Код документа: SU318308A1
Изобретение относится к маслам для двигателей внутреннего сгорания, а именно к маслам , способствующим ускорению процесса приработки двигателей.
Приработка поршневых двигателей внутреннего сгорания является продолжительным процессом. В частности, для автотракторных двигателей этот процесс длится 30-60 час, что ириводит к непроизводительной затрате времени и средств.
Известно приработочиое масло на основе минерального масла с моющими и диспергирующими присадками, например с присадками ЦИАТИМ-339, ВНИИНП-360, ВНИИНП-370, БФК и др.
Однако применение этого масла замедляет приработку и приводит к задирам, натирам и свариванию вкладышей подшипников коленчатого вала.
С целью повышения приработочных свойств масла, а также сокращения времени приработки в состав масла входит диалкилсантогенат общей формулы
В качестве моющей и диспергирующей присадок в состав масла может входить щелочной сульфонат кальция (ПМС) и дисульфид алкилфенолята бария (ЦИАТИМ-339). Для улучшения моторных свойств масла может входить антиокислительная присадка, например диалкилдитиофосфат цинка, в количестве 1-2%.
Пример. Приработочное масло готовят смешиванием при нагревании до 60-65°С минерального масла ДС-8, 3% противозадирной присадки общей формулы
/ СН., S
::;сно-с( )
;- /5
Г.Н..
-дипроксида, 2% ЦИАТИМ-339, 1% ПМС и 1 % диалкилдитиофосфата цинка.
Ниже приведена характеристика полученного приработочного масла.
Вязкость кинематическая при
100°С, ст7-9
жанием серы и серой в базовом масле), %0,7-1,4 Температура застывания, °С Не ниже 15 Содержание механических
примесей, %Не более 0,05
Температура вспышки в открытом тигле, °СНе ниже 190 Содержание водыОтсутствует Испытание на коррозию по Сталь выдерГОСТ2917-45 живает, медь
допускает слабое потемнение в пределах ГОСТ предельное давление для разрыва масляной пленки, кг Не ниже 190. Полученное приработочное масло испытывалось на четырехшариковой машине паряду с базовым минеральным маслом ДС-8 без присадок. Испытания показали, что приработочное масло создает па поверхности трения масляные пленки, способные выдерживать более высокие давления по сравнению с базовым маслом. При работе па данном масле при нагрузке в пределах от 30 - до 250 кг не происходит задира образцов, в то время как на базовом масле задир происходит уже при нагрузке в 50 кг.
Испытания на двигателях Д-37 М/Б показали , что величина механических потерь двигателя (Рмп) после технологической обкатки на предлагаемом масле ниже (среднее значение 2,24 кгс/см), чем после аналогичной обкатки па серийном масле ДС-11 с присадкой
6% ВНИИ НП-360 (среднее значение 2,42 кгс/см). Обкаточное масло снижает время полной приработки двигателя Д-37 М/Б пе менее, чем в 2 раза по сравнению с серийным маслом.
Предмет изобретения
1. Приработочное масло на основе минерального масла с добавлением моющих и диспергирующих присадок, отличающееся тем, что, с целью повышения приработочных свойств масла, в его состав входит диалкилксантогенат общей формулы
S fe.
-#
С
;с-оис(
2.Масло по п. 1, отличающееся тем, что в качестве моющей и диспергирующей присадок в его состав входит щелочной сульфонат кальция и дисульфид алкилфенолята бария.
3.Масло по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что в его состав входит 2-5% дисульфида алкилфенолята бария, 1-5% диалкилксантогената , 1-3% щелочного сульфоната кальция и до 100% минерального масла.
4.Масло по пп. 1-3, отличающееся тем, что в его состав входит антиокислительная присадка, например диалкилдитиофосфат цинка, в количестве .