Пусковая установка для авиационных ракет - RU2612228C2

Код документа: RU2612228C2

Чертежи

Показать все 7 чертежа(ей)

Описание

Изобретение относится к области авиационного вооружения, а именно к многоствольным пусковым установкам (ПУ) типа «Блок» для размещения в них и пуска авиационных ракет (ракет), неуправляемых, корректируемых и управляемых с самолетов.

Из уровня техники (см., например, «Оружие и технологии России. Энциклопедия. XXI век» / Гл. ред. Н. Спасский. - М.: Издательский дом «Оружие и технологии», том 10, 2005) известны многоствольные ПУ типа Б13Л, Б8М1, отличающиеся друг от друга количеством пусковых труб для ракет, их калибром и габаритами и включающие в себя корпус цилиндрической формы с узлами подвески ПУ к самолету, обтекатели, комплект пусковых труб, закрепленных в торцевых дисках корпуса, поперечную одноразовую перегородку для защиты ракет от аэродинамического нагрева и разрушаемую при их пуске, затвор для их фиксации и электрическую систему для подачи пусковых импульсов на ракеты.

Наиболее близкой к заявленному изобретению по технической сущности и достигаемому при его использовании техническому результату является описанная в указанном источнике (см. стр. 266) ПУ (блок орудий Б13Л) для авиационных ракет, имеющая типовой состав входящих элементов известных ПУ, т.е. включающая в себя цилиндрический корпус с узлами подвески ПУ к самолету, обтекатели, комплект пусковых труб, закрепленных в торцевых дисках корпуса, электросистему для подачи пусковых импульсов на ракеты и затвор для удержания.

Недостатком известных самолетных ПУ является ухудшение их аэродинамических свойств после отстрела ракет, в результате которого за счет ухода ракет и разрушения поперечной, одноразовой перегородки появляются дополнительные стабилизирующие аэродинамические поверхности, которые превышают внешнюю поверхность ПУ по площади в 2,5…3,0 раза, что увеличивает потребные физические усилия пилота на органы управления самолетом, которые становятся близкими к максимальным и значительно затрудняют маневрирование самолета после атаки, в момент возбуждения ПВО противника.

Техническая задача настоящего изобретения состоит в устранении упомянутых выше недостатков и создании ПУ, сокращающей ухудшение аэродинамических свойств летательного аппарата после отстрела комплекта ракет.

Технический результат, который может быть получен при реализации предложенной конструкции ПУ, - сохранение управляемости самолета после отстрела комплекта ракет за счет закрытия пусковых труб и уменьшения площади, омываемой воздушным потоком поверхности ПУ.

Задача, положенная в основу настоящего изобретения, с достижением заявленного технического результата, решается тем, что в пусковой установке для авиационных ракет, включающей цилиндрический корпус с узлами подвески ПУ к самолету, обтекатели, комплект пусковых труб, закрепленных в торцевых дисках корпуса, средство защиты ракет от аэродинамического нагрева, электрическую систему для подачи пусковых импульсов на ракеты и затвор для удержания, средство защиты ракет от аэродинамического нагрева выполнено в виде поворотных клапанов, шарнирно установленных с возможностью открытия и плавного безударного закрытия пусковых труб, при этом последние оснащены газоотводным устройством, выполненным с возможностью отвода части реактивной струи ракеты в переднюю часть указанных труб.

Кроме того, каждый поворотный клапан кинематически связан с односторонним пневматическим демпфером, выдвигающийся шток которого выполнен с возможностью разноскоростного движения при открытии и закрытии поворотного клапана.

Кроме того, газоотводное устройство выполнено в виде дефлектора и газоотводной трубки, причем последняя размещена в корпусе параллельно пусковым трубам, ее носовая часть закреплена в гнезде переднего торцевого диска и соединена с внутренним объемом соответствующей пусковой трубы, а хвостовая часть - с внутренним объемом соответствующего дефлектора.

Выполнение средства защиты ракет от аэродинамического нагрева в виде поворотных клапанов, шарнирно установленных с возможностью открытия и плавного безударного закрытия односторонним пневматическим демпфером пусковых труб, и оснащение последних газоотводным устройством, выполненным с возможностью отвода части реактивной струи ракеты в переднюю часть указанных труб, обеспечивает:

- открытие пусковых труб при старте ракет без касания клапанов их носовыми частями;

- удержание клапана вдоль продольной оси пусковой трубы при покидании ПУ ракетой;

- плавное безударное закрытие трубы клапаном при покидании ПУ ракетой.

После отстрела комплекта ракет, закрытия пусковых труб клапанами и исключения проникновения в них воздушного потока самолет-носитель получает штатную возможность в маневрировании после атаки.

Наличие отличительных от прототипа существенных признаков позволяет признать заявляемое техническое решение новым.

Проведенный сопоставительный анализ предложенного технического решения с выявленными аналогами уровня техники, из которого изобретение явным образом не следует для специалиста по авиационному вооружению, показал, что оно неизвестно и не подтверждена известность влияния его отличительных признаков на указанный заявителем технический результат, следовательно, заявляемое изобретение соответствует условию «изобретательский уровень», а с учетом возможности промышленного изготовления пусковой установки можно сделать вывод о его соответствии критериям патентоспособности.

Предпочтительный вариант исполнения предлагаемого технического решения описывается далее на основе представленных чертежей, где:

- на фиг. 1 изображен общий вид ПУ для авиационных ракет;

- на фиг. 2 изображен выносной элемент А на фиг. 1, дополненный местным разрезом в зоне демпфера;

- на фиг. 3 изображен выносной элемент Б на фиг. 1;

- на фиг. 4 изображен вид В на фиг. 1;

- на фиг. 5 изображен упрощенный вид ПУ, по разрезу Г-Г на фиг. 4, показывающий принцип работы клапанной системы, в статике;

- на фиг. 6 - то же в динамике по разрезу Д-Д на фиг. 4;

- на фиг. 7 представлен кадр видеозаписи - момент старта ракеты;

- на фиг. 8 - то же, выбивание заглушки за счет избыточного давления в трубе;

- на фиг. 9 - то же, выход ракеты из трубы;

- на фиг. 10 - то же, перемещение заглушки под действием ракеты,

и в которых передний обтекатель условно не показан, стрелками указано направление движения газа, в целях повышения наглядности на фиг. 1 и фиг. 2 клапанная система показана для одной пусковой трубы.

В графических материалах соответствующие конструктивные элементы ПУ обозначены следующими позициями:

1 - корпус;

2 - задний обтекатель;

3 - узлы подвески;

4 - электросоединитель;

5 - пусковые трубы;

6 - ракета;

7 - газоотводная трубка;

8 - передний торцевой диск;

9 - гнезда;

10 - поворотный клапан;

11 - пневматический демпфер;

12 - затвор;

13 - выхлопные отверстия;

14 - дефлектор;

15 - поршень;

16 - лепестковый клапан;

17 - шток;

18 - пружина;

19 - приводная вилка;

20 - рычаг;

21 - дренажное отверстие.

ПУ включает корпус 1, передний обтекатель (условно не показан), задний обтекатель 2, узлы подвески 3 для крепления ПУ на держателе летательного аппарата, электросоединитель 4 для стыковки с электрической системой летательного аппарата, пусковые трубы 5 для размещения ракет 6, закрепленные в торцевых дисках корпуса, затвор 12 для удержания ракет, средство защиты последних от аэродинамического нагрева, выполненное в виде поворотных клапанов 10, шарнирно установленных с возможностью открытия и плавного безударного закрытия пусковых труб. Каждый поворотный клапан 10 кинематически связан с односторонним пневматическим демпфером 11 и газодинамически с выхлопом ракеты, причем выдвигающийся шток 17 демпфера 11 выполнен с возможностью разноскоростного движения при открытии и закрытии поворотного клапана. Пусковые трубы 5 оснащены газоотводным устройством (по одному на каждую пусковую трубу), выполненным с возможностью отвода части реактивной струи ракеты в переднюю часть указанных труб в виде дефлектора 14 и газоотводной трубки 7, причем последняя размещена в корпусе 1 параллельно пусковым трубам 5, ее носовая часть закреплена в гнезде переднего торцевого диска 8 и соединена с внутренним объемом соответствующей пусковой трубы 5, а хвостовая часть - с внутренним объемом соответствующего дефлектора 14, направляющего часть давления выхлопа ракеты в носовую часть ПУ. В хвостовой части ПУ на корпусе 1 установлен съемный затвор 12, имеющий выхлопные отверстия 13.

ПУ работает следующим образом.

При прохождении электрического импульса на запуск ракеты зажигается твердотопливная шашка ее двигателя с выбросом реактивной газовой струи через отверстия 13 в затворе 12, со скоростью ≈2000 м/сек, при этом до набора двигателем заданной тяги (≈600 кг) ракета не двигается с места, клапан 10 закрыт и защищает ракеты 6 от набегающего потока. Часть струи захватывается дефлектором 14 и разворачивается в нем на 180°, за счет давления торможения, которое составляет ≈12 атм, что значительно больше встречного давления набегающего потока воздуха, и подается по газоотводной трубке 7 в переднюю часть пусковой трубы 5, в объем ограниченный клапаном 10 и головной частью ракеты 6, после чего клапан 10 путем поворота открывает пусковую трубу 5, приводя в работу механизм пневматического демпфера 11, который содержит: поршень 15 с лепестковым клапаном 16, шток 17, на который надета пружина 18 и приводная вилка 19, связанная с клапаном 10 рычагом 20. Все устройство клапана размещено в корпусе с дренажным отверстием 21. После покидания ракетой 6 пусковой трубы 5 клапан 10 закрывается, в основном, за счет давления набегающего потока, а пневматический демпфер 11 обеспечивает безударное закрытие за время ≈1.5 с.

Изобретение было проверено на упрощенной пусковой установке (см. фиг. 7-10), содержащей в верхнем стволе ракету и установленную перед ней пластиковую заглушку на расстоянии ≈120 мм от носика ракеты. На раскадровке видеозаписи видно, что после начала работы двигателя ракеты заглушка выталкивается из ствола давлением газа, поступающего из «казенной» части блока через зазоры между ракетой и стенкой ствола в его носовую часть. Датчик давления, установленный в заглушке, зарегистрировал давление ≈12 атм внутри ствола. После выхода заглушки из ствола появляется носик ракеты, догоняющий ее, т.е. заглушка опережает ракету на начальной стадии движения ракеты.

Технико-экономическим результатом изобретения являются несостоявшиеся потери самолетов, получающих штатную возможность в маневрировании после атаки за счет закрытия пусковых труб клапанами и исключения проникновения в них воздушного потока.

Экономический эффект определен как разница в стоимости боевых потерь между самолетами без системы глушения стволов (СГС) на блоке БИЛ и самолетами с системой СГС - Б13С5.

Условные обозначения в расчете:

α - вероятность поражения самолета при атаке;

n - количество самолетов, потребное для атаки;

m - потери самолетов;

с - стоимость одного самолета;

К - количество блоков на самолете;

Ц - стоимость потерь;

Б - стоимость одного блока;

Э - экономический эффект.

Условия проведения расчета:

расчет проводится для двух случаев по величине а (вероятность поражения) для серийного блока Б13Л (α1) и нового блока Б13С5 (α2) с учетом уменьшения последней, по статистическим данным.

Исходные данные:

α1=0,3; α2=0,1; К=4; n=10 шт.; c=100 млн руб.; Б1=2 млн руб.; Б2=2,2 млн руб. (Б13С5).

Определяем количественные потери самолетов для двух случаев α: m1=n⋅α1=0,3⋅10=3 шт.

m2=n⋅α2=0,3⋅10=1 шт.

Стоимость потерь самолетов для каждого случая α.

Ц1=m1⋅c+Б1⋅К⋅m1=m1 (с+Б⋅К)

Ц1=3(100+4⋅2)=3⋅108=324 млн руб.

Ц1=324 млн руб.

Ц2=m2(с+Б2⋅К)=1⋅(100+2,2⋅4)=108,8 млн руб.

Ц2=108,8 млн руб.

Экономический эффект:

Э=Ц12=324-108,8=215,2 млн руб.

Э=215,2 млн руб.

Реферат

Изобретение относится к авиационному вооружению и касается многоствольных пусковых установок (ПУ). ПУ для авиационных ракет содержит цилиндрический корпус с узлами подвески ПУ к самолету, обтекатели, комплект пусковых труб, закрепленных в торцевых дисках корпуса, средство защиты ракет от аэродинамического нагрева, электрическую систему для подачи пусковых импульсов на ракеты и затвор для удержания. При этом средство защиты ракет от аэродинамического нагрева выполнено в виде поворотных клапанов, шарнирно установленных с возможностью открытия и плавного безударного закрытия пусковых труб. Пусковые трубы оснащены газоотводным устройством, выполненным с возможностью отвода части реактивной струи ракеты в переднюю часть труб. Достигается сохранение управляемости самолета после отстрела ракет за счет закрытия пусковых труб и уменьшения площади омываемой воздушным потоком поверхности ПУ. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

Формула

1. Пусковая установка для авиационных ракет, включающая цилиндрический корпус с узлами подвески ПУ к самолету, обтекатели, комплект пусковых труб, закрепленных в торцевых дисках корпуса, средство защиты ракет от аэродинамического нагрева, электрическую систему для подачи пусковых импульсов на ракеты и затвор для удержания, отличающаяся тем, что средство защиты ракет от аэродинамического нагрева выполнено в виде поворотных клапанов, шарнирно установленных с возможностью открытия и плавного безударного закрытия пусковых труб, при этом последние оснащены газоотводным устройством, выполненным с возможностью отвода части реактивной струи ракеты в переднюю часть указанных труб.
2. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что каждый поворотный клапан кинематически связан с односторонним пневматическим демпфером, выдвигающийся шток которого выполнен с возможностью разноскоростного движения при открытии и закрытии поворотного клапана.
3. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что газоотводное устройство выполнено в виде дефлектора и газоотводной трубки, причем последняя размещена в корпусе параллельно пусковым трубам, ее носовая часть закреплена в гнезде переднего торцевого диска и соединена с внутренним объемом соответствующей пусковой трубы, а хвостовая часть - с внутренним объемом соответствующего дефлектора.

Патенты аналоги

Авторы

Патентообладатели

Заявители

СПК: B64D7/08 F41F3/065

МПК: B64D7/08

Публикация: 2017-03-03

Дата подачи заявки: 2015-05-26

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам