Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к амфибиям.
Известна амфибия с жидкостной системой охлажделия ее агрегатов, содержащей
радиатор и омываемый забортной водой теплообменник водяного охлаждения двигателя
, а также масляные теплообменники 1.
Недостатком известной системы охлаждения
амфибии является возможность забивания водозаборных патрубков и других
элементов теплообменника грязью и водорослями при поступлении забортной воды
в корпус теплообменника. Кроме того, теплообменники занимают часть полезного
объема корпуса транспортного С редства.
Наиболее близкие техническим решением
к изобретению является транспортное средство - амфибия, содержащая корпус
, силовую установку, дополнительный теплообменник системы охлаждения силовой
установки, теплообменники систем смазки силовой установки и агрегатов силовой
пе1редачи, и боковые |В|Одоизмещ,ающ«е отсеки (2.
Дополнительный теплообменник этой амфибии образован внешней панелью корп
)та, расположенной над движителем вдоль борта амфибии, и внутренней стенкой корпуса.
Недостатками этой амфибии являются неудовлетворительное охлаждение агрегатов
силовой установки и силовой передачи, а также сравнительно неудовлетворительная жесткость корпуса.
Цель изобретения - повышение жесткости корпуса с одновременным улучшением
охлаждения агрегатов силовой установки и силовой передачи.
10
Цель достигается Тем, туанспортпом средстве, содержаше,м корпус, силовую
установку, дополнительный теплообменник системы охлаждения силовой установки
и агрегатов силовой передачи, а также
15
водоизмещающие отсеки, дополнительный теплообменник установлен в нижней части
переднего наклонного листа корпуса и выполнен заодно целое с боковыми водоизмешаюшими отсеками.
20
Теплообменники систем смазки силовой
установки и агрегатов силовой передачи размеш:ены в дополнительном теплообменнике
системы охлаждения.:
25 Такое выполнение транспортного средства
- амфибии обеспечивает стабилизацию температурных режимов систем смазки
и охлаждения агрегатов, повышает жесткость корпуса и защитные качества ее ло30
бовой части и движителей. На фиг. 1 схематично показано транспортное
средство - амфибия, вид спереди; на фиг. 2 - схема расположения агрегатов;
на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - амфибия, передняя часть, в разрезе.
Транспортное средство амфибия содерЖ1ит корпус J, силовую установку 2 (см.
фиг. 2), дополнительный теплообменник 5 системы 4 охлаждения силовой установки 2.
Силовая установка сообщена с теплообмениикО;М 5 ее системы 6 смазки. Агрегаты силовой передачи 7 сообщены
с теплообменником 8 их системы 9 смазки. Боковые водоизмещающие отсеки 10 11
(см. фиг. 3) установлены в передней част1И корпуса /. Дополнительный теплообменник 3 установлен
в нижней части переднего наклонного листа 12 (см. фиг. 2) корпуса и выполнен
заодно целое с боковыми водоизмещающими отсеками 10 v. 11. Теплообменники 5 системы 6 смазки силовой
установки и теплообменник 8 системы 9 смазки агрегатов силовой передачи
размещены в дополнительном теплообменнике 3 системы 4 охлаждения аиловой установки .
Дополнительный теплообменник 3 отделен от водоизмещающих отсеков 10 и 11
перегородками / и 14 (см. фиг. 3) и установлен перед движ1ителями 15 амфибии (см. фиг. 4).
На фиг. 2 показаны также жалюзи 16, установленный за ними радиатор 17 и вентилятор
18, за которым расположен воздуховод 19. Стрелжами на фиг. 2 показан поток
20 охлаждающего воздуха. Пунктирами показаны охлаждающие жидкости, а также забортная среда 21.
Работает транспортное средство - амфибия следующим образом. I
Нри работе силовой установки охлаждающая жидкость системы 4 охлаждения
нагревается и .поступает по трубопроводу в радиатор 17. Охлажденная в радиаторе
охлаждающая жидкость по трубопроводу поступает в дополнительный теплообменник
3. При этам поток 20 воздуха просасывается вентилятором 18 через жалюзи 16 и
радиатор 17, охлаждая последний. Одновременно к теплообменникам 5 и 5
подается смазывающая жидкость 6т систем б и Р. - Поскольку теплообменники 5 т 8 омываются
в дополнительном теплообменнике охлаждающей жидкостью, то между ними
и охлаждающей жидкостью происходит теплообмен . В результате температура охлаждающей
жидкости и температуры теплообMeHHiHKOB 5 и S выравниваются. Далее охлаждающая жидкость возвращается
по трубопроводу в систему 4 охлаждения силовой установки. При движении амфибии по болоту или глубокому снегу передний наклонный лист
контактирует с забортной средой 21, имеющей более низкую температуру, чем температура
охлаждающей жидкости системы охлаждения. В результате происходит дополнительный интенсивный теплообмен
между охлаждающей жидкостью системы охлаждения и забортной средой 21 через
переднюю стенку дополнительного теплообменника 3. При этом поток охлаждающей
жидкости, исходящей из трубопровода, при поступлении в полость дополнительного
теплообменника 3 попадает на его внутреннюю поверхность, которая частично разделяет
этот поток и задерживает, что ускоряет отдачу тепла от нагретой охлаждающей
жидкости на переднюю стенку дополнительного теплообменника 5, а стенка
отдает тепло в забортную среду 21, что ускоряет отвод от нее тепла.
При движении по болоту и глубокому Снегу регулирование температурного режима
силовой установки и агрегатов силовой передачи производится, как и при движении по суще.
Перед входом в воду для обеспечения непотопляемости жалюзи 16 закрывают.
При закрытых жалюзи теплообмен в радиаторе между охлаждающей жидкостью 3 и
потоком воздуха незначителен. Однако при этом тепловое состояние системы 4.охлаждения
поддерживается за счет интенсивного теплообмена между охлаждающей жидкостью
той системы, внещней стенкой дополнительного теплообменника 3 и активно
омывающей ее забортной средой 21. При движении амфибии по воде отсеки
/О и 11, расположенные ниже ватерлинии, повышают плавучесть амфибии и, кроме
того, защищают ее движители от ударов о возможные препятствия, окрытые в забортной среде 21.
Таким образом, изобретение обеспечивает стабилизацию температурных режимов
силовой установки и агрегатов силовой передачи амфибии, что исключает их
пере;грев и повыщает надежность и долговечность амфибии при эксплуатации в тяжелых
условиях движения: при движении в сплави-нных и сояролелевых болотах,
глубоком рыхлом €негу, на больщих водных преградах. При этом выполнение дополнительного
теплообменника заодно с отсеками в значительной степени повышают
жесткость корпуса, положительно влияет па надежность и безопасность амфибии, а
также позволяет более рационально использовать внутреннее полезное пространство корпуса.
Формула изобретения 1. Транспортное средство - амфибия, содержащая корпус, силовую установку.
дополнительный теплообменник, системы охлаждения
силовой установки, теялообмйнники систем смазки силовой установки и
агрегатов силовой передачи и боковые вОдоизмещающие отсеки, отличающееся
тем, что, с целью иовышения жесткости корпуса с одновременным улучшением охлаждения
агрегатов силовой установки и силовой передачи, дополнительный теплообменник
установлен в нижней части переднего наклонного листа корпуса и выполнен заодно
целое с бо.ковым водоизмещающими отсеками.
20 IS
//.
2. Транспортное средство амфибия по
н. 1, отличающееся тем, что теплообменники систем смазки силовой установки
и агрегатов силовой передачи размещены в дополнительном теплообменнике системы охлаждения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Щелшин Н/Ф. и др. Средства моторизации переправ. М., 1967, с. 24.
2.Патент Франции № 2109.168, кл. F 01 Р 9/00, 1972 (прототип).
.
/2
УО о о о о и и UQO
/