Код документа: RU210409U1
Полезная модель относится к пиротехническому изделию - учебному имитационному (практическому) средству, предназначенному для применения в учебном процессе военнослужащих, для отработки навыков минирования и разминирования местности и обозначения условного поражения личного состава и техники в учебном процессе, а именно пиротехнической мине, имитирующей противопехотную выпрыгивающую мину кругового поражения - осколочную заградительную мину ОЗМ-72.
Для наиболее эффективной практической подготовки личного состава необходимо использование практических имитационных средств, условия использования которых, а также методика применения и экплуатационно-технические параметры которых максимально совпадают с условиями использования, методиками и характеристиками оригинальных боеприпасов, а в случае неправильной эксплуатации минимизируют риск получения травмы.
Известна пиротехническая учебная мина, имитирующие действие боевой противопехотной выпрыгивающей мины, генерирующая звуковой сигнал и яркие вспышки света, сигнализирующие о поражении цели. Учебная мина содержит внешний корпус, внутренний корпус, выполненный с возможностью перемещения по отношению к указанному внешнему корпусу, пружину в качестве средства перемещения внутреннего корпуса, механизм освобождения от управления перемещением внутренним корпусом и средство производства акустического сигнала после активации механизма освобождения (US 5207579 A1, F42B 8/28, 04.05.1993).
Известная учебная мина не обеспечивает возможность регулирования высоты выбрасывания (подъема) внутреннего корпуса при срабатывании устройства и осуществляет только условную (звуковую и световую) сигнализацию. Кроме того, в известном устройстве не рассматривается необходимость соответствия его массогабаритным характеристикам боевым изделиям.
Полезная модель направлена на достижение максимального соответствия экплуатационно-технических параметров, в том числе массово - габаритных и внешних характеристик, имитационного (практического) пиротехнического изделия в виде противопехотной мины оригинальному боеприпасу - противопехотной мине ОЗМ-72, а следовательно, максимального соответствия условий использования и методики применения, что позволяет повысить эффективность обучения и отработки навыков обращения с оригинальным боеприпасом. При этом учебная мина должна обеспечивать безопасную маркировку условного поражения, а в случае неправильной эксплуатации изделия обеспечивать сохранность жизни и здоровья.
Результат достигается в учебном имитационном пиротехническом изделии, имитирующем противопехотную выпрыгивающую мину кругового поражения, содержащем неразрушаемый при срабатывании полый корпус, цилиндрической формы с дном, внутри которого расположен внутренний полый корпус из легкоразрушаемого атравматичного материала. При этом внутренний корпус выполнен с возможностью перемещения его в полости внешнего корпуса вдоль (параллельно) оси. Во внутреннем корпусе выполнено гнездо для установки пиротехнического заряда, пиротехнический заряд, в устье гнезда (4) установлена пробка (6), которая удерживает пиротехнический заряд (5) в контакте с запалом, расположенным в нижней части внутреннего корпуса, а полость внутреннего корпуса заполнена обозначающим поражение агентом. Запал посредством вытяжного шнура заданной длины соединен с дном внешнего корпуса. Между внешним и внутренним корпусами установлен запальный узел, который соединен с вышибным зарядом, расположенным внутри внешнего корпуса под внутренним корпусом.
Внешний неразрушаемый при срабатывании мины корпус может быть выполнен из металла или другого тяжелого прочного, например, полимерного композиционного материала, например, стеклонаполненный полиамид, который определяет большую часть массы имитируемого боеприпаса. Тяжелый корпус обеспечивает неподвижность устройства при срабатывании, что позволяет ориентировать направление выброса внутреннего корпуса. Кроме того, корпус мины обеспечивает прочность конструкции и защиту его содержимого в момент транспортировки изделия, установки и в начальный момент срабатывания от преждевременного разрушения и деформации.
В качестве атравматичного легкоразрушаемого материала внутреннего корпуса может быть использован полимерный материал, например, реактопласт.
При этом вид используемого полимера или полимерной композиции не играет роли. Принципиально важным является способность полимерной массы сохранять форму после затвердевания и при разрушении образовывать легкие атравматичные фрагменты, не имеющие острые грани или углы, способные нанести значимые повреждения в окружающем пространстве. Использование реактопластичного полимерного материала позволяет обеспечить внешнее соответствие оригиналу.
Таким образом, конкретные полимерные вещества и материалы, используемые при выполнении предложенного имитационного изделия, не играют значения, поскольку основным условием является соответствие их указанным требованиям.
В качестве распыляемого при срабатывании устройства агента, обозначающего поражение, может быть использовано жидкое или твердое маркирующее вещество (краситель). К красителю могут быть добавлены условно-поражающие атравматичные элементы растительного, минерального или синтетического происхождения, например, горох, пластиковые или резиновые шарики.
Для дистанционной визуализации срабатывания устройства может быть использован дымовой пиротехнический сигнальный состав индивидуально или совместно с красителем. Использование дымообразующего состава - наиболее безопасный, видимый на расстоянии способ сигнализации о срабатывании мины, не оставляющий следов.
При срабатывании пиротехнический разрывной заряд создает во внутреннем корпусе давление, под действием которого происходит разрушение внутреннего корпуса и выбрасывание (распыление) его содержимого. В случае использования дымового состава активируется дымообразование. Таким образом, при срабатывании устройства происходит разбрасывание легких частей атравматичных материалов и веществ в порошкообразном твердом или диспергированном жидком состоянии, и необязательно, генерирование дыма, что подтверждает низкое травматическое действие изделия и его безопасность даже на малых дистанциях.
Запальный узел может быть приведен в действие от любых штатных средств инициирования, например МУВ-2, МУВ-4, используемых для оригинального боеприпаса.
Срабатывание пиротехнического заряда сопровождается резким и громким звуком, что способствует реалистичности имитируемого эффекта подрыва оригинального боеприпаса.
Таким образом, каждый из элементов устройства необходим для осуществления назначения - учебное пиротехническое изделие, имитирующее противопехотную мину кругового поражения, при этом вся совокупность признаков обеспечивает возможность достижения максимального соответствия экплуатационно-технических параметров, в том числе внешних и массово-габаритных характеристик пиротехнического имитатора параметрам оригинального боеприпаса - противопехотной мине ОЗМ-72, качественную маркировку и визуализацию условного поражения, а также обеспечивает минимальный риск получения травмы в случае неправильной эксплуатации изделия или при несанкционированном срабатывании, что повышает эффективность обучения и отработки навыков обращения с оригинальным боеприпасом.
На фигуре схематично приведено выполнение учебной мины, при этом использованы следующие обозначения: 1 - внешний не разрушаемый корпус; 2 - внутренний атравматичный корпус; 3 - полость для обозначающего поражение агента; 4 - гнездо для установки пиротехнического разрывного заряда; 5 - пиротехнический разрывной заряд; 6 - пробка; 7 - запал; 8 - вытяжной шнур (тросик) заданной длины; 9 - вышибной заряд; 10 - запальный узел; 11 - огнепроводный шнур или стопин.
Внутри внешнего неразрушаемого корпуса (1) цилиндрической формы с дном (в виде стакана) расположен внутренний корпус (2), выполненный из пенополиуретана, в котором полость (3) заполнена агентом, обозначающим поражение, а в гнезде (4) установлен пиротехнический разрывной заряд (5). В устье гнезда (4) установлена пробка (6), которая удерживает пиротехнический разрывной заряд (5) в контакте с запалом (7), например, терочного типа. Вытяжной шнур (8) одним концом соединен с запалом (7), а другим - с дном внешнего корпуса (1). В нижней части внешнего корпуса под дном внутреннего корпуса расположен вышибной заряд (9). Между внешним и внутренним корпусами установлен запальный узел (10). Запальный узел (10) посредством огнепроводного шнура (11) соединен с вышибным зарядом (9).
В случае применения дымового сигнального состава его размещают внутри внешнего корпуса. Кроме дымового состава может быть использован звуковой состав.
Собранная мина с запальным узлом максимально близко соответствует по внешнему виду, габаритам, массе и другим экплуатационно-техническим параметрам боевой оригинальной противопехотной мине ОЗМ-72.
Перед применением пиротехнический заряд (5) устанавливается в гнездо (4) и фиксируется пробкой (6). Мина устанавливается аналогично боевому образцу - ОЗМ-72. При срабатывании запального узла (10) происходит воспламенение вышибного заряда (9). Под давлением образовавшихся газов происходит движение внутреннего корпуса (2) с последующим выбрасыванием (подъемом) его из корпуса (1) с подъемом на высоту, определяемую длиной шнура (тросика) (8). При натяжении шнура срабатывает запал (7), который приводит в действие пиротехнический заряд (5). Образующиеся при этом газообразные продукты разрушают внутренний корпус и разбрызгивают или распыляют агент, обозначающий условное поражение объектов в зоне поражения. В случае использования дымового сигнального состава дым начинает динамично поступать наружу, сигнализируя о произведенном подрыве. Таким образом, указанное сочетание признаков обеспечивает решение поставленной задачи.
Приведенный пример осуществления полезной модели не является исчерпывающим и приведен для специалистов данной области техники только для демонстрации принципа действия устройства.
Учебная имитационная пиротехническая мина, выполненная с возможностью максимально приближенной имитации оригинальной противопехотной мины ОЗМ-72, обеспечивает максимальное соответствие условий использования и методики применения оригинального боеприпаса, качественную безопасную маркировку условного поражения и обеспечивает минимальный риск получения травмы в случае неправильной эксплуатации изделия, что позволяет эффективно обучать и отрабатывать навыки обращения с оригинальным боеприпасом.
Предложенное средство также может быть использовано при проведении военно-спортивных игр, страйкбола, пейнтбола. Пиротехническая мина является практичным учебным средством, расширяющим арсенал пиротехнических имитационных средств.
Полезная модель относится к пиротехническому изделию, а именно к учебному имитационному изделию, имитирующему противопехотную выпрыгивающую мину кругового поражения. Учебное пиротехническое изделие, имитирующее противопехотную выпрыгивающую мину кругового поражения, содержащее внешний не разрушаемый при срабатывании полый корпус цилиндрической формы с дном, внутри которого расположен внутренний корпус из легкоразрушаемого атравматичного материала, выполненный с возможностью его перемещения в полости внешнего корпуса вдоль оси. Корпус содержит полость для обозначающего поражение агента и гнездо для установки пиротехнического разрывного заряда, пиротехнический разрывной заряд, установленный в гнезде в контакте с запалом, расположенным в нижней части внутреннего корпуса, и фиксированный пробкой. Запал соединен с дном внешнего корпуса посредством вытяжного шнура заданной длины. Между внешним и внутренним корпусами установлен запальный узел, который соединен с вышибным зарядом, расположенным в нижней части внешнего корпуса под внутренним корпусом. Технический результат заключается в повышении эффективности практических навыков обращения с боеприпасом при одновременном обеспечении безопасности при эксплуатации изделия. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.
Боеприпас нелетального действия
Пиротехническое изделие
Учебная мина пмн со звуковым сигналом срабатывания