Код документа: RU2012591C1
Изобретение рассматривает улучшенный смазочный состав, предназначенный для применения в двигателях внутреннего сгорания (ДВС).
В настоящее время в технике, как известно, используются синтетические базовые масла для создания смазочных составов односортового и многосортового типов. В этом отношении синтетические базовые компоненты обладают способностью устранения либо по крайней мере снижения недостатков, свойственных использованию только минеральных базовых масел, применение которых требует: присутствия в составе фракций с высокой текучестью для достижения заданной вязкости при низких температурах и ограничения летучести; введения относительно высокого содержания присадок, улучшающих индекс вязкости и исходный показатель VI, а также других присадок для обеспечения удовлетворения всех других требований, предъявляемых к смазкам.
Используемые в системах смазки ДВС смазочные составы должны обладать вполне определенными характеристиками, а именно термической стабильностью, устойчивостью к окислению, низкой летучестью и такой температурно-вязкостной характеристикой, которая обеспечивала бы холодный запуск и хорошо смазку ДВС при максимальных рабочих температурах.
Известные смазочные составы, отвечающие этим требованиям, включают высокомолекулярные диалкилкарбонаты в комбинации с минеральным маслом и обычными присадками. Эти составы обладают рядом преимуществ по сравнению с составами, базирующимися на карбоксильных сложных эфирах, причем эти преимущества заключаются в повышенной термической, гидролитической и противоокислительной стабильности. В частности, известна смазочная композиция, представляющая собой продукт переэтерификации низшего диалкилкарбоната со смесью (С10-С18) оксоспиртов, функциональные присадки и базовое масло (1).
В последнее время открыт класс высокомолекулярных алкилкарбонатов, обеспечивающих улучшение реологических характеристик и рабочих характеристик ДВС,
использующих содержащие эти компоненты и делающих весьма желательным применение высококачественных смазочных составов для четырехтактных бензиновых и дизельных двигателей. В соответствии с изложенным
в изобретении предлагаются к использованию смазочные составы, включающие:
а) 0-90 мас. ч. минерального базового масла;
в) 0-90 мас. ч. синтетического базового масла;
с) 5-50
мас. ч. диалкилкарбоната с длинной молекулярной цепью;
d) 6-12 мас. % обычных присадок;
е) 0-15% присадок, улучшающих индекс вязкости в депрессорные свойства, причем указанные
составы с компонентом по п. С-. , который является продуктом переэтерификации низкомолекулярного диалкилкарбоната со спиртовой смесью, содержащей, по крайней мере, до 98 мас. ч. алифатических спиртов
с линейной либо близкой к линейной углеводородной цепью с присоединенной к неконцевому атому углерода группой -СН2-ОН и общим числом атомов углерода от 10 до 18 и предпочтительно от 13 до
16.
В предпочтительном примере состава компонент а) содержится в количестве (по весу) от 0 до 60% , компонент в) от 20 до 60% , компонент с) от 15 до 30% , компонент d) от 8 до 10% и, наконец, компонент е) от 5 до 10% .
Смазочные масла, которые могут быть в соответствии с настоящим изобретением использованы в качестве компонента а) являются маслами минерального происхождения, полученными в результате перегонки нефти с последующей очисткой с применением растворителя и/или гидроочисткой и характеризующиеся следующими параметрами: индекс вязкости 102-108, точка плавления в диапазоне - 12-6оС и потери при испарении по Ноаку (Noack) 12-42% .
Синтетические базовые масла, которые могут быть использованы в качестве компонента в) состава в соответствии с настоящим изобретением, являются маслами синтетического происхождения и могут быть получены полимеризацией олефинов с концевой или внутренней двойной связью с последующей очисткой или изомеризацией и/или алкилированием нефтяных фракций и последующей очисткой.
Спирты, которые могут быть использованы для приготовления компонента с) состава в соответствии с изобретением
представляют собой смеси, содержащие по крайней мере 98% , а предпочтительно по крайней мере 99% алифатических спиртов с линейной либо почти линейной углеводородной цепью, содержащей группу -СН2-ОН, подсоединенную через неконцевой атом углерода и общее число атомов углерода от 10 до 18 и предпочтительно от 13 до 16. Более конкретно спирты, подходящие для этой цепи, это спирты с
молекулярной формулой I
СН3 - (СН2)m - СН - (СН2)n - СН3 - CН2 - ОН где m - целое число, а n - ноль или целое
число, и при условии, что общее число атомов углерода в молекуле составляет от 10 до 18 и предпочтительно от 13 до 16. Предпочтительной смесью является смесь, в которой группа -СН2-ОН,
преимущественно присоединена в позиции 2 молекулярной цепи.
Смесь спиртов (1), соответствующих назначению, включает фракцию оксо-спиртов с разветвленной цепью, полученных
гидроформилированием с использованием окиси углерода и водорода, олефины с линейной или почти линейной цепью со статистической внутренней или концевой двойной связью, взаимодействующих в присуствии
кобальтового и родиевого катализатора. Эта фракция оксо-спирта с разветвленной цепью может быть отделена от линейной фракции фракционной катализацией, осуществляемой в присутствии углеводородного либо
эфирного растворителя (2). Смесь оксо-спиртов с линейной и разветвленной молекулярной цепью растворяется в жидком углеводородном растворителе, содержащем 3-5 атомов углерода в молекуле или в
метил-третбутиловом эфире. Раствор охлаждается до температуры в диапазоне от -20 до -52оС для обеспечения выделения твердой фазы, содержащейся в линейных оксо-спиртах и жидкой фазы,
содержащейся в линейных окс-спиртах и жидкой фазы, содержащей растворенные в выбранном
Этот диалкилкарбонат обладает необходимыми характеристиками в отношении низкотемпературных реологических
значений, окислительной стабильности, совместимости с эластомерами, биологических и токсичных свойств.
Компонент d) состава в соответствии с изобретением включает набор обычно используемых в смазках присадок и конкретно: дисперсанты, противоизносные и антикоррозионные присадки, пассирующие составы для металлов, деактиваторы меди, детергентные присадки (сверхосновные и нейтральные) и антиокислители. Эти присадки обычно выбирают из соединений следующих классов: алкил/алкинил-янтарной кислоты, эфиры янтарной кислоты; алкил/акрил-дитиофосфаты цинка и олефинов; этоксилаты, эфиры и полуэфиры замещенных янтарных кислот; ненасыщенные карбонильные хелейные соединения; гетероциклические соединения; соли металлов (нейтральные и суперосновные) алкиловых и ариловых сульфокислот; салициловые кислоты, фенолы и замещенные фенолы; пространственные амины и фенолы, серные соединения.
Компонент е) состав в соответствии с изобретением включает набор
присадок, обеспечивающих повышение индекса вязкости и снижение температуры застывания конечного состава. Эти присадки выбираютиз соединений следующих классов: сопо-
Диалкилкарбонат с длинной
молекулярной цепью, используемый в качестве компонента с), обеспечивает применимость смазки для автотракторной техники, обусловливая неожиданно хорошие реологические и другие характеристики смазок для
двигателей. В этом отношении наличие одновременного сочетания таких характеристик как высокий индекс вязкости, низкая точка плавления и низкая летучесть, обеспечено строением именно диалкилкарбоната.
В дополнение к высокой полярности карбонатной группы и в сочетании с его структурными характеристиками диалкилкарбонат обеспечивает высокие рабочие характеристики двигателя и способствует снижению
содержания компонента d). Кроме того именно высокая полярность обеспечивает хорошее разжижающее воздействие смазки на отстой (обеспечивая снижение содержания дисперсанта до 30% в составе смазки),
смазку поверхностей металлических деталей, подверженных износу (при снижении содержания присадок, противодействующих износу, до 20% 0 и антикоррозийную и электромеханическую защиту поверхностей
металлов и сплавов как содержащих, так и не содержащих железо (обеспечивая возможность снижения антикоррозийных присадок, пассиваторов, медных деактиваторов до 30% ). Высокая термическая и
антиокислительная стабильность компонента с) позволяет снизить содержание антиокислительных присадок в смазке до 30% , а отсутствие кислотных соединений, появляющихся в результате процессов
декомпозиции, обеспечивает снижение содержания сверхосновных очищающих присадок до 20% . И, наконец, компонент с) состава смазки практически инертен по отношению к эалстомерами, обычно присутствующим
в системах контуров смазки ДВС. В результате смазочные составы могут составляться с умеренным и высоким содержанием азота, что позволяет избежать введения специальных, предназначенных для достижения
удовлетворительных результатов испытаний совместимости с эластомерами, проводимых по наиболее жестким техническим условиям ССМС и VМ. Следует заметить, что, как известно, в отрасли оксоспирты
описываются как спирты, годные для приготовления диалкилкарбонатов для смазочных составов без отделения фракции с линейной молекулярной цепью от фракции с разветвленной цепью. В соответствии с
изобретением использование смеси спиртов (1) с указанными характеристиками является диалкилкарбонатов и смазочных составов, их включающих, как видно из экспериментальных примеров, которые приведены
для лучшей иллюстрации изобретения.
П р и м е р 1. Использована смесь оксоспиртов со следующими характеристиками:
число атомов угле- рода 13-16
средний молеку- лярный
вес 220
фракция с линей- ной цепью 40%
фракция с разветв- ленной цепью 60%
Данная смесь оксоспиртов является продуктом гидроформулирования олефинов с линейной цепью в
присутствии окиси углерода и водорода как катализаторов.
Эта смесь подвергается фракционной кристаллизации при низкой температуре в присутствии углеводородного растворителя для
отделения фракции твердого линейного спирта от жидкой фракции, содержащей 95 мас. ч. спиртов с разветвленной молекулярной цепью. Эта жидкая фракция очищается во второй фракционной кристаллизации,
аналогичной первой, для выделения жидкой фракции спирта с разветвленной цепью с
П р и м е р 2. Смесь спиртов (1) с разветвленной цепью, полученных в примере 1, переэтерифицируется с
диметилкарбонатом, взаимодействуя в присутствии катализатора натрия, для получения диалкилкарбоната (1) со средним молекулярным весом 470 и следующими характеристиками:
Вязкость при 100оС, сСт 4,16
Вязкость при -30оС, сП 1600 Индекс вязкости 125
Точка плавле- ния,оС -40
Точка вспышки СОС,оС 240
Летучесть по
Ноаку, % 13 Коррозия меди 1а ТаN, мг КОН/г 0,05
П р и м е р 3. Для сравнения смесь оксоспиртов с линейной и разветвленной цепью, полученная в реакции гидроформирования переэтерифицируется
(без ранее описанного разделения) с диметилкарбонатом с использованием этилата натрия в качестве катализатора в соответствии с примером 2 для получения диалкилкарбоната (II) со средней мол. м. 470,
индексом вязкости 130, точкой плавления 12оС и летучестью по Ноаку 15% .
П р и м е р 4. Смазочный состав (А), соответствующий изобретению и выбранный для сравнения состав (В) приготовлены в соответствии с табл. 1.
Составы (А) и (В) подвергались серии реологических и лабораторных испытаний, ставящих целью оценить степень их соответствия требованиям Европейского ряда, составленного разработчиками классификации масел ССМС и требованиям Американского ряда, составленного разработчиками классификации масел АР1.
Результаты представля в табл. 2.
Из представленных данных видно, что смазочный состав (А), соответствующий изобретению, отвечает всем требованиям американского ряда АР1 и европеского ССМС. Напротив, сравниваемый состав (В) не отвечает требованиям по вязкости при -25оС, ВРТ, точке плавления и летучести по Ноаку. Это обусловлено различием физико-химических характеристик диалкилкарбонатов (I) и (II), использованных в составах.
В части испытаний с двигателями, предписанными американскими нормами АР1 и европейскими ССМС, оба смазочных состава продемонстрировали удовлетворительные результаты с большим запасом по отношению к предельным значениям. Однако только смазочные составы, использующие в соответствии с изобретением диалкилкарбонаты (I), обладают оптимальными параметрами в отношении как реологических, так и двигательных характеристик.
Сущность изобретения: смазочная композиция содержит продукт переэтерификации низшего диалкилкарбоната со смесью (C10-C18) оксоспиртов, представляющих собой фракцию спиртов с разветвленной углеводородной цепью, полученных гидроформилированием линейных или преимущественно линейных олефинов со статистической внутренней или концевой двойной связью в присутствии кобальтового или радиевого катализатора с последующим отделением фракции оксоспиртов с разветвленной углеводородной цепью от фракции оксоспиртов с линейной углеводородной цепью фракционной кристраллизацией в присутствии углеводородного или эфирного растворителя, в количестве 5 - 50 мас. % , функциональные присадки - 6 - 12 мас. % , вязкостную и депрессорную присадки 5 - 5 мас. % и синтетическое масло или его смесь с минеральным маслом до 100 мас. % . 1 с. и 5 з. п. ф-лы, 2 табл.