Код документа: SU379606A1
1
Р1зобретение относится к маслам для лубрикаторяой смазки и может быть применено при эксплуатации свободнопоршневых генераторов газа и высоконалряженных поршневых двигателей внутреннего сгорания.
Известно масло для лубрикаторной смазки поршневых двигателей внутреннего сгорания на основе минерального масла с добавлением моющей присадки - многозольного алкилсалицилата кальция и противоизпосиой нрисадки на основе ксантогенатов (масло М16-Е)
При применении такого масла на свободнопоршневых генераторах газа (СПГГ) не достигается нужного моторесурса, как образуются задиры и высокий износ норш,невых колец во время быстрой обкатки цилиндропоршневой группы из-за невысокнх противозадирных свойств масла; наблюдается ускоренный износ норшневых колец групп дизеля; образуются твердым зольные отложения на головках поршней СПГГ из-за содержания в нем высокозольной кальциевой присадки; вызывается повышенная коррозия бронзовых поясов цилийдропоршневой группы в связи с содержанием в масле диизопропилксантата этилена ввиду низкой термохимической стабильности .
Для устранения основных недостатков предложено моторное масло, в которое введены высокош.елочной алкилфенолят бария, бисалкилбензилэтиленсульфид и алкилсалицилат бария.
Компоненты введены в состав масла в следуюших количествах, вес. %:
высокош:елоч:ной алкилфенолят
бария11-22
бисалкилбензплэтиленсульфид 1,5-1,7 алкилсалицилат бария3,5-4,5
минеральное маслодо 10
Высокои1,елочной ал килфенолят бария имеет
следующие характеристики.
Щелочность, ./кг КОП/1 г масла Пе менее 110
Температура вспышки, °СПе ниже 180
Зольность сульфатная, %Не менее 20
Масло готовят путем смешения присадок с базовым маслом при температуре 80°С. Физико-химические характеристики предлагаемого масла представлены в табл. 1.
Данные табл. 1 показывают, что предлагаемое масло превосходит масло М16-Е но вязкости , коррозионной стойкости и коксуемост; на плите и уступает ему по щелочности и зольности.
Песмот-ря иа то, что предлагаемое масло уступает маслу М16-Е по щелочности н зольности , это не снижает эксплуатационных показателей СПГГ работающего на этом масле. Так, содержание щелочности в предлагаемом масле достаточно для работы СПГГ на
аблица 1топливе с содержанием серы до 2% при обычной подаче масла 1,13 г/г л.с.-час и до 3% при подаче масла 1,7 г/г л. с.-час, а зольность бариевых присадок не вызывает задиров на 5 дизельных втулках.
Результаты контрольных (300 час) испытаний масла М18-Е на СПГГ ОР-95 показали, что ОПытное масло удовляетворяет требованиям свободнопоршиевых генераторов газа по 10 всем показателям, в том чийле на режимах обкатки в 10% перепруза по мощности.
Масло М16-Е не могло быть испытано по методике в течение 300 час, вследствие задиров деталей цилиндропоршневой группы в пе15 риод обкатки.
Краткосрочные испытания на СПГГ ОР-95 масла М18-Е и масла М16-Е показали, что предлагаемое масло превосходит масло Ml 6-Е по противоизносным, противозадирным, ан20 тииагарным и антикоррозийным свойствам.
Результаты краткосрочных испытаний приведены в табл. 2.
Таблица 2