Код документа: RU2703580C1
Изобретение относится к техническим устройствам, обеспечивающим приведение в действие авиационных бомб (АБ) свободного падения, в частности к авиационным взрывателям.
Известны авиационные взрыватели с электрическими пусковыми устройствами («Авиационные боеприпасы» под редакцией В.А.Кузнецова, издание «ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского», 1968 год, стр. 382), состоящими из электровоспламенителя и токопроводящего жгута. При отделении АБ от самолета в электровоспламенитель через токопроводящий жгут от самолетного источника питания подается импульс тока, который приводит к срабатыванию электровоспламенителя и запуску пиротехнического механизма дальнего взведения.
Недостатком данного технического решения является малая безопасность взрывателя в условиях воздействия электромагнитных полей высокой мощности вследствие возможного срабатывания электровоспламенителя от наведенных токов, что требует введения дополнительной ступени предохранения взрывателя.
Известен авиационный взрыватель (патент RU №2399869 публ. 20.03.2010, МПК F42C 14/16), содержащий металлический корпус с электрическим пусковым устройством, состоящим из токопроводящего жгута с контактным узлом, блок взведения с электровоспламенителем, электрический фильтр, соединяющий электровоспламенитель и токопроводящий жгут.
Известен авиационный взрыватель (патент RU №2592934, публ. 27.06.2016, МПК F42C 14/16), включающий корпус, блок взведения с электровоспламенителем и замедлителем, электрический жгут с контактным узлом, электрический фильтр, включенный между электрическим жгутом и электровоспламенителем.
Безопасность эксплуатации указанных взрывателей при воздействии электромагнитных полей обеспечивается наличием электрического фильтра, включенного между электрическим жгутом и электровоспламенителем.
Недостатком данных взрывателей является возможность их произвольного взведения при случайном срыве с бомбодержателя и подаче на контактный узел импульса электрического тока, вызывающего срабатывание электровоспламенителя и, соответственно, необратимое взведение взрывателя, исключающее его дальнейшее использование.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение безопасности эксплуатации и применения взрывателя, в том числе в составе АБ.
Технический результат изобретения заключается в предотвращении неконтролируемого взведения взрывателя и повышении безопасности эксплуатации и применения АБ.
Поставленная задача решается за счет того, что авиационный взрыватель содержит корпус с электрическим пусковым устройством, состоящим из контактного узла для подключения к источнику питания носителя, токопроводящего жгута и электрического фильтра, соединенного с входом запуска источника питания, блок магнитометров, блок вычисления углового положения, блок вычисления модуля магнитной индукции, блок вычисления градиента магнитной индукции, блок формирования команды взведения, предохранительно-исполнительный механизм и датчик цели, при этом выход блока магнитометров подключен к входам блока вычисления модуля магнитной индукции, блока вычисления углового положения и блока вычисления градиента магнитной индукции, выходы которых подключены к блоку формирования команды взведения, соединенного с предохранительно-исполнительным механизмом, исполнительный вход которого соединен с выходом датчика цели.
Введение в состав авиационного взрывателя блока магнитометров, блока вычисления модуля магнитной индукции, блока вычисления углового положения и блока вычисления градиента магнитной индукции позволяет осуществить регистрацию следующих физических факторов, возникающих после отделения АБ от носителя:
- уменьшение модуля магнитной индукции после отделения АБ от магнитной массы носителя;
- изменение угла между продольной осью АБ и вектором индукции магнитного поля Земли в процессе свободного падения АБ;
- наличие градиента индукции магнитного поля Земли при приближении АБ к земной поверхности.
Введение в состав авиационного взрывателя блока формирования команды взведения обеспечивает взведение ПИМ при наличии трех перечисленных физических факторов. Таким образом, обеспечивается введение дополнительной ступени предохранения АВ, на основе физического принципа, отличающегося от принципа, реализованного с помощью электрического пускового устройства.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена структурная схема авиационного взрывателя.
На чертеже обозначены:
1 - контактный узел;
2 - токопроводящий жгут;
3 - электрический фильтр;
4 - источник питания;
5 - блок магнитометров;
6 - блок вычисления модуля магнитной индукции;
7 - блок вычисления углового положения;
8 - блок вычисления градиента магнитной индукции;
9 - блок формирования команды взведения;
10 - предохранительно-исполнительный механизм;
11 - датчик цели.
Работает авиационный взрыватель следующим образом. В момент отделения АБ от носителя на контактный узел 1 подается импульс тока от источника питания носителя. Через токопроводящий жгут 2 и электрический фильтр 3 импульс тока поступает на вход запуска источника питания 4.
Далее, с помощью блока магнитометров 5 и блока вычисления модуля магнитной индукции 6, фиксируется уменьшение величины модуля магнитной индукции относительно его начального значения до отделения от носителя. При этом на вход блока формирования команды взведения 9 поступает электрический сигнал.
Затем, с помощью блока вычисления углового положения 7, определяется начальное значение угла между продольной осью АБ и вектором индукции магнитного поля Земли. При изменении указанного угла в процессе свободного падения АБ относительно его начального значения на блок формирования команды взведения 9 поступает второй электрический сигнал.
При наличии градиента индукции магнитного поля Земли, воспринимаемым блоком магнитометров 5 при свободном падении АБ и ее приближении к земной поверхности, от блока вычисления градиента магнитной индукции 8 на блок формирования команды взведения 9 поступает третий электрический сигнал.
После поступления последовательности из трех указанных сигналов блок формирования команды взведения 9 осуществляет взведение предохранительно-исполнительного механизма 10. При поступлении от датчика цели 11 исполнительной команды происходит срабатывание предохранительно-исполнительного механизма 10 и подрыв АБ.
Предлагаемое техническое решение позволяет ввести дополнительную ступень предохранения взрывателя на принципе магнитометрии в дополнение к электрическому принципу и исключает его взведение при случайном срыве с бомбодержателя и подаче импульса электрического тока на электрическое пусковое устройство взрывателя.
Техническим результатом изобретения является предотвращение неконтролируемого взведения взрывателя и повышение безопасности эксплуатации и применения АБ.
Изобретение относится к взрывателям авиабомб (АБ) свободного падения и предназначено для безопасной эксплуатации и применения АБ. Оно может быть использовано для формирования команды взведения авиационного взрывателя на основе физических факторов, возникающих после отделения АБ от носителя и при нахождении ее в свободном падении. Устройство содержит корпус с электрическим пусковым устройством, состоящим из контактного узла для подключения к источнику питания носителя, токопроводящего жгута и электрического фильтра, соединенного с входом запуска источника питания, блок магнитометров, блок вычисления модуля магнитной индукции, блок вычисления углового положения, блок вычисления градиента магнитной индукции, блок формирования команды взведения, предохранительно-исполнительный механизм и датчик цели. Выход блока магнитометров подключен к входам блока вычисления модуля магнитной индукции, блока вычисления углового положения, блока вычисления градиента магнитной индукции, выходы которых подключены к блоку формирования команды взведения, соединенному с предохранительно-исполнительным механизмом, исполнительный вход которого соединен с выходом датчика цели. Повышается безопасность эксплуатации и применения АБ. 1 ил.