Код документа: RU2044659C1
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу изменения колеи транспортного средства и самому транспортному средству.
Железные дороги, используемые в различных странах мира, имеют различную колею (т.е. ширину) железнодорожного пути. Например, колея железнодорожного пути в Испании, Португалии и странах СНГ отличается от колеи соответствующих путей в Центральной Европе.
В связи с этим при международных железнодорожных перевозках часто встает необходимость перемещения грузов с одного железнодорожного состава на другой. Одним из решений этой проблемы является обеспечение трехпутной системы железнодорожных путей для того, чтобы поезда с осями различной длины могли следовать по соответствующему пути. Это, конечно, очень дорого.
Кроме того, имеется дополнительная проблема, заключающаяся в том, что технические условия на железнодорожный подвижной состав должны, само собой разумеется, меняться в зависимости от колеи железнодорожного пути, на котором он должен эксплуатироваться. Учитывая это, было бы неплохо обеспечить железные дороги подвижным составом, который мог бы легко и просто модифицироваться для эксплуатации его на железнодорожных путях с различной колеей. В частности, это было бы желательно в отношении транспортных средств специального назначения, таких как самоходные передвижчики вагонов. Такие передвижчики вагонов могут использоваться, например, на сортировочной станции на границе между двумя системами с различными колеями. В этом случае было бы желательно иметь сравнительно небольшой парк передвижчиков вагонов, которые можно эксплуатировать путем несложной модификации на железнодорожных путях с той и с другой колеей, чтобы расширить возможности их применения.
В особенности это относится к передвижчикам вагонов, имеющим комплект рельсовых колес и комплект дорожных колес, которые могут убираться относительно друг друга, чтобы передвижчик вагонов мог перемещаться по грунту с одного железнодорожного пути на другой. Такое транспортное средство можно было бы использовать по желанию одно время на железнодорожных путях с одной колеей, а затем перемещать на железнодорожные пути с другой колеей.
Известен способ изменения колеи транспортного средства, имеющего оси с колесами для движения по рельсам и с колесами для движения по автодороге, при котором устанавливают или снимают трубчатый распорный элемент, размещаемый между внутренней и наружной буксами оси с колесами для движения по рельсам и замене приводного вала для рельсовых колес (см. патент США N 3270830, кл. В 60 B 35/00, 1966).
В соответствии с предлагаемым изобретением обеспечивается система для несложной модификации длины оси подвижного состава, особенно для передвижчиков вагонов, но также и для любого другого железнодорожного подвижного состава.
В соответствии с предлагаемым изобретением обеспечивается способ приспособления осевой системы транспортного средства на рельсовом ходу для передвижения на рельсах различной ширины. Способ предусматривает операции отделения внешней буксы от внутренней, основной, буксы транспортного средства и удаления из нее первой полуоси, если таковая имеется. Затем между внешней буксой и внутренней, основной, буксой помещают распорный элемент, как правило, трубчатой формы и прикрепляют его к каждой из букс.
После этого во внешнюю буксу, распорный элемент и внутреннюю, основную, буксу вставляют вторую полуось (если таковая используется) и закрепляют рельсовые колеса в надлежащих позициях в осевой системе. Вторая полуось, когда она имеется, превышает первую полуось по длине на величину, равную желаемой ширине трубчатого распорного элемента.
Таким образом, этим сравнительно простым способом модификации можно увеличить расстояние между рельсовыми колесами, при этом никакого ухудшения в их функционировании не наблюдается.
Простым делом становится и осуществление способа в обратном порядке, чтобы удалить распорный элемент, тем самым вновь уменьшая длину осевой системы для того, чтобы транспортное средство могло передвигаться по железнодорожному пути, имеющему первоначальную ширину колеи.
С помощью этого способа становится возможным, например, модифицировать транспортное средство так, чтобы его можно было эксплуатировать либо на стандартной железнодорожной колее шириной 56 1/2 дюймов, либо на широкой железнодорожной колее шириной 66 дюймов, если понадобиться, на любой другой железнодорожной колее.
Особенно предпочтительно использование предлагаемого способа в таком транспортном средстве, как самоходный передвижчик вагонов, который имеет вторую осевую систему с дорожными колесами. В этом случае могут быть осуществлены следующие добавочные операции: внешнюю, несущую дорожное колесо часть оси второй осевой системы отделяют от внутренней, основной, части оси второй осевой системы; затем между внешней частью оси второй системы и внутренней, основной, частью оси второй системы помещают второй распорный элемент нужной ширины и прикрепляют его к каждой, внешней и внутренней, части оси второй системы.
Как обычно, рельсовые колеса транспортного средства могут нести приводные средства, причем приводные средства могут входить в зацепление с периферийными частями дорожных колес для сообщения дорожным колесам движущей силы. Нужные ширины первого и второго распорных элементов в этом случае обычно равны. В результате, после установки распорных элементов рельсовые колеса и дорожные колеса сохраняют аналогичное боковое положение относительно друг друга несмотря на то, что длина осей, а также рельсовых и дорожных колес увеличилась.
Благодаря этому после приспособления колес к пути с более широкой колеей приводные средства рельсовых колес по-прежнему могут входить в зацепление с периферийными частями дорожных колес.
Предлагаемый способ используется предпочтительно в вагонопередвигающих транспортных средствах или т.п. которые содержат по меньшей мере две оси рельсовых колес и две оси дорожных колес, причем один из комплектов осей рельсовых колес или дорожных колес установлен с возможностью подъема и опускания для обеспечения избирательного, поочередного выведения рельсовых колес и дорожных колес из опорного сцепления с грунтом.
На фиг. 1 изображено вагонопередвигающее транспортное средство, имеющее комплект дорожных колес и комплект убирающихся рельсовых колес, в котором применено изобретение; на фиг. 2 часть осевой системы рельсовых колес транспортного средства с фиг.1, модифицированной в соответствии с изобретением, продольный разрез; на фиг.3 часть осевой системы дорожных колес транспортного средства с фиг. 1 до модификации в соответствии с изобретением, продольный разрез; на фиг.4 увеличенный частичный вид в разрезе, иллюстрирующий модификацию в соответствии с этим изобретением.
Вагонопередвигающее транспортное средство 1 имеет две осевые системы 2 рельсовых колес, причем упомянутые осевые системы выполнены убирающимися, и две осевые системы дорожных колес 3. Дорожные колеса 3 могут быть приподняты над землей путем принудительного опускания осевых систем 2 с тем, чтобы транспортное средством можно было эксплуатировать на железнодорожном пути так, чтобы в контакте с грунтом находились только рельсовые колеса осевых систем 2. Такие вагонопередвигающие транспортные средства известны, примером может служить дорожно-рельсовое транспортное средство "Трэкмоубайл 95ТМ", продаваемое фирмой "Трекмоубайл Инк", Лагранж, Джорджия.
На фиг. 2 показана одна сторона осевой системы 2 рельсовых колес транспортного средства 1, на которую насажены рельсовые колеса 4. За исключением особенностей, раскрытых в этом описании, осевая система 2 может иметь обычную конструкцию с внешней буксой 5, которая соединена с внутренней, основной, буксой 6, прикрепленной к раме 7 транспортного средства и обеспечивающей соединение с обычным дифференциалом 8.
Предусмотрена полуось 9, которая функционирует обычным образом.
Можно увеличить полную длину каждой из осевых систем 2, чтобы обеспечить сцепление рельсовых колес 4 с железнодорожными путями, имеющими более широкую колею. Это осуществляется путем отсоединения внешней буксы 5 от внутренней, основной, буксы 6 и удаления первой полуоси, соответствующей полуоси 9, которая находится внутри.
После этого производят установку трубчатого распорного элемента 10 нужной ширины, чтобы увеличить длину каждой осевой системы 2 для сцепления колес 4 с более широким рельсовым путем.
Распорный элемент 10, имеющий обычно трубчатую форму, размещают между внешней буксой 5 и основной буксой 6 и прикрепляют к каждой из этих букс соответствующими болтами 11 и 12, которые проходят через обычные отверстия под болты соответствующих букс, а также через отверстия, выполненные в соответствующих концевых фланцах 13 и 14 трубчатого распорного элемента 10. Затем в соответствии с этим способом, во внешнюю буксу 5, трубчатый распорный элемент 10 и внутреннюю, основную, буксу 6 вставляют вторую полуось 9. Вторая полуось 9 превышает первую полуось по длине на величину, равную ширине трубчатого распорного элемента 10.
Таким образом, легко обеспечивается действующая осевая система, превышающая по длине предыдущую осевую систему для того, чтобы то же самое транспортное средство можно было эксплуатировать на железнодорожном пути с более широкой колеей. После этого, в случае необходимости возвращения транспортного средства на железнодорожный путь с более узкой колеей или с какой-либо другой колеей, процесс повторяют в обратном порядке, удаляя распорный элемент 10 или заменяя его на распорный элемент другой ширины, для сравнительно простого регулирования расстояния между рельсовыми колесами. Процесс легко осуществляется вне депо, поскольку рельсовые колеса могут быть приподняты над землей, при этом не тpебуется почти никаких инструментов, кроме гаечного ключа для затягивания и вынимания болтов, соединяющих соответствующие части.
Таким образом, модифицированное в соответствии с этим изобретением транспортное средство может функционировать на рельсовых путях с различными колеями, благодаря чему обеспечивается его эффективное и разностороннее использование в соответствии со складывающимися обстоятельствами.
На фиг.3 и 4 показаны элементы новизны осевой системы дорожных колес до ее модификации в соответствии с этим изобретением, которая несет дорожные колеса 15 с шинами низкого давления. Осевая система 3 дорожных колес несет внутреннюю, основную, часть 16 оси и внешнюю часть 17 оси, которые имеют обычную конструкцию.
В соответствии с этим изобретением второй распорный элемент 18 заданной ширины помещают между внутренней, основной, частью 16 оси и внешней частью 17 оси, надлежащим образом удерживая их вместе с помощью болтов 19, которыми можно соединять все три секции 16 18.
Предпочтительно, чтобы ширина распорного элемента 18, который показан в виде плиты, но может иметь, если нужно, и трубчатую форму, была задана так, чтобы она соответствовала ширине первого распорного элемента 10. Благодаря этому наличие соответствующих распорных элементов 10 и 18 обеспечивает одинаковое выдвижение наружу соответствующих рельсовых колес 4 и дорожных колес 3 с тем, чтобы соответствующие рельсовые и дорожные колеса в выдвинутом положении сохраняли то же боковое соотношение друг с другом, что и в первоначальном положении. В результате приводные выступы 20 (фиг.1) могут по-прежнему вводиться в зацепление с периферией соответствующих связанных с ними дорожных колес путем перемещения известным образом поворотного рычага для привода дорожных колес, когда это нужно.
Рельсовые колеса 4 и осевая система 2 могут быть опущены с помощью рычага с тем, чтобы рельсовые колеса 4 вошли в зацепление с железнодорожным путем и вывели колеса 15 наверх из зацепления с грунтом. Устройство позволяет находиться в зацеплении с грунтом либо рельсовым колесам, либо дорожным колесам, обеспечивая избирательное, поочередное выведение рельсовых колес и дорожных колес наверх из опорного зацепления с грунтом.
Таким образом обеспечивается вагонопередвигающее транспортное средство, которое может быть легко модифицировано без помощи специального оборудования и без нужды в депо с тем, чтобы эксплуатировать его на железнодорожных путях с различной колеей.
Один из комплектов колес 4 или 15 может быть выведен наверх из контакта с грунтом. Осевая система таких колес может быть разобрана путем вынимания болтов, чтобы соответственно вставить или удалить распорный элемент, такой как распорные элементы 10 или 18, после чего осевая система может быть вновь собрана путем соединения ее частей болтами. После этого аналогичным образом может быть модифицирована другая из осевых систем с тем, чтобы рельсовые колеса и дорожные колеса оставались в одном и том же боковом соотношении друг с другом независимо от того, к какой железнодорожной колее они приспособлены.
Использование: изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу изменения колеи транспортного средства и самому транспортному средству. Сущность изобретения: предложен способ изменения колеи транспортного средства, имеющего оси с колесами для движения по рельсам и с колесами для движения по автодороге, заключающийся в установке или снятии трубчатого распорного элемента, размещаемого между внутренней и наружной буксами оси с колесами для движения по рельсам, и замене приводного вала для рельсовых колес. Кроме того, изменяют на соответствующую величину колею по меньшей мере одной оси с колесами для движения по автодороге путем установки или снятия распорного элемента, размещаемого между внутренней и наружной частями этой оси. 2 с. и 3 з. п. ф-лы, 4 ил.