Код документа: RU190534U1
Предлагаемая полезная модель относится к транспортным средствам с воздушно-винтовым движителем, способным передвигаться скольжением по несущей их водной поверхности, либо к амфибийным транспортным средствам, способным передвигаться скольжением как по суше, так и по воде.
Наиболее близкой к заявляемой полезной модели является конструкция транспортного средства, а именно аэросаней-амфибий, содержащего составными элементами скользящую поверхность с плавучим корпусом, образующим со стороны правого и левого борта внешнюю его бортовую линию, воздушно-винтовой движитель с ограждением его исполнительного органа, размещенный на платформе, которая установлена на скользящей поверхности с помощью воздействующей на каждую цельную часть ее плавучего корпуса амортизирующей подвески. Согласно чертежу, имеется кабина, установленная на платформе, имеющей также палубу, которая может быть использована для размещения на ней груза и перемещения по ней людей, а также имеется ограждение исполнительного органа, а именно воздушного винта, воздушно-винтового движителя, (пат. РФ на полезную модель №147196, МПК B60F 3/00, В62М 27/00, опубл. 27.10.2014 Бюл. №30)
Недостатком данной конструкции является то, что когда транспортное средство находится на воде, при швартовке его к другому транспортному средству, находящемуся на плаву, или к береговой пристани, происходит их взаимодействие с внешней бортовой линией плавучего корпуса скользящей поверхности, что может оказать негативное влияние на амортизирующую подвеску, особенно при маневрировании с помощью воздушно-винтового движителя, ограждение исполнительного органа которого также может быть повреждено об противоположную швартовочную поверхность. Эти недостатки также вызывают сложность маневрирования для швартовки.
Задачей предлагаемой полезной модели является улучшение эксплуатационных качеств транспортного средства на скользящей поверхности, путем облегчения процесса швартовки, снижения нагрузок на амортизирующую подвеску и исключения повреждения ограждения исполнительного органа воздушно-винтового движителя при швартовке.
Для достижения указанного технического результата, в транспортном средстве на скользящей поверхности, содержащем образованную составными элементами скользящую поверхность с плавучим корпусом, образующим со стороны правого и левого бортов внешнюю его бортовую линию, воздушно-винтовой движитель с ограждением его исполнительного органа, размещенный на платформе, которая установлена на скользящей поверхности с помощью воздействующей на каждую цельную часть ее плавучего корпуса амортизирующей подвески, применены следующие новые признаки.
Платформа имеет торцевую упорную поверхность, с помощью которой она по ширине выступает за максимальный габаритный размер по ширине, образованный одним из остальных составных элементов, на расстояние, обеспечивающее дистанцию между ними и противоположной им швартовочной поверхностью, достаточную для исключения их контакта друг с другом на время швартовки.
Имеются следующие частные случаи.
Одним из остальных составных элементов, образующих максимальный габаритный размер по ширине, за который выступает упорная торцевая поверхность платформы, является ограждение исполнительного органа воздушно-винтового движителя или внешняя бортовая линия плавучего корпуса скользящей поверхности.
Платформа торцевой упорной поверхностью по ширине выступает за другие составные элементы со стороны правого и/или левого борта. При этом торцевая упорная поверхность платформы может быть разделена на части, расположенные в передней и задней по ходу движения частях платформы.
Платформа, выступающая за максимальный габаритный размер по ширине, образованный одним из остальных составных элементов, выполнена в виде участка палубы.
Торцевая упорная поверхность платформы выполнена неподвижной по ширине платформы, либо подвижной по ширине платформы таким образом, что платформа по ширине может уменьшать расстояние, на которое она выступает за максимальный габаритный размер по ширине, образованный одним из остальных составных элементов, на время до и после швартовки.
Торцевая упорная поверхность платформы выполнена амортизирующей удары от противоположной швартовочной поверхности.
На фиг. 1 и 2 изображены варианты вида спереди транспортного средства на скользящей поверхности; на фиг. 3 - вид сверху на фиг. 2; на фиг. 4 - вид сверху участка торцевой упорной поверхности, когда она является подвижной по ширине платформы.
Транспортное средство на скользящей поверхности содержит следующие составные элементы. Имеется воздушно-винтовой движитель, размещенный на платформе 1. Воздушно-винтовой движитель содержит один или несколько двигателей внутреннего сгорания 2, передаточные механизмы, например ременный редуктор 3 или гидросистему, и исполнительный орган в виде одного (фиг. 2 и 3) или нескольких (фиг. 1) воздушных винтов 4 с рулями 5 и ограждением 6. Платформа 1 является несущей конструкцией, может быть цельной или состоящей из неподвижно состыкованных между собой частей, одной из которых может являться дно кабины 7, а на других располагается воздушно-винтовой движитель, а также может располагаться палуба и грузовая площадка.
Дополнительно воздушно-винтовому движителю может быть установлен другой движитель, реализующий силу тяги, путем отталкивания от других сред.
Имеется скользящая поверхность с плавучим корпусом 8, образующим правую и левую внешнюю его бортовую линию. Плавучий корпус 8, в частных случаях, может быть выполнен в виде одной цельной части, либо может быть разделен на несколько цельных частей, которые могут иметь подвижность друг относительно друга, при этом скользящая поверхность состоит из участков на каждой из цельных частей плавучего корпуса 8. Корпус 8 является плавучим, что означает его способность создавать положительную плавучесть, необходимую для нахождения на плаву транспортного средства на скользящей поверхности.
Платформа 1 установлена на скользящей поверхности с помощью воздействующей на каждую цельную часть ее плавучего корпуса 8 амортизирующей подвески 8. Каждая цельная часть плавучего корпуса 8 скользящей поверхности имеет возможность совершать амортизирующие движения.
Амортизирующая подвеска 9 может иметь, например, листовые рессоры, расположенные спереди и сзади каждой цельной части плавучего корпуса 8 скользящей поверхности, а также амортизаторы, которые главным образом, способствуют успокаиванию свободных колебаний платформы 1.
Платформа 1 имеет торцевую упорную поверхность 10, с помощью которой она по ширине выступает за максимальный габаритный размер по ширине, образованный одним из остальных составных элементов транспортного средства на скользящей поверхности, на расстояние L (фиг. 1 и 2), обеспечивающее дистанцию между ними и противоположной им швартовочной поверхностью, достаточную для исключения их контакта друг с другом на время швартовки.
В частном случае (фиг. 1), одним из остальных составным элементом, образующим максимальный габаритный размер по ширине, за который выступает упорная торцевая поверхность 10 платформы 1, является ограждение 6 исполнительного органа воздушно-винтового движителя. В другом частном случае (фиг. 2 и 3), одним из остальных составным элементом, образующим максимальный габаритный размер по ширине, за который выступает упорная торцевая поверхность 10 платформы 1, является внешняя бортовая линия плавучего корпуса 8 скользящей поверхности.
Швартовочной поверхностью, противоположной внешней бортовой линии плавучего корпуса 8 скользящей поверхности и ограждения 6 исполнительного органа воздушно-винтового движителя может являться боковая поверхность береговой пристани, поверхность борта другого транспортного средства, находящегося на плаву. На практике, расстояние L может быть определено с учетом конфигурации противоположной швартовочной поверхности, возможного крена транспортного средства на скользящей поверхности. Швартовкой является процесс сближения транспортного средства на скользящей поверхности с береговой пристанью или другим транспортным средством до соприкосновения с ними, при необходимости, закрепление к ним, а также нахождение в таком положении некоторое время.
Платформа 1 торцевой упорной поверхностью 10 по ширине может выступать за ограждение 6 исполнительного органа воздушно-винтового движителя, внешнюю бортовую линию плавучего корпуса 8 скользящей поверхности со стороны правого и/или левого борта. При этом, торцевая упорная поверхность 10 платформы 1 может быть разделена на части, расположенные в передней и задней по ходу движения частях платформы (фиг. 3).
Поверхность платформы 1, выступающая за внешнюю бортовую линию плавучего корпуса 8 скользящей поверхности, ограждение 6 исполнительного органа воздушно-винтового движителя, может быть выполнена в виде участка палубы, которая может быть использована для перемещения по ней людей и грузов, а также швартовочных операций по закреплению транспортного средства на скользящей поверхности.
Торцевая упорная поверхность 10 платформы 1 может быть выполнена неподвижной по ширине платформы 1. В другом частном случае, торцевая упорная поверхность 10 платформы 1 может быть выполнена подвижной по ширине платформы 1 таким образом, что платформа 1 по ширине может уменьшать расстояние, на которое она выступает за внешнюю бортовую линию плавучего корпуса 8 скользящей поверхности, на время до и после швартовки. Для этого (фиг. 4) могут быть применены присоединенные к подвижному участку платформы 1 с торцевой упорной поверхностью 10 скользящие направляющие 11, установленные в обхваты 12, и один или несколько гидроцилиндров 13. При этом обхваты 12 и неподвижная часть гидроцилиндров 13 установлены на неподвижной части платформы 1. Подвижный участок платформы 1 может быть расположен ниже неподвижного участка платформы 1.
Торцевая упорная поверхность 10 платформы 1 может быть выполнена амортизирующей удары от противоположной швартовочной поверхности, для этого она может быть образована, например, слоем упругого материала, например резины.
Работает транспортное средство на скользящей поверхности следующим образом.
Каждая цельная часть плавучего корпуса 8 скользящей поверхности передвигается по водной, снежной, ледовой поверхности, благодаря созданию силы тяги одним или несколькими воздушными винтами 4, которые приводятся в действие от двигателя внутреннего сгорания 2, через ременный редуктор 3. В частных случаях, дополнительно или временно вместо одного или нескольких воздушных винтов 4 могут быть использованы другие движители, реализующие силу тяги посредством отталкивания от других сред. Управление направлением движения реализуется посредством рулей 5, которые при повороте воспринимают потоки воздуха от одного или нескольких воздушных винтов 4.
Вес платформы 1 передается на каждую цельную часть плавучего корпуса 8 скользящей поверхности посредством амортизирующей подвески 9.
Для швартовки транспортного средства на скользящей поверхности, находящегося на плаву, к береговому причалу или другому транспортному средству, находящемуся на плаву, производят маневрирование с помощью одного или нескольких воздушных винтов 4 и рулями 5, при котором торцевые упорные поверхности 10, расположенные с одной из сторон относительно продольной оси платформы 1, ориентированы в направлении к противоположной швартовочной поверхности.
В частном случае, если торцевая упорная поверхность 10 платформы 1 выполнена подвижной по ширине платформы 1 таким образом, что платформа 1 по ширине может уменьшать расстояние, на которое она выступает за внешнюю бортовую линию плавучего корпуса 8 скользящей поверхности, ограждение исполнительного органа воздушно-винтового движителя на время до и после швартовки, приводят в действие гидроцилиндры 13, которые выдвигают торцевую упорную поверхность 10 платформы 1 на необходимое расстояние, при этом подвижный участок платформы 1 с торцевой упорной поверхностью 10 передвигается благодаря скольжению направляющих 11 в обхватах 12 (фиг. 3).
В результате маневрирования транспортное средство на скользящей поверхности приближается к противоположной швартовочной поверхности берегового причала или другого транспортного средства до соприкосновения с ними торцевой упорной поверхности 10. В результате этого нагрузка от противоположной швартовочной поверхности передается на платформу 1, которая является наиболее массивной частью транспортного средства на скользящей поверхности. При наличии слоя упругого материала, с помощью которого образована торцевая упорная поверхность 10, происходит гашение ударных нагрузок и достигается более щадящий режим швартовки.
Если поверхность платформы 1, выступающая за внешнюю бортовую линию плавучего корпуса 10 скользящей поверхности, выполнена в виде участка палубы, перемещение по ней людей способствует упрощению закрепления транспортного средства на скользящей поверхности к противоположной швартовочной поверхности.
Если торцевая упорная поверхность 10 платформы 1 разделена на части, расположенные в передней и задней по ходу движения частях платформы 1, транспортное средство на скользящей поверхности более эффективно швартуется к противоположной швартовочной поверхности, так, в этом случае, платформа 1 относительно нее меньше подвержена отклонениям.
Так как имеется торцевая упорная поверхность 10, с помощью которой платформа 1 по ширине выступает за максимальный габаритный размер по ширине, образованный внешней бортовой линией плавучего корпуса 8 скользящей поверхности на расстояние L (фиг. 2), обеспечивающее дистанцию между этой бортовой линией и противоположной ей швартовочной поверхностью, достаточную для исключения их контакта друг с другом на время швартовки, не происходит соприкосновения плавучего корпуса 10 с противоположной швартовочной поверхностью, а значит, нагрузки, вызванные швартовкой, не передаются на амортизирующую подвеску 9.
Так как имеется торцевая упорная поверхность 10, с помощью которой платформа 1 по ширине выступает за максимальный габаритный размер по ширине, образованный ограждением 6 исполнительного органа воздушно-винтового движителя, на расстояние L (фиг. 1), обеспечивающее дистанцию между ним и противоположной ему швартовочной поверхностью, достаточную для исключения их контакта друг с другом на время швартовки, не происходит его повреждения. А также, в этом случае, так как ограждение 6 исполнительного органа воздушно-винтового движителя образует максимальный габаритный размер по ширине, не происходит соприкосновения и плавучего корпуса 10 с противоположной швартовочной поверхностью, а значит, нагрузки, вызванные швартовкой, не передаются на амортизирующую подвеску 9.
Таком образом, происходит улучшение эксплуатационных качеств транспортного средства на скользящей поверхности, путем облегчения процесса швартовки, снижения нагрузок на амортизирующую подвеску 9 и исключения повреждения ограждения 6 исполнительного органа воздушно-винтового движителя при швартовке.
Транспортное средство на скользящей поверхности относится к транспортным средствам с воздушно-винтовым движителем, способным передвигаться скольжением по несущей их водной поверхности, либо к амфибийным транспортным средствам, способным передвигаться скольжением как по суше, так и по воде. Улучшаются эксплуатационные качества путем облегчения процесса швартовки, снижения нагрузок на амортизирующую подвеску и исключения повреждения ограждения исполнительного органа воздушно-винтового движителя при швартовке. Содержащее составными элементами скользящую поверхность с плавучим корпусом, образующим со стороны правого и левого бортов внешнюю его бортовую линию, воздушно-винтовой; движитель с ограждением его исполнительного органа, размещенный на платформе, которая установлена на скользящей поверхности с помощью воздействующей на каждую цельную часть ее плавучего корпуса амортизирующей подвески. Платформа имеет торцевую упорную поверхность, с помощью которой она по ширине выступает за максимальный габаритный размер по ширине, образованный одним из остальных составных элементов, на расстояние, обеспечивающее дистанцию между ними и противоположной им швартовочной поверхностью, достаточную для исключения их контакта друг с другом на время швартовки. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.