Код документа: RU2628985C2
Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к области автотранспортных средств и, в частности, к системам идентификации двигателя автотранспортного средства.
В частности, изобретение касается антикоррозийной защиты идентификационного номера, выгравированного на двигателе транспортного средства.
Уровень техники
Двигатели автотранспортных средств имеют идентификационный номер, состоящий из буквенных и цифровых знаков, предпочтительно выгравированных на указанном двигателе. Состояние этого идентификационного номера не должно ухудшаться в течение срока службы не менее двенадцати лет. Как известно маркировку двигателя осуществляют посредством гравировки на части наружной поверхности стенки двигателя. Затем, как известно, на всю зону маркировки наносят лак для обеспечения защиты от воздействий окружающей среды, которым подвергается указанный двигатель.
В экстремальных условиях окружающей среды, например в географических зонах с очень холодными зимами, когда дороги интенсивно обрабатывают солью, указанные двигатели и, следовательно, зона выгравированной маркировки подвергаются сильной коррозии. В частности, идентификационный номер перестает читаться, что может привести к прекращению эксплуатации транспортного средства властями этой страны.
Для решения проблемы коррозии зоны маркировки были испытаны различные лаковые растворы с нанесением слоя лака большой толщины порядка 50 микрон. Однако эту операцию невозможно осуществлять путем нанесения только одного слоя на по существу вертикальную поверхность, так как лак имеет тенденцию растекаться, что вынуждает располагать зону маркировки горизонтально. Кроме того, увеличение толщины слоя лака приводит к увеличению времени сушки.
Были также испытаны другие решения лакирования с использованием двухкомпонентных лаков. Однако лаки этого типа являются очень вредными и, следовательно, несовместимы с использованием на линии сборки двигателя: в частности, нанесение лаков этого типа требует наличия герметичной камеры с устройством отсасывания/удаления воздуха, содержащего вредные пары, и осуществления дополнительного этапа сушки лака при помощи ультрафиолетового излучения. Таким образом, эта операция защиты зоны маркировки двигателя значительно влияет на процесс сборки двигателей и, следовательно, на их стоимость.
Раскрытие изобретения
Одной из задач изобретения является устранение этих недостатков, и его объектами являются способ и средство антикоррозийной защиты зоны маркировки, которые являются простыми и совместимыми со сроками циклов процесса изготовления двигателей, а также недорогими.
В частности, объектом изобретения является способ маркировки двигателя автотранспортного средства, содержащий:
- этап гравировки идентификационного номера двигателя на поверхности маркировки двигателя,
при этом, согласно изобретению, после этапа гравировки способ содержит этап защиты идентификационного номера посредством герметичного закрепления средства защиты, содержащего прозрачную пластинку, на поверхности маркировки.
Согласно другим предпочтительным отличительным признакам изобретения:
- перед этапом гравировки осуществляют этап механической обработки поверхности маркировки;
- средство защиты крепят на выгравированной части при помощи клея, что упрощает этап защиты;
- перед этапом приклеивания осуществляют этап очистки для обеспечения лучшего сцепления средства защиты с поверхностью маркировки;
- средство защиты содержит прозрачную и бесцветную пластинку, выполненную с возможностью крепления на механически обработанной части поверхности указанного двигателя, предназначенной для маркировки идентификационного номера, за счет чего улучшается читаемость знаков идентификации;
- пластинку наклеивают на часть поверхности двигателя при помощи адгезивного средства, стойкого в диапазоне температур от -40°C до 200°C;
- пластинка имеет толщину более 150 микрон, намного превышающую максимальную толщину, получаемую при использовании однокомпонентного лака;
- защитная пластинка выполнена из устойчивого к царапинам пластического материала;
- прозрачная пластинка имеет адгезивную сторону, предназначенную для крепления на механически обработанной части поверхности маркировки указанного двигателя и содержащую слой акрилового адгезива, имеющий после сушки толщину более 100 микрон, для облегчения этапа защиты зоны маркировки.
Краткое описание чертежей
Изобретение будет более очевидно из нижеследующего описания неограничивающего примера осуществления со ссылками на прилагаемые чертежи.
На фиг. 1 показана часть поверхности маркировки двигателя, схематичный вид сверху;
на фиг. 2 показан схематичный вид в разрезе по плоскости АА фиг. 1.
Осуществление изобретения
Двигатель (не показан) транспортного средства содержит поверхность маркировки, расположенную на части поверхности стенки и предназначенную для нанесения идентификационного номера 11 указанного двигателя.
Как показано на фиг. 1, идентификационный номер 11 двигателя автотранспортного средства содержит ряд знаков 15, вписанный в рамку (не показана), предусмотренную регламентными нормами стран. Как известно, на стенке 13 двигателя гравируют знаки идентификации. Знаки 15 являются латинскими буквенными и цифровыми знаками, которые вписывают, например, между двумя логотипами 12 товарного знака производителя.
Согласно изобретению, указанную поверхность 14 маркировки предварительно подвергают механической обработке для улучшения читаемости знаков 15 после гравировки. Читаемость знаков на механически обработанной поверхность лучше, чем на необработанной поверхности, даже предварительно очищенной при помощи щетки. Поверхность 14 маркировки по существу является прямоугольной зоной порядка 50 мм длины и 20 мм ширины. Как известно, этап гравировки знаков осуществляют посредством микроскопической ударной обработки указанной поверхности.
Затем на поверхности 14 маркировки крепят прозрачное средство защиты таким образом, чтобы защитить указанную поверхность с идентификационными знаками от влияния окружающей среды. Средство защиты может быть выполнено в виде пластинки 16 из прозрачного материала, закрывающей поверхность 14 маркировки.
Предпочтительно крепление осуществляют посредством приклеивания к стенке 13 двигателя. При этом механическая обработка поверхности 14 маркировки представляет собой необходимый подготовительный этап, предшествующий этапу приклеивания. Предпочтительно механически обработанную поверхность затем очищают для удаления остатков пыли и жидкости с целью подготовки сцепления средства защиты части маркировки с поверхностью маркировки.
Как показано на фиг. 2, поверхность средства защиты, которая по существу закрывает площадь поверхности 14 маркировки, крепят на стенке 13 двигателя.
Пластинка 16 имеет толщину 17, составляющую от 150 до 200 микрон, для обеспечения хорошей устойчивости от старения и коррозийной стойкости после испытаний, проведенных в соленой и коррозионной средах. Изобретение распространяется и на более значительную толщину. Такие значения толщины придают определенную гибкость указанной пластинке, которую можно в этом случае располагать на не совсем плоской поверхности.
Пластинка 16, образующая средство защиты, предпочтительно выполнена из пластика или из прозрачного бесцветного сложного полиэфира предпочтительно с плотностью более 1,4 г/см3 для обеспечения хорошей устойчивости к царапинам. Например, для обеспечения хорошей устойчивости к царапинам можно применять полиэфир ТМР934 товарного знака COMPUTYPE®. Оставаясь в рамках изобретения, пластинка может состоять, например, из полиэфирной пленки толщиной 175 мкм и иметь упругость более 4 м2/кг. Вместе с тем, ее можно также выполнить из другого материала, такого стекло, при этом указанные материалы должны обладать хорошей стойкостью к старению и коррозийной стойкостью.
Пластинка 16 имеет адгезивную сторону 20, предназначенную для вхождения в контакт со стенкой двигателя и содержащую адгезив 19, предпочтительно из акрила. Предпочтительно указанный адгезив устойчив в диапазоне температур от -40°C до 200°C. Как известно адгезив выбирают таким образом, чтобы он обладал силой сцепления более 3 Н/см. Примером используемого адгезива является 60%-ный раствор термореактивного акрилового полимера с временем сушки порядка 1 часа. Во время нанесения слоя адгезива летучий растворитель испаряется, оставляя место для не летучего слоя клея. После сушки адгезивный слой имеет толщину 18 около 125 микрон, что способствует хорошей стойкости к старению и коррозийной стойкости.
В варианте пластинку можно крепить при помощи других средств механического типа, например, при помощи винтов с обеспечением сплошной герметичной периферийной зоны, чтобы избегать коррозии нижележащей зоны гравировки.
Средство 16 защиты может представлять собой, например, полосу основы (не показана), содержащую поверхность контакта, не сцепляющуюся с адгезивом, например, из крафт-бумаги. Указанное средство защиты можно легко отделить от полосы основы для наложения на предварительно механически обработанную и очищенную поверхность маркировки. Клей приобретает свои оптимальные свойства спустя 1 час. Наложение средства защиты на поверхность маркировки можно осуществлять под давлением, чтобы сократить время полимеризации клея.
Таким образом, достигается технический результат изобретения: антакоррозийную защиту обеспечивает средство защиты, содержащее пластину, приклеенную на поверхности маркировки. Этап защиты маркировки в соответствии с изобретением в гораздо меньшей степени влияет на процесс сборки двигателей, чем этап нанесения лака на указанную поверхность. Кроме того, пластинка и адгезивное средство являются менее дорогими, чем, например, двухкомпонентный лак.
Изобретение относится к области автотранспортных средств и, в частности, к системам идентификации двигателя автотранспортного средства и антикоррозийной защите идентификационного номера, выгравированного на двигателе транспортного средства. Способ маркировки двигателя автотранспортного средства содержит этап гравировки идентификационного номера двигателя на поверхности маркировки на стенке двигателя, при этом после этапа гравировки способ содержит этап защиты идентификационного номера посредством герметичного закрепления средства защиты, содержащего прозрачную пластинку, обладающую стойкостью к коррозии, на поверхности маркировки. Техническими результатами заявленного изобретения являются повышение надежности, простоты и экологичности при защите от коррозии идентификационного номера, нанесенного на стенку двигателя путем гравировки. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 2 ил.