Изобретение относится к тяговосцепйым ycTpoflcTBciM, устанавливаеых на передней и задней частях
рамы автомобиля и буксируемых,тран спортных средств,
Известно тягово-сцепное устройство , содержащее сздепную скобу, штырь-затвор, имеющий рукоятку
и выполненный с запорными лыcкa и, и фиксатор указанного штыря-затвора
в виде разрезной пр жины с выступом для взаимодействия со скобой .
и спрямленными участками для взаимодействия с обеими лысками штыря-затвора W
.Указанное устройство характеризуется недостаточной эксплуатационной надежностью из-за отсутствия
гарантированной фиксации штырязатвора в верхнем открытом его положении и возможностью извлечения
ятт выброса его во время движения при непредвиденном повороте штыря-затвора.
Наиболее близким к изобретению является- тягово-сцепное устройство, содержащее сцепную скобу с верхней
и нижней проушинами, снабженный рукояткой штырь,-затвор у имеющий на
концах кольцевые проточки с втречными , ближняя к ручке проточка имеет пыски, а в верхней прошине
расположен фиксатор,последоваельно взаимодейстзукщий с указанными роточками,фасками и лысками 23 .
Известно.е устройство характери зуется недостаточной эксплуатационной
надежностью из-за того, что подъем штыря-затвора может быть осуществлен при повороте его на .
любой угол, обеспечивающий выход запорных лысок из зоны действия спрямленного участка ,С-образной
пружины и возникнозения направленной вверх силы, превышающей сопротивление осевому перемещению
штыря-затвора, а также недостаточным удобством эксплуатации, так
как для осевого перемещения штырязатвора в положении Ьткрытр-закрыто водителю необходимо приложить
к рукоятке его зна сительную силу деформации ,С-образиой пружины по
наклонной рлоскости (фаске) штыря-затвора с учетом коэффициента трения.
Целью изобретения является по .вышение надежности эксплуатации,
Цель достигается тем, что в тягово-сцепномустройстве , содержащем сцепную скобу с верхней и нижней
про;/ши нами, снабженный рукояткой штырь-затвор, имеющий на концах кольцевые проточки с встречными
фасками, ближняя к рукоятке проточка имеет лыски, а в верхней проушине расположен фиксатор,
последовательно взаимодействующий с указанны1уш проточка.ми,- фасками и лысками, проточки выполнены
прямоугольного профиля, фаски незамкнутыми , соответству|«щими форме и расположению взаимодействующих
с ними поверхностей фиксатора,а лыски сметейы относительно фасок,
Кроме того, с целью повышения удобства эксплуатации фаски могут быть заменены расширенными в сторону
рукоятки лыскаг/ш .
На фиг. 1 изображено тяговосцепное
устройство, общий вид;
на фиг. 2 - разрез верхней проушины
сцепной скобы, разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1 (вариант 1) на фиг, 4 „
разрез А-А на фиг. 1 (вариант П );
на фиг.. 5 - проточка с фаской (вариант
1);. на фиг. ff - вид Б на фиг. 5; .на фиг.. 7 - проточка с фаской (вариант П) на фиг. 3. - вид
В на фиг. 7; на фиг 9 - проточки
5 с лыcкa 1и и фасками (вариант 1);
на фиг, 10 - проточка с лысками (вариант 1) на фиг, 11 - разрез Г-Г на фиг. 9 и разрез Д-Д на
фиг, 10; н-а фиг. .12 - вид Е на
0 фиг. 10; на фиг. 13 - проточка с
лысками (вариант II.); на фиг, 14 вид Ж на фиг, 13.
Тягово-сцепное устройство содержит сцепную скобу 1, в проушинах
5 которой имеются отверстия 2 для
штыря-затвора 3, имеющего рукоятку 4
и црямоугольные проточки 5, взаимодействующие с фиксатором штырязатвора , выполненного в виде раз0
резной пружины 6., смонтированной
в гнезде 7 верхней проушины сцепной
скобы 1, при этом рабочая часть пружины б в виде спрямленного участка
8 (вариант 1) или радиусного 9 ( вариант Л ) взаимодействует с проточкой
5, а выступы 10, загнутые друг, против друга, взаимодействуют со сцепной скобой 1.
Для повышения эксплуатационной .надежности и возможности осевого перемещения штыря-затвора 3 в поло
жения открыто-закрыто , только в строго ориентированном его положении , на внутренней стороне прото
ки 5 выполнен срез И (фиг. 1,5 и Для взаимодействия с фиксатором по варианту II срез выполнен в виде
части кольцевой фаски 12 (фиг, 4, и 8). . Для повьашения надежности и удоб
ства эксплуатации проточка 5 снабжена лыской 13 для фиксации штыря-затвора в положении закрыто
и лыской 14 - в положении, допуска ющем осевое перемещение штыря-затвора (фиг.- 9 и 11 ).
Для снижения сопротивления при осевом перемещении штыря-затвора 3 и удобства эксплуатации устройства
срез 11 выполнен S виде расши ренной лыски 15 (фиг. 10). Для взаимодействия с фиксатором
по варианту II расширенная лыска 15 имеет форму рабочего участка 16
фиксатора (Фиг. 4, 13 и 14). Указанные элементы 15 и 16 образуют уступы 17 на штыре-затворе 3,, посл
ни-й имеет фаску 18. Монтаж устройства осуществляется путем установки разрезной пружины
6 в гнездо 7 и осевого пер.емещения штыря-затвора 3, в результате чего нижняя фаска 18 деформирует
пружину 6, изогнув ее выступы 10, а затем рабочая часть пружи ны б попадает в проточку 5, обеспе
чив тем самым неразъемное соединение штыря-затвора 3 со сцепной скобой 1..
Работа тягово-сцепного устройства осуществляется следующим образом.
После ввода петли дышла в зев сцепной скобы 1 штырь-затвор 3 путем нажима на рукоятку 4, преодолевая
сопротивление фиксатора, /1-А перемещают по оси до ощущения
щелчка, и результате чего разрезная пружина б заходит в верхнюю
проточку 5. Затем рукоятку 4 поворачивают в любую сторону и устанавливают ее перпендикулярно оси
автомобиля, при этом происходит щелчок и разрезная пружина б попадает на лыску 13 и тем самым фикся
рует штырь-затвор 3 в положений закрыто.. Такое выполнение тягово-сцепного
устройства существенно повышает эксплуатационную надежность его, поскольку исключает возможность
полного извлечения штЕлря-затвора из сцепной скобы, а также допускает осевое перемещение штыря-затвора
из положения закрыто в положение открыто и наоборот, только при условии преодоления сопротивления
, фиксатора и в строго ориентированном положении штыря-затвора 3, которое при наличии двух разрезных
пружин б регламентируется углом , равным 90. При исполнении штыря-затвора 3
с расЕиренной лыской 15 или участком 16 осевое перемещерче его осу- ществляют. от положения закрыто
до положения открыто путем предварительного поворота от лыски 13 до лыски, 14 или от лыски 13 до
участка 16 и осевого перемещения до упора разрезной пружины б в уступ 17, а затем поворачивают
штырь-затвор за рукоятку 4, в ре-, зультате чего выступы 10 .кины
б дополнительно загинаются и рабочие участки ее 8 и 9 оказываются
на внутренней цилиндрической поверхности штыря-затвора. Затем окончательно перемещают штырь-затвор
по оси до щелчка - попадания пружины б в проточку. Таким обра3UM описанное исполнение устройcTBa
еще больше побышает его надежность и удобство в эксплуатации. Благодаря применению описанных
средств фиксации штыря-затвора достигается повышение надеж.нос;;.;
в эксплуатации сцепного устройства.
/
в
Ain-ltT i
BuSB Buff в
--r /f
-.
фи
CpueJ js
фиг. 10 Ш