Код документа: RU2750641C2
Настоящее изобретение относится к лебедочному устройству для буксировки компактных грузов, например, либо единичных бревен, либо нескольких охватываемых петлей бревен. В соответствии с Международной патентной классификацией такое изобретение принадлежит классу В66D 1/00.
Такое устройство обычно содержит главную лебедку, а именно классическую лесохозяйственную лебедку, устанавливаемую с возможностью съема на универсальный трактор, снабженный, по меньшей мере, трехточечным соединительным механизмом и карданным валом, пригодным для приведения в действие каждого из рабочих приспособлений, а также содержит вспомогательную лебедку, выполненную с возможностью подтягивания троса в процессе его разматывания с намоточного барабана упомянутой главной лебедки.
Изобретение направлено на решение задачи разработки устройства предшествующего уровня техники, которое было бы пригодным для буксировки компактных грузов, в частности бревен, и в котором работа вспомогательной лебедки могла осуществляться без вспомогательного автономного приводного средства, а также, в частности, не требовало сложного переноса вспомогательной лебедки на место, расположенное вблизи каждого груза и вдали от главной лебедки и трактора, при этом создание такого устройства предпочтительно должно быть возможным на основе усовершенствования любой существующей лесохозяйственной лебедки.
Изобретение предусматривает, что такое устройство содержит главную лебедку и вспомогательную лебедку, при этом обе лебедки приводятся в действие одним и тем же приводным средством, а именно посредством трактора, на котором установлена главная лебедка. При такой схеме главная лебедка предназначена для буксировки каждого груза посредством тягового троса, в то время как вспомогательная лебедка предназначена для буксировки упомянутого тягового троса в процессе его разматывания с намоточного барабана главной лебедки, а значит и для транспортировки упомянутого тягового троса к каждому грузу, приготовленному для буксировки. Буксировка бревен или деревьев, таким образом, по-прежнему остается главной задачей применения устройства по изобретению.
Лесохозяйственная лебедка, пригодная для применения в качестве главной лебедки в устройстве по изобретению, раскрыта в документе SI 9600339 А2, на который приводится ссылка в данной заявке. Такая лебедка в действительности представляет рабочее приспособление, устанавливаемое на тракторе, а затем приводимое в действие посредством карданного вала, которым упомянутый трактор оборудован и который в иных случаях также служит для приведения в действие любых других сельскохозяйственных, лесохозяйственных или промышленных приспособлений. Такая лебедка содержит намоточный барабан, который посредством своего обычно горизонтально расположенного вала встроен с возможностью вращения в корпус и в дополнение снабжен тормозом и муфтой сцепления, при этом упомянутый вал посредством соответствующей зубчатой передачи может соединяться с упомянутым карданным валом трактора. На упомянутый намоточный барабан намотан буксировочный трос, который напрямую или опосредованно через один или более шкивных блоков проходит к каждому грузу, приготовленному для буксировки. Как только груз, например, бревно или несколько охватываемых петлей бревен, прикрепляется к упомянутому буксировочному тросу и упомянутый намоточный барабан приводится во вращение в соответствующем направлении, буксировочный трос наматывается на упомянутый барабан, благодаря чему груз буксируется в сторону лебедки. Однако до выполнения такой буксировки упомянутый трос должен быть размотан с намоточного барабана и его свободный концевой участок должен быть протянут до груза, вследствие чего намоточный барабан либо свободно вращается, либо в определенных случаях даже способен оказывать содействие путем доставки троса в направлении, противоположном направлению буксировки. После того как упомянутый свободный концевой участок буксировочного троса перемещен к грузу, груз надлежащим образом крепится к буксировочному тросу. Усилие, с которым буксировочный трос разматывается с намоточного барабана, в частности на мощных лебедках, оснащенных соответственно толстым буксировочным тросом, относительно велико, что является следствием одновременно веса и противодействия троса, а также инерции и трения намоточного барабана. По этой причине на практике каждое разматывание троса с намоточного барабана и перенос его до каждого груза является действительно тяжелой и длительной работой.
В контексте ранее изложенных проблем в документе DE 2756743 А2 предложено введение вспомогательной лебедки. Предложенное устройство содержит главную лебедку, установленную на тракторе и тоже приводимую в действие посредством упомянутого трактора, а также вспомогательную лебедку, которая должна располагаться на участке, на котором также располагается каждый груз, приготовленный для буксировки, а именно на существенном расстоянии от трактора и главной лебедки, так что вспомогательная лебедка должна представлять собой автономный узел, снабженный собственным приводным двигателем и, в общем, способный работать независимо от работы упомянутой главной лебедки и упомянутого трактора. Организуя работу на каждом рабочем участке, упомянутую вспомогательную лебедку, следовательно, переносят на участок, на котором расположен каждый груз, при разматывании вспомогательного троса с упомянутой вспомогательной лебедки и прохождении его к трактору, на котором установлена главная лебедка, при этом приводное средство вспомогательной лебедки может способствовать вращению намоточного барабана на вспомогательной лебедке, а значит, высвобождению вспомогательного троса. Упомянутый вспомогательный трос существенно тоньше и легче основного буксировочного троса, и работа со вспомогательным тросом значительно легче и менее опасна, чем работа с основным буксировочным тросом.
После того как свободный концевой участок упомянутого вспомогательного троса располагается вблизи главной лебедки, вспомогательный трос крепится к основному буксировочному тросу, который затем посредством упомянутой вспомогательной лебедки подтягивается в направлении груза. После этого основной буксировочный трос прикрепляется к грузу и посредством наматывания основного буксировочного троса на намоточный барабан главной лебедки упомянутый груз буксируется в направлении главной лебедки и трактора. Оба средства приведения в действие, а именно главной лебедки и вспомогательной лебедки, могут работать полностью независимо друг от друга, но управляются дистанционно, благодаря чему их работа синхронизирована, что необходимо для обеспечения надлежащей транспортировки тягового троса в одном направлении к грузу, а после этого также надлежащей буксировки упомянутого груза в противоположном направлении, т.е. в сторону главной лебедки. Такое предложенное решение, несомненно, несколько облегчает упомянутую трудную и опасную рабочую операцию, связанную с разматыванием и протягиванием тягового троса в направлении груза, однако для решения поставленной задачи вспомогательная лебедка неизбежно должна быть снабжена автономным приводным двигателем. Следовательно, такая вспомогательная лебедка является тяжелой и ею трудно управлять. Кроме того, такую вспомогательную лебедку требуется перенести и расположить вблизи груза, что с учетом рельефа местности также может представлять собой очень сложную, опасную и затратную по времени процедуру, так же, как и транспортировка основного буксировочного троса в направлении груза.
С учетом вышесказанного соответствующим образом, улучшенный подход к созданию такого устройства для буксировки грузов, в частности бревен, был бы весьма полезен, поскольку использование упомянутой вспомогательной лебедки предпочтительно не должно требовать какого-либо вспомогательного средства приведения в действие и, в частности, также какого-либо сложного переноса упомянутой вспомогательной лебедки на участок, расположенный вблизи груза и вдали от главной лебедки и трактора. Кроме того, поскольку большинство потенциальных пользователей уже обладают классической лебедкой, а также трактором, который необходим для ее работы, было бы также очень удобно, чтобы такое устройство могло быть реализовано путем усовершенствования любой существующей тракторной лебедки.
В настоящем изобретении предложено лебедочное устройство для буксировки компактных грузов, в частности бревен, посредством тракторной лебедки, а именно посредством главной лебедки, которая установлена с возможность съема на тракторе. Упомянутый трактор снабжен, по меньшей мере, соединительным механизмом для установки на нем упомянутой главной лебедки, а также карданным валом, пригодным для управления упомянутой главной лебедкой, и гидравлическим контуром, заполненным гидравлической средой и снабженным, по меньшей мере, одним гидравлическим насосом, пригодным для сжатия упомянутой гидравлической среды. Упомянутая главная лебедка содержит корпус, в котором установлен намоточный барабан, способный вращаться вокруг своей продольной геометрической оси и имеющий намотанный на него основной буксировочный трос. Упомянутый намоточный барабан приводится в действие посредством приводного узла трактора через упомянутый карданный вал на тракторе и через соответствующую зубчатую передачу и в дополнение снабжен поочередно работающими тормозом и муфтой сцепления. Кроме того, упомянутая главная лебедка в качестве опции может управляться при помощи устройства дистанционного управления. В дополнение к упомянутой главной лебедке такое лебедочное устройство также содержит вспомогательную лебедку, которая также содержит корпус, в котором установлен намоточный барабан, который также способен вращаться вокруг своей продольной геометрической оси и на который намотан вспомогательный трос. Упомянутый намоточный барабан упомянутой вспомогательной лебедки управляется при помощи соответствующего приводного средства. Вспомогательная лебедка приспособлена для буксировки упомянутого тягового троса в процессе его разматывания с намоточного барабана главной лебедки и, как и главная лебедка, также в качестве опции может управляться при помощи устройства дистанционного управления.
В настоящем изобретении предложено, что такое буксировочное устройство в дополнение к упомянутой главной лебедке, снабженной упомянутым буксировочным тросом, и упомянутой вспомогательной лебедке, снабженной упомянутым вспомогательным буксировочным тросом, также содержит, по меньшей мере, один вспомогательный шкивный блок, пригодный для направления упомянутого вспомогательного троса и в каждом случае прикрепляемый надлежащим образом к доступной точке фиксации, расположенной за пределами линии, по которой основной буксировочный трос проходит между главной лебедкой и каждым конкретным грузом. При такой схеме упомянутая вспомогательная лебедка может устанавливаться либо на упомянутый корпус главной лебедки, либо на землю вблизи главной лебедки и трактора за пределами линии, по которой основной буксировочный трос проходит между главной лебедкой и каждым конкретным грузом, так что приводное средство вспомогательной лебедки может приводиться в действие с помощью одного из приводных средств, доступных на тракторе.
Намоточный барабан вспомогательной лебедки встроен в корпус вспомогательной лебедки и может вращаться вокруг своей продольной геометрической оси, которая проходит, про меньшей мере, приблизительно в горизонтальном направлении, при этом упомянутый корпус вспомогательной лебедки на своем основании может совершать поворот вокруг геометрической оси, проходящей, по меньшей мере, приблизительно перпендикулярно ранее упомянутой оси барабана и продолжающейся, по меньшей мере, приблизительно в вертикальном направлении, причем упомянутый корпус вспомогательной лебедки при каждом своем повороте вокруг упомянутой, по меньшей мере, приблизительно вертикальной оси может фиксироваться на месте, в результате чего любой его дополнительный поворот может быть заблокирован.
В одном из вариантов осуществления изобретения упомянутое приводное средство вспомогательной лебедки представляет собой гидравлический двигатель, гидравлически соединенный, по меньшей мере, с одним гидравлическим контуром на тракторе, на котором установлена главная лебедка, и посредством гидравлических трубопроводов снабжаемый гидравлической средой из упомянутого, по меньшей мере, одного гидравлического контура соответствующего трактора, на котором упомянутая главная лебедка установлена.
Кроме того, в одном варианте осуществления изобретения упомянутая вспомогательная лебедка снабжена датчиком, пригодным для детектирования каждого натянутого или свободного состояния вспомогательного троса и расположенным на надлежащем расстоянии от барабана упомянутой вспомогательной лебедки на который/с которого упомянутый вспомогательный трос наматывается/разматывается, при этом упомянутый датчик представляет часть системы управления, предназначенной для управления работой вспомогательной лебедки в смысле включения или выключения намоточного барабана упомянутой вспомогательной лебедки.
Упомянутый датчик предпочтительно выполнен с возможностью опосредованного контроля натяжения вспомогательного троса на основе каждого положения откидной створки, встроенной с возможностью поворота в корпус вспомогательной лебедки и снабженной выемкой, через которую проходит упомянутый вспомогательный трос, так что каждое положение упомянутой откидной створки зависит от натяжения упомянутого вспомогательного троса на участке, смежном с намоточным барабаном вспомогательной лебедки. В одном из вариантов осуществления изобретения упомянутый датчик представляет собой индуктивный датчик.
Помимо этого, корпус вспомогательной лебедки снабжен основанием, пригодным либо для механического закрепления, в частности привинчивания, вспомогательной лебедки на корпусе главной лебедки, либо для закрепления упомянутой вспомогательной лебедки посредством соответствующих фиксаторов и крепежных тросов на любом участке земли, смежном с трактором, снабженным упомянутой главной лебедкой.
В изобретении также предложен набор для усовершенствования существующей лесохозяйственной лебедки с целью создания лебедочного устройства для буксировки грузов, при этом упомянутое устройство содержит ранее описанные признаки. Упомянутый набор согласно изобретению содержит, по меньшей мере, одну вспомогательную лебедку, которая имеет корпус, который может совершать поворот вокруг своей вертикальной оси и может фиксироваться в каждом требуемом положении при помощи соответствующего средства фиксации, и которая также снабжена основанием, пригодным либо для установки непосредственно на корпус любой существующей главной лебедки, либо для закрепления на любом участке земли, смежном с трактором, на котором упомянутая главная лебедка установлена, и которая дополнительно снабжена вспомогательным намоточным барабаном, на который намотан вспомогательный трос, свободный концевой участок которого может механически соединяться со свободным концевым участком буксировочного троса главной лебедки, при этом упомянутый вспомогательный намоточный барабан способен вращаться в одном или другом направлении с помощью приводного средства, которое приводится в действие при помощи одного из доступных приводных средств на тракторе, на котором установлена главная лебедка.
Кроме того, такой набор снабжен датчиком, пригодным для детектирования натяжения вспомогательного троса и расположенным на надлежащем расстоянии от барабана упомянутой вспомогательной лебедки, при этом упомянутый датчик с целью передачи данных может соединяться с удаленной системой управления для управления работой главной лебедки.
В качестве опции такой набор также содержит, по меньшей мере, один вспомогательный шкивный блок, который в качестве опции снабжен надлежащим крепежным приспособлением, пригодным для крепления упомянутого вспомогательного шкивного блока к каждой доступной и пригодной точке на любом участке земли.
Устройство по изобретению содержит главную лебедку, имеющую основной буксировочный трос, пригодный для буксировки каждого груза, в частности бревна, вспомогательную лебедку, имеющую вспомогательный трос, предназначенный для буксировки упомянутого тягового троса к грузу, а также, по меньшей мере, один вспомогательный шкивный блок, предназначенный для направления упомянутого вспомогательного троса. Шкивный блок, пригодный для этой цели, описан в документе ЕР 2911972 В1, на который приводится ссылка. Такой шкивный блок посредством соответствующего крепежного средства, например, троса, ремня, цепи и т.п., крепится к подходящему надежному объекту в окружающей природной среде, например к стоящим деревьям и т.п.
Термин "трос" в данной заявке означает канат, а именно стальной трос, ремень либо любое другое гибкое средство, которое можно намотать на намоточный барабан. Основной буксировочный трос, в частности, должен быть способен выдерживать соответствующие растягивающие усилия, которым он подвергается при буксировке каждого груза, в то время как вспомогательный трос рассчитан на существенно меньшие растягивающие усилия, возникающие при буксировке тягового троса, так что его толщина и вес существенно меньше толщины и веса тягового троса. Буксировка посредством вспомогательной лебедки предназначена исключительно для разматывания тягового троса с главной лебедки.
Обе лебедки, а именно главная лебедка и вспомогательная лебедка, управляются посредством одного и того же средства приведения в действие, имеющегося на тракторе или схожем устройстве для транспортировки, оборудованном средством приведения в действие для управления карданным валом, а также, по меньшей мере, одним гидравлическим контуром для приведения в действие трехточечного механизма крепления, так что главная лебедка и вспомогательная лебедка приводятся в действие управляющими выходными устройствами на тракторе. Главная лебедка может приводиться в действие посредством карданного вала трактора, а вспомогательная лебедка может приводиться в действие вспомогательным приводным средством, таким как гидравлический двигатель, который с помощью соответствующего блока управления приводится в действие посредством гидравлической среды, подаваемой от гидравлического насоса трактора. Современные тракторы обычно оборудованы несколькими гидравлическими выходными устройствами, к которым могут подсоединяться различные устройства, приводимые затем в действие посредством упомянутого гидравлического насоса при наличии его на тракторе.
Главная лебедка содержит главный намоточный барабан, на который намотан основной буксировочный трос, а также главное приводное средство. Первый концевой участок тягового троса закреплен на главном барабане, в то время как его другой концевой участок выполнен с возможностью устанавливать надлежащее соединение с каждым грузом либо также со вспомогательным буксировочным тросом. Как известно, существуют несколько способов соединения упомянутого тягового троса с каждым грузом, например, посредством крюка, в который вставляется цепь для лесного хозяйства и который, в свою очередь, крепится к каждому грузу. Главная лебедка установлена на тракторе, который, буксируя каждый груз, удерживается на месте. Главная лебедка крепится к трактору предпочтительно посредством разъемного соединения с трехточечным механизмом крепления трактора. Вообще главная лебедка может крепиться к трактору разными способами, причем, когда главная лебедка установлена на тракторе, ее приведение в действие может выполняться посредством упомянутого карданного вала трактора.
Главное средство приведения в действие и главная лебедка могут работать в следующих режимах:
- режиме свободного вращения, в котором главное средство приведения в действие работает, а тормоз полностью отпущен, так что тяговый трос под воздействием достаточного усилия может разматываться с главного намоточного барабана;
- режиме буксировки, в котором главное средство приведения в действие работает, а намоточный барабан вращается в таком направлении, что основной буксировочный трос начинает наматываться на главный барабан, после чего главная лебедка быстро останавливается посредством задействования тормоза, после того как функция буксировки завершается и трос стремится размотаться под действием груза;
- режиме торможения, в котором главный намоточный барабан деактивируется, при этом вращение главного барабана в направлении разматывания тягового троса с главного барабана предотвращается посредством тормоза, так что тяговый трос не может высвобождаться с главного барабана.
Последний описанный режим используется для предотвращения любого нежелательного перемещения груза в направлении от главной лебедки. В одном из вариантов осуществления изобретения упомянутый режим задействуется, если не нажата ни одна из кнопок консоли управления.
Вспомогательная лебедка предназначена для буксировки тягового троса в направлении груза. Она содержит вспомогательный намоточный барабан, на который намотан вспомогательный трос, а также соответствующее вспомогательное приводное средство, пригодное для наматывания упомянутого вспомогательного троса на упомянутый вспомогательный намоточный барабан или разматывания с него. Упомянутое вспомогательное приводное средство предпочтительно представляет собой гидравлический двигатель, расположенный в середине вспомогательного намоточного барабана. Упомянутый гидравлический двигатель приводится в действие посредством гидравлического насоса на тракторе и с помощью управляющего модуля вспомогательной намоточной лебедки и соответствующих гидравлических трубопроводов.
Упомянутый вспомогательный трос на своем первом концевом участке прикреплен к вспомогательному намоточному барабану, в то время как его второй концевой участок выполнен с возможностью установления разъемного соединения со свободным концевым участком тягового троса либо установления разъемного соединения с каждым грузом, предпочтительно бревном. С этой целью упомянутый свободный концевой участок вспомогательного троса может быть снабжен захватным приспособлением в виде карабина.
Вал вспомогательного барабана предпочтительно проходит горизонтально, при этом упомянутый вспомогательный трос наматывается на намоточный барабан так, что его остаточная часть наматывается по окружности вспомогательного намоточного барабана.
В одном из вариантов осуществления упомянутая вспомогательная лебедка снабжена корпусом, выполненным в виде полого цилиндра. Часть его окружности образована наподобие откидной створки, которая на своем верхнем участке шарнирно крепится к периферии упомянутого корпуса, а на своем нижнем участке имеет выемку, через которую проходит вспомогательный трос. Упомянутое шарнирное соединение откидной створки известно в данной области техники, однако предпочтительно оно выполнено по геометрической оси, проходящей, по меньшей мере, приблизительно параллельно упомянутому валу вспомогательного намоточного барабана. Кроме того, в упомянутом корпусе вспомогательной лебедки предусмотрен датчик, расположенный смежно с намоточным барабаном и предназначенный для контроля каждого натяжения вспомогательного троса. Упомянутый датчик предпочтительно представляет собой индуктивный датчик, который в одном из возможных вариантов осуществления изобретения расположен в стационарной части упомянутого корпуса и способен определять, когда упомянутая откидная створка закрыта и когда открыта, т.е. поднята. Упомянутый датчик посредством соответствующего переключателя соединен со средством управления упомянутой вспомогательной лебедки. В одном предпочтительном варианте осуществления изобретения, где вспомогательное приводное средство представляет собой гидравлический двигатель, упомянутый переключатель предоставляется в виде детали управления клапана на гидравлическом блоке управления вспомогательной лебедки между упомянутым гидравлическим приводным средством и каждым соответствующим гидравлическим насосом на тракторе.
Упомянутая вспомогательная лебедка способна работать в следующих режимах:
- режиме свободного вращения, в котором разматывание вспомогательного троса с вспомогательного намоточного барабана выполняется с достаточным усилием, однако без помощи вспомогательного приводного средства;
- наматывания вспомогательного троса на вспомогательный намоточный барабан посредством вспомогательного приводного средства, при этом в таком режиме упомянутый датчик бездействует, так что работа вспомогательного приводного средства осуществляется вне зависимости от положения упомянутой откидной створки;
- разматывания вспомогательного троса, при этом намоточный барабан вспомогательной лебедки вращается в противоположном направлении по отношению к наматыванию вспомогательного троса, причем при включении разматывания вспомогательного троса также активируется упомянутый датчик, способный определять, когда упомянутая откидная створка открыта, после чего он включает вспомогательное приводное средство, которое работает, пока упомянутый датчик не определит, что упомянутая откидная створка закрыта, после чего вспомогательное приводное средство прекращает работу посредством упомянутого переключателя и работа в этом режиме заканчивается.
Разматывание вспомогательного троса выполняется в ситуации, когда пользователь намерен протянуть вспомогательный трос вдоль каждого рабочего участка. После того как пользователь начинает тянуть вспомогательный трос и приводит его в напряженное состояние растяжения, откидная створка поднимается, что детектируется упомянутым датчиком, благодаря чему вспомогательное приводное средство приводится в действие и осуществляется разматывание вспомогательного троса. Таким образом, разматывание вспомогательного троса упрощается. Однако когда работа останавливается в процессе разматывания вспомогательного троса, натяжение спадает и трос становится свободно висящем, в результате чего упомянутая откидная створка закрывается, что детектируется датчиком, после чего вспомогательное приводное средство отключается. Таким образом, любое чрезмерное разматывание вспомогательного троса исключается даже в ситуации, когда пользователь находится далеко от вспомогательной лебедки и трактора, на котором установлена главная лебедка. Упомянутый датчик и вспомогательное приводное средство действуют исключительно в этом рабочем режиме.
Вспомогательная лебедка, в общем, способна совершать поворот вокруг своей, по меньшей мере, приблизительно вертикальной геометрической оси и установлена либо на корпусе главной лебедки, либо на автономном основании, пригодном для закрепления на любом участке земли посредством соответствующих фиксаторов и крепежных тросов. Если упомянутое вспомогательное приводное средство представляет собой гидравлическое приводное средство, поворот корпуса упомянутой вспомогательной лебедки ограничен и зависит от длины гидравлических трубопроводов. Благодаря упомянутой возможности поворота каждое положение вспомогательной лебедки может быть оптимально отрегулировано в каждом требуемом направлении разматывания вспомогательного троса в сторону ближайшего вспомогательного шкивного блока, предназначенного для направления упомянутого вспомогательного троса.
Специалист в данной области техники поймет, что в варианте осуществления упомянутого лебедочного устройства, где приводное средство вспомогательной лебедки представляет собой гидравлический двигатель, расстояние между вспомогательной лебедкой и трактором, на котором установлена главная лебедка, ограничено длиной каждого из гидравлических трубопроводов, посредством которых упомянутое гидравлическое приводное средство соединено с каждым доступным гидравлическим контуром на тракторе.
После того как каждое ориентационное положение вспомогательной лебедки задано, какой-либо ее дополнительный поворот вокруг своей вертикальной оси блокируется посредством любого известного блокировочного средства, поскольку поворот вспомогательной лебедки в процессе ее работы нежелателен. Вспомогательную лебедку можно также поместить на вспомогательное основание, которое может закрепляться, например, на дереве. Упомянутая ориентация вспомогательной лебедки в каждом требуемом направлении предпочтительно осуществляется тем же способом, как и при установке вспомогательной лебедки на корпус главной лебедки.
В одном из вариантов осуществления изобретения упомянутое блокировочное средство представляет собой ось с резьбой, приваренную к основанию вспомогательной лебедки и проходящую через отверстие в балке, жестко прикрепленной к корпусу или автономному основанию, а также снабженную гайкой, выполненной с возможностью взаимодействия с упомянутой резьбой на оси. Когда гайка плотно затянута, поворот становится невозможным.
Как говорилось выше, устройство по изобретению оборудовано, по меньшей мере, одним вспомогательным шкивным блоком, по которому вспомогательный трос направляется от своей исходной точки, а именно от вспомогательной лебедки, в сторону груза. Если использовать более одного вспомогательного шкивного блока, упомянутый вспомогательный трос может оптимально проходить вдоль каждого рабочего участка. Однако желательно, чтобы упомянутый вспомогательный трос проходил за пределами траектории буксировки груза, а значит, за пределами линии, соединяющей главную лебедку и груз.
В одном из возможных вариантов осуществления управление устройством по изобретению выполняется посредством консоли управления, которая либо с помощью проводов соединена с системой управления, либо встроена в устройство дистанционного управления, так что пользователь может активировать любую из требуемых функций главной лебедки и/или вспомогательной лебедки, просто нажимая на соответствующие кнопки.
Эксплуатация устройства по изобретению в смысле активации возможных функций путем приведения в действие главной лебедки и/или вспомогательной лебедки раскрыта в нижеследующем описании и включает в себя следующие этапы:
a) установив каждый рабочий участок, определяют маршрут между главной лебедкой и грузом, вдоль которого будет транспортироваться каждый груз, при этом одновременно также задают необходимые места для закрепления вспомогательного шкивного блока, которые также определяют маршрут прохождения вспомогательного троса, при этом рекомендуется, чтобы упомянутый вспомогательный трос проходил за пределами маршрута прохождения основного буксировочного троса, так чтобы исключить возможные столкновения между вспомогательным тросом и тяговым тросом, а также грузом;
b) после этого, путем поворота корпуса вокруг его, по меньшей мере, приблизительно вертикальной геометрической оси он устанавливается так, чтобы вспомогательный трос, разматываясь с барабана, направлялся в сторону ближайшего вспомогательного шкивного блока, после чего упомянутый поворот вокруг упомянутой оси блокируется посредством соответствующего блокировочного средства, поскольку в процессе работы вспомогательной лебедки упомянутый поворот нежелателен;
c) на следующем этапе упомянутый вспомогательный трос протягивается от вспомогательной лебедки через каждый из имеющихся в распоряжении вспомогательных шкивных блоков в направлении шкивного блока, расположенного ближе всех к грузу, после чего вспомогательный трос подтягивается к главной лебедке, в результате чего становится возможным разматывание вспомогательной лебедки, поскольку вспомогательная лебедка в это время работает в своем режиме свободного вращения либо, если требуется, даже в режиме разматывания вспомогательного троса с вспомогательной лебедки, благодаря чему при натяжении вспомогательного троса пользователем, откидная створка поднимается, что распознается датчиком, и вспомогательное приводное средство переключателем приводится в действие, чтобы способствовать разматыванию вспомогательного троса и сделать эту работу значительно более легкой с точки зрения пользователей, при этом, после того как пользователь затем прекращает свои действия в процессе протягивания вспомогательного троса, натяжение вспомогательного троса существенно уменьшается и упомянутая откидная створка закрывается, что также детектируется датчиком, так что пользователь способен управлять упомянутым приводным средством вспомогательной лебедки посредством натяжения или ослабления вспомогательного троса и не допустить чрезмерного разматывания вспомогательного троса, которое могло бы привести к образованию петель и связанным с этим трудностям;
d) после этого свободный концевой участок указанного протянутого и должным образом сориентированного вспомогательного троса соединяют разъемным образом со свободным концевым участком основного буксировочного троса, который в этот момент по-прежнему почти полностью намотан на главный намоточный барабан;
e) в ходе следующего этапа основной буксировочный трос посредством вспомогательного троса и вспомогательной лебедки разматывается с главного намоточного барабана и буксируется в направлении груза, при этом, с одной стороны, упомянутый основной буксировочный трос разматывается с главного намоточного барабана, а с другой стороны, вспомогательный трос одновременно наматывается на барабан вспомогательной лебедки, в результате чего главный намоточный барабан работает в своем режиме свободного вращения и обеспечивается возможность разматывания основного буксировочного троса, а вспомогательная лебедка работает в режиме наматывания вспомогательного троса на вспомогательный барабан, при этом скорость разматывания основного буксировочного троса с главного барабана определяется скоростью вращения барабана на вспомогательной лебедке, причем после того как свободный концевой участок основного буксировочного троса достигает каждого требуемого положения вблизи груза, вспомогательная лебедка отключается;
f) после этого основной буксировочный трос соединяют разъемным образом с грузом, например посредством цепи для лесного хозяйства, и вспомогательный трос предпочтительно также с помощью цепи для лесного хозяйства разъемным образом соединяют с грузом, так что при буксировке груза в направлении главной лебедки и трактора упомянутый вспомогательный трос не может столкнуться с грузом, который он далее просто сопровождает;
д) затем груз буксируется в направлении главной лебедки, в связи с чем в процессе упомянутой буксировки главная лебедка работает в своем режиме буксировки, а именно в режиме наматывания основного буксировочного троса на главную лебедку, в то время как вспомогательная лебедка теперь работает в своем режиме свободного вращения, так что вспомогательный трос может свободно разматываться с барабана на вспомогательной лебедке;
h) если ни одна из кнопок на блоке управления не нажата, в момент, когда буксируемый груз достигает заданного места вблизи главной лебедки, главная лебедка автоматически переключается на свой режим торможения, после чего свободный концевой участок основного буксировочного троса можно отсоединить от груза;
i) всякий раз, когда пользователь захочет продолжить работу по буксировке дополнительных грузов на том же рабочем участке, он может продолжить с выполнения ранее описанного этапа d), при этом он может использовать режим разматывания вспомогательного троса, чтобы переместить вспомогательный трос на длину груза до концевого участка основного буксировочного троса.
Далее изобретение будет описано на основе двух вариантов осуществления, представленных на прилагаемых чертежах, где
Фиг. 1 - первый вариант осуществления устройства по изобретению, в котором вспомогательная лебедка крепится к корпусу главной лебедки;
Фиг. 2 - отдельно показанная вспомогательная лебедка устройства по Фиг. 1, представленная в изометрическом виде;
Фиг. 3 - отдельно показанная вспомогательная лебедка устройства по Фиг. 1, представленная на виде сверху;
Фиг. 4 - отдельно показанная вспомогательная лебедка в дополнительном варианте осуществления устройства, где вспомогательная лебедка закреплена на земле вблизи трактора, на котором установлена главная лебедка;
Фиг. 5 - отдельно показанная вспомогательная лебедка устройства по Фиг. 4, представленная на виде сверху;
Фиг. 6 - отдельно показанная вспомогательная лебедка устройства по Фиг. 5, представленная на виде снизу
Фиг. 7 - пример эксплуатации устройства, относящегося к варианту осуществления по Фиг. 1-3.
Вариант осуществления устройства по изобретению, показанный на Фиг. 1, содержит главную лебедку 1 и вспомогательную лебедку 2. Главная лебедка 1 в области своего корпуса 16 прикреплена к непоказанному трехточечному механизму крепления на тракторе (также не показан) и содержит, по меньшей мере, намоточный барабан 3, на который намотан основной буксировочный трос 4, а также соответствующее главное приводное средство, которое включает в себя зубчатую передачу, тормоз и муфту сцепления и механически соединено с карданным валом упомянутого трактора.
Упомянутая вспомогательная лебедка 2 показана на Фиг. 2 и 2 и содержит корпус 5, в котором установлен вспомогательный барабан 6, который имеет вал, проходящий вдоль по существу горизонтальной продольной геометрической оси 51, и на который намотан вспомогательный трос. Упомянутый барабан 6 приводится в действие с помощью соответствующего вспомогательного приводного средства 8 и выполнен с возможностью наматывания и разматывания вспомогательного троса 7. В данном случае упомянутое приводное средство 8 представляет собой гидравлический двигатель, установленный в упомянутом вспомогательном барабане б. Упомянутый гидравлический двигатель приводится в действие посредством гидравлического насоса на тракторе с помощью соответствующего блока управления вспомогательной лебедки 2 и гидравлических трубопроводов 15. Упомянутый корпус 5 вспомогательной лебедки 2 выполнен в виде полого цилиндра. В представленном варианте осуществления откидная створка 9 представляет часть окружности упомянутого корпуса 5 и на своем крепежном участке 10 шарнирно установлена на периферии корпуса 5, при этом упомянутая откидная створка 9 снабжена выемкой 12, через которую проходит упомянутый вспомогательный трос 7. Упомянутая вспомогательная лебедка 2 снабжена датчиком 13, выполненным с возможностью распознавания, поднята ли упомянутая откидная створка 9 или закрыта, и предложенным в представленном варианте осуществления в виде индуктивного датчика. Упомянутый датчик посредством соответствующего переключателя соединен с приводным средством 8, а именно с гидравлическим двигателем в данном конкретном случае. Упомянутый переключатель представляет управляющую деталь гидравлического блока управления между гидравлическим двигателем, выполняющим функцию приводного средства 8, и гидравлическим насосом на тракторе. Упомянутая вспомогательная лебедка снабжена основанием 17 и закреплена на упомянутом корпусе 16 главной лебедки 1, а именно на съемном рабочем вспомогательном приспособлении, установленном на тракторе, при этом она имеет возможность совершать поворот вокруг своей, по меньшей мере, приблизительно вертикальной оси 52 и после этого фиксироваться в каждом требуемом положении с помощью блокировочного средства 24. Чтобы обеспечить указанный требуемый поворот вокруг упомянутой оси 52, вспомогательная лебедка 2 в данном конкретном случае снабжена осью 18 с резьбой и расположена на участке балки 14, оснащенной соответствующим отверстием для приема упомянутой оси 18, при этом упомянутая балка 14 неподвижно привинчена к упомянутому корпусу 16. Таким образом, упомянутое блокировочное средство 24 в данном конкретном случае предложено в виде упомянутой резьбовой оси 18, вставляемой в отверстие в балке 14, совместно с прилагаемой гайкой 19, резьба которой соответствует упомянутой резьбе на оси 18. После того как гайка плотно затянута, никакой поворот невозможен.
Рассмотрим вариант осуществления устройства по изобретению, в котором вспомогательная лебедка 2 смонтирована на главной лебедке 1. Установив каждый рабочий участок 20, определяют каждый маршрут 21 буксировки, вдоль которого располагают и закрепляют вспомогательные шкивные блоки 22, 22', 22''. Вспомогательный трос 7 посредством вспомогательной лебедки 2 протягивают от вспомогательной лебедки 2 через упомянутые вспомогательные шкивные блоки 22, 22', 22'' к последнему вспомогательному шкивному блоку, расположенному вблизи груза 23, а затем далее к главной лебедке 1. Главная лебедка 1 и вспомогательная лебедка 2 благодаря корпусу 16 образуют съемное вспомогательное приспособление трактора. Вспомогательный трос 7, например, посредством карабина разъемным образом соединяют со свободным концевым участком основного буксировочного троса 4. Упомянутый основной буксировочный трос 4 посредством вспомогательной лебедки 2 разматывается с главного намоточного барабана 3 на главной лебедке 1 в направлении от трактора к грузу 23. В процессе упомянутого разматывания основного буксировочного троса 4 с главного намоточного барабана 3 вспомогательный трос 7 одновременно наматывается на вспомогательный барабан 6. После того как свободный концевой участок основного буксировочного троса 4 достигает груза 23, основной буксировочный трос 4 соединяют с грузом, при этом вспомогательный трос 7 соединяют с задним участком груза 23, чтобы избежать его столкновения с грузом 23 в процессе буксировки в направлении трактора. Как только главная лебедка 1 начинает подтягивать груз а сторону трактора, основной буксировочный трос начинает наматываться на главный намоточный барабан 3 главной лебедки 1, в то время как вспомогательный трос 7 разматывается с вспомогательной лебедки 2. После того как груз 23 достигает заданного положения вблизи трактора, упомянутые действия могут повторяться при буксировке другого груза 23.
Использование такого устройства, имеющего вспомогательную лебедку, может обеспечить ряд преимуществ, а именно:
- вспомогательная лебедка 2 оказывает помощь, разматывая основной буксировочный трос 4 с главного намоточного барабана 3 и подтягивая его в направлении груза 23;
- упомянутая вспомогательная лебедка 2 в сочетании с каждым из имеющихся в распоряжении вспомогательных шкивных блоков 22, 22', 22'' позволяет сделать так, чтобы вспомогательный трос 7, который обычно приблизительно, по меньшей мере, вдвое длиннее основного буксировочного троса 7, буксировался вдоль любого желательного маршрута, который может быть легко доступен, а также позволяет сделать так, чтобы маршрут прохождения вспомогательного троса 7 между вспомогательной лебедкой 2 и ближайшим вспомогательным шкивным блоком 22, 22', 22'' существенно отличался от маршрута буксировки груза 23, так чтобы оба троса 4, 7 не могли сталкиваться друг с другом и/или с грузом 23, что позволяет существенно упростить работу и сделать ее значительно более безопасной;
- такое устройство предусматривает использование вспомогательных шкивных блоков 22, 22', 22'', которые применимы для направления вспомогательного троса 7 и могут располагаться в различных направлениях и на различных расстояниях от вспомогательной лебедки 2, что благодаря регулировке надлежащей ориентации вспомогательной лебедки 2 путем ее поворота вокруг своей вертикальной оси 52 обеспечивает возможность равномерного наматывания вспомогательного троса 7, в результате чего предотвращается сосредоточение упомянутого троса 7 только на одном из двух концевых участков вспомогательного намоточного барабана 6, благодаря чему срок службы вспомогательного троса существенно увеличивается, а значит, также может быть увеличена ширина вспомогательного намоточного барабана 6, что позволяет уменьшить необходимую мощность приводного средства 8 во вспомогательной лебедке 2, когда вспомогательный трос 7 наматывается на вспомогательный барабан 6, поскольку при наматывании плечо силы увеличивается и увеличивается мощность, которая должна обеспечиваться вспомогательным приводным средством 8 при наматывании вспомогательного троса 7, что объясняет, почему упомянутое увеличение ширины вспомогательного намоточного барабана 6 действительно приносит пользу, поскольку, если смотреть в радиальном направлении барабана, упомянутый вспомогательный трос 7 в значительной степени наматывается вдоль его ширины, а не только вдоль его высоты; а также
- в дополнение к этому, такое устройство также позволяет приводить в действие оба приводных средства в главной лебедке 1 и вспомогательной лебедке 2 посредством одной рабочей машины, в частности посредством трактора, что приводит к заключению о том, что упомянутая вспомогательная лебедка 2 может быть относительно легкой и удобной при ее эксплуатации.
Задача изобретения заключается в создании устройства для буксировки компактных грузов, в частности бревен, в котором применение вспомогательной лебедки (2) в сочетании с главной лебедкой (1) на тракторе может быть возможным даже без привлечения какого-либо отдельного средства приведения в действие и, в частности, также без необходимости транспортировки упомянутой вспомогательной лебедки (2) на участок вблизи груза и вдали от главной лебедки (1) и трактора, причем такое устройство в качестве опции должно быть реализовано лишь путем усовершенствования любой существующей тракторной лебедки (1). Устройство по изобретению снабжено вспомогательной лебедкой (2), которая может крепиться либо к корпусу (16) главной лебедки (1), либо на любом участке земли вблизи трактора, на котором установлена главная лебедка (1), и которая в дополнение снабжена приводным средством (8), приводимым в действие при помощи одного из имеющихся в распоряжении средств приведения в действие на тракторе. Устройство, кроме того, содержит по меньшей мере один вспомогательный шкивный блок (22, 22', 22'') с прилагаемым крепежным вспомогательным приспособлением, пригодным для его закрепления в каждом надлежащем месте на любом участке земли. Каждый шкивный блок (22, 22', 22'') применим для направления вспомогательного троса (7) на участке за пределами линии, соединяющей главную лебедку (1) и груз (23). 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.