Код документа: RU177019U1
Полезная модель относится к области военной техники и может быть использована в конструкциях плавающих боевых машин, в том числе легких танков, бронетранспортеров, боевых машин пехоты.
Известно устройство движительно-рулевой комплекс (ДРК) боевой машины пехоты (БМП), состоящий из двух водометных движителей, которые имеют заслонки выходных отверстий, используемые для регулирования сил тяги водометов при неизменной частоте вращения рабочих колес.
При переводе рукояток управления заслонками «на себя» валы расстопорятся, а заслонки под действием пружин откроют отверстия водоводов водометных движителей. По мере перемещения рукояток вниз левая или правая заслонка закрывается, обеспечивая поворот машины в соответствующую сторону (Боевая машина пехоты БМП-3: Техническое описание 688 - сб 6. Минобороны РФ, ГАБТУ, инв. №3883 - М: 2005 - 336 с). При этом создается поворачивающий момент Мпов (1) (фигура №1)
где В - расстояние между центрами выходных отверстий водометов, м;
Р - сила тяги одного водомета (правого или левого), Н.
Для плавающих машин бронетанкового вооружения при использовании их на плаву одним из наиболее важных свойств является управляемость (поворотливость), что обусловлено использованием машин на относительно небольших по площади акваториях и необходимостью постоянного маневрирования при выполнении функциональных задач (преодоление противодесантных заграждений (ПДЗ) по ограниченным проходам в них, выбор удобного места выхода из воды на берег).
Недостатком существующего устройства является низкая управляемость (поворотливость) при движении по воде, создание недостаточного поворачивающего момента на плаву для быстрого поворота с малым радиусом.
Движительно-рулевой комплекс БМП на плаву не позволяет осуществлять быстрый поворот машины в экстремальных ситуациях, особенно это проявляется на мелководье.
Технический результат модели направлен на совершенствование конструкции заслонок водометов ДРК, установленных на кормовом листе, для повышения управляемости плавающих машин бронетанкового вооружения и техники.
Задача заключается в повышении управляемости (поворотливости) за счет увеличения поворачивающего момента при закрытии заслонки водомета и включения в работу по созданию поворачивающего момента закрытой заслонки путем перемещения части воды из водовода закрытого водомета через боковой отводной канал.
Технический результат модели достигается тем, что управляемость (поворотливость) плавающих машин бронетанкового вооружения улучшается за счет повышения угловой скорости поворота и уменьшения диаметра циркуляции. Это обеспечивается за счет увеличения поворачивающего момента при использовании заслонки водомета с боковым отводным каналом ДРК.
Для обеспечения перекрытия отверстий в кормовом листе (при поворотах на воде) предусмотрены заслонки с приводом от рычагов рулевой колонки, дополнительно введены на заслонке (фигура №2): отверстие в заслонке 1, боковой отводной канал 2, обеспечивающий выброс воды из закрытого водомета в сторону поворота, упор, используемый в качестве дополнительной подножки 3, нижний ограничитель хода заслонки 4.
Сравнение предлагаемого устройства с прототипом (Боевая машина пехоты БМП-3: Техническое описание 688 - сб 6. Минобороны РФ, ГАБТУ, инв. №3883 - М: 2005 - 336 с) показывает, что предлагаемое устройство отличается введением дополнительных элементов, а именно отверстие в заслонке 1, через которое попадает вода в боковой отводной канал, боковой отводной канал 2, обеспечивающий выброс воды из закрытого водомета в сторону поворота, дополнительная подножка 3, предназначенная для облегчения посадки (высадки) экипажа на машину, упор 4 (нижний ограничитель) хода заслонки, предназначенный для предотвращения поломки привода заслонки при использовании дополнительной подножки.
Введение указанных элементов позволяет обеспечить выброс воды из закрытого водомета в сторону поворота, тем самым повысить поворачивающий момент плавающих машин.
Устройство поясняется чертежом (фигура №2).
Заслонка водомета, обеспечивающая повышенную управляемость (поворотливость) на плаву, включает отверстие в заслонке 1, боковой отводной канал 2, дополнительную подножку 3, упор заслонки 4.
При переводе рукояток управления заслонками «на себя» валы расстопорятся, а заслонки под действием пружин откроют отверстия водоводов водометных движителей для прямолинейного движения. По мере перемещения рукояток вниз левая или правая заслонка закрывается, обеспечивая поворот машины в соответствующую сторону.
Заслонка водомета ДРК, обеспечивающая повышенную управляемость на плаву, работает следующим образом.
При движении плавающей машины бронетанкового вооружения на плаву, при необходимости поворота, к примеру направо, прямолинейный выброс воды происходит из левого водовода, где заслонка открыта, правая заслонка закрывается, выброс воды происходит из канала через отверстие 1 (фигура 2), попадает в боковой отводной канал 2, выброс воды происходит в правую сторону 5, тем самым увеличивается поворачивающий момент, соответственно повышается управляемость (фигура №1)
где L - длина по ватерлинии.
При повороте в левую сторону производятся те же действия, только с левой заслонкой.
Дополнительная подножка 3, смонтированная сверху бокового отводного канала 2, предназначена для дополнительного удобства посадки (высадки) на корпус машины экипажа, упор заслонки 4 предназначен для усиления фиксации заслонки, необходимой для посадки (высадки) экипажа, используя дополнительную подножку 3.
Таким образом, предлагаемое устройство позволит повысить управляемость плавающих машин бронетанкового вооружения на плаву, а также обеспечит более удобную посадку (высадку) на корпус машины экипажа.
Источники информации:
1. Боевая машина пехоты БМП-3: Техническое описание 688 - сб 6. Минобороны РФ, ГАБТУ, инв. 3883 - М: 2005 - 336 с.
Полезная модель относится к области военной техники и может быть использована в конструкциях плавающих боевых машин, в том числе легких танков, бронетранспортеров, боевых машин пехоты.Разработка настоящей полезной модели направлена на улучшение маневренности боевых плавающих машин при преодолении водных преград.Решение поставленной задачи достигается тем, что в конструкцию заслонки плавающей машины добавляются отверстия в заслонках, через которые попадает вода в боковые отводные каналы, боковые отводные каналы, обеспечивающие выброс воды из закрытого водомета в сторону поворота, дополнительные подножки, предназначенные для облегчения посадки (высадки) экипажа на машину, упоры, (ограничители) хода заслонки, предназначенные для предотвращения поломки привода заслонки при использовании дополнительной подножки.В условиях использования плавающих машин на относительно небольших по площади акваториях с необходимостью постоянного маневрирования при выполнении функциональных задач (преодоление противодесантных заграждений (ПДЗ) по ограниченным проходам в них, выбор удобного места выхода из воды на берег) позволяет повысить поворотливость на плаву за счет увеличения поворачивающего момента.