Код документа: RU191328U1
Полезная модель относится к транспорту, точнее к колесам транспортных средств, а именно, к приспособлениям для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги и может быть использована в качестве эффективного антибуксовочного средства. Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в упрощении, удешевлении, удобстве, быстроте установки (съeма), эффективности антибуксовочного устройства.
Достижение указанного результата обеспечивается тем, что антибуксовочное устройство изготавливают в виде многолучевой (не менее пятилучевой) звезды, изготовленной по принципу токарного патрона с обратными кулачками. В центре находится корпус с центральным отверстием, выполненный в виде шайбы с равномерно расположенными по периферии и радиально ориентированными направляющими в виде труб прямоугольного сечения. В центре расположена плоская шайба с зубцами в виде спирали, а сквозь направляющие проходят лучи прямоугольного сечения меньшего, но близкого размера. Центральные концы лучей имеют зубцы, которые находятся в зацеплении с зубцами (пазами) спирали плоской шайбы. Наружные концы лучей имеют фиксируемые телескопические удлинители для регулировки изделия по радиусу колеса. Эти удлинители имеют пазы, дающие люфт, необходимый при наезде колеса на шинно-грунтовые зацепы, шарнирно соединенные с концами телескопических удлинителей и перпендикулярных плоскости колеса. Шинно-грунтовые зацепы являются рeбрами противоскольжения и имеют со стороны шины крупные шипы, чтобы устройство после затяжки не соскакивало с колеса. При вращении спиральная шайба двигает лучи и приводит к обхватыванию шинно-грунтовыми зацепами шины колеса. Вращение в другую сторону приводит к ослаблению зацепов и снятию устройства с колеса. Вращение спиральной шайбы осуществляется ключом, вставленным в ее центральное квадратное отверстие.
Известны [1] траки (ленты) противоскольжения, представляющие собой ребристые коврики из металла или пластика, которые подсовывают под колеса автомобиля, когда он забуксовал. К недостаткам данной системы можно отнести трудность подсовывания траков под увязшие в грязи или снегу колеса автомобиля, пачкание грязью того, кто подсовывает, необходимость в напарнике водителя, небольшая длина траков, трудность очистки их от грязи и хранения.
Известны [2] цепи (браслеты) противоскольжения, снабженные ремнями, пристегивающими цепи к наружной стороне шин через отверстия в ободе колеса. Данная конструкция имеет ряд недостатков. Если в ободе колеса нет отверстий, то установить цепи невозможно. При застревании автомобиля в грязи невозможно установить цепи не испачкавшись грязью, хотя изделие и комплектуется резиновыми перчатками. Процесс установки цепей занимает довольно длительное время. Большие трудности возникают на грузовиках со спаренными колесами.
Известно [3] устройство противоскольжения, которое состоит из несущей ступицы, в которой закреплены противобуксовочные рычаги, свободные концы которых изогнуты для охвата протектора колесной шины и снабжены грунтозацепами. На противоположных от грунтозацепов концах они имеют резьбу и закреплены в ступице с помощью гаек. Имеется нажимная ступица с нажимным кольцом. Несущая ступица имеет в центре резьбовое отверстие, куда вкручивается стяжной болт. Закручивание стяжного болта приводит к охвату колеса рычажными загибами, выкручивание - к ослаблению зацепов и снятию устройства с колеса. Один из недостатков этого противобуксовочного устройства заключается в сложности его конструкции. Этот недостаток сопровождается сложностью изготовления, высокой стоимостью устройства, неудобствами эксплуатации. Другой недостаток - то, что устройство занимает много места при его перевозке. Существенный недостаток - это, когда любой из рычагов выходит в нижнюю точку, значительная часть веса автомобиля переходит на этот элемент и гнет и ломает его.
Известно [4] устройство противоскольжения колеса, которое содержит закрепленные на несущей ступице рычаги, свободные концы которых выполнены с грунтозацепами и изогнуты для охвата шины колеса, и приспособление для прижатия рычагов к шине, которое установлено соосно с несущей ступицей и связано с ней посредством стяжного элемента. Рычаги шарнирно соединены с несущей ступицей посредством осей качания рычагов в плоскостях, проходящих через ось вращения колеса и перпендикулярных плоскости вращения колеса, каждый рычаг от оси качания выполнен с дополнительным плечом под углом 80 100° к основному плечу, приспособление для прижатия рычагов к шине выполнено в виде гайки и втулки с внутренним кольцевым буртиком и с конической наружной поверхностью, а стяжной элемент выполнен в виде ступенчатой оси с хвостовиком под ключ, двумя резьбовыми участками с резьбой противоположного друг другу направления, между которыми расположен цилиндрический участок большего диаметра, на который соосно свободно установлена втулка и закреплена от осевого смещения гайкой, при этом дополнительное плечо каждого рычага имеет плотный контакт с конической наружной поверхностью втулки. Каждый рычаг имеет на внутренней поверхности свободного конца шипы, жестко соединенные с рычагом для более надежного контакта с шиной колеса.
Данное устройство имеет ряд недостатков. Оно не может использоваться на колесах различного радиуса, имеет сложную конструкцию и, как следствие, дорого в производстве. Существенный недостаток - это, когда любой из грунтозацепов выходит в нижнюю точку колеса, значительная часть веса автомобиля переходит на этот элемент и гнет и ломает рычаг.
Наиболее близким аналогом предлагаемой полезной модели является последняя конструкция [4], которая взята за прототип.
Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в упрощении и ускорении процесса установки (снятия), эффективности антибуксовочного устройства.
Достижение указанного результата обеспечивается тем, что антибуксовочное устройство изготавливают в виде многолучевой (не менее пятилучевой) звезды, изготовленной по принципу токарного патрона с обратными кулачками. В центре находится корпус с центральным отверстием, выполненный в виде шайбы с равномерно расположенными по периферии и радиально ориентированными направляющими в виде труб прямоугольного сечения. В центре расположена плоская шайба с зубцами в виде спирали, а сквозь направляющие проходят лучи прямоугольного сечения меньшего, но близкого размера. Лучи звезды образуют между собой одинаковые углы, кроме одного. Один из углов имеет большую величину (в районе 100 градусов). Наличие одного большого угла между двумя соседними лучами звезды позволяет надевать антибуксовочное устройство на колесо, когда оно несколько утонуло в грязи или снегу. Центральные концы лучей имеют зубцы, которые находятся в зацеплении с зубцами (пазами) спирали плоской шайбы. Наружные концы лучей имеют фиксируемые телескопические удлинители для регулировки изделия по радиусу колеса. Эти удлинители имеют пазы, дающие люфт, необходимый при наезде колеса на шинно-грунтовой зацеп, шарнирно соединенный с концом телескопического удлинителя и перпендикулярный плоскости колеса. Шарниры позволяют складывать шинно-грунтовые зацепы вплотную к телескопическим удлинителям из перпендикулярного положения в параллельное для уменьшения габарита изделия по толщине, а также позволяют зацепу не гнуться при наезде на неровность (например, камень) своим краем. Шинно-грунтовые зацепы являются ребрами противоскольжения и имеют со стороны шины крупные шипы, чтобы устройство после затяжки не соскакивало с колеса. При вращении спиральная шайба двигает лучи и приводит к обхватыванию шинно-грунтовыми зацепами шины колеса. Вращение в другую сторону приводит к ослаблению зацепов и снятию устройства с колеса. Вращение спиральной шайбы осуществляется ключом, вставленным в ее центральное квадратное отверстие.
Пазы в телескопических удлинителях звезды позволяют не ломать, не гнуть изделие, когда любой из лучей звезды оказывается в нижней точке, и шина наезжает на зацеп. В это время зацеп с удлинителем звезды свободно приподнимаются вверх, а при прохождении нижней точки возвращаются в исходное положение.
Отрегулированное под колесо устройство снимается и надевается за считанные секунды.
Используемые источники информации:
1. Сайт z-track.ru.
2. Сайт sorokin.ru.
3. Патент РФ 2023598.
4. Патент РФ 2095257.
Полезная модель относится к транспорту, а именно к приспособлениям для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги и может быть использована в качестве эффективного антибуксовочного средства. Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в упрощении, удобстве, быстроте установки (снятия), эффективности, надежности и долговечности антибуксовочного устройства. Достижение указанного результата обеспечивается тем, что антибуксовочное устройство изготавливают в виде многолучевой (не менее пятилучевой) звезды, изготовленной по принципу токарного патрона с обратными кулачками. В центре находится корпус с центральным отверстием, выполненный в виде шайбы с равномерно расположенными по периферии и радиально ориентированными направляющими в виде труб прямоугольного сечения. В центре расположена плоская шайба с зубцами в виде спирали, а сквозь направляющие проходят лучи прямоугольного сечения меньшего, но близкого размера. Внутренние концы лучей имеют зубцы, которые находятся в зацеплении с зубцами (пазами) спирали плоской шайбы. Наружные концы лучей имеют фиксируемые телескопические удлинители для регулировки изделия по радиусу колеса. Эти удлинители имеют пазы, дающие люфт, необходимый при наезде колеса на шинно-грунтовой зацеп, шарнирно соединенный с концом телескопического удлинителя и перпендикулярный ему. Шинно-грунтовые зацепы являются ребрами противоскольжения и имеют со стороны шины крупные шипы, чтобы устройство после затяжки не соскакивало с колеса. При вращении спиральная шайба двигает лучи и приводит к обхватыванию шинно-грунтовыми зацепами шины колеса. Вращение в другую сторону приводит к ослаблению зацепов и снятию устройства с колеса. Вращение спиральной шайбы осуществляется ключом, вставленным в ее центральное квадратное отверстие.Процесс надевания (снятия) устройства занимает буквально секунды.