Код документа: SU455141A1
1
Изобретение относится к области смазки деталей машин и агрегатов, а именно к смазке червячлых передач, устанавливаемых отдельно в кинематических цепях машин и червячных редукторов, работающих с большими скоростями скольжения зубьев и передающих малые и средние крутящие моменты.
Достаточно полные рекомендации по выбору смазки для быстроходных червячных передач отсутствуют, поэтому «а отечественных заводах для смазки червячных передач применяют разнообразные марки масел, зачастую необоснованные, такие как ИС-20, ИС30 , ИС-45, цилиндровое-52, трансмиссионное автотракторное (нигрол летний), трансмиссионное с присадкой летнее (для задних мостов троллейбусов), цилиндровое-24 (вискозин ), тракторное АК-15 (автол 18), автотракторное АКЗП-б и др. Как показала практика, долговечность работы червячных передач при смазке указанными маслами сравнительно низкая.
При достижении граничных режимов работы наблюдается большой нагрев передачи, а соответственно интенсивный износ зубьев колеса .
Целью предлагаемого изобретения является устранение этих недостатков путем создания масла для смазки червячных передач, увеличивающего износостойкость и долговечность
червячных передач в несколько раз без значительного увеличения вязкости нрименяемого масла с целью сохранения к.п. д. передачи в заданных пределах.
Для этого предложено в базовое нефтяное масло вводить перхлоруглерод СюСЬо и олеиновую кислоту при следующем соотношении компонентов, вес. %:
Перхлоруглерод1,2-1,8
Олеиновая кислота0,8-1,2
Пефтяное маслоДо 100
Перхлоруглерод СюСЬо получен при облучении исходных материалов гам.ма-квантами изотопа Со на универсальной гамма-установке .
Масло испытано в заводски.х и лабораторных условиях на специальных стендах для исследования износостойкости червячных иередач .
В качестве объектов исследования выбраны делительные червячные пары зубофрезерных станков модели 5К301 и 5К312.
Вязкость масла с нрисадкой перхлорутлерода и олеиновой кислоты увеличивается незначительно (порядка от 2 до 4 сеет) по сравнению с базовым маслом, что практически не влияет на изменение к.п. д. передачи.
За весь период исследований следов коррозии на смазываемых деталях не обнаружено. Испытания ,на износ червячных передач проводились на специальных стендах. Нагрузка осуществлялась ступенчато от О до 24 кГм с интервалом увеличения 6 кГм. Ско- 25 рость скольжения постоянна и равна 3 м/сек. Измерения износа зубьев червячных передач осуществлялось методом поверхностной активации . Результаты испытаний приведены в табл. 1 30 и отражают процесс изнашивания зубьев червячных колес при различных смазках. Из табл. 1 видно, что при применении масла индустриальное-20 с присадкой, состоящей из 1,5% перхлоруглерода и 1% олеиновой 35 кислоты, износостойкость червячных передач увеличивается в 2-2,5 раза по сравнению с чистым базовым маслом. Износостойкость червячных передач при добавлении в базовое масло индустриальное- 40 20 % олеиновой кислоты увеличивается на 20%; при введении в базовое масло 1,5% перхлоруглерода CioClio износостойкость червячных передач увеличивается на 40%. Очевидно явное преимущество комплексной при- 45 садки по сравнепию с ее компонентами, вводимыми в базовое масло порознь. Особое внимание следует обратить на процентное содержание присадок в масле. Как максимальное, так и минимальное содержание 50 компонентов сложной присадки в масле приводит к неудовлетворительным результатам. При добавлении в базовое масло, например, присадки CioClio свыще 3 вес. % проявляются агрессивные свойства масла, выражающие- 55 ся в значительной интенсификации износа, особенно в начальный период работы червячной пары. При минимальном содержании присадки в масле (менее 0,5 вес. ,%) не проявляются противоизносные свойства масла. Исследование влияния скорости скольжения на износ зубьев червячных передач проводилось на натурных червячных передачах на специальном стенде. Червячные колеса нарезались из бронзы Бр. ОФ10-1, Бр. ОЦС6-6-3 65 и Бр. АЖ9-4. Скорость скольжения изменялась от 1 до 9 м/сек с интервалом увеличения 1 м/сек. Нагрузка постоянна и равна М. 9 кГм. За начало заедания принимался момент интенсивного намазывания бронзы на витки червяка, резкое возрастание температуры и увеличение интенсивности изнащивания зубьев. Результаты испытаний представлены в табл. 2. Таблица 2 Предельная скорость скольжения зубьев в момент начала заедания Как видно из табл. 2, у колес, изготовленных из бронзы Бр. АЖ9-4, при смазке базовым маслом без присадки начало заедания зубьев наблюдалось уже при скорости скольжения 2 м/сек, а при смазке маслом индустриальное-20 с предлагаемой комплексной присадкой - при скоростях скольжения 6 м/сек. У колес, изготовленных из бронзы Бр. ОЦС6-6-3, при смазке базовым маслом без присадки начало заедания наблюдалось при скоростях скольжения 4 м/сек, а при смазке маслом индустриальное-20 с комплексной присадкой при 9 м/сек, у колес, изготовленных из Бр. ОФ10-1, начало заеданий при смазке базовым маслом наблюдалось при скоростях скольжения 6 м/сек, а при смазке с комплексной противоизносной присадкой при максимальной скорости скольжения, заложенной
конструкцией стенда ( м/сек), заеданий не обнаружено.
Предмет изобретения
Масло для червячных передач на основе нефтяного масла, отличающееся тем.
что, с целью увеличения износостойкости чер
вячных передач, в базовое масло введен нерхлоруглерод CioClio и олеиновая кислота при
следующем соотношении компонентов, вес. %:
Перхлоруглерод1,2-1,8
Олеиновая кислота0,8-1,2
Нефтяное маслоДо 100