Код документа: RU2366887C1
Изобретение относится к области бронетанковой техники, а конкретно к башням танков, и может быть использовано для модернизации ранее выпущенных танков, таких как Т-72, Т-80, Т-90 и их модификаций, а также на вновь разрабатываемых боевых машинах.
Известна литая башня с многослойным комбинированным бронированием, например танков Т-64, Т-72, Т-80 (см. «Современные танки» под редакцией Б.С.Сафонова и В.И.Мураховского, М. «Арсенал-Пресс», 1995 г., с 106, 117, 125), состоящая в лобовом секторе из амбразуры, лобовых, передних, боковых и задних броневых стенок с полостями между ними под защитные наполнители, и привариваемые к отливке башни крышу и донный лист из проката. В крыше установлены люки командира и наводчика, причем у танков Т-64 и Т-72 в люке наводчика выполнен лючок с фланцем для установки воздухозаборной трубы оборудования для подводного вождения танка (ОПВТ).
Такая конструкция башни имела достаточно высокую конструктивную прочность и живучесть при снарядном обстреле, а при правильно назначенных толщинах брони и применении эффективных защитных наполнителей обеспечивала заданный уровень противоснарядной стойкости.
Однако дальнейший непрерывный рост бронепробивной способности противотанковых средств поражения, при существующих для танков массовых и габаритных ограничениях, вынуждает искать дальнейшие пути повышения динамической прочности используемых броневых материалов.
Башни, изготавливаемые из литой брони средней твердости, существенно (на 10-15%) уступают по противоснарядной твердости катаной броне средней твердости. Кроме того, дополнительным преимуществом башни из проката является возможность обеспечения более высокой точности ее изготовления и исключения необходимости проведения трудоемких и немеханизированных работ по устранению дефектов литья и подгонки размеров.
Известна башня с многослойным комбинированным бронированием (см. патент РФ №2112914, F1H 5/20, от 25.04.96 г.), состоящая в лобовом секторе из амбразуры, лобовых стенок с полостями между ними под защитные наполнители, бортовых и кормовых стенок, крышек полостей, крыши и донного листа, в которой амбразура выполнена в виде единой монолитной детали, а бортовые стенки, крышки полостей, крыша и донный лист представляют собой отдельные детали из катанной стальной брони, которые конструктивно выполнены с возможностью перекрытия при сборке и сварке из них башни основным металлом сопрягаемых деталей полностью или частично стыков деталей и сварных швов со стороны снарядного обстрела, каждая броневая стенка башни связана с крышей и донным листом непосредственно или через промежуточные детали.
Известная башня с многослойным комбинированным бронированием имеет следующие недостатки:
- конструкция башни не предусматривает размещение боекомплекта с механизмом заряжания снаружи обитаемого отделения и закрепление его на башне, что целесообразно с позиций повышения выживаемости экипажа в боевых условиях;
- сварная нерасборная конструкция башни не обеспечивает ремонтопригодности башни при ее боевых повреждениях или при модернизации.
Дальнейший рост защищенности танков, по мнению специалистов (см. статью А.Тарасенко в журнале «Техника и вооружение», №3, 2007 г.), связан с применением модульной конструкции броневой защиты. Такая конструкция позволяет без изменения толщины и массы брони повысить противоснарядную стойкость, обеспечивает возможность совершенствования брони на протяжении жизненного цикла танка и возможность замены старых модулей новыми, изготовленными из брони, созданной с учетом последних технологических достижений. Защитные модули могут быстро заменяться в случае их повреждения. Причем эти работы могут выполняться в полевых условиях. Кроме того, возможно изготовление защитных модулей в условиях массового производства, которое значительно снижает их стоимость.
Известна унифицированная башня танка (см. патент РФ №2233418, F41H 5/20, от 30.05.2001 г.), которая по своим техническим характеристикам наиболее близка к заявляемому изобретению и принимается за прототип, выполненная в виде низкопрофильного с многослойным комбинированным бронированием корпуса, образованного жестко связанными между собой амбразуры, лобовых и бортовых стенок, кормового листа, крыши и основания, снабженного проемом и расточкой под подшипниковый узел погонного устройства. Корпус выполнен с внутренней обитаемой полостью в виде усеченной шестигранной пирамиды, у которой кормовой лист и боковые стенки установлены перпендикулярно к основанию, а лобовые стенки установлены под углом к основанию, равным 70-75°, и связаны между собой через амбразуру. Амбразура в горизонтальном сечении изготовлена по форме равнобокого клина со срезанной вершиной и выполнена с возможностью обеспечения доработки посадочных мест под установку пушки различного калибра, а основание башни выполнено с возможностью доработки расточки под подшипниковый узел погонного устройства любого из танков Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, Т-80 или их модификаций.
Башня выполнена с возможностью установки съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания, а кормовой лист башни снабжен отверстием для прохода выстрела пушки. В крыше башни выполнены люки командира и наводчика, причем люк командира снабжен фланцем для установки погонного устройства вращающейся башенки. На внешней поверхности лобовых и боковых стенок предусмотрены посадочные места для установки защитных блоков (модулей).
Известная унифицированная башня танка имеет следующие недостатки:
- установка лобовых стенок под углом к основанию, равным 70-75°, уменьшает полезный объем обитаемого отделения, необходимый под установку все увеличивающегося у современных танков комплекса бортового оборудования;
- защитные блоки (модули) не обеспечивают защиту от современных снарядов повышенного могущества;
- выполнение амбразуры в горизонтальном сечении по форме равнобокого клина со срезанной вершиной снижает противоснарядную стойкость лобового броневого узла из-за отсутствия возможности установки в этом секторе защитных блоков (модулей);
- отсутствие в крыше люка для выброса поддона частично сгорающей гильзы вызывает необходимость размещения экстрактированных поддонов внутри башни;
- выполнение кормовой части башни с меньшей шириной, чем ширина съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера, создает заман для нападающих снарядов и осколков;
- наличие фланца с командирской башенкой, которые выступают над поверхностью крыши, повышает вероятность повреждения башенки нападающим снарядом, например, при его рикошете от крыши перед башенкой.
Настоящим изобретением решается задача создания башни с повышенной боевой эффективностью с возможностью ее использования для модернизации танков Т-72, Т-80, Т-90 и их модификаций.
Технический результат, достигнутый при решении задачи, заключается в увеличении внутреннего объема башни, обеспечении ремонтопригодности за счет возможности установки быстросъемных защитных модулей и повышении уровня надежности их фиксации на башне.
Задача решается тем, что лобовые стенки корпуса связаны между собой амбразурой и донным листом, установлены с обеспечением увеличения внутреннего объема башни перпендикулярно к донному листу, поверхность которого выполнена с выступанием перед лобовыми стенками, использована в качестве опорных площадок под быстросъемные защитные модули и снабжена установочными пазами, расположенными параллельно лобовым стенкам, а на нижних поверхностях защитных модулей выполнены с возможностью взаимодействия с установочными пазами ответные выступы для обеспечения надежности фиксации защитных модулей от горизонтального смещения, причем на амбразуре и лобовых стенках размещены группы резьбовых отверстий для закрепления упомянутых модулей, при этом в кормовой части внутренними поверхностями донного листа, боковых стенок, крыши и кормового листа образованы ниши для размещения досылателя автоматического механизма заряжания пушки, а на донном листе в этой зоне выполнены симметричные относительно продольной оси площадки, наклоненные в сторону кормы, угол наклона которых выбран исходя из возможности обеспечения заданной траектории движения ветвей цепи досылателя при выполнении цикла заряжания, при этом люк для выброса поддона встроен в листе крыши, размещенном горизонтально по оси башни в кормовой ее части и снабжен устройством для установки трубы, служащей воздуховодом при подводном вождения танка, а другие листы крыши установлены с наклоном к бортовым и лобовым листам, с обеспечением минимальной величины угла встречи с броней фронтально атакующего снаряда, при этом стыки между бортовыми листами и съемным броневым транспортно-заряжающим контейнером снабжены броневыми защитными отражателями.
Наилучший результат достигается, если:
- на боковой стенке башни в пределах поперечного габарита танка жестко закреплен легкобронированный отсек для размещения автономной зенитно-пулеметной установки, который с фронтальной проекции закрыт упомянутым защитным модулем, при этом один из упомянутых броневых защитных отражателей установлен во внутренней полости указанного отсека в стык между бортовым листом и съемным броневым транспортно-заряжающим контейнером;
- крышки люков командира и наводчика установлены заподлицо с наружной поверхностью крыши башни;
- в кормовой части крыши выполнен фланец под установку панорамного прицела;
- внутренний забронированный объем выполнен с величиной до 2,5 м3;
- каждый защитный отражатель выполнен в виде клина, установленного заостренной частью в сторону лобовой стенки башни.
Анализ основных отличительных признаков показал, что:
- установка лобовых стенок корпуса перпендикулярно к донному листу позволила увеличить внутренний объем башни до 2,5 м3 (у существующих танков Т-90 внутренний объем башни 1,85 м3, а у танков Т-80 - 1,93 м3, см. «Современные танки» под редакцией Б.С.Сафонова и В.И.Мураховского, М. «Арсенал-Пресс», 1995 г., с.303), за счет чего разместить комплекс бортового оборудования, отвечающий современным требованиям командной управляемости и эргономики;
- выполнение поверхности донного листа с выступанием перед лобовыми стенками, использование в качестве опорных площадок под быстросъемные защитные модули и снабжение установочными пазами, расположенными параллельно лобовым стенкам, а на нижних поверхностях защитных модулей выполнение с возможностью взаимодействия с установочными пазами ответных выступов для обеспечения надежности фиксации защитных модулей от горизонтального смещения, размещение на амбразуре и лобовых стенках группы резьбовых отверстий для закрепления упомянутых модулей, позволило разместить быстросъемные защитные модули с повышенными характеристиками бронестойкости, производить их замену в полевых условиях при боевых повреждениях и при модернизации на более эффективные защитные модули;
- снабжение стыков между бортовыми листами и съемным броневым транспортно-заряжающим контейнером броневыми защитными отражателями. каждый из которых выполнен в виде клина, установленного заостренной частью в сторону лобовой стенки башни, позволило предохранить указанные стыки от нападающих снарядов и осколков;
- жесткое закрепление на боковой стенке башни в пределах поперечного габарита танка легкобронированного отсека, который с фронтальной проекции закрыт защитным модулем, позволило разместить в нем автономную зенитно-пулеметную установку с большим боекомплектом, не занимая при этом объем обитаемого отделения;
- установка горизонтально одного из листов, образующих крышу, в кормовой части симметрично относительно продольной оси башни, и оборудование его люком для выброса поддона частично сгорающей гильзы снизило вероятность его поражения нападающим снарядом и позволило исключить необходимость компактной укладки поддонов в башне;
- снабжение люка для выброса поддона частично сгорающей гильзы устройством для установки воздуховода ОПВТ позволило использовать указанный люк по двум назначениям и исключить выполнение двух отдельных люков, которые ослабляют конструкцию.
Изобретение поясняется чертежами, на которых показано:
- на фиг.1 - вид сверху на башню танка;
- на фиг.2 - вид А на фронтальную проекцию башни;
- на фиг.3 - сечение Б-Б лобовой стенки башни;
- на фиг.4 - вид сверху на донный лист башни;
- на фиг.5 - сечение В-В кормовой части донного листа;
- на фиг.6 - сечение Г-Г по люку командира и крыше башни;
- на фиг.7 - сечение Д-Д по люку для выброса поддона частично сгорающей гильзы.
Башня танка состоит (см. фиг.1, 2) из сваренных между собой амбразуры 1, лобовых 2 и боковых 3 стенок, кормового листа 4, выполненного с возможностью закрепления на нем съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера 5 с забашенным, снабженным цепным досылателем, автоматическим механизмом заряжания пушки (на фиг. не показан), донного листа 6, крыши 7 с люками командира 8, наводчика 9 и люком 10 для выброса поддона частично сгорающей гильзы. Лобовые стенки 2 установлены с обеспечением увеличения внутреннего объема башни (до 2,5 м3) перпендикулярно к донному листу 6. Поверхность донного листа 6 выполнена с выступанием перед лобовыми стенками 2 и использована в качестве опорных площадок под быстросъемные защитные модули 11 (на фиг.1 и 3 показаны штрихпунктирной линией). Для обеспечения надежной фиксации защитных модулей 11 от горизонтального смещения поверхности площадок снабжены установочными пазами «а» (см. фиг.4), расположенными параллельно лобовым стенкам 2, а на нижних поверхностях защитных модулей 11 выполнены с возможностью взаимодействия с установочными пазами ответные выступы «б». На амбразуре 1 и лобовых стенках 2 размещены группы резьбовых отверстий «в» для закрепления упомянутых модулей. В кормовой части башни внутренними поверхностями донного листа 6, боковых стенок 3, крыши 7 и кормового листа 4 образованы ниши «г» для размещения досылателя автоматического механизма заряжания пушки (на фиг. не показан). На донном листе 6 в этой зоне выполнены симметричные относительно продольной оси площадки «д» (см. фиг.5), наклоненные в сторону кормы, угол наклона которых β выбран исходя из возможности обеспечения заданной траектории движения ветвей цепи досылателя при выполнении цикла заряжания. Люк 10 для выброса поддона встроен в листе 12 крыши 7, размещенном горизонтально по оси башни в кормовой ее части и снабжен устройством 13 для установки трубы 14, служащей воздуховодом при подводном вождении танка. Листы крыши 15, 16 установлены с наклоном к лобовым и боковым листам, с обеспечением минимальной величины угла встречи с броней фронтально атакующего снаряда. Крышки люков командира 8 и наводчика 9 установлены заподлицо с наружной поверхностью листов 15, 16 крыши башни (см. фиг.6, 7). Стыки между боковыми стенками 3 и съемным броневым транспортно-заряжающим контейнером 5 снабжены броневыми защитными отражателями 17, каждый из которых может быть выполнен, например, в виде клина, установленного заостренной частью в сторону лобовой стенки 2 башни.
На боковой стенке 3 башни в пределах поперечного габарита танка жестко закреплен легкобронированный отсек 18 для размещения автономной зенитно-пулеметной установки (на фиг. не показана), который с фронтальной проекции закрыт упомянутым защитным модулем 11. Один из броневых защитных отражателей 17 установлен во внутренней полости отсека 18 в стык между боковой стенкой 3 и съемным броневым транспортно-заряжающим контейнером 5.
В кормовой части крыши 7 выполнен фланец 19 под установку панорамного прицела.
Предлагаемая башня танка обладает значительной боевой эффективностью и может быть установлена на новых танках, а также на модернизируемых танках, таких как Т-72, Т-80, Т-90 и их модификациях, повышая их защищенность.
Конструкция позволяет обеспечить высокую противоснарядную стойкость за счет применения эффективных защитных модулей 11, которые выполнены быстросъемными, и могут быть заменены при боевых повреждениях силами ремонтных подразделений в полевых условиях. Кроме того, при модернизации ранее выпущенных танков старые защитные модули 11 могут быть заменены новыми, более эффективными, созданными с учетом последних технологических достижений в области броневой защиты.
Установка наклонных листов 15, 16 крыши 7 с обеспечением минимального угла встречи с броней фронтально атакующего снаряда, с максимальной вероятностью вызывает его рикошет и исключает пробитие броневой преграды.
Легкобронированный отсек 18 защищает находящуюся в нем механизированную боеукладку зенитно-пулеметной установки от пуль и осколков снарядов.
Броневые защитные отражатели 17 закрывают стыки между боковыми стенками 3 и съемным броневым транспортно-заряжающим контейнером 5.
Таким образом, настоящим изобретением решена поставленная задача создания башни с повышенной боевой эффективностью и с возможностью ее использования для модернизации танков Т-72, Т-80, Т-90 и их модификаций.
Изобретение относится к башням танков и может быть использовано на новых или для модернизации старых танках. Башня танка состоит из сваренных между собой амбразуры, лобовых и боковых стенок, кормового листа с закрепленным на нем съемным броневым транспортно-заряжающим контейнером, донного листа, крыши с люками и лобовых быстросъемных защитных модулей. Установка лобовых стенок корпуса башни перпендикулярно к донному листу позволяет увеличить внутренний объем. Быстросъемные защитные модули с повышенной бронестойкостью размещены с возможностью их замены в полевых условиях при боевых повреждениях. Стыки между бортовыми листами и транспортно-заряжающим контейнером снабжены броневыми защитными отражателями. На боковой стенке башни жестко закреплен легкобронированный отсек с автономной зенитно-пулеметной установкой с боекомплектом, закрытый с фронтальной проекции защитным модулем. Люк для выброса поддона частично сгорающей гильзы снабжен устройством для установки воздуховода для подводного вождения танка. Листы крыши установлены наклонно с минимальным углом встречи с броней фронтально атакующего снаряда, что вызывает его рикошет и исключает пробитие броневой преграды. Изобретение обеспечивает увеличение внутреннего объема башни, условие ремонтопригодности за счет возможности установки быстросъемных защитных модулей и повышения уровня надежности их фиксации на башне. 5 з.п ф-лы, 7 ил.