Код документа: RU2703733C2
Область изобретения
Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, соответствующей требованиям к смазке направляющей поверхности скольжения станка или тому подобного.
Уровень техники изобретения
В целях осуществления высокоточной механической обработки с помощью станка важна чрезвычайная точность позиционирования ходового вала станка, причём в некоторых случаях требуется точность микронного уровня. В то же время, используют смазочные масла, поскольку точность позиционирования может ухудшаться из-за сопротивления трения, создаваемого на направляющей поверхности станка, имеющего направляющую поверхность скольжения, и необходимо, чтобы смазочное масло, используемое на этой направляющей поверхности, демонстрировало низкие показатели трения.
Кроме того, смазочные масла, используемые в станках, можно также использовать для смазки зубчатых передач и тому подобного в дополнение к направляющим поверхностям, как описано выше, и в таких случаях также требуются характеристики несущей способности в качестве важного признака.
Следовательно, поскольку требуется плавное перемещение и высокая точность направляющих поверхностей, в смазочные масла, используемые на направляющих поверхностях, для уменьшения трения подмешивают различные понижающие трение агенты. Например, в JP 11-505283 описано, что предпринимались попытки достижения характеристик с низким коэффициентом трения и приемлемых характеристик скольжения посредством использования комбинации кислотных сложных эфиров фосфорной кислоты и сложных эфиров фосфоновой кислоты.
Сущность изобретения
Традиционным композициям смазочного масла еще предстоит достичь удовлетворительных смазочных характеристик для станков, от которых требуется высокоточная механическая обработка, и целью настоящего изобретения, которое было разработано с учетом этих обстоятельств, является получение композиции смазочного масла, имеющей дополнительно улучшенные характеристики трения и противозадирные характеристики.
В результате различных исследований и изысканий, проведенных с целью уменьшения трения и достижения хороших противозадирных характеристик, как описано выше, было обнаружено, что в случаях, когда использовали комбинацию сложного эфира фосфоновой кислоты и жирной кислоты, может быть достигнут более низкий коэффициент трения и более высокая несущая способность, чем в случае, когда любая из этих добавок использовалась по отдельности, причём данное изобретение осуществлено на основе этих выводов.
В настоящем изобретении предложена композиция смазочного масла для направляющей поверхности скольжения, которая содержит любое базовое масло из группы I, базовое масло из группы II, базовое масло из группы III или базовое масло из группы IV в категориях базовых масел API (American Petroleum Institute - Американского института нефти), или их смесь в качестве базового масла, и которую получают посредством добавления к этому базовому маслу комбинации фосфоната (сложного эфира фосфоновой кислоты) и средней или высшей жирной кислоты.
Кроме того, более предпочтительным базовым маслом является базовое масло группы III, которое представляет собой высокоочищенное минеральное масло или базовое масло, являющееся синтетическим маслом группы IV в категориях базовых масел API, или их смесь.
Композиция смазочного масла по настоящему изобретению может демонстрировать превосходные характеристики трения и превосходную несущую способность на направляющей поверхности скольжения станка или тому подобного и может эффективно использоваться в качестве композиции смазочного масла для направляющей поверхности скольжения.
Подробное описание сущности изобретения
Базовое масло от группы I до группы IV в категориях базовых масел API или их смесь используют как базовое масло смазки по настоящему изобретению.
Примером базового масла группы I является минеральное масло на основе парафина, полученное посредством обработки дистиллята смазочного масла, полученного посредством атмосферной перегонки сырой нефти, соответствующей комбинацией операций очистки, например, селективной очисткой растворителем, гидроочисткой и депарафинизацией.
Значения индекса вязкости являются подходящими от 80 до 120 и предпочтительно от 95 до 110. Кинематическая вязкость предпочтительно находится в диапазоне от 2 до 680 мм2/с и более предпочтительно от 8 до 220 мм2/с при 40°C. Кроме того, подходящим является общее содержание серы более чем 300 ч/млн и менее чем 700 ч/млн и предпочтительно менее чем 500 ч/млн Подходящим является общее содержание азота менее чем 50 ч/млн и предпочтительно менее чем 25 ч/млн. Кроме того, анилиновая точка должна быть в диапазоне от 80 до 150°C и предпочтительно от 90 до 120°C.
Примером базового масла группы II является минеральное масло на основе парафина, полученное посредством обработки дистиллята смазочного масла, полученного посредством обработки атмосферной перегонкой сырой нефти, соответствующей комбинацией операций очистки, например, гидрокрекингом и депарафинизацией.
Вязкость этих базовых масел особенно не ограничена, но подходящим является индекс вязкости от 80 до менее чем 120 и предпочтительно от 100 до менее чем 120. Кинематическая вязкость предпочтительно находится в диапазоне от 2 до 680 мм2/с и более предпочтительно от 8 до 220 мм2/с при 40°C.
Кроме того, подходящим является общее содержание серы не более чем 300 ч/млн, предпочтительно не более чем 200 ч/млн и более предпочтительно не более чем 10 ч/млн Подходящим является общее содержание азота менее чем 10 ч/млн и предпочтительно менее чем 1 ч/млн. Кроме того, подходящей является анилиновая точка от 80 до 150°C и предпочтительно от 100 до 135°C.
Кроме того, базовое масло группы II, которое было очищено с использованием процесса гидроочистки, такого как применяют в компании Gulf Oil, имеющее подходящее общее содержание серы менее чем 10 ч/млн и подходящее содержание ароматических соединений 5% или менее, может обеспечивать преимущество, состоящее в его использовании в настоящем изобретении.
Примеры базовых масел группы III включают минеральное масло на основе парафина, полученное посредством обработки дистиллята смазочного масла, полученного посредством обработки атмосферной перегонкой сырой нефти до высокой степени гидроочистки, а также базовое масло, полученное посредством очистки воска, который получают в процессе депарафинизации с использованием процесса изодепарафинизации, в котором проводят конверсию и депарафинизацию, или базовое масло, которое было очищено с использованием процесса изомеризации воска, применяемого в компании Mobil Oil.
Вязкость этих базовых масел группы III особенно не ограничена, но индекс вязкости должен быть от 120 до 180 и предпочтительно от 130 до 150. Кинематическая вязкость предпочтительно находится в диапазоне от 2 до 680 мм2/с и более предпочтительно от 8 до 220 мм2/с при 40°C. Кроме того, подходящим является общее содержание серы 300 ч/млн или менее и предпочтительно 10 ч/млн или менее. Подходящим является общее содержание азота 10 ч/млн или менее и предпочтительно 1 ч/млн или менее. Кроме того, подходящей является анилиновая точка от 80 до 150°C и предпочтительно от 110 до 135°C.
Кроме того, принадлежащее к группе III базовое масло ГЖК (GTL) (газожидкостная конверсия), полученное в процессе синтеза Фишера-Тропша, который является методом преобразования природного газа в жидкое топливо, имеет значительно более низкое содержание серы и содержание ароматических соединений и значительно более высокую долю парафина, чем очищенное от сырой нефти базовое масло на основе минерального масла и, следовательно, демонстрирует превосходную окислительную стабильность и крайне низкие потери при испарении и может быть успешно использовано в качестве базового масла в настоящем изобретении.
Вязкостные свойства этого базового масла ГЖК особенно не ограничены, но индекс вязкости, как правило, составляет от 130 до 180 и более предпочтительно от 140 до 175. Кроме того, кинематическая вязкость является подходящей в диапазоне от 2 до 680 мм2/с и более предпочтительно от 5 до 120 мм2/с. Кроме того, общее содержание серы, как правило, составляет менее чем 10 ч/млн, а общее содержание азота, как правило, составляет менее чем 1 ч/млн. Примером такого типа базового масла ГЖК является продукт SHELL XHVI™.
Полиолефины являются примером базового масла, принадлежащего к группе IV, и они содержат полимеры из множества олефинов и продукты их гидрирования. Могут быть использованы олефины любых типов, но их примерами являются этилен, пропилен, бутен и α-олефины, имеющие 5 или более атомов углерода. При производстве полиолефинов можно использовать один олефин в отдельности или комбинацию двух или более их типов. Особенно предпочтительными являются полиолефины, известные как поли-α-олефины ПАО(PAO).
Вязкость этих полиолефинов особенно не ограничена, но кинематическая вязкость предпочтительно находится в диапазоне от 2 до 680 мм2/с и более предпочтительно от 8 до 220 мм2/с при 40°C.
Фосфонат, упомянутый выше, представлен ниже формулой 1
В вышеуказанной формуле 1, R1 представляет собой насыщенную или ненасыщенную алкильную группу, имеющую 12-22 атомов углерода и предпочтительно 12-18 атомов углерода. R2 представляет собой насыщенную или ненасыщенную алкильную группу, имеющую 1-18 атомов углерода. Эти алкильные группы часто являются линейными, но могут быть разветвленными.
Примерами фосфоната этого типа являются диметилдодецил фосфонат, диметилтридецил фосфонат, диметилтетрадецил фосфонат, диметилпентадецил фосфонат, диметилгексадецил фосфонат, диметилгептадецил фосфонат, диметилоктадецил фосфонат, диметилнонадецил фосфонат, диметиликосил фосфонат, тридодецил фосфонат, тритридецил фосфонат, тритетрадецил фосфонат, трипентадецил фосфонат, тригексадецил фосфонат, тригептадецил фосфонат, триоктадецил фосфонат (тристеарилфосфит: таутомер) и триолеил фосфонат.
Этот тип фосфоната следует использовать в количестве порядка не менее чем 0,2 % мас., но менее чем 2 % мас., и предпочтительно не менее чем 0,5 % мас. и не более чем 1,5 % мас. по отношению к общему количеству композиции смазочного масла.
Вышеуказанная жирная кислота представлена ниже формулой 2
R3COOH (2).
В вышеуказанной формуле 2 R3 представляет собой насыщенную или ненасыщенную алкильную группу, имеющую 7-17 атомов углерода.
Примерами жирных кислот этого типа являются каприловая кислота, каприновая кислота, лауриновая кислота, миристиновая кислота, пальмитиновая кислота, стеариновая кислота, изостеариновая кислота, олеиновая кислота, линолевая кислота и линоленовая кислота.
Этот тип жирной кислоты следует использовать в количестве порядка не менее чем 0,03 % мас., но менее чем 1 % мас., и предпочтительно не менее чем 0,1 % мас. и не более чем 0,7 % мас. по отношению к общему количеству композиции смазочного масла.
Дезактиваторы металлов, противоизносные присадки и тому подобное также могут быть добавлены к этой композиции смазочного масла. Примерами дезактиваторов металлов являются производные тиадиазола, например соединения 2,5-бис(алкилдитио)-1,3,4-тиадиазола, например, 2,5-бис(гептилдитио)-1,3,4-тиадиазол, 2,5-бис(нонилдитио)-1,3,4-тиадиазол, 2,5-бис(додецилдитио)-1,3,4-тиадиазол и 2,5-бис(октадецилдитио)-1,3,4-тиадиазол; соединения 2,5-бис(N,N-диалкилдитиокарбамил)-1,3,4-тиадиазола, например, 2,5-бис(N,N-диэтилдитиокарбамил)-1,3,4-тиадиазол, 2,5-бис(N,N-дибутилдитиокарбамил)-1,3,4-тиадиазол и 2,5-бис(N,N-диоктилдитиокарбамил)-1,3,4-тиадиазол; и соединения 2-N,N-диалкилдитиокарбамил-5-меркапто-1,3,4-тиадиазола, например, 2-N,N-дибутилдитиокарбамил-5-меркапто-1,3,4-тиадиазол и 2-N,N-диоктилдитиокарбамил-5-меркапто-1,3,4-тиадиазол. В некоторых случаях можно использовать бензотриазол или производное бензотриазола, бензимидазол или производное бензимидазола, имидазол или производное имидазола, бензотиазол или производное бензотиазола, производное бензоксазола, производное триазола или тому подобное. В композиции смазочного масла можно использовать один или более из этих дезактиваторов металлов в количестве около 0,01-0,5 % мас.
Примерами противоизносной присадки являются диизобутилдисульфид, диизобутилтрисульфид, ди-трет-бутилтрисульфид, диоктилтрисульфид, ди-трет-нонилтрисульфид, ди-трет-бензилтрисульфид и другие полисульфиды. Также можно использовать сульфированный олефин, сульфуризованное масло или жир или тому подобное. В композиции смазочного масла можно использовать одну или более из этих противоизносных присадок на основе серы в количестве от около 0,1 до 3 % мас.
Кроме того, эти дезактиваторы металлов и противоизносные присадки можно использовать по отдельности или в соответствующих комбинациях, и в случаях, когда их используют в комбинации, может быть достигнут низкий коэффициент трения, могут быть достигнуты лучшая износостойкость к истиранию и противозадирные свойства, при этом направляющая поверхность скольжения может быть эффективно смазана в агрессивных условиях.
При необходимости, в композицию смазочного масла по настоящему изобретению в соответствующих случаях могут быть добавлены антиоксиданты, например, антиоксиданты на основе аминов и фенола, ингибиторы коррозии, стабилизаторы структуры, модификаторы вязкости, диспергирующие агенты, понижающие температуру застывания депрессанты, антипенные агенты и другие известные добавки.
Класс вязкости композиции смазочного масла для скользящей направляющей поверхности, описанной выше, должен быть VG22 до VG220, и предпочтительно VG32 до VG68 в соответствии с классами вязкости по ISO.
Композиция смазочного масла для направляющей поверхности скольжения по настоящему изобретению теперь будет описана специальными понятиями посредством рабочих примеров и сравнительных примеров, однако настоящее изобретение никоим образом не ограничивается этими примерами.
Примеры
Следующие материалы были подготовлены для получения рабочих примеров и сравнительных примеров.
Базовые масла
Базовое масло 1: базовое масло ГЖК (газожидкостная конверсия) принадлежащее к группе III (характеристики: кинематическая вязкость при 100°C: 7,579 мм2/с, кинематическая вязкость при 40°C: 43,69 мм2/с, индекс вязкости (VI): 141, плотность при 15°C: 0,8284) (Shell XHVI-8 производства компании Royal Dutch Shell)
Базовое масло 2: очищенное минеральное масло, принадлежащее к группе III (характеристики: кинематическая вязкость при 100°C: 7,545 мм2/с, кинематическая вязкость при 40°C: 45,50 мм2/с, индекс вязкости (VI): 132, плотность при 15°C: 0,8453) (Yu-Base 8 производства компании SK Innovation)
Базовое масло 3: ПАО (поли-α-олефин), принадлежащий к группе IV (характеристики: кинематическая вязкость при 100°C: 7,741 мм2/с, кинематическая вязкость при 40°C: 46,25 мм2/с, индекс вязкости (VI): 136, плотность при 15°C: 0,8322) (Durasyn 168 производства компании Ineos Oligomers)
Базовое масло 4: очищенное минеральное масло, принадлежащее к группе II (характеристики: кинематическая вязкость при 100°C: 5,352 мм2/с, кинематическая вязкость при 40°C: 31,10 мм2/с, индекс вязкости (VI): 105, плотность при 15°C: 0,8627)
Базовое масло 5: очищенное минеральное масло, принадлежащее к группе II (характеристики: кинематическая вязкость при 100°C: 9,490 мм2/с, кинематическая вязкость при 40°C: 73,66 мм2/с, индекс вязкости (VI): 106, плотность при 15°C: 0,8683)
Базовое масло 6: очищенное минеральное масло, принадлежащее к группе I (характеристики: кинематическая вязкость при 100°C: 4,628 мм2/с, кинематическая вязкость при 40°C: 24,32 мм2/с, индекс вязкости (VI): 106, плотность при 15°C: 0,8625)
Базовое масло 7: очищенное минеральное масло, принадлежащее к группе I (характеристики: кинематическая вязкость при 100°C: 7,446 мм2/с, кинематическая вязкость при 40°C: 51,37 мм2/с, индекс вязкости (VI): 106, плотность при 15°C: 0,8736)
Добавки
Добавка 1-1: Диметилоктадецил фосфонат
Добавка 1-2: Тридодецил фосфонат
Добавка 1-3: Тристеарилфосфит
Добавка 2-1: Каприловая кислота
Добавка 2-2: Лауриновая кислота
Добавка 2-3: Стеариновая кислота
Добавка 2-4: Олеиновая кислота
Добавка 3: Диэтилбензилфосфонат
Добавка 4: Бегеновая кислота
Добавка 5: Тиадиазол
Добавка 6: Ди-трет-додецилтрисульфид
Рабочие примеры 1-16 и сравнительные примеры 1-12
Композиции смазочного масла для направляющей поверхности скольжения из рабочих примеров 1-16 и сравнительных примеров 1-12 были приготовлены с использованием материалов, упомянутых выше, согласно композициям, представленным в таблицах 1-3 ниже. Количества смешиваемых компонентов представлены в виде % мас.
Испытания
Коэффициент трения: испытание коэффициент трения маятникового типа
Коэффициенты трения композиций смазочного масла из рабочих примеров 1-16 и сравнительных примеров 1-12 были измерены с использованием тестера маслянистости маятникового типа Soda, производства компании Shinko Engineering Co., Ltd. В этом испытании тестируемое масло нанесли на изнашиваемую часть, которая является опорной головкой маятника, маятник привели в колебания, а коэффициент трения определили на основании затухания колебаний. Испытание проводили при комнатной температуре (25°C).
Оценку испытания производили в соответствии со следующими критериями:
Коэффициент трения 0,110 или менее был признан ○ (прошедшим испытание).
Коэффициент трения более чем 0,110 был признан × (провалившим испытание).
Температура вспышки
Температуры вспышки образцов рабочих примеров 1-16 и сравнительных примеров 1-12 измеряли пять раз в соответствии с JIS K2265-4 с использованием автоматического прибора открытого типа для определения температуры вспышки Кливленд, причём среднее значение было определено посредством округления до 1 цифры после десятичного знака. Используемым термометром был термометр № 32 согласно спецификации JIS B7410 (COC).
Оценку испытания производили в соответствии со следующими критериями:
Температура вспышки 220°C или выше была признана ○ (прошедшей испытание).
Температура вспышки менее чем 220°C была признана × (провалившей испытание).
Испытание на несущую способность: (EP)испытание на четырёхшариковой машине трения (ЧШМТ) Shell
Рабочие примеры 1 и 12 и сравнительные примеры 5 и 6 были подвергнуты испытанию на несущую способность согласно ASTM D2783.
Условия: скорость вращения: 1760 ± 40 об./мин
Продолжительность: 10 секунд
Температура: комнатная температура
Параметры испытания: ISL (Initial Seizure Load - первоначальная нагрузка схватывания, единицы измерения - кгс) и WL (Weld Load –нагрузка сваривания, единицы измерения - кгс).
Способ испытания: численные значения были определены посредством приложения нагрузок в 50 кгс, 63 кгс, 80 кгс, 100 кгс, 126 кгс, 160 кгс, 200 кгс, 250 кгс и 315 кгс вплоть до WL
Оценку ISL производили в соответствии со следующими критериями:
Нагрузка в 80 кгс или более была признана ○ (прошедшей испытание).
Нагрузка менее чем 80 кгс была признана × (провалившей испытание).
Кроме того, оценку WL производили в соответствии со следующими критериями:
Нагрузка в 126 кгс или более была признана ○ (прошедшей испытание).
Нагрузка менее чем 126 кгс была признана × (провалившей испытание).
Испытание на износостойкость к истиранию: испытания на четырёхшариковой машине трения ЧШМТ Shell
Испытательное оборудование и способы испытаний были такими, что нагрузку в 40 кгс прилагали согласно ASTM D4172, температура масла составляла 75°C, тестер вращался при 1200 об/мин в течение 1 часа, и измеряли диаметр метки истирания, возникшей в точке контакта. Этому испытанию подвергли рабочие примеры 1 и 12 и сравнительные примеры 5 и 6.
Оценку испытания производили в соответствии со следующими критериями:
Диаметр метки истирания 0,50 мм или менее был признан ○ (прошедшим испытание).
Диаметр метки истирания более чем 0,50 мм был признан × (провалившим испытание).
Стабильность при хранении
Композиции смазочного масла рабочих примеров 1-16 и сравнительных примеров 1-12 выдерживали в течение 1 дня (24 часов) при 25°С, после чего визуально определяли наличие/отсутствие мутности или осадка.
Примеры, в которых не появились мутность или осадок, были признаны ○ (прошедшими испытание).
Примеры, в которых появились мутность или осадок, представлены в таблицах.
Что касается стабильности при хранении, то примеры, в которых появилась мутность или осадок, были неподходящими в качестве композиции смазочного масла для направляющих поверхностей скольжения, и, следовательно, были неподходящими для других испытаний, описанных выше.
Результаты испытаний
Результаты испытаний для рабочих примеров и сравнительных примеров представлены в таблицах 1-3.
Таблица 3
Как показано в таблице 1, композиция из рабочего примера 1, содержавшая базовое масло 1 и добавки 1-1 и 2-3, имела низкий коэффициент трения 0,093 и высокую температуру вспышки 270°C и была признана превосходной в качестве композиции смазочного масла для направляющей поверхности скольжения. Тем не менее, композиция из сравнительного примера 1, не содержавшая добавку 2-3, прошла по показателю температуры вспышки, но была признана неподходящей из-за того, что имеет высокий коэффициент трения 0,114.
Аналогичным образом, сравнивая рабочий пример 2 и сравнительный пример 2, рабочий пример 2 оказался подходящим, в то время как сравнительный пример 2, который отличался от рабочего примера 2 отсутствием добавки 2-3, был признан неподходящим. Кроме того, рабочий пример 3, который был получен посредством замены базового масла 1 из рабочего примера 2 на базовое масло 2, оказался отвечающим цели.
Кроме того, композиции, содержавшие добавку 1-2, но не содержавшие добавку 2, например, в сравнительных примерах 3 и 4, не могли достичь хороших результатов.
Сравнительный пример 5 отличался от рабочего примера 1 отсутствием добавки 1-1, но прошел по показателям коэффициента трения и температуры вспышки. Тем не менее, сравнительный пример 5 демонстрировал ту же WL, как в рабочем примере 1 в 126 кгс в EP испытании на ЧШМТ Shell, но имел более низкую ISL (63 кгс), чем в рабочем примере 1 (80 кгс) и имел худший диаметр метки истирания 0,73 чем в рабочем примере 1 (0,41) в испытании на износ на ЧШМТ Shell, и был признан неподходящим.
Сравнительный пример 6 содержал те же компоненты, как и рабочий пример 1, но содержал меньшее количество добавки 1 и добавки 2, и не прошел по показателям коэффициента трения, ISL и WL в EP испытании на ЧШМТ Shell и диаметру метки истирания в испытании на износ на ЧШМТ Shell, и значительно уступал рабочему примеру 1.
Сравнительный пример 7 содержал те же компоненты, как и рабочий пример 1, но содержал большее количество добавки 1 и добавки 2, а также в испытании на стабильность при хранении продемонстрировал мутность и оказался неподходящим. Поскольку образовалась мутность, как было упомянуто выше, другие испытания не проводились.
Как показано в таблице 2, все композиции рабочих примеров 4-8 содержали базовое масло 1 и добавку 1-1, все содержали добавку 5 и различались по типу и содержанию добавки 2, но все прошли по показателям коэффициента трения и температуры вспышки и были признаны подходящими.
Рабочий пример 9 отличался от рабочего примера 7 тем, что содержал добавку 1-2 вместо добавки 1-1, а рабочий пример 10 отличался от рабочего примера 9 тем, что содержал базовое масло 2 вместо базового масла 1, но рабочие примеры 9 и 10 прошли по показателям коэффициента трения и температуры вспышки и были признаны подходящими.
Сравнительный пример 8 отличался от рабочих примеров 4-8 тем, что содержал 0,3 % мас. добавки 4 (бегеновой кислоты) вместо добавки 2, а сравнительный пример 9 отличался от рабочих примеров 4-8 тем, что содержал 1,5 % мас. добавки 4 (бегеновой кислоты) вместо добавки 2, но в сравнительных примерах 8 и 9 в испытании на стабильность при хранении выпал осадок, и поэтому они оказались неподходящими. Кроме того, поскольку произошло выпадение осадка, другие испытания не проводились.
Сравнительный пример 10 содержал добавку 5 в базовом масле 1, но не содержал добавку 1 или добавку 2 и прошел по показателям температуры вспышки, но был признан неподходящим из-за того, что продемонстрировал чрезвычайно высокий коэффициент трения 0,146.
Как показано в таблице 3, рабочий пример 11 был получен посредством добавления добавки 6 к композиции рабочего примера 1 и прошел по показателям коэффициента трения и температуры вспышки.
Рабочий пример 12 был получен посредством добавления добавки 5 и добавки 6 к композиции из рабочего примера 1 и прошел по показателям коэффициента трения и температуры вспышки, а также продемонстрировал аналогичный диаметр метки истирания, как в рабочем примере 1 в испытании на износ на ЧШМТ Shell, но продемонстрировал более высокие значения для ISL и WL в EP испытании на ЧШМТ Shell, и, следовательно, был признан более предпочтительным в случаях, где требуются свойства высокой противозадирности.
Рабочие примеры 13-16 были получены посредством замены базового масла 1, используемого в рабочем примере 12, на другие базовые масла и все прошли по показателям коэффициента трения, а рабочие примеры 15 и 16 были немного хуже по показателям температуры вспышки, но все же прошли.
Сравнительный пример 11 отличался от рабочего примера 11 тем, что не содержал добавку 1 или добавку 2 и прошел по показателям температуры вспышки, но оказался неподходящим из-за того, что продемонстрировал высокий коэффициент трения, как в сравнительном примере 10.
Сравнительный пример 12 отличался от рабочего примера 12 тем, что вместо добавки 1-1 содержал добавку 3, которая представляет собой эфир фосфоновой кислоты, имеющий бензольное кольцо, и не прошел по показателям коэффициента трения и температуры вспышки, и был признан неподходящим.
Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла для направляющей поверхности скольжения, продемонстрировавшей превосходные характеристики низкого коэффициента трения и противозадирные характеристики с тем, чтобы обеспечить высокую точность обработки на станке. Композиция смазочного масла содержит базовое масло, при этом базовым маслом является базовое масло, принадлежащее к группе III, и/или базовое масло, принадлежащее к группе IV, в категориях базовых масел API; фосфонат, представленный формулой (1), в которой Rобозначает насыщенную или ненасыщенную алкильную группу, имеющую 12-22 атомов углерода, а Rобозначает насыщенную или ненасыщенную алкильную группу, имеющую 1-18 атомов углерода, и жирную кислоту, представленную формулой (2), в которой Rобозначает насыщенную или ненасыщенную алкильную группу, имеющую 7-17 атомов углерода. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 табл.(1), RCOOH (2)
Способ покрытия металлических поверхностей фосфатным слоем, а затем полимерным слоем смазочных материалов