на крыше входной решетки в грязный короб 70 фильтрующего блока 30.
Изобретение относится к системе отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Кабина (10) сельскохозяйственного транспортного средства имеет сиденье для оператора и консоль (26), расположенную впереди от сиденья для размещения приборной панели. Кабина (10) оснащена системой ОВКВ, содержащей теплообменный блок (36), расположенный внутри консоли (26), и вентилятор (32), расположенный на полу кабины под или рядом с сиденьем и служащий для продувания воздуха посредством расположенного на уровне пола канала (34) в теплообменный блок (36). Достигается повышение эффективности системы и ОВКВ и уменьшение габаритов. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.